О канонических препятствиях к браку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 20:47, сочинение

Описание

Вопрос о браке не только важен, но и труден. «Тайна сия велика... (Еф. 5.32). Человечество знает химический состав звезд, отстоящих от нас на многие миллиарды километров, но с трудом разбирается в том, что касается его всего ближе. «Что вопрос о браке есть самый трудный и запутанный, - пишет Блаженный Августин, - это я, конечно, знаю и не осмеливаюсь утверждать, что выяснил или выясню трудности в своейработе».
В истории человеческой мысли встречаются две главные теории в учении о браке, красной нитью проходящие по всему её течению. Одну можно назвать реалистической, другую - идеалистической. Но прежде, чем приступить к раскрытию каждой из них, следует обратиться к истории формирования этих теорий, т.е. к истории брака.

Содержание

Вступление
История брака
Цели брака
Канонические препятствия к браку

Абсолютные препятствия к браку.
Условные препятствия к браку.

5. Заключение.
Примечания.
Литература.

Работа состоит из  1 файл

О каноническихпрепятствиях к браку-Крылов.doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)

    Трульский Собор запретил браки не только между  лицами, состоящими в четвертой степени  родства, но и в четвертой степени  бокового свойства: «Аще кто совокупляется в общение брака со своею двоюродною сестрою, или аще отец и сын с материю и дщерью, или с двема девами сестрами отец и сын, или с двумя братиями матерь и дщерь, или два брата с двема сестрами: да подвергаются правилу седмилетней епитимий, явно по разлучении их от беззаконнаго супружества» (прав. 54-е).

    Кроме свойства в собственном смысле, церковное  право знает еще так называемое фиктивное свойство. Оно возникает между родственниками обрученных лиц. Поскольку Церковь приравнивает обручение к браку, то и фиктивное свойство служило препятствием к браку между лицами, состоящими в тех же степенях, что и при действительном свойстве. После издания Указа Святейшего Синода 1775 года, согласно которому обручение стало совершаться одновременно с венчанием, в России практически исчезли подобные случаи фиктивного свойства.

 

    

        Третье. Препятствием к браку является также и наличие духовного родства. Духовное родство возникает вследствие восприятия новокрещенного от купели Крещения. После того, как установилась практика иметь восприемника и восприемницу при Крещении, император Юстиниан запретил брак между восприемником и воспринятой, мотивировав это тем, что «ничто не может в такой мере возбуждать отеческой любви и установить столь правомерного препятствия к браку, как это». Отцы Трулльского Собора в 53-м правиле запретили браки между восприемниками и родителями воспринятых. В «Василиках» запрещение браков между лицами, состоящими в духовном родстве, распространено и на третью степень: воспринявший кого-либо от святого Крещения не должен жениться на этой особе, потому что она ему дочь, ни на ее матери или дочери. Не может также жениться на перечисленных лицах сын восприемника.

    Однако  в Указе Святейшего Синода Русской  Православной Церкви от 19 января 1810 года отрицаются отношения духовного родства между детьми восприемника и воспринятым. Синод находит непреодолимое препятствие к браку лишь в отношениях между восприемницей и отцом ее крестницы, а также между восприемником и матерью крестника. Между тем, по законам Греческой Церкви не только «духовные брат и сестра», т.е. лица, воспринятые одним и тем же восприемником, но их и потомки до седьмой степени духовного родства не могут вступать в брак.

    Четвертое. Препятствие к браку возникает из отношений так называемого гражданского родства - усыновления. В Риме и Византии, входя в семью через усыновление, усыновленный не мог вступать в брак с близкими родственниками усыновителей. Но этот запрет был действителен только до гражданской эмансипации усыновленного или удочеренной.

    В России усыновление производилось в гражданском, а не в церковном порядке, и поэтому формально не считалось препятствием к браку. Но как отмечал профессор А. С. Павлов, «отсюда поспешно было бы заключать о совершенном несуществовании такого препятствия. Уже простое нравственное чувство запрещает усыновителю вступать в брак с усыновленной дочерью или усыновленному сыну с матерью и дочерью усыновителя. В этом объеме родство по усыновлению признается безусловным препятствием к браку в законодательстве всех христианских народов»(20).

