Интеграция детей с нарушением зрения в общеобразовательные учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 08:35, курсовая работа

Описание

Цель нашего исследования: выделить и описать факторы успешной интеграции лиц с нарушением зрения в общеобразовательные учреждения.
При реализации этой цели мы поставили пред собой следующие задачи:
1)отбор и анализ литературы по данной проблеме;
2)дать общую характеристику процессу интеграции;
3)выявить проблемы интегрированного обучения лиц с нарушением зрения;
4)определить пути их решения.

Содержание

Введение
Глава 1. Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, перспективы их решения:
1.1 Предпосылки возникновения проблемы интеграции в России и за рубежом.
1.2 Виды интеграции и особенности их реализации в современных условиях развития российского общества.
1.3 Проблема интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. Сравнительный анализ проблем интеграции в Росси и за рубежом.
Вывод
Глава 2. Проблема интеграции детей с нарушением зрения:
2.1 Проблема интеграции лиц с нарушением зрения за рубежом.
2.2 Проблема интеграции лиц с нарушением зрения в России.
2.3 Сравнительный анализ проблем интеграции лиц с нарушением зрения зарубежом и в Росси.
Вывод
Глава 3. Пути решения проблем интеграции детей с нарушением зрения в Российской Федерации:
3.1 Подготовка общества к интеграции лиц с нарушением.
3.2 Определение эффективных путей решения проблемы взаимодействия детей с нарушением зрения с их нормальноразвивающимися сверстниками.
Вывод
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

курсовая 3 курс.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)

4) дети, которые в результате длительной коррекционной работы, проводимой учителями-дефектологами и родителями, подготовлены к обучению в среде здоровых сверстников, что позволяет специалистам рекомендовать для них интегрированное обучение. Однако, как правило, эти дети лишены необходимой и показанной им систематической коррекционной помощи, что снижает эффективность интегрированного обучения. 
Рассматривая эти категории детей можно сделать вывод о том, что должная коррекционная работа не ведется с интегрированным ребенком, либо этот ребенка не общается со своими нормальноразвивающимися сверстниками, что является основой интеграции, т.е. ребенок включается в процесс псевдоинтеграции, который негативно влияет на получении им образования.
 
 
 
 
 

Вывод.

Процесс интеграции имеет свои достоинства, которые могут помочь лицам с ограниченными возможностями здоровья улучшить условия их существования, и недостатки, которые могут помешать развитию интеграции в нашей стране. Немаловажно отметить, что в России преобладает псевдоинтеграция, которая мешает получению детьми с ограниченными возможностями здоровья достойного образования.

Наше общество не готово к принятию таких лиц, а  государство очень мало проводит специальной работы с социумом о  гуманном отношении к таким людям, терпению и доброжелательности.

В нашей стране интеграция идет под влиянием западных образцов, в то время как наши экономическая, социальная и законодательная  базы не готовы к этому процессу, а подмена системы специального образования, по мнению Н.Н. Малофеева, может привести к потери детьми с ограниченными возможностями здоровья получения адекватного образования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Проблема интеграции детей с нарушением зрения.

2.1 Проблема интеграции  лиц с нарушением  зрения за рубежом.

Процесс интеграции за рубежом уже не новая проблема. Во многих странах  уже давно практикуется процесс включения таких детей  в общеобразовательные учреждения, причем идет процесс интеграции детей  с нарушением зрения, а не их псевдоинтеграция.

 Так в Швеции с 1986 г. нет специальных школ для детей с нарушениями зрения, все они интегрированы в школы по месту жительства, получая специализированную помощь в национальном медицинском центре (Малофеев Н.Н.).

В Дании в 1987/88 уч. г. специальное образование получало 13% детей от школьной популяции (Малофеев Н.Н.). Причем в специальной школе обучались дети с глубокой умственной отсталостью и дети с грубыми эмоциональными нарушениями. Для детей с нарушением зрения были открыты классы в общеобразовательных школах.

По данным ЮНЕСКО, проведшего опрос 58 стран (1986/87 уч. г.), три  четверти из них считают интеграцию стратегическим направлением государственной  политики в области специального образования (Малофеев Н.Н.).

В Англии очень  развита система волонтерства. Пенсионеры и инвалиды идут в волонтеры, чтобы  чувствовать себя в гуще общественной жизни, а школьники и студенты - чтобы приобрести опыт и уверенность.

