О канонических препятствиях к браку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 20:47, сочинение

Описание

Вопрос о браке не только важен, но и труден. «Тайна сия велика... (Еф. 5.32). Человечество знает химический состав звезд, отстоящих от нас на многие миллиарды километров, но с трудом разбирается в том, что касается его всего ближе. «Что вопрос о браке есть самый трудный и запутанный, - пишет Блаженный Августин, - это я, конечно, знаю и не осмеливаюсь утверждать, что выяснил или выясню трудности в своейработе».
В истории человеческой мысли встречаются две главные теории в учении о браке, красной нитью проходящие по всему её течению. Одну можно назвать реалистической, другую - идеалистической. Но прежде, чем приступить к раскрытию каждой из них, следует обратиться к истории формирования этих теорий, т.е. к истории брака.

Содержание

Вступление
История брака
Цели брака
Канонические препятствия к браку

Абсолютные препятствия к браку.
Условные препятствия к браку.

5. Заключение.
Примечания.
Литература.

Работа состоит из  1 файл

О каноническихпрепятствиях к браку-Крылов.doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)
 

          МОСКОВСКИЙ  ПАТРИАРХАТ

          БЕЛГОРОДСКАЯ  ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ (с миссионерской направленностью)

               
               
               
               
               
               
               
               
              Сочинение

    По  предмету «Каноническое право»

    на  тему «О канонических препятствиях к  браку»

    воспитанника 4 курса сектора заочного обучения

2010 - 2011 уч., год

    Андрея  Клыкова 

 

            Содержание. 

  1. Вступление
  2. История брака
  3. Цели брака
  4. Канонические препятствия к браку
 
  1. Абсолютные  препятствия к браку.
  2. Условные препятствия к браку.

5. Заключение.

  1. Примечания.
  2. Литература.
 

  

 

 

 

                1. Вступление.

 
    Прежде, чем приступить к раскрытию канонических препятствий к браку, необходимо выяснить и четко представлять смысл и цель брака в его христианском понимании.

    Вопрос  о браке не только важен, но и труден. «Тайна сия велика... (Еф. 5.32). Человечество знает химический состав звезд, отстоящих от нас на многие миллиарды километров, но с трудом разбирается в том, что касается его всего ближе. «Что вопрос о браке есть самый трудный и запутанный, - пишет Блаженный Августин, - это я, конечно, знаю и не осмеливаюсь утверждать, что выяснил или выясню трудности в своейработе»(\).

    В истории человеческой мысли встречаются  две главные теории в учении о браке, красной нитью проходящие по всему её течению. Одну можно назвать реалистической, другую - идеалистической. Но прежде, чем приступить к раскрытию каждой из них, следует обратиться к истории формирования этих теорий, т.е. к истории брака.

               
              2. История брака.

 
    Повествование об установлении брака мы находим  на первых страницах Библии. Во всех учебниках Священной истории установление брака представляется в такой форме: «Бог сотворил Адама, затем, создав из его ребра ему жену - Еву, дал им заповедь: плодитесь и размножайтесь».

    Подлинный текст Библии говорит совершенно особо о размножении и браке, и притом говорит о размножении ранее, чем о браке, наталкивая нас на мысль о том, что брак является ещё одной отличительной особенностью человека перед животным миром.

    Как животные берутся здесь в качестве представителей рода по роду их, по роду её, (Быт.1. 21,24,25), так и человек берется здесь не как индивидуум, а в качестве представителя всего человеческого рода, человечества.

    Между тем, об установлении брака Библия говорит  особо. Как Христос (Мф. 19.5; Мк. 10.7), так и апостол Павел (Еф. 5.31) находят это установление в той главе, где говорится о творении человека как существа особого от остального мира, в частности в повествовании о творении жены, где нет ни малейшего указания на размножение. В этой главе начинается история человека как индивидуальной нравственной личности и его отношения к Богу, Который является для него уже не только как Бог-Творец, но и как Бог Завета.

