Определение оптимального месторасположения склада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:35, курсовая работа

Описание

Задача размещения склада приобретает актуальность при наличии развитой транспортной сети, так как в противном случае решение, скорее всего, будет очевидным. Например, если на территории района есть только две пересекающиеся магистрали, вдоль которых расположены все потребители, то очевидно, распределительный центр целесообразно разместить на пересечении магистралей.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 670.73 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

В отечественной литературе по логистике существует два подхода  к определению склада. Во-первых, под складом понимается сложное  техническое сооружение, которое  состоит из множества взаимосвязанных  элементов, имеющих определенную структуру  и объединенных для выполнения конкретных функций по накапливанию и преобразованию материального потока. Во-вторых, склад - это эффективное средство управления запасами на различных участках логистической цепи и управления материальным потоком в целом.

В терминологическом словаре  по логистике склад - это здание, сооружение, устройство, предназначенное  для приемки, размещения, хранения, подготовки к производственному  и личному потреблению (раскрой, фасовка и т. п.), поиска, комплектации, выдачи потребителям различной продукции.

Википедия говорит нам, что склад — помещение, комплекс помещений, предназначенный для хранения материальных ценностей. В логистике склад выполняет функцию аккумулирования резервов материальных ресурсов, необходимых для демпфирования колебаний объёмов поставок и спроса, а также синхронизации скоростей потоков товаров в системах продвижения от изготовителей к потребителям или потоков материалов в технологических производственных системах.

Однако стоит уточнить и немного обобщить некоторые  элементы этих определений, поэтому  более полным было бы следующее: склад - это ограниченное охраняемое пространство, приспособленное для хранения и  переработки грузов с целью сохранения их качества и выравнивания магериалопотоков по времени, объемам и ассортименту

Современный склад имеет  свою определенную структуру и выполняет  различные функции. При этом многообразие его параметров, технологических  и объемно-планировочных решений, конструкций оборудования и характеристик  перерабатываемой номенклатуры товаров  относит склад к сложным системам. Одновременно он является лишь интегрированной  составной частью системы более  высокого уровня - логистической цепи, которая формирует основные, в том числе и технические, требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует условия разработки системы складирования. Поэтому проблема складирования требует не только индивидуального технологического, но и определенного логистического подхода, основанного на увязке особенностей входящих и исходящих потоков, с учетом внутренних факторов, влияющих на складскую обработку груза.

Учитывая потенциальное  значение складского хозяйства, логистическая система рассматривает проблемы стратегического размещения материальных ресурсов, совершенствования технологий и систем, способствующих обработке, хранению товара, погрузочно-разгрузочным, транспортным и прочим складским работам.

Под складским хозяйством понимается совокупность следующих  составляющих:

склад (складские помещения  и складские территории);

системы погрузки, разгрузки (оборудование для погрузки/разгрузки, авторампы, ж/д рампы и пр.);

внутренние транспортные системы (конвейеры, авто- и электропогрузчики, вагонетки и пр.);

системы переработки грузов (системы штрих-кодирования, линии пакетирования и упаковки, сортировки, комиссионирования - составления заказов);

системы хранения грузов (стеллажи, специальные емкости, спецоборудование для сохранения качества грузов);

системы складского учета  грузов (ручные и автоматизированные/компьютеризированные).

Поскольку склады применяются  на различных участках производственно-сбытовой деятельности в компаниях различного масштаба и ориентированности, существует большое разнообразие конструкций, типоразмеров, степени механизации  и автоматизации, предназначения, а  также степени универсальности  и специализации складов.

Каждый тип склада соответствующего уровня этой классификации может  относиться к любому типу складов  других уровней. Так, любой склад  второго уровня этой классификационной  схемы, будь то малой, средней или  особо большой площади, может  характеризоваться ручным или механизированным размещением грузов, быть открытым, полузакрытым, закрытым или со специальными условиями (термоконстантным, с особыми условиями по влажности и др.) и т. д.

Задача размещения склада приобретает актуальность при наличии  развитой транспортной сети, так как  в противном случае решение, скорее всего, будет очевидным. Например, если на территории района есть только две  пересекающиеся магистрали, вдоль которых  расположены все потребители, то очевидно, распределительный центр  целесообразно разместить на пересечении  магистралей.

Задача размещения распределительных  центров может формулироваться  как поиск оптимального решения, или же как поиск субоптимального (близкого к оптимальному) решения.

 

1 Теоретические  аспекты решения задачи выбора оптимального месторасположения склада

 

 

    1. Классификация складов

 

Поскольку склады применяются  на различных участках производственно-сбытовой деятельности в компаниях различного масштаба и ориентированности, существует большое разнообразие складов по всем параметрам.

Виды складов:

По назначению различают  следующие виды складов:

Производственные — склады сырья, комплектующих, материалов, цеховые  склады готовых изделий, заводские  склады готовой продукции.

Транзитно-перевалочные —  склады при железнодорожных станциях, портах, речных пристанях, аэропортах, автогрузовых терминалах служат для  кратковременного хранения грузов в  период перегрузки их с одного вида транспорта на другой.

Таможенные — склады для  хранения товаров в ожидании таможенной очистки.

Досрочного завоза — склады в районах, доставка товаров в  которые возможна лишь в определённые периоды года.

Сезонного хранения — склады для товаров сезонного характера.

Резервные — для хранения запасов на случай чрезвычайных обстоятельств.