К сожалению, общество еще не до конца воспринимает детей данной категории и многие школы начинали терять свою престижность из-за того, что в них учились интегрированные дети.

Но государство  ведет активную пропаганду по призрению  детей с нарушением зрения. Родители данной категории детей могут объединятся в общества, ассоциации, устраивать митинги.  

2.2 Проблема интеграции детей с нарушением зрения в Росси.

Как уже говорилось выше, существуют ряд причин обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе. Те же причины можно отнести и к интеграции детей с нарушением зрения.

В результате в  нашей стране возникает необходимость  в обучении и воспитании детей  с нарушениями зрения в общеобразовательной  школе. Но ни само общество, ни массовая школа не готовы к интегрированному обучению.

В классе общеобразовательной школы, где учится ребенок с нарушением зрения,  система обучения и воспитании в должна осуществляться по следующим направлениям:

1) Наполняемость класса должна быть не более 15 учеников, с целью обеспечения дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку;

2) В классе должна быть хорошая освещенность (не менее 1000 люкс или должно быть обеспечено местное освещение на рабочем столе (не менее 400-500 люкс); 
3) Должна быть осуществлена тифлопедагогическая консультация учителям, учащимся и родителям;

4) Учитель должен быть методически оснащен при работе с данной категорией детей, должен знать о психическом и физическом развитии детей с нарушением зрения, об особенностях посадки ребенка, поступившего в его класс, о медицинских показаниях, офтальмологическом диагнозе;

5) Должны быть соблюдены оптимальные нагрузку на зрение (у слабовидящих не более 15-20 минут, при глубоком нарушении зрения – не превышать 10-20 минут);

6) Учитель должен следить за осанкой учащегося ребенка с нарушением зрения, расстояние от глаз ученика до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см;

7) В школах должен быть создан специальный уголок тифлопедагогики, в котором можно будет найти материал для изучения рельефно-точечного шрифта Брайля, «говорящие книги» и аудио оборудование к ним, специальные учебники, книги, рельефно-графические пособия, оптические и неоптические адаптационные устройства и т.д.;

8) В массовых школах должны учитываться особенности развития детей с нарушением зрения, возможности использования нарушенного зрительного анализатора в процессе обучения и воспитания и, исходя из этого, определятся условия для успешной адаптации ребенка в массовой школе.

Задачи учителя, в чей класс поступил ребенок  с нарушением зрения это включение этого ребенка в работу класса и во внеклассные и внешкольные мероприятия. Учитывать его специфические особенности при составлении плана урока.

Проводить работу с остальными учениками класса по формированию адекватного отношения  к своему незрячему однокласснику. Учитель должен показывать положительные стороны такого ученика, но и не должен молчать о недостатках, т.е. должна быть объективная оценка.

Педагог обязан ознакомится с психологическими и физическими особенностями  ребенка для того, чтобы выбрать  стратегию адаптации ребенка в новых условиях и новом коллективе.

Так же учитель  должен создавать условия для  эффективной психологической интеграции ребенка с нарушением зрения.

Педагог должен составить план работы с родителями такого ребенка, в соответствии с типом отношения родителей к своему ребенку. Так при гиперопеке важно объяснить семье такого ребенка, что ему по силам в данный момент, а что невозможно без построней помощи. Продемонстрировать наличие возможностей ребенка.

При гопоопеке  надо убедить родителей ребенка  в том, что ему необходима любовь, ласка, внимание для гармоничного развития и преодоления трудностей, связанных с их нарушением.

С родителями, которые  сильно переживают физический недуг  своего ребенка, важно проводить  тактичную и обдуманную работу, т.к. критика в адрес их ребенка воспринимается как собственная, и они с большей силой реагируют на нее.

Если ребенок  не приживается в коллективе, не успевает по общеобразовательной программе, то учитель должен проконсультироваться с тифлопсихологом и выявить  причины, возникших трудностей.

В том случае, когда предложенная помощь коррекционной  и психотерапевтической работы не помогает ребенку адаптироваться в массовом учреждении, необходимо поставить вопрос перед администрацией школы о дальнейшем пребывании ученика с нарушением зрения.

