Деятельность. Структура деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:44, контрольная работа

Описание

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе.

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………….3
2. ПОНЯТИЕ И СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………….5
3. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………….9
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………….12
6.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………..13

Работа состоит из  1 файл

контрольная по психологии.docx

— 29.63 Кб (Скачать документ)

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием  называют часть деятельности, имеющую  вполне самостоятельную, осознанную человеком  цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в  состав трудовой деятельности, можно  считать знакомство с задачей, поиск  необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

В качестве средств осуществления  деятельности для человека выступают  те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и  операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в  результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неизменной. Так, например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться  другие мотивы, а прежние отойти на второй план. Иногда действие, ранее  включенное в состав деятельности, может выделиться из нее и приобрести самостоятельный статус, превратиться в деятельность с собственным  мотивом. В этом случае мы отмечаем факт рождения новой деятельности.

С возрастом по мере развития человека происходит изменение мотивации  его деятельности. Если человек изменяется как личность, то мотивы его деятельности преобразуются. Прогрессивное развитие человека характеризуется движением  мотивов в сторону их все большего одухотворения (от органических к материальным, от материальных к социальным, от социальных к творческим, от творческих к нравственным).

 

 

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность имеет свою структуру: мотивы, способы и приемы, цель и  результат.

Мотивы – это те внутренние цели, которые связаны с потребностями  личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется.

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными.

Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор организует всю  систему психических процессов  и состояний, формирующихся, развертывающихся в ходе деятельности.

Цели – наиболее значимые для  человека предметы, явления, задачи и  объекты, достижение и обладание  которыми составляют существо его деятельности. Цель деятельности – это идеальное  представление ее будущего результата. Следует различать конечную цель и промежуточные цели. Достижение конечной цели равнозначно удовлетворению потребности. К промежуточным относятся  цели, намечаемые человеком в качестве условия достижения конечной цели.

Цели могут быть близкими и далекими, личными и общественными в  зависимости от того, какую значимость им придает человек, и какую роль в общественной жизни играет его  деятельность.


Способы и приемы (действия) – относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных  целей, подчиненных общему мотиву.

Сложное внешнее действие для своей  реализации может потребовать целого ряда актов, связанных друг с другом определенным образом. Эти акты, или  звенья, на которые распадается действие, являются операциями.

Всякая деятельность включает в  себя внутренний и внешний компоненты.

По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально  совершаются предметные действия и  лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность  совершать те же действия в уме. Перевод  внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией.

Овладение внутренней деятельностью  приводит к тому, что прежде чем  приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действия в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в  этом случае подготавливается и протекает  на основе выполнения умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами, называется экстериоризацией.

Теория деятельности, созданная  С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьевым, не только раскрывает структуру и  содержание психологической деятельности и ее связь с потребностями, но и помогает понять, каким образом  исследование внешней деятельности, поведения, может стать методом  исследования внутренних состояний  психики. Поэтому она и является одним из важнейших методологических положений российской психологии.

Потребность – это внутреннее состояние  организма, испытывающего нужду  в чем-то. Актуализация потребности  свидетельствует о том, что равновесие, гомеостаз между организмом и  окружающим миром нарушен. Энергия, которая направлена на восстановление гомеостаза, и есть та энергия, которая  рождает деятельность субъекта, т.е. именно потребность является источником активности. Однако наличие энергии  не всегда ведет к деятельности, так как живое существо может  и не знать, что же в окружающем мире способно удовлетворить его  потребность. В этом случае наступает  состояние, которое можно охарактеризовать как «чего-то хочется, но не ясно, что  именно». Естественно, что такая, не имеющая предмета, способного ее удовлетворить, потребность не реализуется в  деятельности, что приводит к эмоциональному дискомфорту. Состояние напряженности, беспокойства возникает и в том  случае, если существует барьер, препятствие  на пути достижения потребности. Это  состояние называется фрустрацией, и оно часто становится причиной агрессии, тревоги, неврозов и даже соматических болезней.