    Как на доказательство установления таинства брака Христом ссылаются иногда на евангельское повествование о чуде на браке в Канне Галилейской. На самом деле это повествование доказывает как раз противоположное, доказывает, что Христос признал брак именно таковым и по форме и по

 

    существу, каковым он был до Него. «Христос пришел на брак и принес дар, даром почтив дело» (2), - пишет Златоуст.

    Таким образом, становится ясно, что брак имеет такую же древнюю историю, как и история всего человечества. Размышления о смысле брака мы находим в самых древних исторических документах, у различных представителей общественной мысли.

              З.Цели брака.

 
    Реалистическая  теория в учении о браке видит  его смысл в размножении, в потомстве. Это воззрение, то в его чистом виде как стремление иметь в браке продолжение своего существования, то осложненное религиозными и патриотическими мотивами в виде стремления иметь заместителей в служении богам и хранителей могил предков или защитников отечества, мы встречаем как в древнеиндийских, греческих и римских законах, так и у классических писателей. Уже самое наименование брака у греков и римлян указывает на эту цель.

    Справедливо поэтому Августин, резюмируя взгляд римского законодательства на брак, говорит: «По принятым для брачных документов формам брак бывает для рождения детей»(3). О детях как продолжателях культа упоминалось и в самой священной формуле заключения брака(4).

    Существовал такой взгляд и у греков. Грек вступал в брак ради законных детей(5).

    Воззрение на потомство, как главную цель брака, отражалось и на частных пунктах брачного законодательства древности в виде обязательности, как брака, так и развода в случае бесплодия жены, и в виде закона о левирате.

    Если  цель брака - дети, а дети нужны для защиты отечества и продолжения культа, то брак является не делом свободы, а религиозной и гражданской обязанностью, нарушение которой карается законами. И вот, как в Греции, так и в Риме мы находим целый ряд законов, карающих безбрачие(б).

    С другой стороны, если цель брака дети, то где нет надежды иметь детей, там нет и брака, и потому бесплодие жены было одним, а иногда и единственным из поводов к разводу.

    Почти все дохристианское человечество видело в потомстве главную цель брака, и объяснявшие существование такого воззрения редкостью населения, родовым характером древнего быта, отсутствием надежды на будущую жизнь и т.д.(7). Но уже у первых христианских мыслителей встречается и совершенно другое учение о целях брака. Например, творение Блаженного Августина «De Ъопо conjugali» (главы 3 и 18): он указывает на «святую дружбу» как главную цель брака. Однако позднейшее схоластическое западное богословие за немногими исключениями стало на точку зрения первой теории. Учение о деторождении как главной цели брака сделалось официальным учением Католической церкви(8).

 

    

        Это воззрение отразилось и в законодательстве некоторых европейских государств.

    Эту теорию развивает Кант, дающий такое  определение брака: «Брак есть союз двух лиц разного пола с целью пожизненного взаимного пользования их половыми особенностями»(9).

    На  ряду с этой реалистической теорией, в истории человеческой мысли  столь же устойчива другая, идеалистическая теория, которая видит источник половой жизни, и в частности брака, не в стремлении организмов к сохранению своего существования в роде, а в другом, более высоком стремлении органического мира - стремлении к развитию, совершенствованию, к полноте бытия.

    Такое объяснение брака мы находим уже  на первых страницах Библии, объясняющей творение жены стремлением Адама получить себе восполнение. Эту теорию мы находим и в распространенном почти всюду сказании о творении человека как андрогина. Эту идею находим мы и в древнегреческих брачных обрядах и мистериях, в частности, в наименовании брака «телос» -конец в смысле завершения, как заканчивающий человека для жизни(Ю).

    В христианскую эпоху, когда реалистическая теория завладела Западом, идеалистическая получила господство на Востоке. Особенно подробно развивает её корифей православного богословия святитель Иоанн Златоуст в период наибольшего расцвета своего таланта. «Тот, кто не соединен узами брака, - пишет он, - не представляет собой целого, а лишь половину. Мужчина и женщина не два человека, а один человек». Эта теория включена и в официальные восточные канонические сборники. Эклога 740 года определяет брак как соединение двух лиц в одной плоти, в одном существе. Вместе с Эклогой это определение попало и в славянскую Кормчую(12). Вальсамон определяет брак как «соединение мужа и жены в одно существо, в одного человека с одной душой, но в двух лицах»(\3) и делает отсюда вывод в отношении способа исчисления брачных степеней.

