Понятие и сущность логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:02, контрольная работа

Описание

Ещё в период Римской империи существовали служители, которые носили титул «логисты», или «логистики»; они занимались распределением продуктов питания. В первом тысячелетии нашей эры в военном лексиконе ряда стран с логистикой связывали деятельность по обеспечению вооружённых сил материальными ресурсами и содержанию их запасов. Так, во времена византийского царя ЛеонаVI(865-912 гг. н. э.) считалось, что задачами логистики являются вооружение армии, снабжение её военным имуществом, своевременная и в полной мере забота о её потребностях и соответственно подготовка каждого акта военного подхода.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по логистике.docx

— 37.09 Кб (Скачать документ)

Тверская государственная   сельскохозяйственная академия

Заочное отделение  экономического факультета

 

 

Срок обучения: 3 года

Направление: 080100.62

Курс:3                         Номер зачётной книжки: 10361

Студентка: Бабич Надежда  Ивановна.

 

 

 

 

Контрольная работа № 1.

 

 

По дисциплине: «Логистика».

Дата регистрации работы:

Деканатом:                                                                                     Кафедрой:

 

 

 

 

Тверь, 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема. Понятие и сущность логистики.

В последние годы в сфере  товарного обращения ряда стран  произошли существенные преобразования. В хозяйственной практике стали  использоваться новые методы и технологии доставки товаров. Они базируются на концепции логистики.

Логистика происходит от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать. История возникновения логистики уходит далеко в прошлое. Ещё в период Римской империи существовали служители, которые носили титул «логисты», или «логистики»; они занимались распределением продуктов питания. В первом тысячелетии нашей эры в военном лексиконе ряда стран с логистикой связывали деятельность по обеспечению вооружённых сил материальными ресурсами и содержанию их запасов. Так, во времена византийского царя ЛеонаVI(865-912 гг. н. э.) считалось, что задачами логистики являются вооружение армии, снабжение её военным имуществом, своевременная и в полной мере забота о её потребностях и соответственно подготовка каждого акта военного подхода.

По мнению ряда западных учёных, логистика выросла в науку  благодаря военному делу. Создателем научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIXвека А. Жомини, который дал такое определение логистики: «практическое искусство манёвра войсками». Он утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и широкий круг вопросов, таких, как планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т. д.

Логистика стала активно  применяться в период второй мировой  войны, и прежде всего в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действий.[1,с.5] Чёткое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в необходимых количествах.

Вот почему во многих западных странах логистику поставили  на службу эффективности управления материальными потоками в экономике. Материальный поток – это находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершённое производство, готовая продукция, к которым применяются операции и функции, связанные с их физическим перемещением в пространстве (погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка продукции, её сортировка и т. д.) Материальный поток – это объект изучения логистики, её основополагающая категория.

Как и другие методы прикладной математики, логистика постепенно стала  переходить из военной области в  сферу хозяйственной практики. Первоначально  она оформилась как новый вид  теории о реализации управления движением  товарно-материальных ресурсов в сфере  обращения, а затем и производства.

В зарубежной литературе выделяют три периода развития систем товародвижения материальной продукции: дологистический, периоды классической логистики  и неологистики.[2,с.4].

Дологистический  период – до 60-х годов XX в. – характеризовался тем,что отдельные элементы логистического подхода применялись для снижения затрат. В этот период возникли предпосылки для внедрения логистической концепции: рост запасов и транспортных издержек; увеличение транспортных тарифов; появление маркетинга.

Период классической логистики ( с начала 60-х годов) характеризуется  созданием логистических систем как альтернативы организации оптимальных  перевозок. Выделяют три подхода к созданию этих систем в зависимости от применяемых критериев оптимальности.

При первом подходе-концепция  общих затрат в физическом распределении. Идея заключалась вперегруппировке затрат на продвижение товаров от производителя к потребителю для того, чтобы общий их уровень уменьшился.

Второй подход был сформулирован  в конце 60-х годов. Он получил название «бизнес-логистика». Критерием оптимальности при этом подходе стало извлечение максимальной прибыли из логистических операций, а область действия компромиссов сориентировали одновременно и на затраты, и на спрос в пределах одной фирмы.

Критерием оптимальной системы  управления распределением при третьем  подходе стала максимальная прибыль  от логистических операций всех фирм-участниц.

Определяющая идея периода  неологистики (80-е годы XX в.) – максимальная интеграция функций организации и её партнёров в так называемой полной логистической цепи «закупки-производство-дистрибьюция-продажи» для достижения конечной цели бизнеса с минимальными затратами. В этот период происходят существенные изменения в мировой экономике, объясняющие причину признания логистики важнейшим инструментом современного менеджмента. Основные из них:

  • прогресс информационных технологий и широкое распространение персональных компьютеров;
  • глобализация мировой экономики;
  • изменения в транспортном, торговом, таможенном и других законодательствах развитых стран;
  • развитие и распространение философии всеобщего управления качеством;
  • рост союзов, кооперации и интеграции в бизнесе.

Логистика – это наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием, другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе продвижения сырья и материалов к производственному предприятию, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведение готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

В экономике логистика  получила распространение в 60-70-е  годы XX в. в связи с развитием коммуникационных технологий. Сквозной мониторинг всех этапов движения сырья, деталей и готовой продукции позволил увидеть огромные потери, допускаемые в традиционных схемах управления материальными потоками. 