Разрядка потребности происходит в том случае, если она опредметилась, т.е. имеет предмет, который приводит к ее удовлетворению. Такой предмет  потребности называется в теории деятельности мотив. Необходимо помнить  о том, что разделение потребности  и мотива свойственно только этой теории, так как в других эти  термины тождественны, т.е. мотив-потребность  одновременно являются и источником энергии, и целью деятельности.

Появление мотива ведет к появлению  деятельности, направленной на его  достижение. Таким образом, потребность  дает энергию для деятельности, а  мотив ее направляет. Выстраивается  последовательность развития деятельности:                    потребность->мотив->деятельность. При этом потребность является внутренним психическим состоянием, в то время  как мотив и деятельность –  внешним, объективно наблюдаемыми проявлениями психики. Так как возможно выстроить  достоверное, в частности экспериментальное, исследование и изучение внутренних психических состояний и деятельностей  на основании анализа того, какая  потребность породила тот или  иной мотив и деятельность по его  удовлетворению. Появляется новая связь: деятельность-> мотив-> потребность, которая показывает направление  исследования психики. Хотя прямое изучение внутреннего состояния психики  невозможно, опосредованно, через анализ деятельности, мы можем полно и  достоверно ее исследовать. Поэтому  методы, построенные на использовании  теории деятельности, получили название опосредованных методов исследования психики.

Теория деятельности стала основой  и многих программ развивающего обучения. Исследования Леонтьева, Запорожца, Гальперина показали, что в структуре каждого  действия можно выделить три этапа  – ориентировки в условии и  порядке операций, при помощи которых  выполняется действие, исполнения (реализация действия) и контроля за его результатом, при котором сопоставляются желаемый и реальный продукт. Работы ученых также  показали, что наиболее значимым этапом является ориентировочный, так как  правильная оценка условий задании, имеющихся в распоряжении данных и порядка выполнения операций дают возможность практически безошибочно  выполнить даже новое действие, получив  нужный результат. К сходному выводу пришли и американские бихевиористы, разрабатывавшие методы развивающего обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сложная структура современно общества приводит к тому, что многие наши потребности не могут быть удовлетворены  одновременно, в результате простой  деятельности. Даже удовлетворение голода может быть связано с несколькими  видами активности – поход в магазин  за продуктами, их приготовление и  т.д. То есть сложная деятельность состоит  из нескольких действий, помогающих ее реализовать. Действия есть только у  человека, так как для их осуществления  необходимо сознание. Действительно, без  сознания цели действия и его связи  с мотивом люди немогли бы строить  отношения с неинтересными (а  иногда и неприятными) людьми, выполнять  тяжелую, не интересующую нас работу только потому, что за нее хорошо платят и т.д. Поэтому деятельность и ее мотив могут не осознаваться, но действие и его цель всегда осознаны. Отличаются они и тем, что деятельность определяется желанием, а действие – необходимостью, потому что его  результат поможет нам избежать неприятностей или приблизиться к реализации нашей потребности.

Хотя при самоанализе различия между действием и деятельностью  достаточно очевидны, при внешнем  наблюдении развести эти два вида активности сложно, тем более что  в одних случаях истинная мотивация  неосознанна, а в других – скрывается от окружающих. Поэтому существуют специальные методики. Помогающие анализу  поведения, наиболее распространенной является экспериментальная ситуация снятия социального контроля (или  скрытое наблюдение). Открытое наблюдение также может помочь такому анализу, например чтение книги, не нужной для  экзамена, но интересной для учащегося, указывает на наличие мотива, а  следовательно, в данном случае чтение – это деятельность. Если же студент  захлопывает книгу, узнав, что она  не нужна к экзамену, то это –  действие, одна из ступенек сложной  деятельности, мотивом которой является, например, получение диплома.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

    1. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.1: Общие основы психологии – 688 с.
    2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.2: Психология образования – 496 с.
    3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учеб для вузов. - М.: Издат. Центр «Академия», 2000. –512 с.
    4. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие.-М.:Гардарики,2003. – 408 с.

 


Информация о работе Деятельность. Структура деятельности