    Пятое. Взаимное согласие вступающих в брак является непременным условием законности и действительности брака. В чинопоследование Таинства Брака внесены вопросы о том, вступают ли жених и невеста в брак свободно и непринужденно. Поэтому браки, заключенные по принуждению, признаются недействительными, от кого бы такое принуждение ни исходило, хотя бы и от родителей. В «Книге о должностях пресвитеров приходских» (№123) говорится о том, что священник, видя слезы или нечто иное, указывающее на недобровольное вступление в брак, должен остановить браковенчание и выяснить ситуацию.

    Шестое. Важное условие для признания действительности брака -единство религии. Оно было необходимо в соответствии с римским брачным

 

    правом. Слова Апостола Павла: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2Кор. 6. 14), древние христианские писатели и отцы Церкви (Тертуллиан, святой Киприан, блаженный Феодорит, блаженный Августин) находили имеющими отношение к браку между верными и неверными. Древняя Церковь и браки православных с еретиками: «Не должно церковным, без разбора, совокупляти детей своих брачным союзом с еретиками» (10-е прав. Лаод. Соб). Эта норма повторена и в 72-м каноне Трулльского: Недостоит мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретиком сочетаватися. Аще же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо, брак почитати нетвердым, и незаконное сожитие расторгать Ибо не подобает смешивати несмешаемое, ниже совокупляти с овцею волка, и с частию Христовою жребий грешников. Аще же кто поставленное нами преступит, да будет отлучен».

    Однако  в том же правиле отцы Собора, ссылаясь на слова апостола Павла  (1 Кор. 7.14), не требуют расторжения брака, заключенного вне Церкви, когда один из супругов обращается в правую веру: «Но аще некоторые, будучи еще в неверии, и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою законным браком, потом един из них, избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другой остался во узах заблуждения, не желая воззрети на Божественные лучи, и аще притом неверной жене угодно сожительствовати с мужем верным, или напротив мужу неверному с женою верною, то да не разлучаются, по Божественному Апостолу: «Святится бо муж: неверен о жене, и святится жена неверна о муже».

    В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых Архиерейским Собором 2000 года, относительно смешанных браков содержится следующее положение: «В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословении брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей» (X. 2).

    Седьмое. Запрет императора Александра III всем членам Императорского дома на заключение браков с лицами, не принадлежащими к владетельным домам - в настоящее время утратил свою силу. То же можно сказать и о запрете крестьянам, живших на церковных землях, вступать в брак с кабальными или крепостными крестьянами.

 

 

                              5.Заключение.

Как писал епископ Далматинский Никодим (Милаш), незаконный брак «может быть в последствии признан законным, если при его заключении были такие препятствия, которые можно устранить без нарушения основы брака. Это бывает: 1) когда брак заключен раньше установленного законом возраста, а между тем супруги уже достигли этого возраста; 2) когда во время заключения брака один из супругов был неспособен к исполнению супружеских обязанностей, а затем излечился от недуга; 3) когда при заключении брака один из супругов в умственном отношении был болен, а затем выздоровел и в полном сознании изъявил согласие на брак; 4) когда при заключении брака было употреблено над известным лицом насилие, угроза или обман, но после этого лицо заявило о своем добровольном согласии на брак; 5) когда старшие не дали своего согласия на брак, а потом согласились; 6) когда венчание было совершено без оглашения, но впоследствии получено дозволение; 7) когда брак был заключен между крещенным и некрещеным лицом, которое потом приняло крещение» (21).

Право на признание законности таких браков принадлежит той церковной власти, к компетенции которой относится решение брачных дел.

               
               
              Примечания:

  1. Dy adult. Conj. 1, 25, 26. Patrologia. Series graeca. 37, 541 - 542.
  2. Беседа 4 на пророка Исайю 6, 1; Греч. патр. Меня 56, 246.
  3. Contra Jui. 3, 21, 43; Sermo 51, 13.
  4. Менандр. Fragm. 185; Лукиан. Тимон,17; Эсхил. Агамемнон, 1207;

    Алкифрон, 1, 16.

  1. Эсхил. Агамемнон, 1207; Тимон, 17; Алкифрон, 1, 16.
  1. Ксенофонт. De rep. Laced. 1, 8. Дионисий Галл. 9, 22; 
    Цицерон. De leg. 3, 2.
  1. Мефодий Патарский. Пир десяти дев. 1,2-5; Евсевий Кесарийский.

    Praep. Evang. 12, 12. Греч. Патр. Меня. 21, 942; Василий Великий. Правило 87; Амфилохий Иконийский. Слово о жене-грешнице. Греч. Патр. Меня. 39, 72.

