Управление снабжением на предприятии с использованием логистических методов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 17:00, контрольная работа

Описание

В обобщенном виде цель снабжения - гарантировать, чтобы организация имела надежную поставку материалов соответствующего качества, необходимого объема, в нужное время, от квалифицированного поставщика, с высоким уровнем сервиса и по приемлемой цене.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по логистике.docx

— 34.79 Кб (Скачать документ)

ПЕНЗЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра « Экономика, финансы и менеджмент»

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине «Логистика»

На тему «Управление снабжением на предприятии с использованием логистических методов»

                Выполнила:

                Ст.гр. 07ээ2 Дятлова Татьяна

                Проверила:

                Лушникова Н.В.

Пенза 2011 г.

 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Ни  одно производство не может обойтись без привлечения ресурсов из внешней  среды предприятия. Организация  такого привлечения ресурсов носит  обобщающее название — материально-техническое  снабжение. Оно является начальным  звеном производственного процесса. От организации снабжения, своевременности поставок материальных ресурсов на производство в необходимых ассортименте, количестве и соответствующего качества в значительной мере зависят равномерный и ритмичный выпуск готовой продукции, ее качество и как результат — уровень прибыли и рентабельности предприятия.

     Следует отметить также, что снабжение по своим логистическим характеристикам существенно отличается от материально-технического обеспечения. На типичном производственном предприятии за поступление материалов и компонентов от внешних источников в нужное место и в нужное время отвечает снабжение, а обслуживание всех потребностей в перемещении материалов и полуфабрикатов внутри предприятия во время производственного процесса классифицируется как материально-техническое обеспечение.

     Материально-техническое  снабжение предприятия как подсистема обеспечения производственной системы  во многом определяет качество процесса производства и готовой продукции. При низком качестве работы этой подсистемы невозможна высокоэффективная работа производственной системы.

     Снабжение важно также потому, что на него приходится значительная доля общих расходов. Типичный производитель тратит 60% на материалы, полому снабжение непосредственно отвечает за большую часть расходов компании, и даже относительно небольшие улучшения в этой области могут принести существенные выгоды.

     В обобщенном виде цель снабжения - гарантировать, чтобы организация имела надежную поставку материалов соответствующего качества, необходимого объема, в нужное время, от квалифицированного поставщика, с высоким уровнем сервиса  и по приемлемой цене. 
 

     1.Роль  снабжения в экономике  предприятия

Материально-техническое  снабжение предприятия — это  процесс поставки на склады предприятия  или сразу на рабочие места  требуемых в соответствии с планами  производства материально-технических  ресурсов. В состав таких ресурсов входят сырье, материалы, комплектующие  изделия, покупное технологическое  оборудование и технологическая  оснастка (приспособления, режущий  и мерительный инструмент), вычислительная техника и другое оборудование, топливо, энергия, вода, т. е. все, что поступает  на предприятие в вещественной форме  и в виде энергии, относится к  элементам материально-технического снабжения.

Материально-техническими ресурсами предприятия обеспечиваются службами материально-технического снабжения. Их главная цель — своевременно обеспечить подразделения предприятия  необходимыми видами ресурсов требуемого количества и качества с минимальной  их стоимостью при минимальных затратах на транспортирование и хранение на складах.

Организационное построение таких служб отличается большим разнообразием. В каждом конкретном случае оно варьируется  в зависимости от размера и  типа производства, объема и номенклатуры потребляемых сырья, материалов и изделий, уровня специализации и кооперации, наличия транспортных путей и сети снабженческо-сбы-товых баз в данном районе, территориального размещения предприятий и других факторов можно сформулировать основные задачи логистики снабжения:

