Исследование особенностей самосознания подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 18:44, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить особенности самосознания подростков , а так же условия и факторы, влияющие на него.

Объект исследования – подростковый возраст.

Предмет исследования – особенности самосознания в подростковом возрасте.

Работа состоит из  1 файл

настя курсовая 2 курс.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

Введение.

     Актуальность  проблемы исследования:

     Существующие  перемены в социально-экономической  жизни страны требуют максимальной актуализации самовыражения и самосознания современных подростков во всей сложной  ее социальной реалии необходимо. Прежде всего, через поиск субъективных резервов личности и возможности оптимизации общественных влияний с учетом особенностей данного возраста.

     Цель  исследования – изучить особенности  самосознания подростков , а так  же условия и факторы, влияющие на него.

     Объект  исследования – подростковый возраст.

     Предмет исследования – особенности самосознания в подростковом возрасте.

     Основоположником  современных исследований с самосознании стал американский психолог Уильям Джеймс, опубликовавший в 1890 г. свою знаменитую книгу «Принципы психологии».

     «Давайте  начнем с самосознания в самом  широком смысле и затем проследим  его до самых тонких и интимных форм», - предложил он. Джеймс утверждал, что, хотя ощущение собственного «Я»  может казаться целостным, оно имеет  множество граней: от восприятия собственного тела до личных воспоминаний и далее, вплоть до осознания своего положения в обществе.

     В последнее время в России стала формироваться еще одна ориентация для подростков - приобретение экономической независимости. Человек по своей природе - субъект экономических отношений. Мир подростка насыщен идеальными настроениями, выводящими его за пределы обыденной жизни, реальных взаимоотношений с другими людьми. Конкретное содержание его представлений весьма изменчиво и неодинаково не только при сравнении разных культур, но и в пределах одной культуры.

     В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми  начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки  начинают оказывать сопротивление  по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании с взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся

ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии  взрослых по отношению к себе.

     Подросток - интуитивный психолог, он чувствует, что утвердить свою личную значимость можно через утверждение своего права собственности на многие вещи.

«Мое» - говорят они, имея в виду интимные душевные переживания; «мое» отвоевывая себе угол или приделывая замок в своей комнате; «мое» - мои друзья, телефонные разговоры и Т.д.

Подростки вовсе не большие собственники, чем  их родители, просто им давно известно, что реальная власть в семье у  того, в чьих руках собственность. Ведь родители считают, что могут распоряжаться судьбой детей, именно потому, что они их родители и тем самым «приобрели навечно» право собственности не только на душу ребенка, но и на его тело.

     Исполненные сознания своих прав, взрослые редко  уважают права детей.

     «Посторонним вход воспрещен!!» - предупреждает подросток, но взрослый с легкостью и без всякого чувства вины вторгается на чужую территорию, в чужую душу. Тогда подросток замыкается в себе - буквально врезает замок в своей комнате, а ключ носит на цепочке, как брелок, или бросается с кулаками на непрошенного посягателя, дерзнувшего на его душу. Сама же семья сохраняет прежние позиции по отношению к подростку. Обычно семья относится к подростку в соответствии со сложившимися семейными традициями.

     В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении и не только.

Глава 1. Особенности психики и самосознания подростков. 
 

1.1 Особенности идентификации с собственным «Я», кризис личности в отрочестве.

     Важнейшей особенностью личности в отрочестве является быстрое развитие самосознания посредством рефлексии подростка на себя и других. Чем лучшее образование и воспитание получил подросток в детстве, тем богаче его рефлексия. Подросток может, забыв обо всех забавах, отвлекшись от любимого занятия в сфере познавательной деятельности, уйдя от общения, подолгу заниматься рефлексией на свои собственные характерологические и общечеловеческие особенности. Это занятие при живости ума может продуцировать важные для подростка откровения общеморального порядка и относительно своей собственной персоны. Подростковая рефлексия хотя и поднимает отрока на исключительную для его возможностей высоту, отличается свободной ассоциативностью - мысли текут по разным направлениям в зависимости от чувств и внешних обстоятельств. Целостность рефлексии придает лишь исключительная направленность подростка на самого себя - куда бы он ни устремился в своих ассоциациях, он неизменно проидентифицирует себя с самим собой, возвратится к самому себе, к своему собственному «Я». [6, c.12]

     Удачные рефлексии вызывают чувство восхищения собой и повышают самооценку. В  обыденной жизни подростку становится настолько страшно уронить себя в собственных глазах, что он начинает бояться общаться с другими. Одна из самых типичных социально-психологических «болезней» в отрочестве - застенчивость. Робость из-за возможных неудач в своих общих суждениях в откровениях по поводу своих рефлексий, в своей самооценке ввергает подростка в мучительный обвал переживаний. Переживания по поводу возможных переживаний вовсе останавливают отроческие порывы в столь открытом доверительном общении. [6, c.35]

     Подросток углубленно изучает самого себя. Благодаря  рефлексии происходит активное наполнение структурных звеньев самосознания. Изучая свои особенности, размышляя о себе в прошлом, настоящем и будущем, анализируя свои притязания в деятельности, в общении и в сфере общения с представителями другого пола, подросток реализует свою потребность в адекватной самоидентификации. Здесь его интересует собственное «Я» именно в данный момент «здесь и теперь».