Россия внесла значительную лепту в развитие логистики. Ещё  в начале XXстолетия петербургские профессора путей сообщения издали труд под названием «Транспортная логистика». На его основе были построены модели перевозки войск, их обеспечения и снабжения. Эти модели получили практическое применение при планировании и проведении ряда компаний русской армии в ходе первой мировой войны.

В ССР в годы первых пятилеток  на основе принципов транспортной логистики  разрабатывались графики поставок грузов для важнейших строек, полярных и других экспедиций. В послевоенный период логистика получила дальнейшее развитие. В 1950 г. издан труд Б.Г. Бахаева  «Основы эксплуатации морского флота». В этом труде сформулировано основное кредо логистики, суть которого сводилась  к требованию рациональной организации  перевозок и перевалок грузов в требуемом количестве и необходимого качества в заданный пункт назначения с минимальными издержками в обусловленный  срок.

В конце 1970-х годов в  Ленинграде была разработана логистическая  технология, т.е. работа видов транспорта по методу транспортного узла, где  осуществлялось их взаимодействие.

В предпринимательской деятельности, экономической и научной литературе зарубежные специалисты выделяют два  принципиальных направления в определении  логистики.[3,с.13]. одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, т. е. управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю. Другое направление характеризуется более широким подходом: помимо управления операциями товародвижения оно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также гармонизацию интересов участников процессов товародвижения.

В рамках отмеченного подхода  к логистике имеется множество  различных трактовок. Анализируя их, нетрудно заметить ряд аспектов, через призму которых рассматривается логистика. Наибольшее распространение получили управленческие, экономические и оперативно-финансовые аспекты. Так, профессор Г. Павеллек и сотрудники Национального совета США, определяя сущность логистики, акцентируют внимание на управленческом аспекте. Логистика, по их мнению, - это планирование, управление и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого так и покидающего это предприятие потока материальной продукции и соответствующего ему информационного потока.[4,с.63].

Французы отдают предпочтение экономической стороне логистики  и трактуют её как «…совокупность различных видов деятельности с  целью получения с наименьшими  затратами необходимого количества продукции в установленное  время  и установленном месте, в котором  существует конкретная потребность  в данной продукции».

Некоторые определения логистики  отражают как управленческий, так  и экономический аспекты. Наиболее типична в этом отношении характеристика логистики, данная профессором Пфолем, который увязывает воедино процессы планирования и контроля движения материальных ценностей с сокращением затрат на их перемещение и информационное обеспечение.

В ряде определений логистики подчёркивается её оперативно-финансовый аспект. В них трактовка логистики исходит из времени расчёта партнёров по сделке и деятельности, связанной с движением и хранением сырья, полуфабрикатов и готовых изделий в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщику до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю.

Обобщая вышеизложенные определения  логистики, её можно охарактеризовать как науку управления материальными  потоками от первичного источника до конечного потребителя с минимальными издержками, связанными с товародвижением  и относящимся к нему потоком  информации.

В отмеченных выше трактовках логистики упускается из виду важнейший, по нашему мнению, аспект логистики  – возможность влиять на стратегию  корпорации и на создание новых конкурентных преимуществ фирмы на рынке, т.е. на её конечные цели.

Первыми практический потенциал  логистики предугадали американские специалисты П. Конверс и П. Дракер. Они определили её потенциальные  возможности как «последний рубеж  экономии затрат». М. Портер, Д. Сток полагают, что логистика вышла за границы  её традиционного узкого определения  и имеет большое значение в  стратегическом управлении и планировании фирмы.

Э. Мате и Д. Тиксье подразумевают  под логистикой «способы и методы координации отношений фирмы  с партнёрами, средство координации  предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения…. способ организации  деятельности предприятия, позволяющий объединить усилия различных единиц, производящих товары и услуги, с целью оптимизации финансовых, материальных и трудовых ресурсов, используемых фирмой для реализации своих экономических целей».

В реальной экономике системы  логистики в рамках различных  производственных объединений по объективным  причинам находятся на различных  стадиях, или уровнях, развития. Существуют отдельные стадии, через которые  функции логистики неизбежно  должны пройти, прежде чем они достигнут  высокого уровня развития. Анализ ведущих  промышленных компаний различных капиталистических стран позволил выявить в их рамках четыре последовательные стадии развития логистических систем.

Для первой стадии развития логистики характерен ряд следующих  моментов. Компании работают на основе выполнения сменно-суточных плановых заданий, форма управления логистикой наименее совершенна. Область действий логистической системы обычно охватывает организацию хранения готовой продукции, отправляемой с предприятия, и её транспортировку. Система действует по принципу непосредственного реагирования на ежедневные колебания спроса и сбои в процессе распределения продукции. Работу системы логистики на данной стадии её развития в компании обычно оценивают величиной доли затрат на транспортировку и другие операции по распределению продукции в общей сумме выручки от продаж.

Для компаний, имеющих системы  логистики второго уровня развития, характерно управление потоком производимых предприятиями товаров от последнего пункта производственной линии до конечного  потребителя. Контроль системы логистики распространяется на следующие функции: обслуживание заказчика, обработка заказов, хранение готовой продукции на предприятие и т. д. при выполнении этих задач используются компьютеры. Работа логистической системы оценивается исходя из сопоставления данных сметы расходов и реальных затрат.

Системы логистики третьего уровня контролируют логистические  операции от закупки сырья до обслуживания конечного потребителя продукции. К дополнительным функциям таких  систем относятся: доставка  сырья  на предприятие, прогнозирование сбыта, добыча или закупка сырья и т. д. Работа системы логистики сравнивается со стандартом качества обслуживания. При этом компании стремятся повысить производительность системы.

Информация о работе Понятие и сущность логистики