Понятие логистики, материальные потоки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2011 в 21:47, контрольная работа

Описание

Логистика произошла от греч.слова logistike - искусство вычислять, рассуждать. История возникновения и развития логистики уходит в далекое прошлое. Первые должности логистов появились в Древних Афинах. В период Римской империи существовали служители логисты или логистики, которые занимались распределением продуктов, формированием запасов, обменом между провинциями. В Византии в 1 тысячелетии н.э. задачами логистики являлись вооружение армии, снабжение ее военным имуществом.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 716.50 Кб (Скачать документ)

Введение

     Логистика произошла от греч.слова logistike - искусство вычислять, рассуждать. История возникновения и развития логистики уходит в далекое прошлое. Первые должности логистов появились в Древних Афинах. В период Римской империи существовали служители логисты или логистики, которые занимались распределением продуктов, формированием запасов, обменом между провинциями. В Византии в 1 тысячелетии н.э. задачами логистики являлись вооружение армии, снабжение ее военным имуществом.

     Первые  научные труды по логистики появились во Франции в начале XIX в., автор А. Жомини - военный специалист.

     Особенно  бурное развитие логистика получила в период II мировой войны, когда была применена для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением и продовольствием. В 60-ые г. логистика постепенно переходит из военной области в гражданскую, а потом в производство. В конце XX в. логистическая наука включала в себя закупочную, транспортную, производственную, информационную, сбытовую логистику. Таким образом, логистика стремится максимально удовлетворить запросы потребителя с минимальными затратами для производителя.

1. Логистика

    1.1. Определение понятия логистики

 

    Если  рассмотреть в совокупности круг проблем, которые затрагивает логистика, то общим для них будут вопросы  управления материальными и соответствующими им информационными потоками.

    Логистика - теория и практика управления материальными  и связанными с ними информационными потоками.

    Управление  материальным потоком складывается из двух частей:

    ♦ принятие решения;

    ♦ реализация принятого решения.

    Логистика – междисциплинарное научное  направление, связанное с поиском  новых возможностей повышения эффективности материальных потоков.

    Как наука логистика ставит и решает следующие задачи:

    ♦ прогноз спроса и на его основе планирование запасов;

    ♦ определение необходимой мощности производства и транспорта;

    ♦ разработка принципов распределения  готовой продукции на основе оптимального управления материальными потоками;

    ♦ разработка основ управления перегрузочными процессами и транспортно – складскими операциями в пунктах производства и у потребителей;

    ♦ построение математических моделей  функционирования логистических систем;

    ♦ разработка методов совместного  планирования, снабжения, производства, складирования, сбыта и отгрузки готовой продукции, а также ряд  других задач.

    Логистика – направление хозяйственной  деятельности, которое заключается  в управлении материальными потоками в сферах производства и обращения.

    

    В ходе логистического процесса материальный поток доводится до предприятия, затем организуется его рациональное продвижение через цепь складских  и производственных участков, после  чего готовая продукция доводится до потребителя.

    Логистика (logistics) – наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими операциями, совершаемыми в процессе доведения  сырья и материалов до производственного  предприятия, внутризаводской переработки сырья, доведения готовой продукции до потребителя, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

    Логистика – процесс управления движением  и хранением сырья, компонентов  и готовой продукции в хозяйственном  обороте с момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку готовой продукции потребителю (принцип уплаты денег – получения денег).

    Анализ  зарубежной и отечественной литературы показал, что сегодня под логистикой понимается:

    ♦ новое направление в организации движения грузов;

    ♦ теория планирования различных потоков  в человеко – машинных системах;

    ♦ совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном месте  в нужное время с минимальными затратами;

    ♦ интеграция перевозочного и производственного процесса;

    ♦ процесс планирования затрат по перемещению  и хранению грузов от производства до потребления;

    ♦ форма управления физическим распределением продукта;

    ♦ эффективное движение готовой продукции  от места производства до места потребления;

    ♦ новое научное направление, связанное  с разработкой рациональных методов  управления материальными и информационными  потоками;

    ♦ наука о рациональной организации  производства и распределения.

1.2. Этапы развития логистики

    В современной экономике выделяют три этапа совершенствования логистики.

    1) Первый этап – 60 – е гг., характеризуется использованием  логистического подхода для управления  материальными потоками в сфере  обращения. В этот период начинает  приходить понимание двух ключевых положений:

    1. Существующие как бы отдельно  потоки материалов в производстве, хранении и транспортировании  могут быть взаимоувязаны единой  системой управления.

