Сезонные запасы ресурсов и методы определения их величины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 07:57, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть сезонные запасы и методы определения их величины.
На основе цели можно поставить следующие задачи:
1. Сформулировать понятие запаса, определить его роль и функции;
2. Проанализировать понятия сезонности и сезонного запаса;
3. Исследовать методы определения величины сезонных запасов.

Содержание

Введение 3
1 Материальный запас 4
1.1 Понятие и назначение материальных запасов 4
1.2 Функции материальных запасов 5
1.3 Основные виды материальных запасов 7
2 Сезонные запасы ресурсов и методы определения их величины 10
2.1 Сезонность 10
2.2 Понятие сезонных запасов ресурсов 12
2.3 Методы определения величины сезонных запасов ресурсов 15

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по логистике .doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И

ИНФОРМАТИКИ»

Экономический факультет

Кафедра «Коммерция и маркетинговые исследования»

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине: «Коммерческая логистика»

на  тему: «Сезонные запасы ресурсов и методы определения их величины»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2010

 

Содержание

Введение                                                                                                                               3

1 Материальный запас                                                                                                         4

1.1 Понятие и назначение  материальных запасов                                                            4

1.2 Функции материальных  запасов                                                                                  5

1.3 Основные виды материальных  запасов                                                                       7

2 Сезонные запасы ресурсов и методы определения их величины                              10

2.1 Сезонность                                                                                                                    10

2.2 Понятие сезонных  запасов ресурсов                                                                          12

2.3 Методы определения  величины сезонных запасов ресурсов                                  15

Заключение                                                                                                                         17

Список использованных источников                                                                               18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

С развитием производства роль запасов возрастает. Это определяется количеством материальных ресурсов, участвующих в процессе воспроизводства, и объемами запасов.

 Понятие материального  запаса является одним из ключевых  в логистике. Взятое из природы  сырье, прежде чем в виде  готового изделия попасть к конечному потребителю, перемещается, соединяется с другими материалами, подвергается производственной обработке. Продвигаясь по материалопроводящей цепи сырье (а впоследствии полуфабрикат и готовый продукт) периодически задерживается, ожидая своей очереди вступления в ту или иную производственную или логистическую операцию.

Несмотря на то, что  содержание запасов сопряжено с  определенными затратами, предприниматели  вынуждены их создавать, т. к. отсутствие запасов может привести к еще большей потери прибыли.

Рациональное управление запасами позволяет обеспечить бесперебойность производственного и торгового процесса при минимальных расходах на содержание запасов.

Цель курсовой работы – рассмотреть сезонные запасы и  методы определения их величины.

На основе цели можно поставить следующие задачи:

1. Сформулировать понятие запаса, определить его роль и функции;

2. Проанализировать понятия  сезонности и сезонного запаса;

3. Исследовать методы  определения величины сезонных  запасов.

 

 

 

 

 

 

 

1 Материальный  запас

1.1 Понятие и назначение материальных запасов

Общепринятая формулировка гласит: материальные запасы — это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления.

Из определения понятия  «запасы» можно сделать следующие  выводы:

  • Не существует принципиального различия в процессе работы с запасами продуктов различного вида (сырье, материалы, комплектующие, готовая продукция), так как единственная функция запаса - обеспечение потребности.
  • Определяющим для размера запаса является характер потребления запаса продукта данного вида.
  • Вид запаса зависит от потребности, которую удовлетворяет запас.

Первый вывод связан с критерием классификации по месту нахождения запаса.

Второй - с критерием  классификации повремени, который  позволяет выделить различные виды запасов в зависимости от их величины.

Третий вывод позволяет  добавить еще один критерий классификации - функцию запаса. Итак, критериями классификации запасов могут быть два параметра движения материальных потоков - пространство (или место нахождения) и время, а также функция запаса.

Прежде чем готовая  продукция попадет конечному  потребителю, она проходит производственный цикл, начиная от сырья (полуфабриката) и заканчивая готовой продукцией. Учитывая, что ситуация на рынке носит непредсказуемый характер это отражается на производственном процессе. Назвать точную цифру, сколько будет продано готовой продукции в следующем месяце, не берется ни один специалист.

Чтобы не остановилось производство из-за отсутствия запасов сырья, по причине увеличения резкого спроса или перебоев в снабжении, то на производстве создаются запасы.

Если бы вся цепь участников, обеспечивающих превращение первичного сырья в изделия народного потребления и продвижения этих изделий, работала как единый механический конвейер, время ожидания можно было бы практически свести к нулю. Однако в реальной жизни обойтись без такого ожидания нельзя.

Создание запасов всегда сопряжено с расходами. Основные виды затрат, связанных с созданием  и содержанием запасов:

- замороженные финансовые  средства;

- расходы на содержание  специально оборудованных помещении;

- оплата труда специального  персонала;

- постоянный риск порчи, хищения.

Наличие запасов –  это расходы. Однако отсутствие запасов  – это тоже расходы, только выраженные в форме разнообразных потерь. К основным видам потерь, связанных с отсутствием запасов, относят:

- потери от простоя  производства;

- потери от отсутствия  товара на складе в момент  предъявления спроса;

-  потери от закупки  мелких партий товаров по более  высоким ценам и др.

1.2 Функции материальных запасов

Запасы выполняют три  важнейших функции:

  • функция накопления;
  • функция защиты от изменения цен и инфляции;
  • функция управления затратами.

Первая и главная функция запасов - это накопление ресурсов и их распределение в целях повышения надежности и синхронизации движения и преобразования материальных потоков на предприятии.

Важнейший принцип при организации движения материальных потоков в производстве - обеспечение их непрерывности. Однако практически невозможно организовать полностью непрерывный производственный цикл на предприятии и внешние поставки синхронизировать с ходом производства. Таким образом, запасы возникают на разных участках движения как следствие нарушения непрерывности материальных потоков.

