Диагностика творческих способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:07, контрольная работа

Описание

Многих выдающихся ученых, работающих в самых различных областях науки, всегда интересовал вопрос о психологических особенностях творческой деятельности и тех условиях, которые необходимы для продуктивного творчества. Пожалуй, наиболее последовательно охарактеризовал эти условия В. И. Вернадский. Главными из них он считал следующие:

- проводить детальный анализ; видеть за частным общее;

- не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и связь с другими явлениями; не избегать вопроса «почему?»; прослеживать историю идей;

- собирать как можно больше сведений о предмете исследований из литературных источников (преимущественно научных), обращаясь к оригиналам;

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Что такое способности? 5

Глава 2. Творческая деятельность. 12

Глава 3. Психологический механизм творчества. 14

Заключение 29

Список использованной литературы. 30

Работа состоит из  1 файл

Диагностика творческих способностей..doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)

    В составе математических способностей большую роль играет математическая память (память на схемы рассуждений и доказательств, на методы решения задач и принципы их анализа); способность к логическому мышлению в области количественных и пространственных отношений; быстрое и широкое обобщение   математического   материала;    легкое   и   свободное   переключение от одной умственной операции к другой; стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности рассуждений и решений и т. д.

    Литературные  способности — это синтез таких способностей, как наблюдательность, впечатлительность (эмоциональное переживание восприятий), наличие ярких, наглядных образов памяти, эстетические чувства, творческое воображение, точность, эмоциональность, выразительность языка и т. д.

    Высокий уровень развития способностей обозначают словом «талант». Талант — это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающее возможность особенно успешно, творчески выполнять определенную деятельность. Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, не только в области науки или искусства. Поэтому талантливым может быть и лечащий врач, и учитель, и летчики новатор сельскохозяйственного производства, и квалифицированный рабочий.

    Развитие  талантов решающим образом зависит  от общественно-исторических условий. Классовое общество тормозит развитие талантов среди представителей эксплуатируемых классов. И если даже в подобных условиях народ дал немало выдающихся талантов (М. В. Ломоносов - сын помора, Тарас Шевченко - сын крепостного крестьянина, изобретатель паровоза Стефенсон - сын рабочего), то это говорит лишь о том, насколько талантлив народ.

    Талант  есть яркое   сочетание   способностей, с одной стороны, и склонности к данному виду   деятельности,   своеобразной потребности, носящей характер увлечения, подлинной страсти в занятиях этим видом деятельности — с другой.

     Многие полагают, что талантливым  людям все дается легко и просто, без особого труда. Это не так. Для развития таланта требуется длительное, упорное учение и большой, напряженный труд. Как правило, талант всегда сочетается с исключительной трудоспособностью и трудолюбием. Недаром все талантливые люди подчеркивают, что талант — это труд, умноженный на терпение, талант — это склонность к бесконечному труду.

    Прежде  всего, способности, как правило, тесно связаны с активным положительным отношением к соответствующей деятельности, интересом к ней, склонностью заниматься ею, переходящей на высоком уровне развития в страстную увлеченность, в жизненную потребность в этом виде деятельности. Чаще всего человек и стремится заниматься той деятельностью, к которой у него уже сформировались определенные способности. По сильной, действенной и устойчивой склонности человека к занятиям определенной деятельностью часто можно судить и о наличии у него способностей к этой деятельности.

    Для успеха   в   деятельности,   кроме   наличия   способностей, интересов    и    склонностей,   необходим   ряд   черт   характера, прежде всего трудолюбие, организованность, сосредоточенность, целеустремленность, настойчивость.   Без   наличия   этих  качеств даже выдающиеся способности не приведут к ровным, надёжным, значительным достижениям.

    Развитые  способности должны сочетаться с  высокой идейностью, принципиальностью. Человек может в полной мере развить свои способности, мобилизовать большую энергию и силу для достижения результата, пика он трудится не ради личной славы и выгоды, а ради блага своего народа, всего человечества.

     Очень важны такие качества личности, как скромность, самокритичность, требовательность к себе. Уверенность в своей исключительности, питаемая неумеренными похвалами и восторгами, часто губительна для способностей, так как в этом случае формируются зазнайство, самовосхищение и самолюбование, пренебрежение к окружающим. Человек перестает работать над собой, трудности вызывают у него раздражение и разочарование, а все это тормозит развитие способностей. Как отмечалось, способности  формируются, развиваются   в жизни, в деятельности, в процессе обучения и воспитания. 
 
