Распределительная логистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 13:25, реферат

Описание

Распределительная логистика представляет собой науку (деятельность) о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Работа состоит из  1 файл

Распределительная логистика.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)

     Задача  размещения распределительного центра приобретает актуальность при наличии развитой транспортной сети, так как в противном случае решение скорее всего будет очевидным. Например, если на территории района есть только две пересекающиеся магистрали, вдоль которых расположены все потребители, то, очевидно, распределительный центр целесообразно разместить на пересечении магистралей.

     Задача  размещения распределительных центров  может формулироваться как поиск  оптимального решения, или же как  поиск субоптимального (близкого к оптимальному) решения. Наукой и практикой выработаны разнообразные методы решения задач обоих видов. Кратко охарактеризуем некоторые из них.

     Метод полного перебора. Задача выбора оптимального места расположения решается полным перебором и оценкой всех возможных вариантов размещения распределительных центров и выполняется на  ЭВМ методами математического программирования. Однако на практике в условиях разветвленных транспортных сетей метод может оказаться неприменим, так как число возможных вариантов по мере увеличения масштабов сети, а с ними и трудоемкость решения, растут по экспоненте.

     Эвристические методы. Гораздо менее трудоемки субоптимальные, или так называемые эвристические методы определения места размещения распределительных центров. Эти методы эффективны для решения больших практических задач; они дают хорошие, близкие к оптимальным, результаты при невысокой сложности вычислений, однако не обеспечивают отыскания оптимального решения. Название «эвристические» означает, что в основе методов лежит человеческий опыт и интуиция (в отличие от формальной процедуры, лежащей в основе метода полного перебора). По существу, метод основан на «правиле большого пальца» (иначе - метод Паретто, или АВС метод), то есть на предварительном отказе от очевидно неприемлемых вариантов. Опытный специалист-эксперт, работая в диалоговом режиме с ЭВМ. анализирует транспортную есть района и непригодные, на его взгляд, варианты исключает из задания машины. Таким образом, проблема, сокращается до управляемых размеров с точки зрения количества альтернатив, которые необходимо оценить. Остаются лишь спорные варианты, по которым у эксперта нет однозначного мнения. Для этих вариантов ЭВМ выполняет расчеты по полной программе. 

     Метод определения центра тяжести (используется для определения места расположения одного распределительного центра). Метод аналогичен определению центра тяжести физического тела. Суть его состоит в следующем. Из легкого листового материала вырезают пластину, контуры которой повторяют границы района обслуживания. На эту пластину в местах расположения потребителей материального потока укрепляют грузы, вес которых пропорционален величине потребляемого в данном пункте потока. Затем модель уравновешивают. Если распределительный центр разместить в точке района, которая соответствует точке центра тяжести изготовленной модели, то транспортные расходы по распределению материального потока на территории района будут минимальны.

     Применение  описанного метода имеет одно ограничение. На   модели расстояние от пункта потребления материального потока до места размещения распределительного центра учитывается по прямой. В связи с этим моделируемый район должен иметь развитую сеть дорог, так как в противном случае будет нарушен основной принцип моделирования — принцип подобия модели и моделируемого объекта.

     Методом определения центра тяжести можно  оптимизировать, например, размещение оптовой базы, снабжающей магазины района продовольственными товарами. Уравновесить в этом случае необходимо грузообороты обслуживаемых магазинов. Если зона обслуживания оптовой базы включает несколько населенных пунктов, снабжаемых определенной группой товаров только с этой базы, то на модели распределительной системы грузы должны быть пропорциональны численности населения обслуживаемых населенных пунктов.

     Также перечислим факторы, которые необходимо учитывать при выборе участка под распределительный центр уже после того, как решение о географическом месторасположении центра принято.

При выборе мест размещения следует учитывать  следующие факторы:

- Отношение органов власти и их планы. Местные власти могут серьезно менять привлекательность территории путем поощрения каких-то конкретных отраслей. Необходимо ознакомиться с особенностями местного законодательства, с возможностями привлечения местных инвестиций.

- Прямые и косвенные затраты. Используя этот фактор, необходимо учитывать, что низкая заработная плата в регионе может сопровождаться также и низкой производительностью или качеством и наоборот. Кроме того, необходимо учесть местные налоги, социальные и пенсионные выплаты, контроль собственности компании (например, через контроль местного партнера в вопросах обмена валюты и вывоза прибыли за рубеж).

- Отношение общественности. В различных странах разное отношение к методам обеспечения высокой производительности труда, например, высокая текучесть и прогулы могут быть обычным явлением, различное число работников, состоящее в рядах профсоюзов, различное отношение к важности коллективных или индивидуальных достижений в труде.

