Использование методов управленческой психологии в работе менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:43, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - раскрыть задачи, сущность и основные понятия управленческой психологии как самостоятельной научной дисциплины.
Задачи работы:
- Изучить социально-экономические и психологические установки управления;
- Рассмотреть методологические подходы к управлению.
Объектом исследования является психология управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. 5
1.1 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ. 7
1.2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ. 9
1.3. МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ. 12
1.4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ . …13
1.5. Настроение исполнителей И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ИЗМЕНЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ. 23
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В РАБОТЕ МЕНЕДЖЕРА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ. 25
2.1. КОМПАНИЯ ОАО «ЭР-ТЕЛЕКОМ» РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА ПРОДАЖ. 25
2.2. КОМПАНИЯ ОАО «ЭР-ТЕЛЕКОМ» РУКОВОДИТЕЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ОТДЕЛА. 26
2.3. КОМПАНИЯ ОАО «ЭР-ТЕЛЕКОМ» РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА СНАБЖЕНИЯ. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
3. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 30

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ ПО УП.doc

— 190.00 Кб (Скачать документ)

Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

 «ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»





 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

по дисциплине

Управленческая  психология


 

 

Тема:

 
 

«Использование  методов управленческой

 

психологии  в работе менеджера»

 

тема работы


 

 

Выполнил(а) студент(ка)

 

 

курса, группы

М5-10 (У)

   
 

Заморина  Марина Сергеевна

 

фамилия имя  отчество

 

Руководитель  работы

 
 

ученая степень, звание, фамилия и инициалы


 

Рецензия

 
   
   
   
   
 

актуальность, цели, достоинства и недостатки курсовой работы

   
   

                         Проверил

 
   
 

 

.


 

 

 

 

Пермь 2012

оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данная тема курсовой работы выбрана мной не случайно, так  как психология управления как часть  науки об управлении имеет как  теоретическое, так и практическое значение, что приобретает остроактуальное значение. Как прикладная отрасль психологической, психология управления имеет широкие и тесные взаимосвязи с другими научными дисциплинами, например, с социальной и общей психологией, социологией, философией и др.

Управление является древнейшей областью человеческой деятельности. Оно существует столько, сколько  люди живут и трудятся сообществами. Только благодаря скоординированным  действиям люди могли развиваться  и создавать огромные материальные и социальные ценности.

До начала XX века управление не считалось самостоятельной областью научного исследования. Однако с появлением книги Фредерика Уинслоу Тейлора "Менеджмент" или "Управление фабрикой" (1911 г.) были выделены основные принципы управленческого труда.

В 20-е годы известный  французский инженер, управляющий  гигантской добывающей и металлургической компании Анри Файоль предложил последовательную систему принципов менеджмента. Его считают основателем науки "менеджмента". Книга А. Файоля "Основы менеджмента", опубликованная в 20-х гг., стала классической.

Благодаря А. Файолю управление стали считать особой специфической  деятельностью. В этой связи возникла особая прикладная междисциплинарная  наука — "психология управления".

Цель курсовой работы - раскрыть задачи, сущность и основные понятия управленческой психологии как самостоятельной научной дисциплины.

Задачи работы:

- Изучить социально-экономические и психологические установки управления;

- Рассмотреть методологические подходы к управлению.

Объектом исследования является психология управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.

 

Основные методы управленческой психологии: наблюдение - активное (эксперимент) и пассивное; требования к наблюдению; беседа (интервью); анализ документации; анализ продуктов деятельности; тесты, требования к тестам: стандартизация, валидность, надежность; опросники и анкеты; проективные методики

Психология  управления как специфическая отрасль  практической психологии возникла почти одновременно с появлением профессии менеджера и профессиональных управленцев. Психология управления возникла в свободном обществе (несвободные общества с господствующей в них жесткой системой принуждения в виде кнута и пряника в ней не нуждаются), для свободных людей, стремящихся наиболее полно раскрыть собственные возможности с максимальной пользой для себя и для дела.

Современная психология управления построена на осознании  того, что использование человеческого  фактора в производстве, человеческого измерения в менеджменте выгодно экономически. Не важно, как это выглядит в теории, важно, что это работает на практике и приносит пользу.

Психология  управления - это отрасль практической психологии. Предметом практической психологии является проблема человеческих взаимоотношений. Следовательно, современная психология управления рассматривает проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления, менеджмента, и в этом - специфика ее предмета.

Какие именно проблемы человеческого измерения в менеджменте находятся в поле зрения психологии управления? Это:

    1. Личность менеджера, его самосовершенствование и саморазвитие.
    2. Организация управленческой деятельности с точки зрения ее психологической эффективности.
    3. Коммуникативные умения менеджера.
    4. Конфликты в производственном коллективе и роль менеджера в их преодолении.

Личность менеджера, его самосовершенствование и  саморазвитие.

Данная отрасль  знаний изучает не личность вообще, а личность руководителя-управленца, организатора, менеджера. Руководитель должен знать особенности личности своих подчиненных для более эффективного взаимодействия с ними, а иногда и для воздействия на них. В этой отрасли знаний имеется достаточно большой объем практических советов, рекомендаций и "рецептов", позволяющих руководителю любого ранга и с любым исходным уровнем управленческих способностей целенаправленно развивать в себе качества лидера. Она учит руководителя самое малое тому, как не совершать очевидных ошибок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Организация  управленческой деятельности с точки зрения ее психологической эффективности.