    2. Интеграция отдельных функций  физического распределения материалов  может дать существенный экономический эффект.

    На  первом этапе развития логистики  транспорт и склад, прежде связанные  лишь операцией погрузки или разгрузки, приобретают тесные взаимные связи.

    

    2) Второй этап в развитии логистики  приходится на 80 – е гг. XX в. - логистика  стала охватывать производственный процесс и характеризуется следующим:

    ♦ быстрый рост стоимости физического  распределения;

    ♦ рост профессионализма менеджеров, осуществляющих управление логистическими процессами;

    ♦ долгосрочное планирование в области  логистики;

    ♦ широкое использование компьютеров для сбора информации и контроля за логистическими процессами;

    ♦ резкое сокращение запасов в материалопроводящих  цепях;

    ♦ четкое определение действительных издержек распределения;

    ♦ определение и осуществление  мер по уменьшению стоимости продвижения материального потока до конечного потребителя.

    

    К взаимодействию складирования и  транспортирования начинает подключаться планирование производства.

    3) Третий этап относится к настоящему  времени и характеризуется следующим:

    ♦ изменения в организации и управлении рыночными процессами во всей мировой экономике;

    ♦ современные коммуникационные технологии позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта: от первичного источника сырья вплоть до конечного  потребителя;

    ♦ развиваются отрасли, занятые оказанием услуг в сфере логистики;

    ♦ концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость  интеграции, начинает признаваться большинством участников цепей снабжения, производства и распределения;

    ♦ совокупность материалопроводящих субъектов приобретает целостный характер (рис. 8).

    

1.3. Экономический эффект от использования логистики

    Материальный  поток, двигаясь от первичного источника  сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев  к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Более 70 % составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока (рис. 9).

    

    Применение  логистики позволяет:

    ♦ снизить запасы на всем пути движения материального потока;

    ♦ сократить время прохождения  товаров по логистической цепи;

    ♦ снизить транспортные расходы;

    ♦ сократить затраты ручного труда  и соответствующие расходы на операции с грузом.

    Значимость  оптимизации запасов объясняется следующим:

    ♦ в общей структуре издержек на логистику расходы на содержание запасов составляют более 50 %, включая  расходы на управленческий аппарат, а также потери от порчи или  кражи товаров;

    ♦ большая часть оборотного капитала предприятий, как правило, отвлечена в запасы (от 10 до 50 % всех активов предприятий);

    ♦ в производстве расходы по содержанию запасов составляют до 25 – 30 % от общего объема издержек.

    В общих затратах времени, отводимых  на складирование, производственные операции и доставку, затраты времени на собственно изготовление продукта труда составляют в среднем от 2 до 5 % (рис. 10).

    

    Таким образом, свыше 95 % времени оборота  приходится на логистические операции. Сокращение этой составляющей позволяет  ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себестоимость продукции.

    Экономический эффект от применения логистики возникает  также от снижения транспортных расходов. Оптимизируются маршруты движения транспорта, согласуются графики, сокращаются холостые пробеги, улучшаются другие показатели использования транспорта.

    Применение  однотипных средств механизации, одинаковой тары, использование аналогичных  технологических приемов грузопереработки во всех звеньях логистической цепи позволяет сократить затраты ручного труда и расходы на операции с грузом.

    Совокупный  экономический эффект от использования  логистики превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей. Это объясняется возникновением у логистических систем интегративных свойств, т. е. качеств, которые присущи всей системе в целом, но не свойственны ни одному из элементов в отдельности.

    Интегративные качества логистических систем представляют собой способность этих систем реализовывать  конечную цель, которая получила название "шесть правил логистики":

    ♦ ПРОДУКТ – нужный продукт;

    ♦ КАЧЕСТВО – необходимого качества;

    ♦ КОЛИЧЕСТВО – в необходимом количестве;

    ♦ ВРЕМЯ – должен быть доставлен  в нужное время;

    ♦ МЕСТО – в нужное место;

    ♦ ЗАТРАТЫ – с минимальными затратами.

    Цель  логистической деятельности считается  достигнутой, если эти шесть условий  выполнены, т. е. нужный продукт необходимого качества в необходимом количестве доставлен в нужное время в  нужное место с минимальными затратами.

2. Концепции и функции  логистики

Информация о работе Понятие логистики, материальные потоки