Диагностика профессионального самоопределения старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:37, курсовая работа

Описание

Проблема самоопределения молодежи в современном российском обществе стоит на сегодняшний день особо остро. Это связано, прежде всего, с тем, что страна, перейдя на рыночные рельсы, оставила за собой целый шлейф нерешенных социальных проблем. Одной из них, весьма актуальной, является проблема профессионального самоопределения старших школьников.
Исследования последних лет по России показывают, что до 30 % молодых людей осуществляют своей профессиональный выбор неосознанно.

Содержание

Введение
1 Основы теории профессионального самоопределения
1.1 Сущность, типы и уровни личностного и профессионального самоопределения
1.2 Отечественные и зарубежные концепции профессионального самоопределения
1.3 Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте
2 Методологические основы диагностики профессионального
самоопределения
2.1 Основные стратегии в организации диагностической помощи в профессиональном самоопределении
2.2 Методы диагностики профессионального самоопределения
3 Диагностика профессионального самоопределения старших
школьников МСПОШ с. Тахтамыгда Сковородинского района
3.1 Методы и ход диагностики профессионального самоопределения старших школьников МСПОШ с. Тахтамыгда
3.2 Результаты диагностики профессионального самоопределения старших школьников МСПОШ с. Тахтамыгда
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

упр.персоналом.doc

— 356.00 Кб (Скачать документ)

 

              Из таблицы 1 видно, что максимальный результат лишь по 7 направленностям интересов из 24 у испытуемых первой группы составляет 3 балла, тогда как у испытуемых второй группы интенсивность выраженности направленностей интересов более высокая – суммарный балл, равный 6,  составляет по 12 направленностям из 24.

По результатам диагностики учащихся второй группы (в отличие от первой) можно определить доминирующими направленностями интересов:  электротехнику, технику, строительство, общественную работу, право, транспорт, филологию, журналистику, историю, медицину, физику, математику. 

Интерпретация результатов обследования  старших школьников с помощью опросника для определения   готовности к выбору профессии показала, что уровень готовности учащихся 9-х классов к выбору профессии значительно ниже, чем учащихся  11-х классов. Обработанные результаты представлены в виде диаграммы (Приложение Д), из которой видно, что 59 % учащихся первой группы (и 14 % - второй) имеют  низкую готовность к выбору профессии (7-12 балов), средняя готовность отмечена у 12 % учащихся 9-х классов и 45 % - 11-х классов; не готовы к выбору профессии соответственно 29 % и 8 %, высокую готовность к выбору профессии показали только испытуемые второй группы (учащиеся 11-х классов), их доля составляет 33 %.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать некоторые выводы.  

Апробированные методики диагностики профессионального самоопределения старших школьников соответствовали возрастным особенностям, не вызвали затруднений у учащихся 9-х и 11-х классов. 

Результаты исследования показали низкий уровень развития профессионального самоопределения учащихся 9-х классов, несмотря на то, что некоторым из них предстоит  выбор образовательного учреждения начального или среднего профессионального   образования. В отличие от учащихся 11-х классов, у них отсутствуют жизненные цели, отмечается неверие в собственные силы, характерен фатализм, убежденность в том, что бессмысленно загадывать на будущее, кроме того, испытуемые 9-х классов имеют низкую интенсивность выраженности  профессиональных интересов.

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В настоящей курсовой работе рассматривалась проблема развития профессионального самоопределения старших школьников, предпринята попытка анализа результатов практической апробации методик диагностики  профессионального самоопределения учащихся 9-х и 11-х классов. 

Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема самоопределения молодежи в современном российском обществе стоит на сегодняшний день особо остро. Это связано с наличием большого числа нерешенных социальных проблем. Одной из них  является проблема профессионального самоопределения. 

Исследования показывают, что молодые люди  осуществляют свой профессиональный выбор неосознанно,  у них явно выражена и не скрывается мотивация устроиться хоть куда-нибудь, поскольку поступление, по их мнению, обеспечит возможность: 1) продлить отсрочку службы в армии; 2) отсрочить выход на рынок труда непосредственно после окончания школы.

Многочисленные факты свидетельствуют о том, что профессиональная ориентация в школах практически не имеет места, несмотря на принятое 31 октября 1996 г. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации.

Профессиональное самоопределение – процесс многогранный, многоэтапный и сложный,  продолжающийся всю жизнь человека. Однако в науке и практике утвердился подход к пониманию профессионального самоопределения в основном для тех, кто после окончания школы стоит перед выбором будущей профессии – это старший школьный возраст.

В процессе исследования были изучены теоретические основы профессионального самоопределения: его сущность, типология. Проанализированы  концепции отечественных и зарубежных психологов и педагогов.