  • налаживание надежного и непрерывного материального потока для обеспечения бесперебойного функционирования организации. Дефицит сырья, топлива, энергии и т. п. может привести к остановке производства, снижению объемов производства, следовательно, и объемов реализации, невыполнению своих обязательств перед заказчиком в срок;
  • поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складе;
  • развитие отношений с подразделениями, использующими эти материалы. Деятельность снабжения не может быть эффективной без сотрудничества с другими подразделениями организации. Например, информация о требованиях к сырью в отдел закупок поступает от главного инженера и производственного отдела. На основании данных отдела закупок бугалтерией производится расчет с поставщиками;
  • поиск компетентных поставщиков, тесное взаимодействие с ними и формирование выгодных отношений. Например, если предприятие закупает программное обеспечение у поставщика, который впоследствии не сможет обеспечить его долговременного обслуживания (т. е. модификацию и обновление), то первоначально выгодная цена обернется высокой стоимостью содержания всей системы;
  • поддержка и повышение качества закупаемых материалов подразумевают, что производство продукции или оказание услуг должны осуществляться с определенным уровнем качества, иначе конечный продукт или > слуга не будут отвечать принятым требованиям и не смогут обеспечить конкурентоспособности товаров и услуг;
  • договоренность о наименьшей общей стоимости с сохранением должного уровня качества, количества, условий доставки и сервиса;
  • повышение конкурентоспособности. Контроль над всеми расходами сети снабжения позволяет выявить операции (деятельность), не приносящие прибыли или требующие дополнительного времени (как, например, дополнительное хранение на складе, транспортировка и проверка), повысить конкурентоспособность организации в целом. Кроме того, отдел закупок несет ответственность за обеспечение равномерного потока сырья, необходимого для производства продукции и предложения услуг, чтобы ответить по своим обязательствам перед поставщиками по условиям поставки продукции.
 

Формы снабжения

В практике работы предприятий различают в основном две формы снабжения: транзитную и складскую.

Транзитная форма  снабжения сырьем и материалами  применяется тогда, когда предприятие  получает их непосредственно от производителей этих ресурсов. Такая форма наиболее экономична (без посредников) и применяется  всегда, когда потребное количество сырья и материалов на данный отрезок  времени равно транзитной норме  поставок. Транзитная форма осуществляется по прямым связям, через товарно-сырьевые биржи и др. Эта форма наиболее предпочтительна при массовом потреблении  материалов; она обусловливает наиболее низкие издержки производства.

Использование транзитной формы снабжения при  небольших объемах потребления  неизбежно приводит к образованию  излишних запасов товарно-материальных ценностей.

Складская форма  снабжения применяется тогда, когда  потребные ресурсы меньше транзитной нормы и предприятие получает их необходимые объемы с баз и  складов организаций оптово-розничной  торговли.

В настоящее  время кроме рассмотренных форм снабжения широко применяются также  такие формы и методы обеспечения  предприятия материальными ресурсами:

• товарно-сырьевые биржи;

• аукционы, конкурсы;

• оптовые закупки;

• регулярные закупки  мелкими партиями;

• закупки по мере необходимости. 

Конкретную форму (метод) обеспечения материально-техническими ресурсами предприятие выбирает исходя из особенностей ресурса, продолжительности  его получения, количества предложений, качества, цены ресурса и других факторов.

Организация снабжения 

Организация снабжения  предусматривает создание инфраструктуры процесса организации снабжения  и организационной структуры  управления снабжением.

Рассмотрим  каждую из этих составляющих.

Инфраструктура  снабжения включает подразделения  складского, транспортного, заготовительного хозяйств. На отдельных предприятиях могут быть также подразделения  по переработке отходов производства и тарного хозяйства.

Складское хозяйство  может быть представлено сетью общезаводских  складов или складами отдельных  производств, цеховых складов и  складских участков на крупных специализированных участках. В целом структура складского хозяйства на предприятиях обусловливается  отраслевым характером производства, масштабом и размерами предприятия, размерами и типом производства, а также организацией производства и управления.

Для выполнения технологических функций по предварительной  обработке материалов, заготовке  и подготовке продукции к производственному  потреблению на предприятиях создается  заготовительное хозяйство, которое  входит в организационную структуру  снабжения предприятия.

В основу определения  организационной структуры управления снабжением должны быть положены принципы, которые обеспечивают все функции  управления совокупностью подразделений. Это прежде всего: малозвенность в управлении, гибкость, эффективная система связи, принцип единоначалия и четкое разграничение функций.

