Диагностика воображения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:57, реферат

Описание

Воображение - это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако, с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 26.97 Кб (Скачать документ)

 

Эпизод 3. Вот старик проснулся, просит обедать. Ленивица притащила  ему кастрюлю, как есть, даже скатерцы не подостлала. Мороз Иванович попробовал, поморщился, а песок так и захрустел  у него на зубах.

 

На последнем уроке  изучения данного произведения учащимся предлагаю выбрать наиболее понравившийся  эпизод и подобрать к нему соответствующую  эмоцию или эмоции.

 

Эмоции тесно связаны  с интонациями. На уроках чтения применяю упражнение “Что означает интонация”. Это упражнение развивает воображение  на слуховые образы. Учащиеся читают отрывок  из произведения А.С. Пушкина “Сказка  о царе Салтане”:

 

Ветер по морю гуляет

 И кораблик подгоняет;

 Он бежит себе в  волнах 

 На поднятых парусах

 Мимо острова крутого,

 Мимо города большого;

 Пушки с пристани  палят,

 Кораблю пристать велят…

 

с разными интонациями: “по-доброму”, “грустно”, “ласково”, “сердито”, “безразлично”, “жалобно”. Каждый ребенок должен читать со своей интонацией, пытаясь  придать свою эмоциональную окраску  тексту.

 

Аналогичное задание можно  использовать и при чтении прозаического  произведения “Какая бывает роса на траве” Л.Н. Толстого.

 

… Когда неосторожно сорвешь  листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь  росинку, и росинка эта вкуснее  всякого напитка кажется.

 

В ходе изучения басен И.А. Крылова “Мартышка и очки”, “Ворона  и лисица”, “Зеркало и обезьяна”  использую игру “Пантомима”. Эта  игра является развивающей и оптимизирующей эмоциональный фон за счет активизации  воображения. Все дети становились  в круг. По очереди каждый выходил  в середину круга и с помощью  мимики и жестов показывал какое - либо действие из басен. Остальные  ребята должны были угадать, какой персонаж и из какой басни был задуман  ведущим. Победителями определялись те дети, которые наиболее верно изображали задуманную сценку.

 

Упражнение “Оживление картины” аналогично игре “Пантомима”, но с  усложненным сюжетом. Данное упражнение хорошо развивает образное воображение  и использовалось при изучении былин  “Добрыня Никитич”, “Добрыня и Змей”, “Илья Муромец и Соловей Разбойник”. Каждому ряду предлагаю конверт  с названием былины, с определенным сюжетом из нее. Затем учащиеся показывали немую сцену, иллюстрирующую сюжет  картины. Противоположные команды  должны объяснить, что они увидели, назвать произведение. Затем команда  артистов объясняли, что они изображали, после чего команды меняются местами.

 

Воображение и интересы

 

Не секрет, что учитель  должен так построить урок, так  преподнести учебный материал, чтобы  изучаемое произведение вызывало у  ребят неподдельный интерес. Для  этого можно использовать следующие  упражнения и игры:

Игра “Архимед”. Эта игра, основанная на активной работе фантазии, является прекрасным средством стимулирования к учебной деятельности. При изучении произведений детям предлагается ряд  проблем. Задача ребят дать как можно  больше идей для решения этих проблем. Например, при работе над произведением  Л.Н. Толстого “Лев и собачка” предложить разрешить следующую проблему: Как  можно успокоить льва?; при изучении сказки “Лягушка-путешественница” - Как  упавшей лягушке продолжить путешествие?

Игра “Изобретатель”. Эта  игра наряду с фантазией активизирует мышление. Данная игра использовалась при знакомстве с русскими народными  сказками. Детям предлагалось несколько  задач, результатом которых должны явиться изобретения. Сказка “Сестрица  Аленушка и братец Иванушка” - придумай сказочное заклинание, с помощью  которого братец Иванушка, превращенный в козленочка, примет человеческий облик. Сказка “Иван Царевич и  Серый волк” - представь себе, что  волк заболел и не смог помочь Ивану  Царевичу, придумай сказочный вид  транспорта, на котором бы передвигался Иван Царевич.

Игра “Веер” используется для развития фантазии и навыков  комбинаторики для детей младшего школьного возраста. Детям предлагалось несколько карточек с изображением предметов или сказочных героев. Слева изображен один предмет, справа - три. В центре ребенок должен нарисовать три сложных предмета (фантастических), в которых как бы соединились предметы из правой и левой половины. При изучении произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка “Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост” слева предлагалось изображение Зайца, справа - волка, лисы и медведя.

Игра “Превращения”. Эта  игра направлена на развитие изобретательности  ребенка, то есть воображения в сочетании  с творческим мышлением. Она расширяет  область представления ребенка  об окружающем мире. Данная игра построена  на универсальном механизме детской  игры - имитации функций предмета. Например, при изучении произведения Л.Н. Толстого “Прыжок” детям предлагалось с  помощью мимики, пантомимики, имитации действий с предметами превратить обыкновенный предмет (например, шляпу) в совершенно другой предмет, с другими функциями.

 

Воображение и личность

 

Общеизвестно, что воображение  тесно связано с личностью  и ее развитием. Личность ребенка  формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребенка, которая  обеспечивает специфические возможности  для личностного развития - это  игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия.

 

Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует  у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность. Через работу воображения  происходит компенсация недостаточных  пока еще реальных возможностей ребенка  преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального  взаимодействия.

Игра “Сценарий”. За короткий промежуток времени дети совместно  должны придумать сценарий к фильму. Каждый ребенок предлагает придумать  название одного или двух предметов  из изучаемого произведения. Затем  дети придумывают историю, в которой  должны фигурировать все названные  персонажи.

Игра “Наоборот”. При  изучении любого произведения, учащиеся должны поменять характеры героев и  представить, какая бы получилась сказка.

 

Кроме вышеописанной работы над развитием воображения и  его взаимосвязи с эмоциями, интересами и личностными качествами, широко использую такие приемы, как словесное  рисование, написание творческих работ, иллюстрирование произведений.

 

Для повышения эмоционального уровня художественного текста, для  развития воображения можно использовать словесное рисование или иллюстрирование, которое проводится по вопросам или заданиям такого типа: “Как вы представляете себе обстановку в какой-то момент действия? Представьте себе, что все это нарисовано на картине. Расскажите так, будто все это находится перед вашими глазами”

 

Словесные картины (преимущественно - устные, реже - письменные) “рисуются” к тем эпизодам, которые наиболее существенны в понимании идейного замысла произведения; так же иллюстрировались описания природы в поэтических  произведениях, портреты героев. К одному рассказу “нарисовать” две-три картины - иллюстрации, таким образом, получается картинный план, который отражает самые важные моменты произведения.

 

Вариантом словесного рисования  служит так называемая воображаемая экранизация: учащимся можно предложить словесно нарисовать ряд кадров, вообразив, будто рассказ проходит перед  их глазами на экране. Воображаемую экранизацию можно провести с  участием практически всех учащихся.

 

Одной из сложных, но интересных форм творческой перестройки текста, на мой взгляд, является его инсценирование. Переходом от обычного чтения к инсценированию служит чтение по ролям. При пересказе  дети передают лишь диалоги, а ведущий (ребенок) кратко обрисовывает обстановку, на фоне которой протекает действие.


Информация о работе Диагностика воображения