     Особое  значение в отрочестве имеет внешность. Идентификация с собой как  с физическим телом у подростка  обычно затруднена: ведь он начинает претерпевать очень быстрые метаморфозы в  физической и духовной конституции лица и тела. Подросток придает своей внешности особое значение. Привлекательность, соответствие прически и одежды канонам референтной группы сверстников, соответствие манеры телесных выразительных движений стандартам окружения - все это имеет чрезвычайное значение. [4, c.40]

     В зависимости от времени, в котором  живут разные поколения подростков, они проделывали разнообразные  карнавализации со своей внешностью: то отпускали патлы и расклешивали свои брюки, то брились наголо и надевали специально разорванную одежду, то выстригали фасонно волосы, сочетая голые места с зачесанными пучками длинных волос, и надевали на себя немыслимые хламиды. При этом, независимо от пола, они украшали себя серьгами, браслетами, цепями и цепочками. В последнее время появилась новая тенденция: раскрашивание лица не в соответствии с его конституцией, а вопреки ей - полосами, узорами, изображениями, защитными символами. Многие более агрессивные действия по отношению к своему телу начинают осуществляться именно в подростковом возрасте (татуировки, иссечения с симнолическим подтекстом и др.). Общая идентификация объединяет подростков в «Мы» и создает ощущение защищенности.

     В то же время подросток пристально рассматривает себя природного в  зеркале: удлинившийся нос, прыщик и другие новообразования во внешности смущают его.

     Идентификация с прежним образом нарушается, и подросток испытывает неуверенность  в себе даже самые обаятельные  и гармоничные подростки не уверены  в себе по-настоящему ведь они в  соответствии с возрастом тоже очень быстро изменяются.

     Одной из причин возрастной застенчивости  является именно высокая значимость внешности для большинства подростков: в отрочестве нередко встречается  недовольство теми или иными чертами  лица или фигуры (чаще - у девочек-акселераток с ускоренным созреванием и мальчиков-подростков с задержкой или недостаточным физическим развитием). При этом воспитатели не только не вытесняют гипертрофированные ориентации подростков на свою внешность, но нередко своими критическими замечаниями и поддразниванием по поводу тех или иных особенностей физического облика усиливают у подростка чувство собственной неполноценности, что, в свою очередь, приводит к замкнутости, необщительности, пониженному настроению, а то и к депрессии. Известно, что психотравмирующие высказывания позволяют себе многие родители, школьные врачи, педагоги. Особенно часто это делают учителя физкультуры, тренеры, хореографы. [1, c.10]

     Разумные  взрослые, понимающие отроческие проблемы, стараются поддержать подростка  и придать ему уверенность в себе. Рефлексия на себя у тонко чувствующего, гениального отрока может показаться выходящей за рамки возможной рефлексии обычных подростков. Однако в действительности это не так. Все отроки заинтересованно относятся к своей внешности, все стремятся заглянуть себе в душу и дать себе общественную оценку.

Подростки склонны не только рефлексировать на свои достоинства и недостатки, но и доверяют плоды своих усилий заинтересованным в них взрослым. Они полностью называют свои исходные данные: имя, отчество, фамилию, год рождения, когда об этом их не просят. Указывают село, город и место учебы. Отроки хотят занять в мире свое место и обозначают его на Планете. Им нужно заявить о себе: «Я есть!»

     Рефлексивный  самоанализ многих сотен подростков дает основание утверждать, что в отрочестве впервые человек начинает стремиться познать себя как такового. Давая оценки своим исключительно значимым для себя и других качествам, открыто восхваляя себя сейчас или свой потенциал, который проявит себя в будущем, отроки принимают себя вместе со своими недостатками. Как правило, они любят в себе свои недостатки и этим тоже утверждают себя в мире. «Примите меня таким, каков Я есть!» - это, конечно, вызов, но прежде всего это нормальная идентификация с собственным Я. [1, c.26]

     Кризис  личности. В подростковом возрасте могут с чрезмерной скоростью происходить изменения, связанные с ростом организма. В этом случае подростку трудно справиться с ситуацией. В лучшем случае он взывает о помощи, обращаясь к близким взрослым. «Мама, я весь дрожу и мне чего-то все время хочется. Я ем кислое, горчицу и другое, но не могу ничего найти. Ох, как мне тяжело». Мать этого отрока предложила ему записаться в атлетическую секцию, начала контролировать пищу. Скоро мальчик сообщил, что испытал облегчение от навалившейся на него «лишней энергии». [4, c. 102]

     Многие  подростки, подпадая под зависимость  от физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, а подспудно формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически.

     Подростковый  возраст - период отчаянных попыток  «пройти через все». При этом подросток  по большей части начинает свой поход с табуированных или прежде невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики. Если это делается не для пробы, а для куража, возникает физическая зависимость. Но и баловство, пробы могут привести к психологической зависимости, что проявляет себя в возникновении напряженности, тревоги, раздражительности.

     Подростки достаточно легкомысленно относятся  к человеческим порокам и слабостям  и в результате быстро приобщаются  к алкоголю и наркотикам, превращая  их из источника ориентированного поведения (любопытства) в предмет своих потребностей. На этом фоне, рефлексируя на свое «падение», подросток нередко превращает его в форму своего самоутверждения, заглушая внутреннее чувство потери себя, своего личного кризиса. Подростки с большим любопытством относятся к сексуальным отношениям. Там, где слабы внутренние тормоза, где слабо развито чувство ответственности за себя и другого, прорывается готовность к сексуальным контактам с представителями противоположного, а иногда и своего пола. Высокая степень напряжения до и после сексуального общения ложится сильнейшим испытанием на психику. Первые сексуальные впечатления могут оказать влияние на сферу сексуальной жизни взрослого человека. Поэтому важно, чтобы эти впечатления отражали достойные формы взаимодействия юных сексуальных партнеров. Многие подростки на почве неблагополучного опыта обретают неврозы, а некоторые - и венерические заболевания. Все эти формы новой жизни подростков ложатся на психику тяжелым бременем. Напряженность от неопределенности жизни в новом качестве в результате потери самоидентичности толкает многих подростков в состояние остро переживаемого кризиса. [1, c. 28]

Информация о работе Исследование особенностей самосознания подростков