Имидж как социально-психологическое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:56, контрольная работа

Описание

Понятие «имидж» стало предметом повышенного общественного внимания в конце 80-х годов в связи с новыми социально-экономическими условиями жизни общества. Причем это понятие рассматривалось как средство манипулирования массовым сознанием.

Содержание

Введение

1. Понятие «имидж», его виды

1.1. Понятие «имидж», его содержание
3
1.2. Виды имиджа
6
2. Понятие «имидж формирующая информация», формирование имиджа человека

2.1 Виды имидж формирующей информации
7
2.2 Каналы имидж формирующей информации, стратегии формирования имиджа
8
2.3 Принципы и технологии формирования индивидуального и профессионального имиджа человека
9
Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

психичка... - копия.docx

— 42.83 Кб (Скачать документ)
p style="text-align:justify">5. отработка  риторических приемов;

6. сведение  всех мини-технологий в одно целое.

 

Л. Браун  строит свою технологию создания имиджа с учетом сильно возросшего влияния  СМИ. В связи с этим она предлагает заострять внимание на следующем:

 

1. внешний  вид;

2. голос;

3. публичные  выступления;

4. поведение  перед камерой;

5. поддержание  формы.

 

И. Крикунова  предлагает формировать имидж в  пять этапов.

 

Первый  этап – изучение себя: прежде чем  создавать тот или иной имидж, надо объективно оценить свои внешние  данные.

Второй  этап – определение своей цветовой гаммы, наиболее выигрышной для внешности.

Третий  этап – выигрышное отражение своего внутреннего мира во внешнем облике (у двух сестер-близнецов с одинаковой внешностью, но разными характерами  имидж, будет совершенно различным).

Четвертый этап – приведение имиджа в соответствие той социальной роли, которая выбирается. Любая роль требует соответствующего «сценического костюма», и надо стать  умелым костюмером в том «театре», на сцене которого вы играете свою главную роль.

Пятый этап – выбор прически и макияжа .

 

Пелих А. С., Кизилова Т. Г., Пронченко А. Г. считают, что процесс формирования личностного  имиджа включает в себя три этапа:

 

I этап формирования  должен быть связан с повышением  самооценки;

II этап –  с изменением внешнего облика (габитарный имидж);

III – с  изменением личностных характеристик,  препятствующих закреплению положительного имиджа.

Апраксина М. В. рассматривает технологию построения самопрезентации в качестве основного условия формировании имиджа. Формирование имиджа в процессе межличностного общения начинается с возникновения первого впечатления о нем, создаваемого в процессе самопрезентации как элемента личностного воздействия.

Самопрезентация – это элементы поведения, формирующие  у окружающих впечатления об индивиде в процессе социальных аттракций. Самопрезентация  выступает как отражение внутренне  присущего человеку стиля общения  с людьми. Способствует созданию целостного образа, вызывая ответную реакцию  со стороны субъектов по какой-либо деятельности.

Кроме того, автор выделяет условия удовлетворенности  аспектами жизни, влияющими на потребность  в формировании имиджа:

 

а) материальное положение;

б) состояние  здоровья;

в) нехватка свободного времени;

г) недостаточная  разработанность проблемы формирования имиджа и внедрения ее в практику;

д) неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководством .

 

Известны  и другие технологии. Обобщив соответствующие  рекомендации и личный опыт, можно  предложить формировать имидж следующим  образом:

- определение стартовых условий: задача, время, степень подготовленности (человеку предлагается самоопросник, на основе которого он сможет выявить то, что необходимо для создания имиджа);

- «строительство внешности» (подбор одежды, макияжа, прически, отработка жестов, походки, мимики);

- освоение коммуникативной механики (овладение искусством публичных выступлений, ведения переговоров и бесед, умения слушать);

- освоение техники поведения (принятых норм поведения, искусства оставлять хорошее впечатление о себе, тактики действий в конфликтных ситуациях);

- овладение технологией «личного ортобиоза» (практика здорового образа жизни,

т. е. рациональное питание, методы снятия напряжения и  расслабления);

- самосовершенствование (самообразование, самовоспитание).

Работ, посвященных исследованию профессионального  имиджа, немного. Соответственно проблема формирования профессионального имиджа разработана достаточно слабо. Рассмотрим принципы и технологии формирования профессионального имиджа.