 

     

                Глава 2. Творческая деятельность 

    Исследованиям творческой деятельности уделяется в настоящее время особое внимание. Литература по науковедению, по психологии мышления и творчества весьма обширна и разнохарактерна. В последние годы на страницах ряда научных изданий были опубликованы интересные материалы по проблеме творчества, в которых делается попытка выявить его особенности, его отличие от других видов деятельности.

    Советский ученый А. А. Налчаджян высказывает  мысль, что определить направление исследований мышления можно по тому, как ученый решает одну из ключевых проблем творчества — проблему интуитивного «озарения». Такое название было дано психическому явлению, в основе которого лежит «неожиданное высвечивание» правильного решения творческой проблемы, поглощавшей внимание ученого многие годы. Исследователи, однако, единодушно полагают, что состояние «озарения» может проявиться лишь при определенных условиях и на определенном этапе творчества. Перечисляются, например, личностные качества, которыми должен обладать ученый для переживания «озарения». В основу обычно кладутся интеллектуальные характеристики, признаваемые наиболее ценными качествами творческого таланта: оригинальность, адаптивная и спонтанная гибкость и т. п.

    Применительно к творческой деятельности считается, кроме того, важным четкое различие таких понятий, как собственно «творчество» и «продуктивность». Результаты исследований показывают, что эти понятия покрывают друг друга лишь в ограниченной степени. Продуктивный ученый может, не обладая высокими творческими возможностями, быть весьма ценным систематизатором, развивающим и оформляющим в стройную систему идеи, высказанные другими. Соответственно ученый, обладающий большими творческими возможностями, может быть малопродуктивным в смысле количества созданных научных трудов.

    А. А. Налчаджян, оспаривая эти теории, считает, что роль бессознательного в творчестве сводится в основном к предоставлению в распоряжение подсознательных творческих механизмов необходимой энергии, эмоциональных компонентов и ощущения органического благополучия или неблагополучия. Само же бессознательное мало приспособлено для осуществления творческих процессов.

    Огромную роль эмоционального компонента в творческом процессе признавал В. И. Вернадский. «Разве можно узнать и понять, когда спит чувство, когда не волнуется сердце, когда нет каких-то чудных, каких-то неуловимых обширных фантазий, — писал он. — Говорят: одним разумом можно все постигнуть. Не верьте! Те, которые говорят так, не знают, что такое разум, они не понимают, что волнует, что интересует в тех работах, которые считаются одними умственными работами. Мне представляются разум и чувство тесно-претесно переплетенным клубком: одна нить — разум, другая — чувство, и всегда они друг с другом соприкасаются: и когда... в этом клубке рядом мертвое и живое,— разве может быть сила, разве может быть какая-нибудь работа с помощью такого помертвелого, чуть не загнившего клубка?»

    Одним из активных исследователей проблемы научного творчества с позиций диалектического материализма являлся Б. М. Кедров. Им, в частности, был выделен ряд этапов творческого процесса и проанализировано их значение.

    На  примере анализа открытия Д. И. Менделеевым периодического закона химических элементов можно раскрыть содержание каждого из этапов этого сложного процесса. Руководствуясь документальным материалом видно, что все этапы творческого процесса Д. И. Менделеева были максимально сознательными. Роль интуиции в данном случае сохраняется лишь на уровне «нащупывания» идеи, которая бы объединила в систему результаты ранее полученных частных решений. Именно этот момент сам Д. И. Менделеев выразил известными словами: «Все в голове сложилось, а выразить таблицей не могу». Своеобразной формой интуитивного «озарения» явился тот факт, что к концу рабочего дня Д. И. Менделеев уснул и увидел таблицу во сне. Можно допустить возможность появления подсознательной мысли во время сна: «...Дмитрий Иванович действительно мог увидеть во сне свою систему переписанной с черновика набело, иначе говоря, ему действительно могло присниться, будто он переписывает созданную уже им таблицу элементов в обратном порядке: в черновике элементы располагались так, что более легкие стояли под более тяжелыми; в беловом экземпляре, напротив, более легкие стояли над более тяжелыми» - говорил Б. М. Кедров.

    Открытие  периодического закона и создание системы представляют собою две взаимообусловленные, неразрывно связанные стороны единого, нераздельного творческого процесса.

