Дифференциальная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:33, контрольная работа

Описание

Задание № 2
Восполните пропущенные в предложениях слова:
«Подавляющее большинство психологических черт, описываемых современной психологией, выделены при помощи факторного анализа – либо этот метод используется как основной метод выделения и группировки черт, либо применяется как завершающая стадия отбора черт, выделенных изначально другими способами (на основе концептуализации или семантического сходства между чертами)».

Содержание

1. ПЕРЕЧИСЛИТЕ ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА 4
2. ДАЙТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ СКОРОСТНЫХ СВОЙСТВ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ, ОПИШИТЕ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 7
3. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ СТРУКТУРУ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, ОПРЕДЕЛИТЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ «УРОВЕНЬ» И «ИЕРАРХИЯ» 10
4. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПОНЯТИЕ «ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ» В КОНЦЕПЦИИ B.C. МЕРЛИНА? 12
5. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ СТРУКТУРУ ТЕМПЕРАМЕНТА В СООТНОШЕНИИ ОСНОВНЫХ ЕГО КОМПОНЕНТОВ (АКТИВНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ) 13
6. ОПРЕДЕЛИТЕ ПОНЯТИЕ «КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ», ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 15
7. ДАЙТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ ЛЮДЕЙ, СКЛОННЫХ К РАЗЛИЧНЫМ ТИПАМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ 17
8. КАК ВЗАИМОСВЯЗАНЫ ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР? 20
9. ПОЧЕМУ ХАРАКТЕР РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ЕДИНСТВО ИНДИВИДУАЛЬНОГО В ТИПИЧЕСКОГО? 21
10. ОПИШИТЕ ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ХАРАКТЕРОВ 22
11. КАК СООТНОСЯТСЯ ИНТЕЛЛЕКТ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ? 24
12. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СПЕЦИФИКА ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ КАК РАЗДЕЛА ПСИХОЛОГИИ? 25
13. ЧТО ТАКОЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ? 26
14. В ЧЕМ СУЩНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ Э.А. ГОЛУБЕВОЙ? 27
15. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ? 28
16. ЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВ И.П. ПАВЛОВА В ИЗУЧЕНИИ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 29
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 31
Задание № 1 31
Задание № 2 31
Задание № 3 31
Задание № 4 32
Задание № 5 32
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Работа состоит из  1 файл

1 Дифференциальная психология.doc

— 549.00 Кб (Скачать документ)

    СОДЕРЖАНИЕ 

 

      1. ПЕРЕЧИСЛИТЕ ОСНОВНЫЕ  МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ  СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА

 

      Существуют  несколько основных методик  изучения свойств нервной системы человека. Так, общим свойством большинства методик, применяемых для измерения свойств нервных процессов в лаборатории И.П. Павлова, является их условно-рефлекторный характер. Наиболее часто используется процедура выработки положительных и отрицательных условных рефлексов, их переделка.

      Этот  метод основывается на выявлении  наиболее устойчивых врожденных характеристик  высшей нервной деятельности. Для этих целей наиболее успешно применяется ЭЭГ (ее частотный спектр, реакция усвоения ритма мелькающего света на разных частотах, усредненный вызванный потенциал).

      Использование большого арсенала самых разнообразных  методик для диагностики свойств  привело Э.А. Голубеву с сотрудниками к заключению о необходимости разделения свойств нервной системы на те, которые в большей мере связаны с особенностью условнорефлекторной деятельности, и те, в которых в основном представлен безусловно-рефлекторный компонент деятельности.

      Считалось, что метод изучения свойств нервной системы с помощью условных рефлексов имеет то несомненное преимущество, что позволяет исключить произвольные реакции человека, которые могут мешать диагностике из-за сознательного искажения обследуемым получаемых результатов. Отсюда и возникло в лаборатории Б. М. Теплова требование использовать для диагностики типологических особенностей только «непроизвольные» реакции и основанные на них «непроизвольные» методы. Автор считал, что «методики произвольных реакций», или «произвольные» индикаторы, имеют лишь чрезвычайно ограниченные возможности для изучения свойств нервной системы, поскольку они неизбежно адресуются к сплаву черт природных и приобретенных, а стало быть, как пишет В. Д. Небылицын, «выявляют не свойства нервной системы как таковые, а в лучшем случае индивидуальные модификации используемых в опыте реакций под комплексным влиянием свойств нервной системы и приобретенного опыта».

      Достоинством  непроизвольных методик В. С. Мерлин считает следующее:

      - они дают возможность освободиться от маскирующего эффекта ранее образованных связей и выработать у испытуемого действительно новые условные связи;

      - с их помощью изучаются свойства нервной системы при наименьшем и наиболее просто учитываемом влиянии со стороны второй сигнальной системы;

      - они дают возможность выделить отдельные свойства нервной системы (автор, очевидно, полагал, что в произвольных реакциях проявляются сразу несколько свойств).

      Слабость  позиции исследователей, выступающих  против «произвольных» методик, состоит в следующем.

