Управление запасами на производственном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:55, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучение методологии управления запасами на производственном предприятии как самоорганизующейся системы, обеспечивающей эффективность деятельности в условиях специфических внешних и внутренних параметров функционирования.

Задачи курсовой работы:
определение этапов развития теории и практики управления запасами;
характеристика потоков и запасов как объектов логистического управления;
выявление основных закономерностей управления запасами;
определение путей и направлений оптимизации классификации запасов готовой продукции на промышленном предприятии;
разработка концепции организации запасов промышленного предприятия как самоорганизующейся системы.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические особенности управления товарными запасами широкой номенклатуры 5
1.1 Организация эффективного управления запасами на предприятии 5
1.2 Планирование ассортиментной политики на предприятии 11
1.3 Основные этапы планирования ассортимента 18
2. Ассортиментная политика предприятия ОАО Иркутсккабель 22
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО Иркутсккабель 22
2.2 Управление ассортиментом на предприятии ООО «Иркутсккабель» 25
2.3 Применение XYZ модели анализа товарных запасов на предприятии ОАО «Иркутсккабель» 35
Заключение 42
Список использованных источников и литературы 44

Работа состоит из  1 файл

курсовой .doc

— 510.50 Кб (Скачать документ)

 

Оглавление

 

 

Введение

 

Современные условия хозяйствования, обусловленные влиянием экономического кризиса и порождающие состояние неопределенности, требуют изменения форм взаимоотношений между участниками рыночной экономики в процессе обеспечения потребителей материально-техническими ресурсами, готовыми изделиями. Соответственно необходимо разрабатывать эффективные, научно и практически обоснованные методы и модели управления запасами, адаптированные к вероятностным условиям изменяющейся экономической среды.

Развитие систем управления запасами на торговых и производственных предприятиях с использованием таких наук, как логистика, кибернетика, теория управления запасами, а также методов экономико-математического моделирования и маркетингового исследования рынка, учитывающих влияние дестабилизирующих факторов внешней среды, обеспечивает управление запасами организаций с учетом неопределенности и риска, позволяет рационально осуществлять деятельность как самих активаторов и операторов оптово-посреднических услуг, так и предприятий - потребителей товарных потоков.

Вопросам разработки теории и методических подходов управления запасами в различных экономических системах посвящены работы зарубежных авторов Д. Бауэрсокса, Дж. Букана, Дж.П. Вумека, Д.Т. Джонса, Э. Кенигсберга, Д. Клосса, М Кристофера, Б.М. Ламберта, Д.Р. Сток, Т. Уайтина, Дж. Хедли, Ф. Хенссмена, Дж. Шрайбфедера и отечественных ученых Б.А. Аникина, С.Е. Барыкина, В.И. Бережного, Е.В. Бережной, С.В. Бола и других экономистов.

Цель курсовой работы – изучение методологии управления запасами на производственном предприятии как самоорганизующейся системы, обеспечивающей эффективность деятельности в условиях специфических внешних и внутренних параметров функционирования.

Объектом исследования является промышленное предприятие ОАО «Иркутсккабель».

Предметом исследования выступают  товарные потоки и запасы, сопутствующие им информационные и финансовые потоки, а также соответствующие им экономические отношения.

Задачи курсовой работы:

  • определение этапов развития теории и практики управления запасами;
  • характеристика потоков и запасов как объектов логистического управления;
  • выявление основных закономерностей управления запасами;
  • определение путей и направлений оптимизации классификации запасов готовой продукции на промышленном предприятии;
  • разработка концепции организации запасов промышленного предприятия как самоорганизующейся системы.

В ходе работы были использованы методы системного, экономического анализа, исследования операций, широкий спектр методов линейного  анализа.

Информационной базой послужили  публикации отечественных и зарубежных ученых по рассматриваемым в работе проблемам, материалы и обсуждения проблем логистики и управления запасами на научных конференциях и семинарах, данные предприятия ОАО «Иркутсккабель», результаты выполненных автором работ по анализу товарных запасов.

Результатом работы стало выделение классификационных групп товарных запасов и разработка рекомендаций по внедрению системы классификации товарных запасов.

