Индивидуальные различия ВНД по Павлову, Небылицину, Айзенку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 18:23, контрольная работа

Описание

Первоначально в организме человека различали четыре основные материи, каждая из которых соответствовала одному из элементов или стихий природы. Комбинация этих материй и определяла особенности, тип поведения человека. Смесь жидкостей – крови, желчи, черной желчи и слизи- определяют своеобразие каждого организма. Таким образом, эта классификация была названа классификацией темпераментов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Теория И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности………………….4

Свойства нервной системы и их измерения……………………………………..8

Темперамент в структуре индивидуальности………………………………….11

Заключение……………………………………………………………………….15

Список использованной литературы…………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по Физиологии ВНД.doc

— 77.50 Кб (Скачать документ)

    Исследователи различают обшие и частные (или парциальные) свойства нервной системы. Частные свойства отражают свойства отдельных анализаторов и, следовательно, зависят от модальности стимулов, используемых для их диагностики. К частным свойствам может быть отнесена чувствительность одного из анализаторов, которая может отличаться от чувствительности других. По В.Д. Небылицину, общие свойства нервной системы должны характеризовать особенности тех мозговых структур, которые выполняют функции регуляции и управления основными звеньями поведенческого акта (мотивацией, эмоциями, программированием, оценкой результатов и т.д.). он относит к ним передние отделы новой коры, а также лимбическую и неспецифическую системы мозга.

   Главное направление развития  дифференциальной психологии и психофизиологии Б.М.Теплов и В.Д. Небылицин связывали не с определением типов высшей нервной деятельности, а с изучением отдельных свойств нервной системы и выявлением их сочетаний. Они отмечали, что четыре типа высшей нервной деятельности, выделенные И.П. Павловым, представляют, по существу, абстрактные модели, некоторые из которых встречаются крайне редко. Кроме того, по-видимому, существует значительно большее число типов высшей нервной деятельности, соответствующих разнообразным вариантам сочетания свойств нервной системы. Согласно другой точке зрения важным направлением исследования является установление связи комплексов свойств, выявленных разными методами, с поведенческими типами темпераментов.

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Темперамент в структуре индивидуальности 

   Четыре основных типа темперамента – это четыре типа поведения. Следовательно, темперамент – категория поведенческая. При этом темперамент ни в какой мере не характеризует содержательную сторону личности. Содержательная сторона личности связана с характером. Темперамент – это совокупность формальных, динамических характеристик поведения. При этом имеют в виду прежде всего энергетический уровень поведения: его интенсивность, скорость, темп, а также эмоциональные особенности поведения. Исследователи выделяют большое число самых различных свойств темперамента, среди которых импульсивность, тревожность, эмоциональная возбудимость, сила эмоций, реактивность и многие другие. Расходясь во взглядах на количество и значимость этих свойств, большинство ученых признают существование двух основных свойств темперамента или двух базальных формально-динамических характеристик поведения. Это общая активность и эмоциональность.

   Отличительной особенностью темперамента является его устойчивость. Это означает, что человек не может обнаруживать то черты холерика, то черты меланхолика. Также мала вероятность изменения темперамента в процессе жизни, хотя долговременные и направленные воздействия окружающей среды в сенситивный период могут привести к радикальным изменениям формально-динамических особенностей поведения.

   Темперамент является результатом  взаимодействия двух факторов: наследственного  и средового (фенотип). Влияние  наследственного фактора на особенности  поведения хорошо изучено на  животных. Так, в результате отбора и разделения наиболее активных и пассивных крыс по двигательному поведению и селективного их скрещивания в пределах каждой группы через несколько поколений удалось вывести две чистые линии:»активных» и «пассивных» крыс, поведение которых различается уровнем двигательной активности [1, c.167]. В основе такого деления – различие животных по генотипу.

   Для изучения наследственного  фактора в формировании индивидуальных  различий важное значение имеет  метод близнецов. Известно, что  однояйцовые близнецы имеют идентичный генотип (генетическую информацию). Поэтому в парах однояйцовых близнецов различия в темпераменте, если они обусловлены генетически, должны быть меньше, чем у двуяйцовых. Близнецовым методом показано, что двигательная активность, сложные движения, в особенности тонкие движения кистей рук наследственно обусловлены. Получены данные, что индивидуальный темп выполнения самых разных действий также в значительной мере контролируется генотипом. Высокая стабильность индивидуального паттерна ЭЭГ и ВП также имеют в своей основе влияние генетического фактора [2, c.414].

   Г.Айзенк и Д.Прелл сравнили  нейротизм, определяемый анкетными  методами, в парах однояйцовых  и двуяйцовых близнецов. У однояйцовых  близнецов они получили высокий  коэффициент корреляции по этому свойству, а у двуяйцовых низкий. Они полагают, что существует врожденный компонент эмоциональности как свойства темперамента.