      1. В настоящее время стало очевидным,  что вырабатывать у человека  условные рефлексы в полной  изоляции от его психического (произвольного) контроля невозможно. Активность человека, степень его  произвольного внимания к условному  раздражителю играют большую роль в формировании условно-рефлекторных реакций. Да и методически исключить произвольные двигательные реакции оказалось невозможно.

      Таким образом, со временем произошла существенная эволюция во взглядах на «непроизвольность» приемов изучения свойств: вместо отстаивания непроизвольных реакций, с помощью которых изучаются свойства, стали говорить о «непроизвольных» показателях типологических особенностей, получаемых при произвольных реакциях человека.

        «Непроизвольные» показатели нейродинамических особенностей — это вторичная информация, получаемая в процессе выполнения обследуемым тестов, о которой тот не подозревает и, следовательно, не может ее преднамеренно исказить.

      2. Слабость позиции сторонников  «непроизвольных» методов изучения свойств нервной системы состоит и в том, что они считают, будто приобретенный человеком в течение жизни опыт маскирует в произвольных методиках врожденные типологические особенности. Если это касается свойств характера и темперамента, спорить не приходится: в них действительно может проявляться и маскировка, и влияние опыта. Но Б. М. Теплов говорил о том, что, когда изучаются свойства нервной системы, исследователя интересуют не особенности навыков, не уровень знаний, не разница в поведении, а особенности проявления свойств нервной системы, влияющих на приобретение знаний и навыков, на поведение человека. А раз так, то возникает задача отделить врожденное от фенотипа, т. е. сплава врожденного и приобретенного. «Произвольные» же методики, по мнению Б. М. Теплова, не дают возможности осуществить это.

      Рассматривается также вопрос о возможности использования  методов беседы и наблюдения в  процессе изучения свойств нервной  системы человека. Например, в лаборатории  Павлова метод выработки условных рефлексов сочетался с методом наблюдения. Однако данный метод наблюдения в этой случае подвергался критике. Было накоплено много фактов, свидетельствующих о том, что особенности поведения могут быть обусловлены условиями жизни и воспитания, а не только врожденными особенностями проявления свойств нервной системы. Например, трусливыми бывают собаки не только со слабой нервной системой, но и с сильной, если щенят воспитывали, держа в страхе.

      Именно  на этом основании И. П. Павлов и выдвинул понятие о фенотипе (характере) как сплаве генотипа и изменений, связанных с внешней средой, а также сделал вывод, что диагноз типологических особенностей необходимо ставить на основании их экспериментального изучения, а не на основе характеристики поведения.

      Е. М. Теплов (1956) также отмечал, что ставить диагноз типа нервной системы только на основе наблюдения за поведением возможно лишь при длительном и глубоком изучении данного человека, однако и в этом случае поставленный диагноз будет иметь гипотетический характер.

      Недостатком опросников является и то, что субъект может исказить свой реальный психологический портрет, выдать идеал за самого себя, либо преднамеренно заретушировать те свои особенности, которые ему по каким-либо причинам не нравятся. Кроме того, в опросниках испытуемый мысленно должен моделировать подчас такие ситуации, в которых он, может быть, никогда и не был. Отсюда домысливание, фантазирование.

      Возможность использовать опросники для выяснения  типологических особенностей проявления свойств нервной системы пытаются доказать тем, что результаты разделения субъектов на типологические группы с помощью опросников совпадают с результатами такого же деления при использовании инструментальных методик. Кроме того, ссылаются на наличие корреляции между результатами диагностики типологических особенностей тем и другим способом. При этом, однако, забывается, что наличие корреляции само по себе еще мало что говорит. По крайней мере, необходимо иметь в виду не только тождество коррелируемых показателей, но и зависимость одного показателя от другого или зависимость обоих коррелируемых факторов от третьего, а не друг от друга.

      Почему  же тогда выявляются связи между  диагнозами по опросникам и инструментальным методикам? Потому что с помощью  опросников выявляются различия в поведенческих реакциях, которые зависят от типологических особенностей свойств нервной системы. Соответвенно наблюдающиеся корреляции могут служить доказательством валидности инструментальных методик, а не опросников (т. е. свойство, обнаруживаемое с помощью данной инструментальной методики, имеет ожидаемое проявление в поведении или деятельности человека). Ведь правомернее предположить, что способности, склонности, стили деятельности, свойства темперамента и характера зависят от типологических особенностей проявления свойств нервной системы, а не наоборот. О том же, что перечисленные феномены в своих полярных проявлениях не тождественны типологическим особенностям проявления свойств нервной системы, и говорить не приходится.  

 

       2. ДАЙТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ  СКОРОСТНЫХ СВОЙСТВ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ, ОПИШИТЕ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

     Основные  свойства нервной системы – свойства нервной системы, выделенные в экспериментальных  исследованиях дифференциальной психофизиологии: динамичность  нервных процессов, их сила, подвижность и лабильность. Каждое из этих свойств характеризуется двумя нервными процессами – возбуждением и торможением, а также третьим показателем – балансом по возбуждению и торможению.