Любая деятельность должна быть организована. Управленческая деятельность имеет свою особенность. Эта особенность заключается  в том, что менеджер, действуя сам, организует деятельность других людей, решает не только производственные, но и управленческие задачи. Умение организовать свою деятельность и деятельность подчиненных неизменно приносит успех. И, наоборот, неумелая организация дела может привести фирму к краху даже при максимально благоприятных прочих условиях. Эффективно работающий менеджер не только знает основные управленческие действия и умеет их осуществлять - он постоянно рефлективно анализирует свою деятельность и совершенствует ее.

Знание основных компонентов управленческой деятельности позволяет, кроме всего прочего, компенсировать недостаточное развитие организаторских способностей.

Коммуникативные умения менеджера.

Коммуникативные качества личности не даются от рождения - они, подобно умению ездить на велосипеде или плавать, вырабатываются в результате специальных упражнений. Нужны только желание и время. Специалисты в области психологии управления давно и успешно разрабатывают правила и технические приемы общения, позволяющие сделать его не просто формой, но фактором управления. Все, что делает менеджер, должно быть нацелено на результат. А результатом является решение поставленной задачи наиболее рациональным и гуманным путем при минимальных затратах времени, сил и денег. Добиться такого результата помогает правильная организация управленческого общения в целом и каждого из его видов.

Конфликты в  производственном коллективе и роль менеджера в их преодолении.

Люди в коллективе связаны друг с другом системой порой  невероятно сложных отношений. Коллектив  может переживать как благоприятные, так и неблагоприятные периоды в развитии. Кризис может произойти когда угодно под влиянием комплекса внешних и внутренних причин и обстоятельств. Его последствия могут быть как положительными (дальнейший подъем в развитии коллектива), так и отрицательными (коллектив, еще недавно работавший как "часы", становится неуправляемым и распадается). Уровень руководителя и степень его профессионализма определяются не только тем, как он управляет развитием своего коллектива в относительно благоприятные периоды его существования и развития, но и тем, как он действует в сложные моменты, в обстановке конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Основные  методы психологии управления.

К ним относятся  наблюдение и эксперимент. Наблюдение как метод психологического исследования имеет несколько видов. Это: простое наблюдение, включенное наблюдение и лонгитюдное наблюдение.

При помощи простого наблюдения мы можем выявить некоторые особенности поведения, черты личности и качества характера человека в процессе его деятельности. Наблюдая за тем, как ведет себя и как действует человек в определенных обстоятельствах, мы можем сделать вывод об особенностях личности.

Включенное  наблюдение - это специфический вид наблюдения, при котором мы не просто наблюдаем за человеком, пытающимся решить какую-то задачу, но и сами участвуем в ее решении, помогая или мешая в этом.

Лонгитюдное (длительное) наблюдение специфично именно благодаря своей длительности. Оно достаточно эффективно используется в современной психологии управления.

В результате наблюдения может появиться только гипотеза, которая, чтобы стать истиной, нуждается в экспериментальной проверке. Вот почему эксперимент является вторым основным методом психологии управления.

Основные виды любого психологического эксперимента - это эксперимент искусственный (лабораторный) и естественный. Отличаются они друг от друга тем, что если первый проходит в специально созданных (искусственных) условиях, то второй - в условиях естественных, обычных и привычных для испытуемых. Важным преимуществом эксперимента как метода исследования является то, что его можно воспроизвести нужное количество раз, чтобы убедиться, что полученный результат не случаен, и подвергнуть полученные данные проверке на надежность с помощью методов математической статистики.

Психология управления располагает целой системой дополнительных методов исследования. Их часто называют вспомогательными и тем самым подчеркивают, что использование только дополнительных методов не дает надежного результата.

Тест - это кратковременное  задание, выполнение которого может служить показателем уровня развития некоторых психических функций и которое позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.д. Если все методы исследования служат для получения каких-то новых данных, обогащающих психологическую науку, то тесты в основном служат для целей испытания, чтобы выявить, насколько психические качества испытуемого соответствуют уже ранее выявленным психическим нормам и стандартам.

Основные требования предъявляемые к тестам.

Анкетирование - метод сбора исследуемых данных, основанный на опросе опрашиваемых с  помощью анкет.

Анкета - это  объединенная единым исследовательским  замыслом система вопросов, направленная на выявление количественно-качественных характеристик предмета анализа психики человека.

Беседа - метод  сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.

Метод беседы применяется:

а) при изучении личности человека, его прошлой жизни, домашней обстановки, его товарищей, его интересов и т.д.;

б) при применении других методов исследования для  получения дополнительных данных (подтверждение, уточнение того, что было выявлено);

в) при первоначальном знакомстве, когда начинается какое-либо исследование.

Беседа может  быть стандартизированная (точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым) и нестандартизированная (вопросы ставятся в свободной форме).

Каждая беседа должна иметь четко сформулированную цель и план ее проведения.

Успешность  беседы зависит:

а) от степени  ее подготовленности (наличие цели, плана беседы, учета возрастных и  индивидуальных особенностей человека, учета условий, места проведения и т.д.);

б) от искренности  даваемых ответов (наличие доверительности, такта исследования, правильности постановки поддерживающих беседу вопросов и вопросов, связанных с целью беседы и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Место психологии  в процессе управления.

 

Информация о работе Использование методов управленческой психологии в работе менеджера