Итак, для успешной интеграции ребенка с нарушением зрения надо соблюдать ряд условий, работа учителя и школы должна строится по специальным направлениям, педагог должен выполнять особые задачи по отношению к этому ребенку, должна быть проведена разъяснительная работа с его одноклассникам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Сравнительный анализ  проблем интеграции  лиц с нарушением  зрения зарубежом  и в Росси.

Процесс интеграции осуществляется по двум направлениям: работа с обществом и работа с самим интегрированным ребенком. В зарубежных странах идет работа по этим двум направлениям. Государство активно работает с обществом по принятию детей с нарушением зрения, подготавливает новые квалифицированные кадры по работе с такими детьми.

В нашей стране очень мало идет работа по призрению данной категории детей. Государство не оказывает должной помощи их семьям, не контролирует процесс обучения интегрированного ребенка. В России преобладает процесс псевдоинтеграции детей с нарушением зрения, т.е. когда дети спонтанно интегрируются в общеобразовательное учреждение, где им не оказывается должная коррекционная помощь  или же уровень их психофизического развития не соответствует норме и они не усваивают общеобразовательной программы.

За рубежом  ребенок с нарушением зрения или его родители могут сами выбирать куда пойти учится. В нашей стране неохотно принимают таких детей в массовые учреждения.

Практика интегрированного обучения детей с нарушением зрения в странах Западной Европы началась давно и уже на смену интеграции идет такое понятие как инклюзия, в то время как в нашей стране этот процесс относительно новый и не утвердившейся. 
 
 
 
 
 
 

Вывод.

За рубежом  дети с нарушением зрения имеют возможность  учиться в обычной школе, так  же на смену интеграции уже идет такое понятие как инклюзия. В России детей с нарушением зрения до сих пор неохотно принимают в массовые учреждения, либо принимают таких детей, но не оказывают им должной коррекционной помощи;

Анализ литературы по данной проблеме показал, что в  некоторых регионах нашей страны идет, по мнению Н.Н. Малофеева, слепое копирование данного процесса, не учитывая ни условий, ни направлений необходимых для интеграции данной категории детей, что негативно сказывается на их уровень образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Пути решения проблем интеграции детей с нарушением зрения в Российской Федерации:

3.1 Подготовка общества  к интеграции лиц  с нарушением зрения.

Как указывалось  выше, за рубежом идет работа по призрению  детей с нарушением зрения: родители объединяются в ассоциации, проводят митинги; показывают фильмы о таких детях и т.д.

Долгое время  тема детей с нарушениями была закрыта в нашей стране. В обществе не говорили о проблемах таких детей, средствам массовой информации запрещалось показывать таких людей, писать о них. Поэтому до сих пор эту тему неохотно освещают в обществе. Но для успешной интеграции детей с нарушением зрения необходима работа хотя бы с микросоциумом, в который будет интегрирован данный ребенок.

Практически все  специалисты, практикующие включение  ребенка с особенностями в развитии в общеобразовательное учреждение, говорят о необходимости проведения пропедевтической работы с детьми, в чей класс или группу будет интегрирован ребенок с нарушением зрения. Содержание работы определяется типом ведущей деятельности, возрастными особенностями.

Так для детей  дошкольного возраста рекомендуется  способ игры: ребят знакомят с куклой, у которой есть нарушение зрения и дети проигрывают с ней ситуации, которые могут вызвать трудности у такого ребенка при обучении в массовом учреждении. В ходе игры детям объясняют особенности поведения такого ребенка, почему он так ходит, ест. Почему воспитатель оказывает ему больше внимания.

У младших школьников преобладает авторитет учителя  или психолога, потому они принимают  прямое педагогическое объяснение сути интеграции и трудностей, связанной с ними. Но с младшими школьниками могут использоваться приемы для дошкольников и подростков.

Из-за склонности подростков недоверчиво относится к тому, что сказал взрослый, с ними применяется следующий метод: подростков ставит в те же условия, что и людей с нарушением зрения, т.е. ограничивают их зрительное восприятие путем завязывание глаз. При этом другие подростки по-разному демонстрируют отношения к такому человеку: от доброжелательного до негативного. После проведения такой процедур человек рассказывает, что он испытывал и проводится беседа.

Информация о работе Интеграция детей с нарушением зрения в общеобразовательные учреждения