Диагностика творческих способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:07, контрольная работа

Описание

Многих выдающихся ученых, работающих в самых различных областях науки, всегда интересовал вопрос о психологических особенностях творческой деятельности и тех условиях, которые необходимы для продуктивного творчества. Пожалуй, наиболее последовательно охарактеризовал эти условия В. И. Вернадский. Главными из них он считал следующие:

- проводить детальный анализ; видеть за частным общее;

- не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и связь с другими явлениями; не избегать вопроса «почему?»; прослеживать историю идей;

- собирать как можно больше сведений о предмете исследований из литературных источников (преимущественно научных), обращаясь к оригиналам;

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Что такое способности? 5

Глава 2. Творческая деятельность. 12

Глава 3. Психологический механизм творчества. 14

Заключение 29

Список использованной литературы. 30

Работа состоит из  1 файл

Диагностика творческих способностей..doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                          Содержание 

    Введение.                                                                              3

    Глава 1. Что такое способности?                                          5

    Глава 2. Творческая деятельность.                                      12

    Глава 3. Психологический механизм творчества.              14

    Заключение                                                                           29

    Список  использованной литературы.                                  30 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

          

                            Введение.

                                                                                              Так связан, съединен от века

                                                                                              Союзом кровного родства

                                                                                              Разумный гений человека

                                                                                              С творящей силой естества…

Ф. И. Тютчев 

    Многих  выдающихся ученых, работающих в самых  различных областях науки, всегда интересовал вопрос о психологических особенностях творческой деятельности и тех условиях, которые необходимы для продуктивного творчества. Пожалуй, наиболее последовательно охарактеризовал эти условия В. И. Вернадский. Главными из них он считал следующие:

- проводить детальный анализ; видеть за частным общее;

- не   ограничиваться   описанием   явления,   а   глубоко исследовать его сущность и связь с другими явлениями; не избегать вопроса «почему?»; прослеживать историю идей;

- собирать как можно больше сведений о предмете исследований из литературных источников (преимущественно научных), обращаясь к оригиналам;

- изучать общие закономерности научного познания (думать о том, как думаешь);

- связывать науку с другими областями знания, с общественной жизнью;

- не только решать проблемы, но и находить новые, перерешенные.

    В последнее время появилось немало исследований, посвященных разработке различных способов активизировать какое-либо из перечисленных условий, а, следовательно, и повысить эффективность творческого процесса в целом.

    Творчество – высочайшая из человеческих функций,  которая  зиждется  на  свободе  воли  и  воображения. Именно свобода и воображение, если к ним подходить с ответственностью помогают человеку быть творцом будущего,  а не только порождением прошлого. Творчество освобождает личность от сожалений о не сделанном в прошлом.  Люди рождены для творчества – это их богатство, право и основа судьбы.

    Творчество  – это возрождение, вечный источник молодости; творчество придает свежесть, оригинальность и значимость всему, чем мы занимаемся, о чем думаем и что чувствуем.

    Целью моей работы является выяснить диагностику развития творческих способностей.

    Для осуществления этой цели нужно решить следующие виды задач:

  1. Раскрыть, что такое способность и как она развивается.
  2. Рассмотреть творческую деятельность.
  3. Изучить психологический механизм творчества.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Что такое способности 

      Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения.

    Обратим  внимание на  важнейшие стороны  этого определения. Способности — это индивидуальные особенности, т.е. то, что отличает одного человека от другого, а также, это не просто особенности, а психологические особенности, поэтому,   например,   длинные,   гибкие пальцы   (особенности   пианиста) или высокий рост (особенности баскетболиста) не являются способностями, хотя и помогают добиться успеха в соответствующей деятельности. И наконец, способности не всякие индивидуально-психологические   особенности,  а   лишь   те, которые  соответствуют  требованиям определенной  деятельности.

    К способностям относятся, например, музыкальный  слух  и чувство  ритма,  необходимые для  успешных занятий музыкой;  конструктивное воображение, необходимое для выполнения деятельности конструктора, инженера;  быстрота двигательных реакций, необходимая при занятиях некоторыми видами спорта; тонкость цветоразличения — для художника-живописца. Наряду с индивидуальными особенностями психических процессов (ощущений и восприятий, памяти, мышления, воображения) способностями являются и более сложные индивидуально-психологические  особенности.   Они   формируются   на   базе  тех или иных особенностей психических процессов, но включают и эмоционально-волевые   моменты,   элементы   отношения, имеют личностную окраску (например, математическая направленность ума как тенденция вычленять математические отношения при восприятии, видеть мир «математическими глазами»).   Любая деятельность требует от человека  не одной способности,  а  ряда способностей.  Например,  литературные  способности  включают  в себя  впечатлительность, наблюдательность, образную память, творческое воображение, способность к точному и выразительному языку.

    

      Недостаток, слабое развитие какой-либо  одной частной способности могут быть компенсированы (возмещены) за счет усиленного развития других. Это свойство компенсации способностей определяет довольно широкие возможности овладения различными видами деятельности, выбора профессии. Отсутствие отдельной, частной способности можно компенсировать упорным трудом, настойчивостью, напряжением сил. Хотя овладение деятельностью при этих условиях будет замедленным, потребует значительных усилий, но результаты будут заметными, не говоря уже о том, что способности могут развиться в дальнейшем.

    Способности обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей.

    Способности не только проявляются, но и развиваются  в соответствующей деятельности. Человек не рождается способным  к той или иной  деятельности,  его способности формируются,  складываются,  развиваются в правильно организованной  деятельности.  Вне специальной деятельности  не  может быть  развития  способностей.