Особенно  актуальна проблема создания профессионального  имиджа в нашей стране в связи  с экономическими реформами. Там, где  есть конкуренция, свободный выбор, где деятельность предприятия и  личности все больше ориентирована  во вне, на клиента, партнера, успех  в очень большой степени зависит  от того, что мы собой представляем, какое впечатление производим, как  мы вписываемся в ту или иную ситуацию, т. е. речь идет о нашем образе (внутреннем и внешнем). И если он не благоприятствует профессиональной деятельности, его  следует изменить, руководствуясь следующими принципами.

 

1.  Имидж  строится в соответствии с  ожиданиями, потребностями,интересами  людей, которые вас окружают.

2.  При  формировании своего образа следует  учитывать особенности социальной  психологии и психологии личности, обыденного сознания, идеологических  воззрений, культуры, традиций, стереотипов.  Может случиться так, что самый  прекрасный образ вызовет негативные  эмоции.

3.  Образ  должен быть привлекательным,  чтобы вызывать положительные  эмоции и быстро приобретать  популярность.

4.  Хорошо, если образ обладает индивидуальностью,  которая является важным помощником  в вашей деятельности и общении.  Уникальность может быть подчеркнута  внешностью, одеждой, голосом, особенностями  характера, мастерством, образованием, увлечениями и т. п.

5.  Поскольку  речь идет о профессиональном  имидже, то важно, чтобы образ  как-то связан был с родом  деятельности и производимой  продукцией.

 

1.  Анализ всех составляющих имиджа  по принципу: что хорошо, а что  плохо. Это будет лишь приблизительное  описание, поскольку есть свойства, которые не вписываются в данную  схему. Кроме того, к подобному  анализу необходимо подходить  диалектически: с одной стороны,  такое качество, как скрытность  нежелательно, но, с другой стороны,  в иных обстоятельствах оно  может быть позитивным.

При работе над своим имиджем важно  иметь в виду, что на его содержание большое влияние могут оказать  такие факторы, как социальное происхождение, семья, образование, вероисповедание, политические предпочтения, друзья, партнеры, хобби и

 т. п.

 

По возможности  необходимо составить еще несколько  схем и попросить близких и  коллег заполнить их. Характеристики могут быть краткими, но очень важными: они укажут на достоинства и недостатки, о которых человек не подозревал.

2.  Каждая  личность – клубок противоречий, и это норма, но некоторые  из них желательно устранить,  ибо они разрушают целостность  имиджа, снижают его позитивную  значимость. Например, привлекательность  первичного визуального образа  делового человека (безупречный  костюм, ухоженность) может быть  полностью разрушена обилием  жаргонных слов и жвачкой во  рту.

3.  Обобщение  полученных данных и описание  имиджа, поиск ответа на вопрос: соответствует ли он роду вашей  деятельности и способствует  ли успеху?

Следует помнить, что содержание имиджа очень подвижное: это зависит от профессии и  должности (секретарь, банкир, продавец, коммерческий директор), от культуры предприятия, от места нахождения учреждения (деревня, город, филиал за границей), от личности партнера, а также от других факторов. Но тем не менее при создании профессионального  имиджа следует ориентироваться  на какие-то общие каноны, которые  сформировались в результате исторической практики человека.

Первичный образ (внешний вид, речь, голос, манеры) – очень значим, именно он производит первое впечатление и может многое рассказать о человеке. Работа по совершенствованию  внешнего образа сложна и крайне важна, но не достаточна для формирования должного профессионального имиджа. Отсюда следует, что имидж – это  целостное, гармоничное явление, его  невозможно разложить по частям. В  нем важно все: и внешний, и  внутренний образ, включающий в себя личностные, профессиональные и нравственные качества.

Практический  опыт, исследования, опросы руководителей  позволили выделить многие качества (личностные, профессиональные, нравственные), которые благоприятствуют (или, наоборот, мешают) профессиональной деятельности, адаптации к деловой среде, налаживанию  контактов с другими людьми.

