Диагностика профессионального самоопределения старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:37, курсовая работа

Описание

Проблема самоопределения молодежи в современном российском обществе стоит на сегодняшний день особо остро. Это связано, прежде всего, с тем, что страна, перейдя на рыночные рельсы, оставила за собой целый шлейф нерешенных социальных проблем. Одной из них, весьма актуальной, является проблема профессионального самоопределения старших школьников.
Исследования последних лет по России показывают, что до 30 % молодых людей осуществляют своей профессиональный выбор неосознанно.

Содержание

Введение
1 Основы теории профессионального самоопределения
1.1 Сущность, типы и уровни личностного и профессионального самоопределения
1.2 Отечественные и зарубежные концепции профессионального самоопределения
1.3 Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте
2 Методологические основы диагностики профессионального
самоопределения
2.1 Основные стратегии в организации диагностической помощи в профессиональном самоопределении
2.2 Методы диагностики профессионального самоопределения
3 Диагностика профессионального самоопределения старших
школьников МСПОШ с. Тахтамыгда Сковородинского района
3.1 Методы и ход диагностики профессионального самоопределения старших школьников МСПОШ с. Тахтамыгда
3.2 Результаты диагностики профессионального самоопределения старших школьников МСПОШ с. Тахтамыгда
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

упр.персоналом.doc

— 356.00 Кб (Скачать документ)

              Не все дети делают верный профессиональный выбор, оканчивая школу. Им позже придется заниматься нелюби­мым делом или бросать вуз, освоенную профессию и начи­нать все с начала. Есть старшеклассники, которые вообще не могут сделать выбор.

              С профессиональным самоопределением непосредственно связано самоопределение личностное. Вопрос: «Кем я буду?» — обычно сливается с вопросом: «Каким я буду?» Описывая свои поиски жизненного пути, старшеклассники часто ос­танавливаются на этом втором аспекте.

              Самоопределение, как профессиональное, так и личнос­тное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осоз­нание себя как члена общества, принятие своего места в нем.             

              Самоопределение связано с новым восприятием време­ни — соотнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки зрения будущего. В детстве время осоз­нанно не воспринималось и не переживалось, теперь осоз­нается временная перспектива: «Я» охватывает при­надлежащее ему прошлое и устремляется в будущее. Но восприятие времени противоречиво. Чувство необратимос­ти времени часто сочетается с представлениями о том, что время остановилось. Старшеклассник чувствует себя то очень молодым, даже совсем маленьким, то, наоборот, совсем старым и все испытавшим. Лишь постепенно устанавливается связь между «Я - ребенком» и «Я - взрослым», преемственность настоящего и будущего. Еще одна трудность в образовании временной перспективы - диспропорция между прошлым и будущим. В ранней юнос­ти прошлого мало, будущего — много. Прошлое как бы присутствует в настоящем, определяя многие поступки. Небольшой прошлый опыт — основа максимализма и ра­нимости в настоящем, его не хватает, чтобы реально пла­нировать будущее.

              Устремленность в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетво­ренность настоящим. При благоприятных условиях разви­тия старшеклассник стремится в будущее не потому, что ему в настоящем плохо, а потому, что впереди будет еще лучше.

              Осознание временной перспективы и создание жизнен­ных планов отражаются на характере юношеской мечты. Мечта о будущем теперь не только более определенна и реальна, чем фантазии подростка. Она включает основные устремления данного возраста — потребности в признании окружающих, в любви и в самосовершенствовании, само­реализации и помощи родителей  и специалистов в этом. 

 

 

 

 

   
2 Методологические основы диагностики профессионального самоопределения

 

 

2.1 Основные стратегии в организации диагностической  помощи  в профессиональном самоопределении

              Традиционно выделяют две основные стратегии (подходы) в профессиональном самоопределении: диагностическую (диагностико - рекомендательную) и развивающую. Но можно представить и несколько дифференцированные направления работы:

тестологическая (в основе — стандартизированные испытания профпригодности);

информационно-просветительская (главная идея — вооружить кли­ента необходимой информацией, а там уж он «сам разберется»);

рационалистическая. Предполагается, что профессиональный выбор и вообще самоопределение можно «рационально просчи­тать». Наиболее популярны сейчас разработка и использование компьютерных методов при принятии решения, что вполне обо­сновано при условии рассмотрения компьютера только как вспо­могательного средства;

