Деятельность. Структура деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:44, контрольная работа

Описание

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе.

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………….3
2. ПОНЯТИЕ И СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………….5
3. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………….9
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………….12
6.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………..13

Работа состоит из  1 файл

контрольная по психологии.docx

— 29.63 Кб (Скачать документ)

Негосударственное частное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Южный институт менеджмента

 

Факультет заочного обучения

Кафедра Философии  и истории

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Психология и педагогика»

на тему: «Деятельность. Структура деятельности»

 

 

 

Вариант №15

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

                                           2-го курса

                                                            группы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                           

 

                                                                           Проверила

                                                                           ст.преподаватель

                                                                          

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………….3

2. ПОНЯТИЕ И СТРОЕНИЕ  ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………….5

3. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………….9

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………….12

6.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ……………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

         Деятельность  можно определить как специфический  вид активности человека, направленный  на познание и творческое преобразование  окружающего мира, включая самого  себя и условия своего существования.  В деятельности человек создает  предметы материальной и духовной  культуры, преобразует свои способности,  сохраняет и совершенствует природу,  строит общество, создает то, что  без его активности не существовало  в природе. Творческий характер  человеческой деятельности проявляется  в том, что благодаря ей он  выходит за пределы своей природной  ограниченности, т.е. превосходит  свои же генотипически обусловленные  возможности.                                                                                                                                                                        Всякая деятельность имеет определенную  структуру. В ней обычно выделяют  действия и операции как основные  составляющие деятельности.                                                                                        Действием называют часть деятельности, имеющею вполне, осознанную человеком  цель.                

Операцией именуют способ осуществления  действия. Сколько есть различных  способов выполнения действия, столько  можно выделить различных операций.                                                      Непременными компонентами деятельности являются разнообразные навыки и  умения. Об их соотношении высказываются  различные мнения. Одни исследователи  считают, что навыки предшествуют умениям, другие полагают, что умения возникают  раньше навыков. Причиной этих расхождений  является многозначность слова “умение".

Умением называют и самый элементарный уровень выполнения действий, и мастерство человека в данном виде деятельности. О первокласснике говорят, что он умеет читать. Взрослый тоже умеет  читать. Между этими “умениями" лежит многолетний путь упражнений, совершенствовании навыков чтения. Это, безусловно, качественно различные  умения по их психологической структуре. Следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями и  первым опытом действий, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в  выполнении деятельности, которая возникает  после выработки навыков. Элементарные умения - это действия, возникшие  на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных  проб и ошибок в обращении с  предметом. Умение-мастерство возникает  на основе уже выработанных навыков  и широкого круга знаний.

Знания человека о мире возникают  первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных  данных в сознании приводит к образованию  представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в  памяти. Как бы ни были общие представления  и абстрактные понятия, главное  их назначение - организация и регулирование  практической деятельности.

Знания не существуют ради знаний. Они могут значительно обогнать уровень существующих потребностей производства, прокладывая путь будущей  практической деятельности, раскрывают возможности воздействия человека на природу и общество и, в конечном счете, всегда включаются в регулирование  деятельности..

Основным видом деятельности человека является труд. Конечный результат  труда - создание общественно значимого  продукта.

Различные формы организации видов  деятельности связаны и с различной  их мотивацией. Мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры.

Человек в деятельности выступает  как личность, движимая определенными  мотивами и преследующая намеченные цели. В качестве мотивов могут  выступить потребности, мысли, чувства  и другие психические образования. Для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые желает достигнуть личность в результате деятельности.

Потребность сама по себе еще не является мотивом целенаправленного сознательного  действия. Для возникновения предметной деятельности необходимо соотнести  потребность с предметом, которым  можно удовлетворить потребность. Осознанная потребность становится мотивом поведения.

Можно выделить несколько типичных реакций на неуспех. Не решив предложенной задачи, человек может или выбирать более простые с целью удержать успех, или игнорировать неуспех  и выбирать все более сложные  задачи, или выяснить причины неуспеха при решении задач, овладеть приемами выполнения более простых видов  деятельности, а в дальнейшем переходить к более сложным задачам. Неудача  в деле, к которому человек относится  положительно, обманутые надежды  на его успешное выполнение вызывают подавленное состояние. В зависимости  от сложившихся черт личности неприятные переживания могут вызвать либо отказ от дальнейшей деятельности в  данной области, либо упорный и настойчивый  анализ причин неудачи.