 

- Личностные  качества 

Позитивные: сдержанность, терпеливость, уверенность доброжелательность, собранность беспристрастность взвешенность оптимизм дружелюбие, внимательность заботливость энергичность спокойствие жизнерадостность;

Негативные: скованность, недовольство, суетливость, неуверенность, пессимизм, робость, инертность, вспыльчивость, застенчивость, упрямство, агрессивность, непоследовательность, грубость, подозрительность, беспечность.

 

- Профессиональные качества

Позитивные:  трудолюбие, компетентность, активность, инициатива, рассудительность, творческий подход к делу, оперативное мышление, усердие и методичность, дисциплинированность, организованность и умение ценить время, практичностьповерхностный, хорошая память, исполнительность, выносливость,

Негативные: нерадивость, пассивность и медлительность, незнание своего дела, отсутствие интереса к работе, быстрая утомляемость, неорганизованность, несобранность, непоследовательность, недисциплинированность, примитивный ум, отсутствие здравого смысла, шаблонность мышления и догматизм, самонадеянность, конфликтность, некоммуникабельность;

 

- Нравственные  качества

Позитивные: честность, ответственность, справедливость, чувство профессионального долга отсутствие чувства профессионального долга, разумное сочетание общественного и личного интересов, бережливость, уважение к личности, доброжелательность;

Негативные: лживость, несправедливость, безответственность, доверительность эгоизм, подозрительность, мстительность, завистливость, алчность, меркантильность, коварство, совестливость, злорадство, расточительность, льстивость;

 

Нравственные  качества для делового человека важны  не менее, чем профессиональные. Эмпирический опыт убеждает в том, что у большинства  наших соотечественников весьма абстрактные, скудные и примитивные  представления о нормах, ценностях  и принципах морали, а с уровнем  нравственности в стране серьезные  проблемы. Сложившаяся ситуация закономерна: если профессиональной подготовке уделяется много времени (специальные учебные заведения, различные курсы, семинары, обучающие игры), то нравственное образование и воспитание происходит зачастую стихийно. Поэтому иностранцы вполне справедливо говорят, что с нами тяжело сотрудничать, так как у нас нет этики бизнеса.

В условиях рынка нельзя игнорировать деловую этику. Рынок как бы диктует  быть эгоистичными, несправедливыми, нечестными. Но, с другой стороны, если человек  не будет учитывать интересы общества и соблюдать общечеловеческие нормы  морали и заповеди, то его деятельность уничтожит все, в том числе  и его. Поэтому для цивилизованного  развития общества необходимо «налаживание отношений» между бизнесом и моралью.

Говоря  о перечисленных выше желательных  профессиональных и нравственных качествах, следует отметить, что в большей  мере они присущи капиталистическому типу личности.

Рынок – это прежде всего частная  собственность и инициатива, конкуренция, свободный труд и свободное предпринимательство, а следовательно, он требует и  другого мировоззрения, установок  и ориентации. Чтобы выжить и преуспеть  в новых условиях, необходимо развивать  такие ценности, как высокая оценка труда и профессии, активность и  инициатива, личная ответственность  и честность, аккуратность и бережливость, умение ценить время, методичность, уважение к частной собственности и  личности и т. п.

Удачный профессиональный имидж определяется тем, насколько он соответствует  характеру, требованиям выполняемой  работы, образу организации. Он не должен вызывать сомнений в профессионализме, нравственности сотрудника и должен соответствовать ожиданиям партнеров, клиентов.

Обретение удачного имиджа позволит достичь больших  успехов в профессиональной деятельности, максимально подчеркнуть лучшее в человеке, придаст ему больше уверенности в себе.

Образ должен правдиво отражать лучшие качества делового человека, а не быть хорошо приукрашенным или хорошо отрепетированным. Если человек не способен оправдать  ожидания партнеров, клиентов, его имидж  рухнет, как карточный домик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Современные политические, социально-экономические  условия в России заставляют по-иному  взглянуть на процесс формирования своего собственного образа в глазах других. А следовательно, актуализируют  проблему формирования собственного позитивного  имиджа.

Различные исследователи имиджа дают достаточно различные определения имиджа. Их можно разделить на 2 группы: рассмотрение имиджа как «набора определенных качеств, т. е. индивидуальности» и  появление имиджа в связи с  развитием средств массовой информации. В отечественной литературе присутствует три подхода к имиджу: функциональный, контекстный и сопоставительный.

Информация о работе Имидж как социально-психологическое явление