    8. У униатских богословов находим иногда другое учение, где рождению

    детей отводится  второстепенное место, а на первом месте  ставятся нравственные задачи. См., например, Юлиан Никанорович, «Церковное

 

 
 

    право». Перемышль, 1872. С. 114, а также др. Василий  Масцюх. Церковное право супругов. Перемышль. 1910. С. 9-11.

9. Metaphys. Anfangsgrunde der Rechtslehre. p. 24. Konigsberg, 1497. p. 107:

    "Die Ehe ist die Verbindung zweier Personen verschiedenen Geschlechts zum lebenswierigen wechselseitigen Besitz ihrer Geschlechtseigenschaften".

  1. Поллукс 3, 33; Ареопагит, парафраз Пахимера. Греч. Патр. Меня. 3, 
    1184.
  2. Беседа на Послание к Колоссянам 12, 5. Греч. Патр. Меня. 62, 387. Ср.: 
    на Послание к Ефесянам 20, 9. Греч. Патр. Меня. 62, 148. Изучая учение 
    святителя Иоанна Златоуста о браке, приходишь к убеждению, что во 
    вторую половину его литературной деятельности отношение его к 
    браку радикально изменилось. Если в первых его произведениях, где он 
    был еще под влиянием полученного им языческого образования 
    (стоической школы), он отрицательно относился к браку, то в конце 
    жизни, когда он проникся возвышенным учением о браке Послания к 
    Ефесянам, он стоит всецело на идеалистической точке зрения.
 
  1. Гл. 49, 8. Изд. 1816. 2, 123. По Эклоге (2, 12) брак установлен Богом «да 
    в единый Яве в двойстве лицу едино плоти сочетание взаконит не 
    сочетанное».
  2. Русский перевод этого труда {«О браке с двумя двоюродными 
    сестрами»)
    Вальсамона дан в приложении к книге проф. А. С. Павлова 
    «50-я глава Кормчей книги». М., 1887. Здесь интересующие нас места 
    находим в таком переводе: «Ввиду этих слов (Быт. 2, 24; Мф. 19, 3-6) 
    мы веруем и исповедуем, что супруги вследствие брака долэюны быть 
    признаваемы почти одним единственным человеком, представляемым в 
    двух субстанциях ( «ипостасеси»
    - греч. Лицах ?). Не дерзаю сказать, 
    что супруги не одна плоть в двух лицах, чтобы не подвергнуться 
    справедливому осуждению вместе с отвергающими писаные и 
    неписаные предания».
 
  1. Dig. 23, 2, 1; Instit. I, 9, 9; cod. 9, 32, 4; Брак есть союз мужа и жены и 
    общий жребий на всю жизнь, общение божеского и человеческого 
    права. - Nuptiae simt conjunction maris et feminae et consortium omnis 
    vitae, divini et humani juris communication.
  2. Grundlinien des Naturrechts. Jena u. Leipzig, 1797, p. 174.
  3. Строматы, 3, 10; Греч. Патр. Меня. 1169: «то кириакон».
  4. Беседа 20, 3 на Послание к Ефесянам, Греч. Патр. Меня. 62, 143: «оикиа 
    гор экклисиа ести микра».
  5. Свод законов Российской Империи. Т. X. Ч. 1. С. 365.
  6. См.: Руководство для сельских пастырей. М., 1887. Л. 6.
  1. Павлов А. С. Курс церковного права. Св. Троице-Сергиева Лавра. 
    1902. С.358.
  1. Никодим, епископ Далматинский. Православное церковное право. 
    СПб., 1897. С. 628.

               
              13

 

    Литература.

  1. Цыпин Владислав., прот. Курс Церковного права., г. Клин. 2004.
  2. Павлов А. С. проф. Курс Церковного права. С.-П. 2002.
  3. Нефедов Геннадий., прот. Таинства и обряды Православной Церкви. М. 2004
  4. Троицкий С. В., проф. Христианкая философия брака., г. Клин 2001.
  5. Настольная книга священнослужителя. Изд. Моск. Патриархии. 2001.
  6. Практическое руководство при совершении приходских треб. Киев. 2001.
  7. Каноны или Книга Правил, святых апостолов, святых соборов, вселенских и 
    поместных, и святых отцов (на русском языке). С.-П. 2000.
  8. Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви. Изд. Моск. 
    Патриархии. 2000.

Информация о работе О канонических препятствиях к браку