    В  деятельности,  направленной  на  удовлетворение  потребностей,  исторически создавались  и  развивались  способности  людей.  В  ходе  исторического  развития  человеческого  общества  возникали  новые  потребности,  люди  создавали  новые  области  деятельности,  тем  самым  стимулируя  развитие  новых  способностей.  Например,  в  наше  время,  возникла  потребность  в  освоении  космического  пространства,  возник  совершенно  новый  вид  деятельности  человека  -  деятельность  космонавта.  Создалась  потребность  в  формировании  специальных  способностей  к  космическим  полетам,  и  такие  способности  развиваются  у  кандидатов  в  космонавты.

    Следует  подчеркнуть  тесную и неразрывную связь способностей, с  одной стороны,  и знаний, умений, навыков — с другой.  С одной  стороны,  способности   зависят  от  знаний,  умений,  навыков  -  в  процессе  приобретения  знаний,  умений  и  навыков  развиваются  способности,  их  формирование  и  развитие  невозможно  вне  процесса  овладения  соответствующими  знаниями,  умениями  и  навыками. С другой  стороны,  знания,  умения  и навыки  зависят от  способностей  -  процесс приобретения  знаний,  умений  и навыки  зависит наряду  с другими условиями (например;  качества  обучения)  и от  индивидуальных  психологических особенностей.  Способности позволяют,  быстрее,  легче,  прочнее и глубже  овладеть  соответствующими  знаниями,  умениями  и  навыками.  Например,  в  процессе  приобретения  математических  знаний,  умений  и  навыков,  с  одной  стороны,  развиваются  такие  способности,  как  математическая  память,  способность  к  геометрическим  пространственным  представлениям,  способность  к  логическому  мышлению  и  т.  д.  С  другой  стороны,  при  наличии  хорошей  математической  памяти,  способностей  к  логическому мышлению  усвоение  математики,  овладение знаниями,  умениями  и навыками  в этой  области происходит  гораздо легче,  быстрее и успешнее.

    Для людей художественного типа характерна яркость непосредственных впечатлений, образность восприятия и памяти, богатство и живость воображения, эмоциональность. Люди мыслительного типа склонны к анализу и систематизации, к обобщенному, абстрактному мышлению.

    При наличии благоприятных задатков способности у ребенка, например музыкальные, литературные, художественно-изобразительные, математические, могут формироваться очень рано и развиваться весьма быстро (как это и было у композитора Моцарта, художника К. Брюллова). Это создает иногда иллюзию врожденности способностей.

    Следует помнить, что задатки не заключают в себе способностей и не   гарантируют   их   развития.   Задатки — это   только одно из условий формирования способностей. Ни один человек, какими бы благоприятными задатками он ни обладал, не может стать выдающимся музыкантом, художником, математиком, поэтом, не занимаясь много и настойчиво соответствующей деятельностью. В жизни  много  примеров,  когда   люди   с  весьма  благоприятными задатками так и не смогли реализовать в жизни своих возможностей и оставались заурядными исполнителями как раз в той деятельности, в которой они могли  бы  добиться больших   успехов, если   бы   по-иному сложилась их жизнь. И наоборот, даже при отсутствии хороших задатков трудолюбивый и настойчивый человек с сильными и устойчивыми интересами и склонностями к какой-либо деятельности может добиться в ней известных успехов.

    Нельзя  считать, что каждой способности  соответствует свой определенный задаток. Задатки многозначны. Это значит, что на основе одного и того же задатка могут выработаться разные способности. Например, на основе такого задатка, как быстрота, точность и прочность образования дифференцировок в области движений, могут, в зависимости от условий жизни и деятельности, выработаться и способность к плавным и координированным движениям тела гимнаста, и способность к тонким и точным движениям руки хирурга, и способность к быстрым и пластичным движениям пальцев скрипача. На основе художественного типа могут сложиться способности и актера, и писателя, и художника, и музыканта. На основе мыслительного типа — способности и математика, и лингвиста, и философа.

    Что же касается развития способностей, то отсутствие ранних достижений нельзя рассматривать как свидетельство отсутствия  благоприятных  задатков.   Например,  такие  крупнейшие таланты, как физик И. Ньютон, математик Н. Н. Лузин, биологи Л. Пастер и К. Линней, писатели В. Скотт, Н. В. Гоголь и В. Я. Шишков проявили себя в относительно позднем возрасте.

     Отдельные способности человека еще не гарантируют успешного выполнения им сложной творческой деятельности. Для успешного овладения любой творческой деятельностью необходимо определенное сочетание отдельных, частных способностей, образующих в совокупности единство, качественно своеобразное целое.

    Прежде  всего, различают общие умственные способности и специальные способности. Общие умственные способностиэто способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности; эти способности отвечают требованиям, которые предъявляют не одна, а целый ряд, широкий круг относительно родственных деятельностей. К общим умственным способностям относятся, например, такие, качества ума, как критичность, гибкость, систематичность, быстрота умственной ориентировки, умственная активность, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, а также такие качества, как сосредоточенное внимание, хорошая память, некоторые эмоционально-волевые особенности.

    Специальные способности — это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь одной определенной деятельности — музыкальной, художественно-изобразительной, математической,, литературной, конструктивно-технической и т. д. Эти способности также представляют собой единство отдельных частных способностей. Например, музыкальные способности составляют единство таких способностей, как ладовое чувство, проявляющееся в эмоциональном восприятии и легком узнавании мелодий; способность к слуховому представлению, проявляющуюся в точном воспроизведении мелодии по слуху, иначе говоря, музыкальную память, и музыкально-ритмическое чувство — способность чувствовать ритм и воспроизводить его.

Информация о работе Диагностика творческих способностей