 

1. Теоретические  особенности управления товарными  запасами широкой номенклатуры

1.1 Организация эффективного управления запасами на предприятии

 

Управление запасами – это оптимизация запасов произведенных товаров, незавершенного производства, сырья и других объектов деятельности предприятиями с целью уменьшения затрат хранения при обеспечении уровня обслуживания и бесперебойной работы предприятия. Управление запасами в логистике – оптимизация операций, непосредственно связанных с переработкой и оформлением грузов и координацией со службами закупок и продаж, расчет оптимального количества складов и места их расположения.

Эффективное управление запасами позволяет организации удовлетворять или превышать ожидания потребителей, создавая такие запасы каждого товара, которые максимизируют чистую прибыль.

Корпоративная политика, способствующая эффективному управлению запасами, - первая составляющая успешного управления запасами. Другие необходимые составляющие – хорошее аппаратное и программное обеспечение и знания, необходимые для использования программного обеспечения.

Значение продуманной корпоративной  политики в деле эффективного управления запасами неоценимо. Все сотрудники организации должны понимать фундаментальные основы по которым составляется корпоративный бизнес план.

Прежде, чем изучать новые революционные  способы определения, когда и  сколько товаров заказывать, нужно  удостовериться, что на складе - порядок. А для этого необходимо следовать определенной корпоративной политике и процедурам. Контролировать запасы и управлять ими.

Управление запасами – это та область управления предприятием, в которой можно много выиграть от использования эффективных методов, и этот выигрыш непосредственно измеряется в денежном выражении.

Вместе с тем необходимо отметить, что применение того или иного  подхода к управлению запасами должно определяться стратегией компании и  вытекающей из нее стратегией управления запасами. На практике мы часто видим, например, что компания не определив, что для нее важнее: удовлетворение спроса потребителей или минимизация издержек, пытается выстроить систему управления запасами. Без четкой постановки целей и определения критериев эффективности эта задача не имеет решения.

В логистике существуют неоднозначные  подходы к определению объекта  управления, по-разному раскрывается их содержание. Для обоснованного  использования соответствующих  терминов в работе дан обзор различных точек зрения на понятия «поток» и «запас», определено их соотношение. Большинство авторов значение понятия «поток» ставят выше значения понятия «запас» по причине постоянного течения времени, в котором нет места фиксированным состояниям. Тем не менее, констатируется, что «поток» и «запас» - это ключевые понятия в логистике, взаимоопределяющие и дополняющие друг друга.

Логистический подход заключается  в рассмотрении товародвижения как  управления товарными, информационными, финансовыми и другими потоками. Методологические основы данного подхода рассмотрены в первой главе работы, включая основные дефиниции, закономерности и периодизацию развития подходов к управлению запасами.

Стратегические цели управления запасами могут быть эффективно реализованы  только при условии наличия механизмов осуществления тактического управлении запасами. Каждое стратегическое решение опирается на комплекс решений тактического характера, содержание которых может носить альтернативный характер. Кроме того, тактическое управление предполагает иерархию решений, включающую в себя несколько комплексов последовательно осуществляемых мероприятий. Тактическое управление предполагает выбор основной тактики поведения в зависимости от стратегии и формирования комплекса соответствующих мероприятий, обеспечивающих достижение стратегических целей. [18 c.45]

Модель системы стратегического  управления запасами активаторов и  операторов оптово-посреднических услуг представлена на рисунке 1.1.

 

 

Рисунок 1.1 – Модель системы стратегического управления запасами активаторов и операторов оптово-посреднических услуг

 

Чтобы не остановилось производство из-за отсутствия запасов сырья, по причине увеличения резкого спроса или перебоев в снабжении, то на производстве создаются запасы. Если бы производственный процесс функционировал бы как единый конвейер, то потребности в запасах сводились к нулю. В реальной жизни этого не происходит.

Создание запасов всегда сопряжено  с дополнительными финансовыми  расходами.

Затраты, связанные с созданием и содержанием запасов можно разбить на несколько групп: [18 c.49]

  • отвлечение части финансовых средств на поддержание запасов;
  • расходы на содержание специально оборудованных помещений (складов);
  • оплата труда специального персонала;
  • дополнительные налоги;
  • постоянный риск порчи, нереализации просроченного товара, хищения.