Существуют две  основные формы организации управления снабжением: централизованная и децентрализованная. Как именно организовано снабжение, зависит от типа и размера организации. В небольшой организации за все  закупки может отвечать один сотрудник. В организации средних размеров может быть создан отдел, где работают сотрудники, осуществляющие закупки, грузовые экспедиторы, складские работники  и клерки. В крупной организации  снабжением могут заниматься сотни  людей, координирующих огромные закупки  материалов.

Если организация  подходит к процессу закупок с  позиции децентрализации, то служащие отделов будут самостоятельно осуществлять закупки, каждый для своего отдела.

Преимущества  такого подхода: 1) пользователь лучше  знает потребность отдела, чем  кто-либо другой; 2) возможность более  быстрого удовлетворения потребности  в материальных ресурсах.

Недостатки децентрализованных закупок: 1) решая оперативные вопросы, служащие могут не заметить тенденции  изменений планирования организации  в целом; 2) недостаточный профессионализм  служащих и проблемы определения  возможностей снабжения; 3) ни одно подразделение  не может быть достаточно большим  для того, чтобы проводить функциональный анализ в таких областях, как работа с таможней, транспортные услуги, складирование, управление запасом, анализ закупок  и т. п

.

Для осуществления  централизованных закупок обычно организуется один отдел снабжения, сосредоточивающий  все функции снабжения организации, что позволяет получить определенные выгоды:

  • объединение всех закупок аналогичных или похожих материалов, что дает возможность получить скидки за большой заказ;
  • координация связанных между собой видов деятельности для сокращения затрат на транспортировку, хранение и обслуживание;
  • устранение дублирования операций и ненужных приемов;
  • наличие единой точки контактов с поставщиками и предоставление им необходимой информации и услуг;
  • получение специальной квалификации и совершенствование операций по снабжению;
  • возможность сосредоточить других сотрудников на выполнении их собственных функций, чтобы они не отвлекались на закупки;
  • концентрация ответственности за снабжение, что облегчает осуществление управленческого контроля.
 

 

Виды  закупок

Закупки в логистике  снабжения можно объединить в  две большие группы: традиционные и нетрадиционные виды закупок. Традиционные виды закупок:

  • сырье - так называемые "подвижные товары", такие как медь, пшеница, цемент и т. д.;
  • особые товары - товары и сырье, которые нужны для конкретного производства;
  • стандартные товары включают в себя болты и гайки, многочисленные профили стали, трубы, цены на которые относительно стабильны и определяются на основе "прайс-листа со скидкой";
  • малоценные предметы - товары относительно небольшой стоимости, приобретаемые для содержания и ремонта.

Нетрадиционные  виды закупок:

  • основные  товары относятся к группе основных активов (основных средств) предприятия;
  • услуги - эта категория закупок довольно широка и включает многие виды услуг, такие как, например, реклама, аудиторские услуги, архитектурный дизайн, юридические услуги, услуги по страхованию, туристические услуги и т. д. Главным отличием приобретения услуг от приобретения товаров является: 1) невозможность хранения - это означает, что время оказания услуги должно совпадать со специфическими потребностями покупателя и что последствия несвоевременности могут быть очень серьезными и дорогими; 2) трудность в оценке качества;
  • товары для перепродажи - эта категория подразделяется на две группы: 1) комплектующие изделия, которые ранее изготовлялись на предприятии, а теперь заказываются у внешних источников (например, крупный производитель бытовой техники, который продает микроволновые печи, но уже не производит данную продукцию, покупает микроволновые печи в сборке под своей маркой); 2) товары, реализуемые через розничную сеть, такие как одежда, продаваемая в крупных универмагах, продукты питания, продаваемые через супермаркеты, и т. п. Такие закупки обычно осуществляются мерчендайзерами, которые предварительно должны спрогнозировать дальнейший спрос на данную продукцию, на основании чего принимаются решения о закупке.

Отдельно выделяют международные и государственные  закупки. Международные закупки. В  отношении каждого конкретного  товара существует много причин для  закупки его за рубежом. Тем не менее общей причиной использования международных поставщиков является более приемлемая цена, чем при закупке у внутренних поставщиков.

Информация о работе Управление снабжением на предприятии с использованием логистических методов