«глубинная», психоаналитическая стратегия, основанная на выявлении «внутренних» стремлений самоопределяющегося че­ловека и направление этих стремлений в позитивное русло;

«гуманистическая-психотерапевтическая», основанная на положительном отношении к уникальности и целостности самоопределяющегося человека;

организационно-управленческая. В основе — реально работающая система профориентации, предполагающая взаимодействие самых разных социальных институтов: школы, психологических центров, общественных организаций, предприятий, учебных заведений;

«частичные услуги», предполагающие ограниченную помощь, например, только профдиагностика или только профинформирование, или помощь в принятии решения.

идеологическая (воспитательная, мировоззренческая). В основе — предположение о том, что на жизненные выборы оказывают силь­ное влияние господствующие в обществе идеи. Например, идея «служения царю и отечеству» в дореволюционной России, или идеи «индустриализации», «освоения целины» и т. п. в советские периоды истории страны. Очень интересно понять, какие идеи господствуют в обществе сейчас (возможно, для каких-то масс людей это идея «накопительства любыми путями» или идея «по­скорее и подальше уехать из этой страны», а для каких-то людей — это стремление не потерять совесть в такой сложной ситуации);

активизирующая стратегия, в основе которой лежит реальное взаимодействие с клиентом и выведение его на уровень субъекта построения своей жизни. Важным условием такой стратегии является активная, творческая позиция самого профконсультанта.

              Главными характеристиками методики являются следу­ющие:

- интересность, увлекательность процедуры методики для дан­ных клиентов;

- личная значимость обсуждаемых в методике вопросов. Заметим, что если обсуждаемые вопросы и проблемы пока еще не значимы для клиентов, то для повышения к ним интереса следует провес­ти другую методику (например, укрепить эмоционально-довери­тельный контакт с клиентом или рассмотреть другие, более про­стые и понятные проблема, все это может стать основой для об­ращения к первоначальной, более сложной проблеме);

- добровольность участия клиентов в процедуре данной методи­ки;

- двуплановость действия (как и в игре), предполагающая - с одной стороны, план реальных действий (реальные эмоции, разговоры, действия), а с другой стороны, план вымышленных действий;

- организация совместного рассмотрения профориентационных проблем, что в свою очередь, предполагает:

1) выделение общей цели работы (если представления консуль­танта и клиента о целях будут разными, то взаимодействия не получится);

2) использование общего средства для решения выделенных проблем и целей (консультант должен подобрать средства, ме­тоды, приемы, которые клиент может понять и наравне с са­мим консультантом использовать эти средства для рассмотре­ния обсуждаемых вопросов);

3) обеспечение постепенного перевода средства решения про­блем во внутренний план действий клиента, т. е. профконсуль­тант должен не просто показать, как это средство используется, но и обучить клиента использовать такое средство самостоятельно при решении своих проблем;

              Таким образом, активизирующая методика — это не просто «интересная» методика, но, прежде всего методика, вооружающая клиента средством для самостоятельных действии [18, с. 65].

              Если сравнивать активизирующую методику с игровыми методиками, то активизирующая методика — это более широкое понятие.

              Активизация направлена на формирование субъекта профессионального самоопределения и предполагает не только формирование у консультируемого подростка интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, но и вооружение его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив.

Почти любая методика и форма работы обладает определенным активизирующим потенциалом. Проблема лишь в том, чтобы определить и использовать этот потенциал. Например, даже такая традиционно «неактивная» форма работы, как лекция, может оказаться более активизирующей, чем иная психотерапевтическая группа (если лекция проводится с умелым сочетанием вербальных и невербальных средств, по умело выстроенной и понятной логике изложения, а также при расчете на подготовленную аудиторию).

              Другой пример — беседа. При умелой организации, а также при внутренней готовности участников (уже созданной мотива­ции и т. п.) беседа позволяет моделировать в воображении такие проблемы, которые невозможно проиграть в традиционных игро­вых процедурах. Именно в беседе удается добиться максимального уровня условности, вымышленности воображае­мого действия. В частности, беседа позволяет проигрывать в вооб­ражении разные варианты построения жизни клиента и выходить на достаточно высокий уровень интуиции и прогнозирования. К со­жалению, к такой работе готовы далеко не все клиенты и профконсультанты, часто ориентируясь лишь на «конкретную помощь» в конкретной (однозначной) ситуации.