    Справедливо отмечая, что для совершения выдающегося научного открытия нужны такие личностные качества ученого, как решимость, чтобы не останавливаться на полпути, смелость мысли, чтобы видеть дальше и лучше своих предшественников и современников, мужество, чтобы пойти против течения и сломать веру большинства, можно перейти к тем объективным обстоятельствам, которые делают необходимыми эти качества. Одним из этих обстоятельств является наличие определенного познавательного препятствия, «барьера» на пути к открытию истины, который ученому требуется преодолеть. Научное открытие, с этой точки зрения, и есть революционное преодоление познавательного «барьера». 
 

Глава 3. Психологический механизм творчества 

                  “Каждый из нас более человек в том, как он чувствует, чем как он думает.”

К. Ушиский 

    В основу понимания психологического механизма творчества положено сопоставление результатов экспериментально-психологических исследований проблем онтогенеза поведения детей и хода решения творческих задач умственно развитыми людьми.

    При изучении онтогенеза предметом исследования была динамика форм поведения, характеризующая этапы его развития. Выделено и описано несколько этапов.

    На  первом человек вообще не может правильно  строить свои действия в довольно простой предметной ситуации, если задача сформулирована ему в словесной форме. На втором такое построение возможно, но лишь путем манипуляций реальными вещами, т. е. предметами-оригиналами, а не их моделями (в частном случае представлениями). На третьем появляется возможность манипулировать (в аналогичных условиях) преставлениями вещей, хотя еще не удается в достаточной мере подчинять эти манипуляции требованиям задачи. На четвертом такое подчинение оказывается возможным, однако задачи решаются лишь в итоге проб и ошибок; вместе с тем полученное решение может составить основу плана повторных действий, этот план реализуется уже без ошибок. На пятом данная форма поведения достигает полного развития: человек анализирует структуру задачи, строит план ее решения и однозначно подчиняет этому плану свои последующие действия.

    При изучении хода решения творческих задач  предметом исследования была динамика форм поведения, характеризующая функциональные ступени решения творческой задачи, требующей высокого творческого потенциала с обязательным  привлечением неосознаваемых  средств.

    Для упрощения описания этой динамики воспользуемся  примером (пусть не полно отображающим существо дела, ею весьма наглядным) — опишем ход решения достаточно трудной проволочной головоломки умственно развитым человеком.

    На  первых порах решающий манипулирует деталями головоломки, пытаясь немедленно достичь решения, затем внимательно рассматривает головоломку, пытаясь понять ее устройство — соотнести наблюдаемую конструкцию с ранее известными, производит разного рода прикидки, вытекающие из достигнутого понимания задачи, анализирует их и т. д. Однако если принцип предложенной головоломки действительно ему не знаком и человек не может преодолеть трудность задачи, то вскоре его поведение существенно изменяется. Поиск новых сознательно направляемых проб все более затрудняется, «логика идей» постепенно, сменяется «логикой вещей». Планы поведения становятся все более размытыми. И вдруг (в удачных случаях) в итоге одной из проб составляющие головоломку звенья разделяются. Удивленный человек чувствует, что его потребность удовлетворена, видит, что желаемый результат получен. Однако как это произошло, он не знает. Чтобы выяснить способ разъединения деталей, успешный момент хода решения надо повторить заново. Необходимо вновь соединить детали, что само по себе нередко превращается в нелегкую проблему. Но развивать решение без воспроизведения достигнутого невозможно. Способ решения должен быть осознан, вербализован. В  удачных  случаях  преодолеваются  и  эти трудности.  Решающий постепенно развивает свое решение и в итоге окончательно осмысливает его в логически завершенном виде.

    При сопоставлении результатов экспериментально-психологических  исследований проблем онтогенеза и  хода решения творческих задач были обнаружены следующие факты. В начале решения форма поведения соответствовала особенностям исходного этапа онтогенеза, затем оказалась тождественной, выявленной в исследовании высшего этапа. Человек, решающий творческую задачу, сохранял эту форму до тех пор, пока не исчерпывались специфические для нее средства организации попыток решения. Затем форма поведения вновь менялась. Наступал момент, когда она по своим доминирующим признакам уподоблялась той, которая специфична для средних этапов онтогенеза и, наконец, низших. Данная форма сохранялась, пока в ходе решения не наступал кульминационный момент, отделяющий нерешенную задачу от решенной. После этого процесс протекал в обратном порядке — повторно происходили последовательные смены форм, но теперь уже не в нисходящем, а в восходящем направлении. Вначале новая форма уподоблялась той, которая свойственна второму этапу, затем — третьему, четвертому и, наконец, вновь становилась тождественной форме высшего этапа.

Информация о работе Диагностика творческих способностей