Диагностика воображения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:57, реферат

Описание

Воображение - это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако, с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 26.97 Кб (Скачать документ)

Воображение - это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем  переработки предшествующего опыта. Воображение является высшей психической  функцией и отражает действительность. Однако, с помощью воображения  осуществляется мысленный отход  за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление  ожидаемого результата до его осуществления.

 

Воображение и фантазия присущи  каждому человеку, а особенно эти  качества присущи детям. Действительно, возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в  детстве, через развитие высших психических  функций, к числу которых относится  и воображение. Именно развитию воображения  необходимо уделять внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, то есть наиболее благоприятным для  развития когнитивных функций ребенка.

 

Нет сомнения, что воображение  и фантазия являются важнейшими сторонами  нашей жизни. Если бы люди не обладали этими функциями, человечество лишилось бы почти всех научных открытий и  произведений искусства, дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры, не смогли бы усваивать школьную программу. Ведь любое обучение связано  с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Вся художественная деятельность строится на активном воображении. Эта функция обеспечивает ребенку  новый, необычный взгляд на мир. Она  способствует развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащает индивидуальный жизненный опыт.

 

Но, к сожалению, учебная  программа начальных классов  в современной школе предусматривает  недостаточное количество методик, приемов тренировки, упражнений для  развития воображения.

 

Доказано, что воображение  теснейшим образом связано с  другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную деятельность. Таким образом, не уделяя достаточно внимания развитию воображения, учителя начального звена  снижают качественный уровень обучения.

 

Вообще, каких-либо проблем, связанных с развитостью детского воображения, у младших школьников обычно не возникает, так что почти  все дети, много и разнообразно играющие в дошкольном детстве, обладают хорошо развитым и богатым воображением. Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и учителем в начале обучения, касаются связи воображения  и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных  понятий, которые вообразить и представить  ребенку, как и взрослому человеку, достаточно трудно.

 

В связи с этим можно  использовать ряд методик:

 

1. Методика “Вербальная  фантазия” (речевое воображение).

 

Ребенку предлагается придумать  рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка  и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится  до одной минуты, а после этого  ребенок приступает к рассказу.

 

В ходе рассказа фантазия ребенка  оценивается по следующим признакам:

скорость процессов воображения;

необычность, оригинальность образов воображения;

богатство фантазии;

глубина и проработанность (детализированность) образов;

впечатлительность, эмоциональность  образов.

 

По каждому из этих признаков  рассказ оценивается от 0 до 2 баллов.

 

0 баллов ставится тогда,  когда данный признак в рассказе  практически отсутствует. 1 балл  рассказ получает в том случае, если данный признак имеется,  но выражен сравнительно слабо. 2 балла рассказ зарабатывает  тогда, когда соответствующий  признак не только имеется,  но и выражен достаточно сильно.

 

Если в течение одной  минуты ребенок так и не придумал сюжет рассказа, то экспериментатор  сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения  ставится 0 баллов. Если же сам ребенок  придумал сюжет рассказа к концу  отведенного времени (1 минута), то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. Наконец, если ребенку удалось  придумать сюжет рассказа очень  быстро, в течение первых 30 секунд, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум  два разных сюжета, то по признаку “скорость  процессов воображения” ребенку  ставится 2 балла.

 

Необычность, оригинальность образов воображения расценивается  следующим способом.

 

Если ребенок просто пересказал то, что когда-то от кого-то слышал или  где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов. Если ребенок пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается  в 1 балл. В том случае, если ребенок  придумал что-то такое, что он не мог  раньше где-то видеть или слышать, то оригинальность его воображения  получает оценку в 2 балла.

 

Богатство фантазии ребенка  проявляется также в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения  фиксируется общее число различных  живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик  и признаков, приписываемых всему  этому в рассказе ребенка. Если общее  число названного превышает десять, то за богатство фантазии ребенок  получает 2 балла. Если общее количество деталей указанного типа находится  в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл. Если признаков в рассказе мало, но в целом не менее пяти, то богатство фантазии ребенка оценивается  в 0 баллов.

 

Глубина и проработанность  образов определяются по тому, на сколько  разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся  к образу, играющему ключевую роль или занимающему центральное  место в рассказе. Здесь также  даются оценки в трехбалльной системе.

 

0 баллов ребенок получает  тогда, когда центральный объект  рассказа изображен весьма схематично.

 

1 балл - если при описании  центрального объекта его детализация  умеренная. 

 

2 балла - если главный  образ его рассказа расписан  достаточно подробно, с множеством  разнообразных характеризующих  его деталей.

 

Впечатлительность или эмоциональность  образов воображения оценивается  по тому, вызывает ли он интерес и  эмоции у слушателя.

 

0 баллов - образы малоинтересны,  банальны, не оказывают впечатления  на слушающего.

 

1 балл - образы рассказа  вызывают некоторый интерес со  стороны слушателя и некоторую  ответную эмоциональную реакцию,  но этот интерес вместе с  соответствующей реакцией вскоре  угасает.

 

2 балла - ребенком были  использованы яркие, весьма интересные  образы, внимание слушателя к  которым, раз возникнув, уже  затем не угасало, сопровождаясь  эмоциональными реакциями типа  удивления, восхищения, страха и  т.п.

 

Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок  в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное - 0.

 

2. Методика “Рисунок” 

 

В данной методике ребенку  предлагается стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее 6 разных цветов). Ребенок получает задание придумать  и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 минут.