- Размер и конфигурация участка. Большое количество транспортных средств, обслуживающих входные и выходные потоки, требует достаточную площадь для парковки, маневрирования, проезда. Их отсутствие может привести к заторам, потере времени и клиентов. Кроме того, на территории предприятия должны разместиться офис, санитарно-бытовые помещения, пост охраны, устройства для сбора и обработки отходов и т.д.

- Транспортная доступность местности. Например, при размещении РЦ предпочтение следует отдавать участкам, расположенным на главных (магистральных) трассах. Следует анализировать оснащенность территории другими видами транспорта, в том числе и общественного, от которого зависит доступность РЦ как для собственного персонала, так и для клиентов.

- Конкуренты, их число, мощь, расположение.

- Потенциал расширения или осуществления изменений.

- Ситуация на местном рынке рабочей силы, численность работников, их квалификация и производительность.

- Политическая стабильность.

- Природные условия: климат, рельеф местности, наличие и характер водоемов, возможность стихийных бедствий.

     Существует  фактор, которым не следует пользоваться при решении задачи размещения, – личные предпочтения менеджера. Иногда менеджеры выбирают местность, где они выросли или когда-то отдыхали. Такой выбор априорно не является плохим, но он зачастую становится таким, т.к. его главный недостаток – низкая надежность вследствие отсутствия объективного анализа месторасположения. 
 
 

5.Задача определения количества складов на обслуживаемой территории 

   Важнейшим элементов логистической системы (ЛС) является складская сеть, через которую осуществляется распределение материального потока (МП). Построение этой сети оказывает существенное влияние на издержки, возникающие в процессе доведения товара до потребителя, а значит и на конечную стоимость реализуемого товара. Так при наличии единственного склада (рис.2, а) транспортные расходы по доставке товара потребителям будут весьма высоки. В случае пяти складов (рис.2,с) транспортные расходы по товароснабжению будут минимальны, но увеличатся другие виды затрат, а именно: затраты на доставку товаров на склады; на управление всей этой распределительной системой. Существует возможность того, что дополнительные затраты в этом случае превысят выигрыш, полученный от сокращения пробега транспорта, доставляющего товар потребителям. Возможно, приемлемым может оказаться вариант с двумя складами (рис. 2. b)

   Рис.2. Организация распределения МП с различным количеством складов.

   а) с одним распределительным центром;

   b) с двумя распределительными центрами;

   c) с пятью распределительными центрами.

   

   Как видим, при изменении количества складов в системе распределения часть издержек, связанных с процессом доведения материального потока до потребителя, возрастает, а часть снижается. Это позволяет ставить и решать задачу поиска оптимального количества складов.

   Зависимость общих затрат на функционирование распределительной системы от количества складов представлена на Рис.3, где LTP – расходы на ближние перевозки, связанные с доставкой товаров со складов потребителям; Lд.тр.– расходы на дальние перевозки, связанные с доставкой товаров на склады распределительной системы; Lзап   – расходы на содержание запасов; Lэксп.  – расходы, связанные с эксплуатацией складского хозяйства; Lупр – расходы, связанные с управлением складского хозяйства.

   Рис. 3. Зависимость общих затрат от количества складов.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   6. Принятие решения по построению системы распределения 

   В соответствии с методом системного подхода при формировании системы распределения применяется следующая последовательность действий.

   1. Изучается конъюнктура рынка  и определяются стратегические  цели системы распределения.

   2. Разрабатывается прогноз величины  материального потока, проходящего через систему распределения.

   3. Составляется прогноз необходимой  величины запасов по всей системе,  а также на отдельных участках  материалопроводящей цепи.

   4. Изучается транспортная сеть региона обслуживания, составляется схема материальных потоков в пределах системы распределения.

   5. Разрабатываются различные варианты  построения систем распределения:  с одним или несколькими распределительными  центрами, расположенными на тех или иных участках обслуживаемой территории и т. д. Оцениваются транспортные и иные расходы для каждого из вариантов.

   6. Выбор для реализации одного  из разработанных вариантов   наиболее сложный этап построения системы распределения.

   Для того чтобы из множества вариантов выбрать один, необходимо установить критерий выбора, а затем оценить по нему каждый из вариантов. Таким критерием, как правило, является критерий минимума приведенных затрат, то есть затрат, приведенных к единому годовому измерению.

   Величину  приведенных затрат определяют по следующей  формуле:

   Зп = Сэ  + Ст + К/Т,

   где Зп -  приведенные затраты по варианту;

   Сэ - годовые эксплуатационные расходы;

   Ст  — годовые транспортные расходы;

   К  -    капитальные вложения в  строительство распределительных центров;

   Т  - срок окупаемости варианта.

   Для реализации принимается тот вариант  системы распределения, который обеспечивает минимальное значение приведенных (годовых) затрат. 


Информация о работе Распределительная логистика