              И все-таки существуют методы, у которых активизирующий потенциал по сравнению с другими методиками представлен в более доступном и понятном для многих психологов и их клиен­тов виде. Такие методы и называются собственно активизирующими. В рамках курсовой работы возможно рассмотреть лишь некоторые из них.

              Профориентационные игры с классом — рассчитаны на реальные условия работы в школе: многие игры проводятся в рамках урока; предполагают работу с целым классом; проводятся одним ведущим; предполагают высокую динамику работы; имеют «скромный» эффект, чем более длительные «терапевтические» группы и консультации.                             

              Игровые профориентационные упражнения (по процедуре близки к терапевтическим упражнениям и рассчитаны на работу с подгруппой).                                        

              Карточные профконсультационные методики. Выделяются две основные группы карточных методик: 1) информационно-поисковые системы — ИПС («профессьянсы», внешне напоминающие вкладывание «пасьянсов», когда из специальных карточек на  столе выстраиваются образы наиболее привлекательных профессий); 2) игровые карточные методики, предназначенные не для выбора профессии, а для моделирования жизненного пути, где ребенок, преодолевая по специальным правилам различные игровые «трудности», часто моделирующие реальные трудности жизни, должен достичь своих жизненных и профессиональных целей.

              Настольные карточные игры (они были разработаны с учетом интереса подростков к настольным играм). Поначалу эти методи­ки задумывались как «домашнее средство», хотя опыт показал, что они эффективны и при использовании их профконсультантом (например, во внеурочной работе, в детском лагере и т.д.).

              Бланковые карточные методики. Идея — самостоятельное из­готовление участниками карточек и игровых бланков, с после­дующей игрой в карты и отражением результатов игры в своих бланках.

              Активизирующие профориентационные опросники(приложение А). Это скорее «игра  в тесты», так как главная цель — заставить задуматься о тех вопросах, которые при их обсуждении в режиме дискуссии или в обычной беседе кажутся «скучными», в активизирующем опроснике эти сложные вопросы просто включены в деятельность по заполнению бланка. Опыт многих практиков показал, что данные методики обладают и вторым диагностическим эффектом (часть таких методик даже снабжены приблизительными нормами, что является редкостью для традиционных профориентационных опросников).

              Банковые игры с классом. Основная идея таких методик — играть со всем классом и с каждым в отдельности (педагог играет на доске, а каждый присутствующий — на своем бланке).

              Ценностно-смысловые опросники (главный акцент — на нравственные аспекты профессионального и личностного самоопределения). Эти опросники содержат некоторые игровые элементы, позволяющие в интригующей форме затрагивать те вопросы, которые на сегодняшний день, в эпоху ориентации значительной части молодежи на ценности массового общества и потребительского примитивизма, открыто обсуждать просто рискованно: сам факт открытого разговора о том, что для многих «свято», может быть воспринят как «морализаторство» [19, с. 75].

              На этом перечень методик  профессионального консультирования не заканчивается. В современной литературе раскрыто множество подходов к организации профессионального консультирования как одного из видов помощи в профессиональном самоопределении. Раскрытые выше методики являются наиболее   приемлемыми по своей доступности для   социально-педагогической   деятельности и могут быть интересными (при условии правильной организации)  для  детей старшего школьного возраста.

2.2 Методы диагностики профессионального самоопределения

              Профессиональная ориентация направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в профессии.  

              В науке принято выделять традиционную и современную профориентацию. Традиционная предполагает широкий, выходящий за рамки педагогики и психологии комплекс мер по оказанию помощи молодым людям в выборе профессии, их ориентирование на определенный вид профессиональной деятельности.   Современная профориентация предполагает подготовку человека к профессиональной деятельности  и к конкретному виду труда (профессии), его широкую осведомленность о мире труда и профессий, высокую психологическую и профессиональную мобильность. В процессе этой деятельности создаются условия для личностного развития и саморазвития. 

Информация о работе Диагностика профессионального самоопределения старших школьников