В свою очередь отсутствие необходимого объема запасов приводит также к расходам, которые можно определить в следующей форме потерь:

  • потери от простоя производства,
  • потеря от упущенной прибыли из-за отсутствия товара на складе в момент возникновения повышенного спроса,
  • потери от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам;
  • потеря потенциальных покупателей и др.

Кроме финансовых расходов, связанных  с формированием запасов, предприниматель должен руководствоваться конъюнктурой рынка. На рынке действуют побудительные мотивы формирования запасов.

Перечислим основные мотивы, которыми руководствуется предприниматель, создавая материальные запасы:

  • возможность колебания спроса;
  • сезонные колебания спроса на некоторые виды товаров;
  • скидки за покупку крупной партии товаров;
  • спекуляции на росте цен;
  • снижение издержек, связанных с размещением и доставкой заказа;
  • снижение издержек, связанных с производством единицы изделия;
  • возможность равномерного осуществления операций по производству и распределению;
  • возможность немедленного обслуживания покупателей;
  • сведение к минимуму простоев производства из-за отсутствия запасных частей;
  • упрощение процесса управления производством.

По перечисленным выше причинам предприниматели, как в торговле, так и в промышленности, отдают предпочтение созданию запасов, так как в противном случае увеличиваются издержки обращения, т.е. уменьшается прибыль. По тем же самым причинам вместо запасов можно создавать логистические технологии быстрого ответа, позволяющие достигать те же производственные или торговые результаты. Например, если срок оформления или доставки заказа для торговой точки сократить с трех дней до трех часов, то на случай непредвиденно большого покупательского спроса потребуется гораздо меньший страховой запас.

Пол назначению запасы делятся на два основных вида: производственные и товарные, которые в свою очередь делятся на три подвида: текущие, страховые, сезонные.

Управление запасами на каждом из этих участков имеет свою специфику. Рассмотрим каждый из этих видов запасов.

Производственные запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей, предназначены для производственного потребления. Цель создания производственных запасов – обеспечить ритмичное функционирование производственного процесса.

Товарные запасы представляют собой уже готовую продукцию предназначенную для конечного потребителя, а также запасы находящиеся на пути следования товара от поставщика к потребителю, т.е. на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути.

Товарные запасы, в свою очередь, подразделяются на запасы товарные средства производства и товарные предметы потребления. [18 c.55]

Как уже отмечалось, производственные и товарные запасы делятся на текущие и страховые запасы. Текущие запасы – главная часть всех запасов. Обеспечивает непрерывность производственного или торгового процесса между очередными поставками. Страховые запасы – обеспечивают материалами или товарами производственный или торговый процесс в случае непредвиденных обстоятельств.

Страховой запас, является своеобразным амортизатором, который позволяет  предпринимателю чувствовать себя комфортно. Однако за пользование комфортом положено платить. При нормальном ходе производственного или торгового процесса объем страхового запаса, в отличие от текущего, не меняется.

Сезонные запасы – появляются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки.

По отношению к производству или торговле материальные запасы разделяют на следующие виды: [6 c.78]

  • переходящие;
  • подготовительные;
  • неликвидные;
  • запасы в пути и др.

К переходящим запасам относятся  остатки материальных средств на конец отчетного периода. Данный вид запасов обеспечивает непрерывность производственного или торгового процесса от начала периода, следующего за отчетным, до момента поставки очередной партии товара.

Подготовительные запасы – это часть текущих запасов, которые требуют дополнительной подготовки перед использованием их в производственном или торговом процессе.

Неликвидные запасы – это неиспользуемые длительное время производственные или товарные запасы.

Запасы в пути – запасы находящиеся на момент учета в процессе транспортировки.

В современных экономических условиях реализация продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности. Результат этого процесса напрямую зависит от того, что происходит во внешней и внутренней среде каждого промышленного предприятия. Управление сбытовыми запасами - часть процесса реализации продукции. На него огромное влияние оказывают различные факторы, возникающие как внутри предприятия, так и за его пределами. «Действующие силы» часто, на первый взгляд, не имеют никакого отношения к запасам. Однако, управление запасами нельзя рассматривать обособленно от управления предприятием в целом – это одно целое, и изменение где-либо в цепи управления влечет незамедлительное изменение в запасах. В многономенклатурном производстве или на предприятиях торговли особое значение приобретает политика управления ассортиментом.

Информация о работе Управление запасами на производственном предприятии