Российская приватизация подходы и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:33, доклад

Описание

В настоящей статье мы обсудим стратегию и результаты приватизации в российский экономике с точки зрения подхода Р. Коуза и модели "принципала-агента". Основной акцент будет сделан на российской стратегий приватизации, так как ее разработчики использовали ссылки на Коуза в качестве обоснования своих преимущественно политических целей.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 50.24 Кб (Скачать документ)

Кроме того, собственность менеджеров связана  с так называемой номенклатурной приватизацией, или "наделением номенклатуры собственностью"(44). Весьма существенны  претензии, касающиеся привилегированного доступа руководителей предприятий  к собственности и обретения  ими возможности приобретать  ее по ценам ниже рыночных (они получили выгоду от своеобразных "негативных" трансакцйонных издержек, если сравнить с теми, что легли на плечи аутсайдеров). Такая приватизация "под столом" прямо противоречит принципам рыночного  перераспределения прав собственности  по Коузу. Неудивительно, что фондовый рынок остался недоразвитым и  превратился в дополнительный механизм изменения конфигурации корпоративного контроля вместо того, чтобы быть основным источником финансирования инвестиций"(45). Он бурно развивался в 1994 г., однако это развитие резко остановилось в 1995 г. В 2000 г. число компаний, чьи  акции котировались на российском фондовом рынке, было меньше, чем на биржах Братиславы, Бухареста и Варшавы (см. табл. 7). Дистанция между 18000 компаний, чьи  акции могут потенциально котироваться, и теми 245 компаниями, чьими акциями  торгуют в системе РТС в  Москве и Санкт-Петербурге, поистине огромна.

Российский  рынок промышленных активов остается максимально удаленным от условий  полной спецификации прав собственности, конкуренции и низких трансакцйонных издержек, из которых исходит теорема  Коуза. Более того, несовершенное  функционирование рынков - как ресурсных, так и продуктовых, а также  слабость институтов корпоративного управления, таких, как мониторинг кредитного рынка, означает, что в России отсутствует большинство дисциплинирующих механизмов, характерных для рыночной экономики(46).

Слабое  корпоративное управление, с одной  стороны, является препятствием к привлечению  внешнего финансирования, а с другой - не предотвращает вывод активов  и воровство. В итоге структура  корпоративного управления в России обусловливает значительные управленческие затраты. Некоторые ученые утверждают, что присвоение доходов, бывшее проблемой  в плановых экономиках, после приватизации приняло еще более угрожающие масштабы в форме увода активов (47). В отличие от находящихся под  контролем инсайдеров или приватизированных  олигархами фирм на государственных  предприятиях все же существуют слабые механизмы контроля. На них можно  присвоить доходы, в приватизированной  же фирме присваивают все активы. С политической точки зрения подобные действия на приватизированных фирмах подрывают саму идею движения к рынку. Вместо того чтобы изо всех сил  стремиться осуществить быструю  и массовую приватизацию, российским реформаторам следовало бы взять  паузу для борьбы с выводом  активов, коррупцией, а также для  реформирования налоговой системы.

Перевод с английского А. Олейника

Графические материалы:

Таблица 1 Стратегия российской приватизации

Таблица 2 Число частных и приватизированных  предприятий в России, 1991-1994 гг.

Таблица 3 Прогресс приватизации и структура  собственности в России по состоянию  на 01.07.1994 г.

Таблица 4 Соотношение собственности инсайдеров и аутсайдеров в России (в %)

Таблица 5 Структура собственности крупных  и средних приватизированных  компаний в России (в %)

Таблица 6 Приватизация и возникновение институтов рынка в России, 1992-2003 гг.

Таблица 7 Число компаний в некоторых переходных экономиках, чьи акции котируются на фондовом рынке

***

1 "Даже с учетом последних  наработок в теории контрактов  и организаций, а также предполагая  самые лучшие намерения исследователей, было бы невозможно определить  размеры "эффективной" фирмы  в различных отраслях со сколь-нибудь удовлетворительной точностью" (Joskow P., Schmalensee R. Privatization in Russia: What Should Be a Firm? In: Menard С (cd.) Transaction Cost Economics. Recent Developments. Cheltenham, Edward Elgar, 1997, p. 105).