 

 

 

ПОНЯТИЕ И СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основное, чисто внешнее отличие  живой материи от неживой, высших форм жизни от низших, более развитых живых существ от менее развитых заключается в том, что первые гораздо более подвижны и активны, чем вторые. Жизнь во всех своих  формах связана с движениями, и  по мере ее развития двигательная активность приобретает все более совершенные  формы. Элементарные, простейшие живые  существа гораздо более активны, чем самые сложно организованные растения. Это относится к разнообразию и скорости движений, возможности  перемещаться в пространстве на различные  расстояния. Простейшие могут жить только в водной среде, земноводные  выходят на сушу, червеобразные живут  на земле и под землей, птицы  поднимаются в небо. Человек способен создать себе условия и обитать  в любой среде и в любой  точке земного шара (а в последние  годы и вне Земли). Ни одно живое  существо не в состоянии сравниться с ним по разнообразию, распространению  и формам активности.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и  творческое преобразование окружающего  мира, включая самого себя и условия  своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует  свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически  обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера  своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия  на себя и природу. Пользуясь этими  орудиями, он построил современное  общество, города, машины, с их помощью  произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и  в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший  место за последние несколько  десятков тысяч лет, обязан своим  происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической  природы людей.

Современный человек живет в  окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением  природы.

Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжается в  творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер.

              Итак, главные отличия деятельности  человека от активности животных  сводятся к следующему:

1. Деятельность человека носит  продуктивный, творческий, созидательный  характер. Активность животных имеет  потребительскую основу, она в  результате ничего нового по  сравнению с тем, что дано  природой, не производит и не  создает.

2. Деятельность человека связана  с предметами материальной и  духовной культуры, которые используются  им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения  потребностей, или в качестве  средств собственного развития. Для животных человеческие орудия  и средства удовлетворения потребностей  как таковые не существуют.

3. Деятельность человека преобразует  его самого, его способности, потребности,  условия жизни. Активность животных  практически ничего не меняет  ни в них самих, ни во внешних  условиях жизни.

4. Человеческая деятельность в  ее разнообразных формах и  средствах реализации есть продукт  истории. Активность животных  выступает как результат их  биологической эволюции.

5. Предметная деятельность людей  с рождения им не дана. Она  «задана» в культурном предназначении  и способе использования окружающих  предметов. Такую деятельность  необходимо формировать и развивать  в обучении и воспитании. То  же относится к внутренним, нейрофизиологическим  и психологическим структурам, управляющим  внешней стороной практической  деятельности. Активность животных  изначально задана, генотипически  обусловлена и разворачивается  по мере естественного анатомо-физиологического  созревания организма.

Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение  не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта, носит  зачастую пассивный характер. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Поведение  спонтанно («куда поведет»), деятельность организована; поведение хаотично, деятельность систематична.

Деятельность человека имеет следующие  основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом  деятельности называется то, что побуждает  ее, ради чего она осуществляется. В  качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и  с помощью данной деятельности удовлетворяется.

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у человека - на создание условий, в наибольшей степени этому  способствующих). Такие мотивы связаны  с ростом, самосохранением и развитием  организма. Это - производство продуктов  питания, жилища, одежды и т.п. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью  разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных  вещей и инструментов, непосредственно  в виде продуктов, обслуживающих  естественные потребности. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы  занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов  деятельности, которые связаны с  самосовершенствованием человека. Тип  деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему  потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается  несколькими различными мотивами).

В качестве цели деятельности выступает  ее продукт. Он может представлять собой  реальный физический предмет, создаваемый  человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна  ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и  поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей  с разными конечными целями могут  лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может  выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей, добиться их расположения), духовных (расширить  свой кругозор, подняться на более  высокий уровень нравственного  развития) потребностей. Такие разные виды деятельности, как приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка  умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ту же цель: добиться во что бы то ни стало  чьего-либо расположения.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно  имеет дело. Так, например, предметом  познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом  учебной деятельности - знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности - создаваемый материальный продукт.

Информация о работе Деятельность. Структура деятельности