     Динамичность  нервной системы – свойство нервной  системы, свидетельствующее  о скорости образования  условных реакций. Эти реакции могут заключаться в выработке положительных условных рефлексов, что является показателем динамичности по возбуждению, или в условно-рефлекторном торможении (динамичность по торможению).

     Показателем динамичности по возбуждению является, например, условно-рефлекторное изменение показателей электроэнцефалограммы. Используя в качестве условного стимула звуковой сигнал, а в качестве подкрепления – зрительный раздражитель, можно вызвать условно-рефлекторное изменение корковой ритмики: в ответ на звуковой сигнал будут возникать такие изменения в электроэнцефалограмме, которые характерны не для звукового раздражителя, а для сочетания звука и света.

     Сила  нервной системы –  свойство  нервной системы,  понимаемое как способность нервной системы в течение длительного времени поддерживать состояние работоспособности, а также как  выносливость по отношению к длительным процессам возбуждения и торможения.

     Представления И.П.Павлова об изменении возбудительного  процесса при увеличении интенсивности стимула определили специфику методов исследования силы нервной системы. При низкой интенсивности происходит иррадиация возбудительного процесса, при повышении интенсивности – концентрация, а при дальнейшем повышении интенсивности – опять иррадиация.

     Представители сильного и слабого типов нервной  системы различаются по показателям  выносливости и чувствительности. Для  человека с сильной нервной системой характерным является высокая работоспособность, малая подверженность утомлению, способность в течение длительного промежутка времени помнить и заботиться о выполнении нескольких видов заданий одновременно, то есть хорошо распределять свое внимание. В ситуациях напряженной деятельности, повышенной ответственности наблюдается улучшение эффективности деятельности. Более того, в условиях обычной, повседневной деятельности у них развивается состояние монотонии, скуки, что снижает эффективность работы, поэтому лучших своих результатов они добиваются, как правило, в условиях повышенной мотивации. Совсем по-другому характеризуется поведение человека со слабой нервной системой. Для него характерна быстрая утомляемость, необходимость в дополнительных перерывах для отдыха, резкое снижение продуктивности работы на фоне отвлекающих факторов и помех, неспособность распределить внимание между несколькими делами одновременно. В ситуациях напряженной деятельности снижается эффективность работы, возникает тревога, неуверенность. Особенно ярко это проявляется в ситуациях публичного общения. Для слабой нервной системы характерна высокая устойчивость к монотонии, поэтому представители слабого типа добиваются лучших результатов в условиях повседневной, привычной деятельности.

     В экспериментальной ситуации варьирование уровня возбуждения достигается  сочетанием двух способов:

     1) подаются два типа стимулов: стимул, на который должен отреагировать  испытуемый (например, звуковой сигнал), и слабый „точечный” раздражитель. Повышение интенсивности этого  дополнительного стимула вначале  повышает чувствительность к основному сигналу, а затем, при высокой его интенсивности, – снижает. В зависимости от силы нервной системы чувствительность к основному сигналу меняется при разных интенсивностях дополнительного стимула;

     2) даются разные дозы кофеина,  которые усиливают процесс возбуждения, причем в большей степени у тех испытуемых, которые имеют слабую нервную систему. При этом у лиц с сильной нервной системой чувствительность к основному стимулу не изменяется, а у лиц со слабой нервной системой – повышается.

     Как было показано в экспериментальных исследованиях, параметры силы-слабости нервной системы связаны с чувствительностью. Так, при измерении латентных периодов простых двигательных реакций (времени от возникновения стимула до начала движения) было обнаружено, что у всех испытуемых латентные периоды уменьшаются при увеличении стимула (например, чем громче звук, тем быстрее реагирует на него испытуемый). Однако у испытуемых со слабой нервной системой это изменение (увеличение скорости реакции при повышении интенсивности стимула) выражено значительно меньше, чем у испытуемых с сильной нервной системой, поскольку „слабые” в отличие от “сильных” на все стимулы реагируют относительно быстро. Таким образом, обратной стороной слабости нервной системы (меньшей выносливости) является ее высокая чувствительность.

     Подвижность нервной системы – свойство нервной  системы,  характеризующее скоростные процессы, в частности скорость смены возбуждения торможением и торможения возбуждением.

     Это свойство нервной системы диагностируется  с помощью переделки знаков раздражителя при выработке условных реакций. Чем скорее положительный раздражитель превратится в процессе переделки в тормозный, тем выше скорость смены возбуждения торможением и тем выше подвижность.

     Жизненными  проявлениями подвижности нервной системы является легкость включения в работу после перерыва или в начале деятельности (врабатываемость), легкость переделки стереотипов, такой человек легко переходит от одного способа выполнения деятельности к другому, разнообразит приемы и способы работы, причем это касается как двигательной, так и интеллектуальной деятельности, отмечается легкость в установлении контактов с разными людьми. Инертные характеризуются противоположными проявлениями.

Информация о работе Дифференциальная психология