2 А. Чубайс был назначен главой  Комитета в ноябре 1991 г. Его  ближайшими помощниками стали  Д. Васильев и М. Бойко, причем  последний отвечал за связь  с американскими консультантами, работавшими под началом А.  Шляйфера. Специалисты Всемирного  банка также активно участвовали  в подготовке каждого этапа  приватизации (Nеllis J. The World Bank, Privatization and Enterprise Reform in Transition Economies: A Retrospective Analysis. Center for Global Development, Washington, DC, 2002, mimeo).

3 В этой связи название российской  приватизации "социалистической" представляется отнюдь не только  игрой слов. Она существенным  образом отличалась от "капиталистической"  приватизации, для которой характерно  первоочередное внимание к интересам  инвесторов, как, например, во Франции,  что отнюдь не исключает скидок  при покупке акций для работников (Andreff W. French Privatization Techniques and Experience: A Model for Central-Eastern Europe? In: Targetti F. (ed.). Privatization in Europe: West and East Experiences. Aldcrshot, Dartmouth, 1992).

4 Boycko M., Shicifer A., Vishny R. Privatizing Russia. Cambridge, Mass., The MIT Press, 1995.

5 "Инсайдеры получат значительную  взятку в форме практически  бесплатных акций" (Hedlund S. Property without Rights: Dimensions of Russian Privatisation. - Europe-Asia Studies, 2001, vol. 2, No 53, p. 229).

6 Boycko M., Shlcifcr A., Vishny R. Privatizing Russia.

7 Hedlund S. Property without Rights: Dimensions of Russian Privatisation.

8 Radygin A. Privatization in the Russian Federation. In: Blaszczyk В., Woodward R. (eds.). Privatization in Post-communist Countries, vol. 1. Warsaw, CASE, 1996.

9 Blasi J., Kroumova M., Kruse D. Kremlin Capitalism. Privatizing the Russian Economy. Ithaca, Cornell University Press, 1997.

10 Blasi J., Shlcifcr A. Corporate Governance in Russia. An Initial Look. In: Frydman.R., Gray C, Rapaczynski A. (eds.). Corporate Governance in Central Europe and Russia. Budapest, Central European University Press, 1996.

11 Boycko M., Shleifer A., Vishny R. Privatizing Russia.

12 Shleifer A., Vasilicv D. Management Ownership and Russian Privatization. In: Frydman R., Gray C, Rapaczynski A. (eds.). Corporate Governance in Central Europe and Russia, p. 62.

13 Earle J., Estrin S. After Voucher Privatization: The Structure of Corporate Ownership in Russian Manufacturing Industry. CEPR Discussion Paper Series, No 1736, December 1997.

14 Aukutsionek S. Some Characteristics of the Transition Economy. - Communist Economies & Economic Transformation, 1997, vol. 3, No 9, p. 299.

l5 Freibel G. Organisational Issues of Trade and Services Privatisation in Russia. - Economic Systems, 1995, vol. 1, No 19.

16 Radygin A. Privatization in the Russian Federation.

17 Nellis J. The World Bank, Privatization and Enterprise Reform in Transition Economies: A Retrospective Analysis.

18 Aghion P., Blanchard O. On Privatization Methods in Eastern Europe and Their Implications. - Economics of Transition, 1998, vol. 6, No 1.

19 Op. cit.

20 Boycko M., Shleifer A., Vishny R. Privatizing Russia.

21 Shleifer A., Vasiliev D. Management Ownership and Russian Privatization.

22 Blasi J., Shleifer A. Corporate Governance in Russia. An Initial Look.

23 На практике ЧИФы выпускали  свои собственные акции в обмен  на ваучеры. Затем они обменивали  ваучеры на акции предприятий.

24 Frydman R., Pistor К., Rapaczynski A. Investing in Insider-Dominated Firms. A Study of Russian Voucher Privatization Funds. In: Frydman R., Gray C, Rapaczynski A. (eds.). Corporate Governance in Central Europe and Russia.

25 Воуско М., Shleifer A., Vishny R. Privatizing Russia.