Кроме того,  изучены методологические основы диагностики профессионального самоопределения старших школьников: основные стратегии профессионального самоопределения;  систематизированы и раскрыты методы и методики диагностики профессионального самоопределения.

В результате эмпирического анализа обнаружен низкий  уровень развития профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов. Результаты можно считать достоверными, т.к. нами были использованы разнообразные диагностические   методики, позволяющие изучить разные параметры профессионального самоопределения: психологическая готовность, смысложизненные ориентации – наличие жизненных целей, локус контроля, профессиональные интересы).

Исходя из того, что у испытуемых был выявлен  низкий уровень развития профессионального самоопределения, следует рекомендовать систему мероприятий, направленных на развитие профессионального самоопределения старших школьников.   

В старшем школьном возрасте необходимо создать жизненный план — решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Специалисты общеобразовательных школ должны оказывать учащимся помощь в адаптации к новым жестким условиям на рынке труда, повышать уровень информированности о различных аспектах  современных профессий, осуществлять ориентацию на  профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего.

В настоящее время в науке и практике не решенной задачей  остается не только определение сущности процесса профессионального самоопределения,  но и проблема организации помощи в профессиональном самоопределении (в том числе и диагностической). Поэтому профессиональное самоопределение – одна из важнейших проблем для практики современной школы. Определить общую профессиональную направленность личности и активизировать профессиональное самоопределение поможет деятельность не только школьных психологов, но и социальных педагогов.

                     


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

1                   Агеева А.Н. Профессиональное самоопределение и перспективы выпускников учебных заведений начального профессионального образования // Трудоустройство выпускников профессиональной школы: проблемы и пути их решения. – Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2003.- 120 c.

2                   Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. — М., 1988. – 256 с.

3                   Гинзбург М. Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Вопросы психологии. 2003. - № 3. – с. 14-18.

4                   Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самооп­ыление молодежи. - Киев, 1988. – 216 с.

5                   Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»  /Под ред. С.Н.Чистяковой. - М., 1998. – 73 с.

6                   Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебное пособие. – 2 –е изд., перераб. – М.:Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 347 с. 

7                   Йовайша Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. – М., 1983. – 127 с.

8                   Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. — М., 1983. – 63 с.

9                   Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1988. – 245 с.

10               Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М., 1990. – 89 с.

11               Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск, 

                    1993. – 104 с.

12               Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М., 1995.

13               Паранчер Н.Н. Профессиональное самоопределение – важное условие адаптации молодого специалиста к самостоятельной деятельности // Трудоустройство выпускников профессиональной школы: проблемы и пути их решения. – Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2003. – 120 с.

14               Поляков В.А. Технология карьеры. — М., 1995. – 186 с.

15               Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот: Методическое пособие. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1999. – 54 с.

16               Пряжников Н. С. Профориентационные игры: Проблемные ситуации, задачи, карточные методики. — М., 1991. – 74 с.

17               Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.; Воронеж, 1996. – 156 с.

18               Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. — М.; Воронеж 1997. – 435 с.

19               Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. — М, 1999. – 374 с.

20               Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Псхология труда и человеческого достоинства. – М.: АCADEMA, 2003. – 378 с.

21               Психологическое сопровождение выбора профессии / Под реД. Л.М.Митиной.- М., 1998. – 179 с.

22               Розин В.М. Психология судьбы: программирование или творчество // Вопросы психологии. — 1992. — № 1. – с. 10-15.

23               Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», Высшая школа, 2001. – 351 с.

24               Фромм Э. Человек для себя. — Минск, 1992. – 349 с.

25               Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 478 с.

26               Шевандрин психологической диагностики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 ч. – М.: М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Ч. 3. – с. 365 с.

27               Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. - М., 1994.  – 237 с.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

 

Приложение А

 

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)

 

(Е.А. Климов)

 

              Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке  листа ответов поставить знак «плюс».

 

Инструкция. Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать одну из двух возможностей, что бы вы предпочли?

 

Текст опросника

1а. Ухаживать за животными

или

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным

или

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

или

3б. Следить за состоянием, развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

или

4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

или

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

или

6б. Тренировать товарищей (или младших)  в выполнении  каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

или

7б. Управлять каким-либо грузовым  (подъемным или транспортным) средством – подъемным  краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

или

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке сценариев, концертов)  

 

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

или

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных

или

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые сорта растений

или

11б. Конструировать, проектировать  новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

или

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а.  Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

или

13б. Наблюдать, изучать жизнь  микробов

14а. Обслуживать, налаживать  медицинские приборы, аппараты

или

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.д.

15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) 

или

15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице

или

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение 

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

или

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, на экскурсии, туристические походы и т.п.

или

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

или

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

или

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)  

Информация о работе Диагностика профессионального самоопределения старших школьников