Оптовые распределительные  — склады, снабжающие товаропроводящие сети.

Коммерческие общего пользования  — склады, обслуживающие любых  владельцев товаров.

Розничные — склады торговых предприятий.

Военные — склады с разнообразным  содержимым, необходимых для Вооруженных  сил.[4]

По условиям хранения различают  склады общего назначения, резервуары, сейфы для опасных веществ, специализированные склады-хранилища (овощехранилища, фруктохранилища, склад-холодильники с машинным охлаждением, ледники для хранения продуктов и др.). На складах создают необходимые условия для хранения с учётом физико-химических свойств товаров. В ряде случаев на складах имеются мощности по расфасовке, упаковке, тестированию и другим операциям.

Склады являются одним  из важнейших элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов.[2]

В широком диапазоне варьируются  размеры складов: от небольших помещений, общей площадью в несколько сотен  квадратных метров, до складов-гигантов, покрывающих площади в сотни  тысяч квадратных метров.

Различаются склады и по высоте укладки грузов. В одних  груз хранится не выше человеческого  роста, в других необходимы специальные  устройства, способные поднять и  точно уложить груз в ячейку на высоте 21 м и более.

Склады могут иметь  разные конструкции: размещаться в  отдельных помещениях (закрытые), иметь  только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудованных  площадках, в так называемых открытых складах.

В складе может создаваться  и поддерживаться специальный режим, например, температура, влажность.[1]

Склад может предназначаться  для хранения товаров одного предприятия (склад индивидуального пользования), а может, на условиях лизинга, сдаваться  в аренду физическим или юридическим  лицам (склад коллективного пользования  или склад-отель).

Различаются склады и по степени механизации складских  операций: немеханизированные, механизированные, комплексномеханизированные, автоматизированные и автоматические.

Существенным признаком  склада является возможность доставки и вывоза грузи с помощью железнодорожного или водного транспорта. В соответствии с этим признаком различают пристанционные или портовые склады (расположенные на территории железнодорожной станции или порта), прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) и глубинные. Для того, чтобы доставить груз от станции, пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным или другим видом транспорта.

В зависимости от широты ассортимента хранимого груза выделяют специализированные склады, склады со сметанным или с универсальным ассортиментом.

Более подробно рассмотрим классификацию складов по признаку места в общем процессе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного  потребителя готовой продукции (рисунок 1).

По этому  признаку склады можно разделить на две основные группы:

1. Склады на участке  движения продукции производственно-технического  назначения.

2. Склады на участке  движения товаров народного потребления.[4]

В свою очередь, первая группа складов подразделяется на склады готовой  продукции предприятий-изготовителей, склады   сырья и исходных материалов предприятий-потребителей продукции  производственно-технического назначения и склады сферы обращения продукции  производственно-технического назначения.

Рисунок 1. Классификация  складов по признаку места в общем  процессе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой  продукции

Примечание – Источник: [4, с. 37]

 

Склады второй группы подразделяются на склады предприятий оптовой торговли товарами народного потребления, находящиеся  в местах производства, этих изделий, и склады, находящиеся в местах их потребления. Склады торговли в местах производства принадлежат так называемым выходным оптовым базам. Склады в  местах потребления   -   торговым оптовым базам.

Принципиальная схема  прохождения материального потока через цепь складов различных  предприятий приведена на рисунке 2.[8]

  Рисунок 2. Принципиальная  схема цепи складов на пути  материального потока от первичного  источника сырья до конечного  потребителя

Примечание – Источник: [8, с 40]

 

Таким образом можно сделать вывод, что складом – это здания, сооружения, устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителям. Они обеспечивают сохранность товаров, накопление необходимых их запасов и могут быть классифицированы по назначению, по форме собственности, по конструктивным особенностям, по функциональному назначению, по степени специализации хранимых материалов и по степени механизации складских операций.

 

1.2 Функции складов

 

Складирование создает экономические  и сервисные выгоды.

Об экономических выгодах  можно говорить, когда использование  одного или более складов ведет  к непосредственному сокращению общих логистических издержек. Экономические выгоды тесно связаны с основными функциями, которые выполняют склады: консолидация, разукрупнение, перевалка, доработка/отсрочка и накопление запасов.

Основные функции склада:

Создание необходимого ассортимента в соответствии с заказом потребителя.

Концентрация запасов, их складироване и хранение.

Унитизация грузов (объединение мелких грузов в более крупную партию).

Оказание услуг клиенту: фасовка продукции; заполнение и  распаковка контейнеров; проверка функционирования приборов; придание товарного вида; транспортно-экспедиционные услуги; первичная  обработка.

Консолидация грузов. Складирование  создает экономические выгоды за счет консолидации отправки. Склад  получает от производственных предприятий  продукцию, предназначенную определенному  заказчику, и формирует из нее  более крупную смешанную (консолидированную) партию отправки. При этом выгоды заключаются  в максимальном сокращении транспортных расходов и в том, что на разгрузочной площадке заказчика не возникает  транспортных заторов.

Доработка/отсрочка. Склад  можно использовать и для того, чтобы задержать процесс окончательной  доработки или сборки продукции  легкой промышленности. Склад, располагающий  оборудованием для маркировки или  снабжения продуктов этикетками, позволяет отсрочить окончательное  изготовление продукта до тех пор, пока на него не будет предъявлен реальный спрос.[12]

Информация о работе Определение оптимального месторасположения склада