Функция накопления позволяет:

  • повысить устойчивость работы предприятия за счет полной или частичной ликвидации отрицательного воздействия неблагоприятных внешних и внутренних факторов: колебаний спроса, недобросовестности поставщиков, внутренних сбоев системы, задержек в пути транспорта, забастовок и др.;
  • повысить уровень потребительского сервиса за счет запасов готовой продукции. Требования клиентов предприятия в реальных условиях редко могут быть удовлетворены, если в наличии нет необходимого запаса продукции. Например, если спрос на продукты производства высок только летом, фирма может в зимний период пониженного спроса создать запас, достаточный для того, чтобы удовлетворить высокий летний спрос. Или если спрос претерпевает существенные колебания, то сгладить их негативное влияние на организацию поставок продукции клиентам проще всего путем создания запаса.
  • избежать простоев за счет запасов сырья и материалов, т.е. неэффективного использования оборудования и живого труда, а также потерь, вызванных последующим недопроизводством товаров. Обычно если поставщики фирмы организуют поставки нерегулярно, то разумно, пока отношения с ними не урегулированы, накапливать запасы входных материалов, чтобы оградить себя от неритмичной работы поставщиков, транспорта и т.п.

Вторая функция запасов  заключается в сохранении денежных ресурсов предприятия. Размещая свободные  наличные средства в банке, предприятие может сохранить их и получить крупный доход. С другой стороны, ценность запаса может расти быстрее, чем деньги, помещенные в банк. Таким образом, запасы могут рассматриваться в качестве инвестиций для использования в будущем или перепродажи (спекулятивные запасы). Принимая решение о создании подобных запасов, необходимо тщательно оценивать затраты и риски хранения.

Третья функция запасов тесно  связана с размером партий, заказываемых для пополнения запасов, поскольку  с ним связана возможность  прямого влияния на уровень Ваших затрат. Суть в том, что в процессе управления запасами решаются два основных вопроса: какой должна быть величина партии поставки и когда необходимо делать заказ. А большинство поставщиков предлагают скидки при крупных заказываемых партиях, в определенные периоды устраивают распродажи. Транспортные компании также предоставляют скидку при перевозках больших объемов грузов. Таким образом, разовая закупка больших количеств ресурсов в определенное время может, по существу, снизить издержки производства.

1.3 Основные виды материальных запасов

Имеется ряд классификаций  запасов, которые помогают детализировать решения в сфере управления запасами. Выделяют следующие основные признаки классификации:

 По месту нахождения запасы делятся на:

 • Производственные;

 • Товарные.

 Производственные запасы формируются в промышленных предприятиях и предназначены для производственного потребления. Они должны обеспечивать бесперебойность производственного процесса.  Товарные запасы находятся у предприятий–изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах распределения у производителей и торговых компаний. Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения потребителей разного уровня продукцией.

 По видам товарно-материальных ценностей запасы могут включать:

 •  сырье и материалы, продовольствие;

 • производственные запасы (запасы незавершенного производства) и комплектующие;

 • готовую продукцию;

 • вспомогательные материалы и т.п.

 По исполняемым функциям запасы подразделяются на:

 • Текущие. Текущие запасы обеспечивают непрерывность поступления материальных ресурсов в производственный процесс, а также возможность непрерывной реализации готовой продукции предприятиями–изготовителями и организациями торговли в период между поставками. Текущие запасы составляют основную часть производственных и товарных запасов. Их величина постоянно меняется.

 • Подготовительные. Подготовительные (буферные) запасы требуют дополнительной подготовки перед использованием в производстве (сушка древесины, например). Подготовительные запасы готовой продукции вызваны необходимостью их подготовки к отпуску потребителям.

 • Гарантийные (страховые и резервные). Гарантийные (страховые или резервные) запасы предназначены для непрерывного снабжения продукцией потребителя в случае непредвиденных обстоятельств. Такими обстоятельствами могут быть, например, отклонения в периодичности и в величине поставок от запланированных, задержки поставок в пути, изменения интенсивности потребления и др. В отличие от текущих запасов размер гарантийных запасов является постоянной величиной. При нормальных условиях работы эти запасы являются неприкосновенными.

 • Сезонные. Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки продукции. Сезонные запасы должны обеспечить нормальную работу организации во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или в транспортировке.

 • Рекламные. Рекламные запасы (для продвижения) создаются и поддерживаются в каналах распределения для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику. Они связаны с широкомасштабными рекламными мероприятиями.

 • Спекулятивные. Спекулятивные запасы создаются в целях защиты от возможного повышения цен или введения протекционистских квот или тарифов, а также, чтобы использовать конъюнктуру рынка для получения дополнительной прибыли.

 По времени запасы подразделяются на:

• Максимальный желательный запас

 • Пороговый уровень запаса

 • Текущий запас

 • Гарантийный запас

 Максимальный желательный запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Этот уровень может превышаться. В различных системах управления максимальный желательный запас используется как ориентир при расчете объема заказа.

 Пороговый уровень запаса (точка заказа) используется для определения момента времени очередного заказа.

 Текущий запас соответствует уровню запаса в любой момент учета. Он может совпасть с максимальным желательным уровнем, пороговым уровнем или гарантийным запасом.

 Гарантийный запас (страховой или резервный) похож на гарантийный – в классификации по исполняемой функции – и предназначен для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств.

 Можно также выделить неликвидные запасы – длительно неиспользуемые производственные и товарные запасы. Они образуются вследствие ухудшения качества товаров во время хранения, а также морального износа.  

Информация о работе Сезонные запасы ресурсов и методы определения их величины