26 Frydman R., Pistor К., Rapaczynski A. Investing in Insider-Dominated Firms.

27 Pistor K., Spicer A. Investment Funds in Mass Privatization and Beyond. In: Lieberman I., Nestor S., Desai R. (eds.). Between State and Market: Mass Privatization in Transition Economies. Washington, DC, World Bank, 1997.

28 Blasi J., Kroumova M. Kruse D. Kremlin Capitalism. Privatizing the Russian Economy.

29 Hedlund S. Property without Rights: Dimensions of Russian Privatisation. 30 Blasi J., Kroumova M. Kruse D. Kremlin Capitalism. Privatizing the Russian Economy.

31 Frecland С. Sale of the Century. Russia's Wild Ride from Communism to Capitalism. New York, Crown Publishers, 2000.

32 Black В., Kraakman R., Tarassova A. Russian Privatization and Corporate Governance: What Went Wrong? - Stanford Law Review, 2000, vol. 52, p. 1786.

33 tNellis J. The World Bank, Privatization and Enterprise Reform in Transition Economies: A Retrospective Analysis.

34 Аналогичные предложения выдвигались  нами несколько лет назад (Andreff W. French Privatization Techniques and Experience: A Model for Central-Eastern Europe? 1992; Andreff W. Corporate Governance of Privatized Enterprises in Transforming Economies: A Theoretical Approach. - MOCT-MOST. Economic Policy in Transitional Economies, 1996, vol. 2, No 6; Andreff W. Privatisation and Corporate Governance in Transition Countries: Beyond the Principal-Agent Model. In: Rosenbaum E., Bunker F., Wagener H. - J. (eds.). Privatization, Corporate Governance and the Emergence of Markets. London, Macmillan, 2000).

35 Frydman R., Pistor К., Rapaczynski A. Investing in Insider-Dominated Firms.

36 Boycko M., Shlcifcr A., Vishny R. Privatizing Russia, p. 126.

37 К примеру, две новации в  области корпоративного управления - кумулятивное голосование и  разрешение инсайдерам занимать  не более 1/3 мест в совете  директоров, - содержавшиеся в законе  об акционерных обществах, были  практически проигнорированы (Blasi J., Shlcifcr A. Corporate Governance in Russia. An Initial Look).

38 Boycko M., Shleifer A., Vishny R. Privatizing Russia.

39 "Тревогу вызывает то, что обмен  правомочий по Коузу требует  соответствующей институциональной  структуры... Теорема Коуза показывает, что эффективность может быть  обеспечена, по только при условии  защиты прав собственности и  принуждения к выполнению контрактных  обязательств. Последнее обеспечивается  деятельностью милиции и судов,  являющихся основными гарантами  собственности и контрактов, пока  не достигнута эффективная структура  собственности" (Boycko M., Shleifer A., Vishny R. Privatizing Russia, p. 25).

40 "Следующим этапом в становлении  эффективных структур корпоративного  управления станет перераспределение  прав на контроль от менеджеров  к внешним инвесторам, которые  обладают правом на остаточный  доход" (Boycko M., Shleifer A., Vislmy R. Privatizing Russia, p. 65).

41 Shleifer A., Vasiliev D. Management Ownership and Russian Privatization, p. 69.

42 Birdsall N., Nellis J. Winners and Losers: Assessing the Distributional Impact of Privatization. Washington DC, Center for Global Development, 2002.

43 Alpxcev M. The Effect of Privatization on Wealth Distribution in Russia. - Economics of Transition, 1999, vol. 2, No 7.

44 Woodward R. Insider Privatization in Post-communist Countries: 'Propertisation of the Nomenklatura' or an Effective Step toward a Private Economy? In: Blaszczyk В., Woodward R. (eds.). Privatization in Post-communist Countries, vol. 1.

45 Nestor S. Corporate Reform in Russia and the Former Soviet Union: The First Ten Years. In: Tumpel-Gugerell G., Wolfe L., Mooslechner P. (eds.). Completing Transition: The Main Challenges. Heidelberg, Springer, 2002.

46 Earle J., Estrin S. After Voucher Privatization: The Structure of Corporate Ownership in Russian Manufacturing Industry.

47 Black В., Kraakman R., Tarassova A. Russian Privatization and Corporate Governance: What Went Wrong?


Информация о работе Российская приватизация подходы и последствия