Методика поведения беседы с детьми старшего дошкольного возраста

Дата добавления: 12 Февраля 2011 в 18:04
Автор работы: Пользователь скрыл имя
Тип работы: практическая работа
Скачать (28.45 Кб)
Работа состоит из  1 файл
Скачать документ  Открыть документ 

конспект урока.docx

  —  31.41 Кб

                                                      ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

     ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     ТУЛЬСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.Л.Н.ТОЛСТОГО 
 
 
 
 
 

     КАФЕДРА ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ДОШКОЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  
 
 
 
 

     Конспект  урока 

     по  курсу :

     «Методика развития речи»

     Проведенного  в группе 3 «А»

     Тульского педагогического  колледжа №2

     На  тему : « Методика поведения беседы с детьми старшего дошкольного возраста» 
 
 
 
 
 
 
 

     Провела :

     Студентка 4 курса группы «Д»

     Факультета  психологии

     Специальности Дошкольная педагогика и психология

     Лисенкова Ю.С.

     Руководитель  практики: 
 

     Преподаватель:

     Николаева Л.П.

     Дата  проведения : 15.02.2011 
 

     Тула  – 2011 

     Тема:  «Методика поведения беседы с детьми старшего дошкольного возраста».

     Цель : изучить понятие «беседа»,структуру, тематику.

                 Изучить педагогические основы  планирования.

     Задачи :

     1.Продолжать  формировать у студентов знания  о развитии разговорной речи  дошкольников.

     2.Закрепить  знания у студентов о видах  связной речи, её характеристиках,  диалогических умениях.

     3.Закрепить  у студентах умение работать с «Программой обучения и воспитания в детском саду»

     4.Развивать  у студентов умение делать  выводы, формулировать ответы на  вопросы.

     5.Воспитывать  у студентов желание активно  работать на уроке, используя  опыт приобретенный на педагогической  практике .

     Тип урока : Комбинированный

     Структура урока :

     1.Организационный  этап.

     2.Этап  проверки домашнего задания.

     3.Этап  подготовки учащихся к активному  сознательному усвоению знаний.

     4. Этап усвоения новых знаний

     5. Этап закрепления знаний.

     6. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж его выполнения.

     Основные  понятия : беседа, познавательная беседа, этическая беседа, воспроизводящая беседа, тематика, структура беседы, содержание беседы, задачи.

     Время урока : 90 мин. (2 урока по 45 мин.)

     Оборудование : Программа воспитания и обучения в детском саду,

     Учебное пособие А. М. Бородич. Методика развития речи детей. М.; Просвещение, 1981 . – 225 с .,таблицы классификации бесед, кроссворд, карточки с вопросами.

     Литература :

  1. А. М. Бородич. Методика развития речи детей. М.; Просвещение, 1981 . – 225 с .
  2. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. М.; Издательский центр «Академия», 1997. – 400с.
  3. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – М.;Издательский дом «Воспитание дошкольника»,2004.  – 208с.
  4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста).- М.; «Просвещение»,1967.
 

Ход урока :

 

-Здравствуйте! Меня зовут Юлия Сергеевна. Сегодня урок проведу я. Перед тем как мы приступим к новой теме, я хотела бы проверить качество выполненного вами домашнего задания. 2 студентки получат карточки, содержащие в себе вопросы по знакомому вам материалу. Кто хочет поработать по карточкам?

1 карточка – Определение  беседы. Три типа бесед по Е.А. Флериной.

2 карточка – Напишите  определение : связная речь (характеристика, формы, функции).

Девушек, кому я дала карточки, я прошу сесть на первую парту,взять с собой ручку и ответить на вопросы,которые содержит карточка. Вверху напишите пожалуйста своё имя и фамилию.Даю вам 10 мин.на подготовку.

- С остальными  я проверю ваши знания в форме небольшой разминки – кроссворда. Вашу активность, а также выполнение заданий, я буду оценивать в конце урока.Начнем.

 

КРОССВОРД.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос номер 1.Форма  устной речи, поддерживаемая двумя  и более людьми, 6 букв. 

Ответ студентов : диалог. 

-Правильно. Продолжим.  Вопрос номер 2.Форма устной  речи, исходящая от одного лица, имеющая определенную тематику. 

Ответ студентов : Монолог. 

- Отлично. Вопрос  номер 3. В какой группе детского  сада, дети довольно длительное  время могут поддерживать разговор, содержащий вопросы и ответы ,сообщения собеседника. 

Ответ студентов : старшая. 

- Молодцы. Перейдем  к 4 вопросу. Назовите выразительное  средство, используемое собеседниками,  шесть букв. 

Ответ студентов: мимика. 

-Проверяем…Подходит. Следующий вопрос под номером 5.Сообщение ,передача друг другу информации на словах. 

Ответ студентов :разговор. 

-Далее переходим к вопросу под номером  6.Предпосылки речи, появляющиеся у ребенка во втором полугодии жизни. 