 

Анализ картины и оценка фантазии ребенка в баллах производилась  таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и  с помощью такого же протокола.

 

3. Методика “Скульптура”.

 

Ребенку предлагается набор  пластилина и задание, пользуясь  им, за 5 минут, смастерить какую- либо поделку, вылепить ее из пластилина.

 

Фантазии ребенка оцениваются  примерно по тем же параметрам, что  и в предыдущих методиках от 0 до 10 баллов.

 

0-1 балл - за отведенные  для работы 5 минут ребенок так  и не смог ничего придумать  и сделать руками;

 

2-3 балла - ребенок придумал  и вылепил из пластилина что-  то очень простое, например, кубик,  шарик, палочку, кольцо;

 

4 -5 баллов - ребенок сделал  сравнительно простую поделку,  в которой имеется небольшое  количество простых деталей, не  более двух - трех;

 

6 - 7 баллов - ребенок придумал  что- то необычное, но вместе  с тем не отличающееся богатством  фантазии;

 

8 - 9 баллов - придуманная ребенком  вещь достаточно оригинальна,  но детально не проработана;

 

10 баллов - ребенок может  получить лишь в том случае, если придуманная им вещь и  достаточно оригинальна, и детально  проработана, и отличается хорошим  художественным вкусом.

 

Таким образом, протестировав  учащихся экспериментального и контрольного классов, мы можем оценить общий  уровень развития их воображения  следующим образом.

 

25- 30 - баллов - очень высокий  уровень;

 

19 - 24 баллов - высокий уровень;

 

10 -18 баллов - средний уровень;

 

5 - 9 баллов - низкий уровень;

 

0 - 4 баллов - очень низкий  уровень.

 

Виды воображения

 

У детей младшего школьного  возраста различают несколько видов  воображения. Оно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в  соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов:

Агглютинация, то есть “склеивание” различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить  классический персонаж сказок человек-зверь  или человек-птица;

Гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить сказочные персонажи  Карлик Нос, Гулливер или Мальчик-с-пальчик.

Схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются  основные черты сходства;

Типизация. Характерно выделение  существенного, повторяющегося признака и воплощение его в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы врача, космонавта, шахтера и  т. д.

 

Основой создания любых образов  фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль - отдаленная аналогия с космическим кораблем.

 

В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных  классах от живого созерцания, большую  роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование воображения  будет более эффективным при  целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

 

Таким образом, нельзя не согласиться  с выводами ученых-психологов, исследователей о том, что воображение является одним из важнейших психических  процессов и от уровня его развития, особенно у детей младшего школьного  возраста, во многом зависит успешность усвоения школьной программы.

 

Несмотря на большую занятость  педагогов начального звена, учителю  необходимо ставить задачу подбора  дополнительного материала к  изучаемым произведениям, предусмотренным  программой, позволяющего наиболее эффективно соединить обучение младших школьников с развитием их познавательных возможностей, в том числе и воображения, и наиболее полно использовать при  этом специфику чтения как учебного предмета.

 

Формы и методы по развитию воображения

 у детей младшего  школьного возраста на уроках  чтения

 

Программное содержание чтения как учебного предмета состоит из ряда разделов:

устное народное творчество, куда включены русские народные песни, сказки, былины;

русская классика (поэзия и  проза);

литературные сказки (и  др.).

 

Представленные в учебниках  литературные произведения, на мой  взгляд, открывают широкий простор  учителю для подбора упражнений и заданий на развитие воображения  и творческой фантазии у учащихся начального звена.

 

Воображение тесным образом  связано с такими качествами, как  эмоциональность, интерес, многими  личностными качествами. На основе взаимосвязи воображения с вышеперечисленными качествами, мною проводится работа по развитию воображения на уроках чтения.

 

Воображение и эмоции

 

Любая эмоция имеет внешнее  выражение. Каждый человек имеет  свое представление о внешних  признаках того или иного чувства. Умение правильно распознать состояние  героя литературного произведения по выраженности чувств, позволяет  ребенку глубже проникнуть в суть произведения, прочувствовать замысел  автора, определить, кто из героев положительный, а кто - отрицательный.

 

На каждом уроке чтения основным для развития воображения  и эмоций, является использование  схематических изображений человеческих эмоций. Задача детей заключается  в том, чтобы как можно точнее подобрать для данного героя, для данной конкретной ситуации эмоциональный  образ. Сначала дети пытаются изобразить на своем лице выбранную эмоцию и  объяснить, почему именно это схематическое  изображение эмоции он считает наиболее подходящим. Например, при изучении сказки Одоевского В.Ф. “Мороз Иванович”  детям предлагаю найти на схеме  эмоцию, характеризующую всех главных  героев, проанализировать отдельные  эпизоды и показать их эмоциональную  значимость.

 

Эпизод 1. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши  с постели, за дело принималась: печку  топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила.

 

Эпизод 2. А Ленивица меж  тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась….. Встанет, попрыгает, да и сядет к  окошку мух считать: сколько прилетело  да сколько улетело. Как всех пересчитает  Ленивица, так уж и не знает, за что  приняться и чем бы заняться; ей бы в постельку, да спать не хочется; ей бы покушать, да есть не хочется; ей бы к окошку мух считать - да и то надоело. Сидит, горемычная, плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты.

Информация о работе Диагностика воображения