   То обстоятельство, что многие  свойства человека обусловлены  наследственностью, говорит о  том, что темперамент относительно устойчив и должен мало поддаваться воздействиям воспитания и среды. Утверждение, что в процессе воспитания темперамент может быть преобразован, ошибочно. Влияние среды, воспитание изменяет лишь привычки, навыки. А это создает видимость изменения темперамента. В связи с этим правильное воспитание означает направленное формирование у человека тех навыков, привычек, определенного стиля деятельности, которые бы сглаживали природные недостатки темперамента. Поэтому общее поведение животного и человека не может быть показателем его природных типологических особенностей. Показано, что пассивно-оборонительная реакция может сочетаться с любым типом высшей нервной деятельности.

   Темперамент ребенка оказывает  сильное влияние на сам процесс  воспитания его родителями. И в этом проявляется его регулятивная роль. Уже с момента рождения ребенка определенные особенности его темперамента провоцируют определенное поведение взрослых и прежде всего родителей. Повторяя свое поведение, взрослые создают в отношении ребенка определенную систему направленных воздействий, которые и начинают оказывать формирующее влияние на поведение и личность ребенка. Таким образом, темперамент ребенка модифицирует, изменяет направленные на него воспитательные воздействия окружающих.  То есть среда действует на ребенка опосредованно через свойства его темперамента.

  Изменение  свойств нервной системы, которые  могут наблюдаться в раннем  возрасте, является не результатом  воспитания, а созревания, развития  нервной системы у молодого  организма. Ранний период развития (до 6 лет) характеризуется слабым процессом возбуждения. Этому соответствует большая впечатлительность ребенка. При этом отмечается неуравновешенность нервных процессов с преобладанием возбуждения над торможением и низкая лабильность. Затем наступает стабилизация, когда процессы возбуждения и торможения становятся более сильными и уравновешенными, увеличивается лабильность.

   Таким образом, индивидуальные  различия человека, проявляющиеся  в его психической деятельности  и поведении, обусловлены как наследственностью, природой его организации, так и его жизненным опытом, приобретаемым в результате обучения и воспитания. То есть индивидуальность, личность человека представляют единство природного и социального. Важной особенностью является то, что в структуру индивидуальности и личности включен темперамент, который иногда исключается из структуры личности.

   Выделение природных задатков  способностей основано на результатах  комплексного изучения общих  и частных способностей. Под способностями понимают такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения одной или нескольких деятельностей.

   Природной основой различных  способностей могут быть разнообразные  сочетания общих и специальных индивидуально-психологических свойств. К числу общих способностей относят работоспособность, активность, саморегуляцию и др. Природные предпосылки специальных способностей образуют сложные системокомплексы. Ими показано, что для лингвистических способностей это не только инертность, но и преобладание зрительной памяти и второсигнальных функций. Для коммуникативных языковых способностей это не только лабильность, но и слуховая память, и преобладание первосигнальных функций.

   Индивидуальность каждого человека определяет его большие или меньшие адаптивные возможности. По мнению И.П. Павлова, наиболее предпочтительными являются темперамент сангвиника и флегматика. Менее приспособлен к жизни темперамент холерика из-за отсутствия у него уравновешенности процессов возбуждения и торможения. Низкая  работоспособность нервной системы характеризует меланхолика. Однако Б.М. Теплов и В.Д.Небылицин выступали против оценочной характеристики темпераментов и подчеркивали, что в зависимости от характера и типа выполняемой деятельности преимущество могут иметь самые разные типы темпераментов и индивидуальные качества человека.  
 
 
 
 
 

Заключение 

   Таким образом, И.П.Павлов дал  физиологическую характеристику  четырем типам высшей нервной  деятельности, или темперамента: сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики Эти четыре типа в чистом виде встречаются не часто. Поэтому стали выделять так называемые промежуточные типы.

   В.Д.Небылицин в основу классификации  положил предположение, что каждое  из трех свойств нервных процессов – сила, уравновешенность, и подвижность – в свою очередь состоит из группы свойств. Позже стали учитывать и динамичность. Динамичность является критерием скорости формирования положительных и отрицательных временных связей.

   Г.Айзенк оценил темперамент по двум признакам: экстраверсия и нейротицизм.Обе черты обнаруживают умеренную наследуемость, наследуемость свойств темперамента обнаруживается уже в ранний период своей жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Воронин, Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности/ Л.Г.Воронин. - М.,1979.
  2. Данилова, Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности: Учебник./ Н.Н.Данилова, А.Л.Крылова.- М.: Учебная литература, 1997.
  3. Шульговский, В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии: Учебник./ В.В.Шульговский. - М.: «Академия», 2003.

    
 

    
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Индивидуальные различия ВНД по Павлову, Небылицину, Айзенку