Ответ студентов : лепет. 

-Замечательно. Следующий  вопрос. 7. Автор «Программы воспитания  и обучения в детском саду». 

Ответ студентов: Васильева. 

-Замечательно. Я  очень рада что ответы на  вопрос не вызывают у вас  затруднения. Следующий вопрос  под номером 8.Как называется  планируемый как педагогический прием разговор?14 букв. 

Ответ студентов: Преднамеренный. 

-Верно. Это преднамеренный  разговор. Следующий вопрос номер  9.Психологическая особенность детей,  позволяющая за счет повторения  речи взрослого овладеть родным  языком. 

Ответ студентов: подражание 

-Отлично,и наконец последний вопрос. В каком случае, ребенок стремиться поделиться своими впечатлениями с воспитателем.

Вы наверное уже  обратили свое внимание на то,что по вертикале у нас образовалось слово ДОШКОЛЬНИК, а скажите мне пожалуйста,кто же такой дошкольник? 

Ответ 1 студента : это ребенок,который не ходит в школу 

Ответ 2 студента : от года до семи лет. 

- Вы правы.

-Девушки,которые работают по карточкам сдайте их пожалуйста и садитесь на места.

Вывод : Таким образом,мы с вами еще раз вспомнили что такое разговор,какой он может быть(Преднамеренный),какое мы используем при общении выразительное средство и т.д.

- Прежде чем,перейти к новой теме,давайте вспомним еще раз,что такое беседа.

Беседа  – это целенеправленный,заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему.

-Сегодня мы будем  изучать беседу как метод и  форму обучения детей.

А теперь запишем  тему урока(она написана на доске) : «Методика проведения беседы с детьми старшего возраста.»

-Давайте запишем  план урока.

1.Виды беседы.

2.Структура и содержание  беседы.

3.Задачи беседы. 

-Существует две  классификации беседы. Мы запишем  их в виде схемы.

Первая классификация,которую предложила автор вашего учебника А.М.Бородич,где беседа рассматривается как вид занятия включает в себя :  
 

БЕСЕДА 
 
 

ОБОБЩАЮЩАЯ                                                                                         ЭТИЧЕСКАЯ                          ВОСПРИЗВОДЯЩАЯ 
 
 
 

1.обобщающая беседа – систематизирован.знания на определенную тему,например,беседа на тему «Кем быть?»,где дети систематизируют свои знания полученные ранее.В этой беседе,можно рассмотреть стоительные профессии : каменщик,плотник,маляр и т.д.

2.Этическая беседа – где главная задача воспитание (дружба, вежливость,уважение) Пример: беседа на тему : «Вежливые слова».Где воспитатель беседует с детьми о том, какие вежливые слова они знают, рассказывают об их значении.

3.Воспроизводящая беседа - восстанавливает получен.ранее знания  после экскурсий, целевых наблюдений. Например на тему «Что мы видели на экскурсии?». 

 -Запишем  следующую классификацию,её предложила Мария Митрофановна  Конина Она .выделяет два типа бесед. В основу их положен материал (картина, книга), в связи с которым проводится беседа.

 С точки зрения содержания можно условно  выделить беседы познавательного характера (о школе, о родном городе) и этические (о нормах и правилах поведения  людей в обществе и дома).

  

БЕСЕДА 

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ                                                       ЭТИЧЕСКАЯ 
 

Вопрос : Как вы думаете, откуда воспитатель берет темы бесед?Какой документ может подсказать? 

Ответ студентов : Программа воспитания и обучения в детском саду. 

-Правильно.Воспользуйтесь  пожалуйста программой. Первый ряд откроет старшую группу, второй ряд – среднюю группу. Посмотрите,какие там указанны разделы программы? 

Ответ студентов : окружающий мир( общественные явления- семья детский сад),трудовая деятельность,нравственное воспитание,художественная деятельность  и т.д. 

  Вывод : Таким образом тематику бесед воспитатель берет из программы,радел окружающий мир и ребенок,но другие разделы тоже могут дать тему для беседы.Запишите столбиком темы бесед :

1. «кто строит дом?»

2.«моя семья»

3.«Дорога в детский  сад»

4.«Дружба»

5.«О нашей пище» 

Вопрос : определите,к какому виду отностся каждая из тем? 

Ответ студентов. 1-познавательная,2 – этическая,3- воспоизводящая,4 –этическая, 5-обобщающая. 
 
 
 
 
 

-Теперь перейдем к второму вопросу нашего урока. Структура беседы. Беседа как вид занятий имеет общую структуру, сейчас мы познакомимся с ней, работая с темой : Беседа «О книге». 

 -Начать беседу можно по-разному – с воспоминания, с рассказа педагога, рассматривания игрушки, предмет. В качестве эмоционального средства можно использовать картинку, загадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к теме. 

Страницы:12следующая →
Описание
Цель : изучить понятие «беседа»,структуру, тематику. Изучить педагогические основы планирования.
Содержание
содержание отсутствует