    На  этой точке зрения стоят и другие многочисленные канонические памятники Православной Церкви, усвоившие, как наилучшее, знаменитое Модестиновское определение брака, рассматривающее брак как всестороннее и полное объединение супругов, но вовсе не упоминающее о рождении(14).

    Ту  же идеалистическую теорию мы находим  у немецких философов-идеалистов. Фихте определяет брак как «полное соединение в одно бытие двух лиц разного пола»( 15).

    Это метафизическое единение мужчины и  женщины есть таинство, поскольку оно превышает категории нашего разума и может быть пояснено лишь сопоставлением этого таинства с таинством Пресвятыя Троицы и догматом Церкви.

    Апостол Павел сравнивает взаимные отношения  мужа и жены именно с отношениями Лиц Святой Троицы. «Как Бог-Отец есть глава Христа, так и муле - глава жены»(1Кор. 11.3). «Как Христос есть сияние славы и образ бытия Бога-Отца»(Евр. 1.3), так и жена - слава мужа» (lKop.ll. 7).

 

    

        Связанное с догматом Троичности христианское учение о браке еще ближе связано с другим великим догматом христианства - догматом Церкви, который в свою очередь основывается на догмате Троичности. Троица есть метафизическое основание нравственного долга любви. По подобию Троицы, неразделенной и неслиянной, образовано новое существо - Церковь, единая по существу, но множественная в лицах.

    Климент Александрийский называет семью, как  и Церковь, домом Господним(16), а Златоуст прямо и точно называет семью «малой церковью »(17).

    Райская семья совпадает с Церковью, ибо  другой Церкви человечество тогда не имело, а христианская Церковь есть продолжение Церкви райской, причем в ней новый Адам - Христос заменяет Адама ветхого (IKop. 15.22). Этим объясняется, почему Новый Завет и древнейшая христианская литература изречения Священного Писания, имеющие отношение к браку, относят к Церкви, и наоборот.

    Теперь, когда раскрыты основные цели брака, становиться ясно, что может и  должно ему препятствовать.

        4.Канонические  препятствия к браку.

 
    В ветхозаветном законодательстве вступление в брак возможно было лишь при наличии определенных условий, отсутствие которых составляет препятствие к браку. Таковые последствия усматривались в состоянии женщины в другом браке (Ветхий Завет, безусловно, не допускал полиандрии), в физической неспособности к брачному сожительству, в родственных отношениях желающих вступить в брак. Безусловным препятствием к браку считалось прямое родство (между предками и потомками), а также боковое родство во второй степени (между родными братом и сестрой). Более же отдаленное боковое родство (например, между двоюродными братом и сестрой, и даже между родным дядей и племянницей) не составляло препятствия к браку.

    В брачном церковном праве Новозаветной Церкви, исходящем из того, что брак для христиан - это Таинство, сформулированы условия, соблюдение которых обязательно для заключения церковного брачного союза. При отсутствии этих условий возникают обстоятельства, препятствующие совершению браковенчания.

    Препятствия могут быть абсолютными, исключающими для определенного лица вступление в брак с кем бы то ни было, и условными, делающими невозможным брак между определенными лицами из-за их родственных отношений. Причем, кроме кровного родства, препятствия могут заключаться также в отношениях свойства или родства духовного. Кроме того, различаются препятствия, в силу которых брак считается недействительным с

 

    

    момента его заключения и потому подлежащим расторжению, - расторгающие, и такие, обнаружение которых не влечет за собой расторжения брака, однако подвергает и вступивших в брак, и венчавшего их священника каноническим прещениям, - нерасторгающие или запретительные препятствия.

Информация о работе О канонических препятствиях к браку