Лекции по "Логистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:30, курс лекций

Описание

Логистика – искусство рассуждать, вычислять.
В экономике логистика – это научная и практическая деятельность, связанная с организацией, управлением и оптимизацией движения материальных, информационных и финансовых потоков от источника до конечного потребителя. В начале ХХ века в России профессора Петербургского института путей сообщения издали труд «Транспортная логистика», на его базе были построены модели перевозки войск, которые получили практическое применение при проведении и планировании военных действий Первой мировой войны.

Содержание

1. Понятие и сущность логистики
2. Функции и задачи логистики
3. Основные понятия логистики
4. Факторы и тенденции развития логистики
5. Основные принципы логистики
6. Информационное обеспечение в логистике
7. Контроль в логистике
8. Виды концепции в логистике, их характеристика
9. Основные понятия информационной логистики
10. Маркетинговая логистика
11. Финансовые потоки в логистике

Работа состоит из  1 файл

Лекция 1. Логистика..doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

 

Задачи функционирования звеньев системы объединены внутренними задачами структуры бизнеса или внешними целями.

Между элементами-звеньями логистической  системы установлены определенные функционные связи и отношения.

Логистическое звено системы – это некоторый экономический и функционально обособленный объект, который выполняет свою узкую роль, определенную логистическими операциями и функциями.

 

Существует несколько типов  звеньев логистической системы:

- генерирующие,

- преобразующие

- и поглощающие.

 

Часто встречаются смешанные звенья логистической системы, в которых представлены сразу три основных типа, скомбинированные в различных сочетаниях.

 

Материальные потоки в звеньях  логистической системы могут  сходиться, дробиться, разветвляться, изменять свое содержание, параметры  и интенсивность.

 

Предприятия-поставщики материальных ресурсов, сбытовые, торговые, посреднические организации разного уровня, предприятия информационно-торгового сервиса и связи могут выступать в виде элементов логистической системы.

 

Еще одним понятием логистики является логистическая цепь.

Большое количество звеньев логистической  системы представляют логистическую  цепь.

 

Звенья в логистической  цепи линейно упорядочены по материальному, информационному, денежному потоку с задачей проведения анализа или проектирования определенного набора логистических функций или издержек.

 

Следующее понятие в логистике  – логистическая сеть.

 

Логистическая сеть – это большое количество звеньев логистической системы, находящихся во взаимосвязи между собой по материальным или сопутствующим им информационным и денежным потокам в границах логистической системы.

 

Логистическая сеть является более узким понятием в отличие  от логистической системы, которая  характеризуется наличием высшего  логистического менеджмента, реализующего целевую функцию системы.

Концепцию общих издержек обычно связывают еще с одним понятием в логистике – логистическим каналом.

 

Логистический канал - упорядоченное множество звеньев логистической системы, включающее в себя полный объем логистических цепей или их участников, проводящее материальные потоки от поставщика материальных ресурсов, нужных для изготовления конкретного типа товара, до непосредственных потребителей.

 

Логистический канал включает:

- внешние,

- внутрипроизводственные

- и макрологистические группы в пределах определенных рамок каждой логистической операции. Поэтому принципиально важным является понятие об общих логистических издержках.

 

Общие логистические издержки - это суммарные затраты, связанные с комплексом функционального логистического менеджмента и логистическим администрированием в логистической системе.

 

В составе общих логистических  издержек можно выделить следующие  основные группы затрат:

- затраты на выполнение логистических  операций/функций (операционные, эксплуатационные  логистические издержки);

- ущербы от логистических рисков;

- затраты на логистическое администрирование.

 

Анализ  структуры логистических издержек в различных отраслях промышленности экономически развитых стран показывает, что наибольшую долю в них занимают затраты на:

  • управление запасами (20-40%);
  • транспортные расходы (15-35%);
  • расходы на административно-управленческие функции (9-14%).

ПРИМЕР:

Известный американский консультант в области логистики Герберт В. Дэвис в течение нескольких лет отслеживал логистические издержки в промышленности США на:

- складирование,

- перевозку,

- управление заказами/обслуживание клиентов,

- управление распределением,

- а также управление запасами, как неотъемлемую часть конечной цены продукции и потребительского сервиса.

 

В 2007 г., например, структура логистических затрат, выраженных в долях (%) продаж, выглядела следующим образом:

- перевозка готовой продукции - 4,08%;

- складирование -? 2,40;

- управление обслуживанием/ заказами клиентов ?- 0,55;

- управление распределением - 0,36;

- стоимость хранения запасов (при 18%-ной учетной ставке) - 1,81%

- общее количество - 9,02%.

 

Структура затрат (в долл. на сто фунтов веса продукции):

-  перевозка готовой продукции - 13,24;

- складирование - 10,79;

- управление обслуживанием / заказами клиентов - 4,07;

- управление распределением - 2,53;

- и стоимость хранения запасов при 18%-ной учетной ставке - 18,13.

Общая сумма составила - 47,48.

 

Анализ логистических  издержек западными компаниями обычно проводится в процентном отношении к стандартным, объемным или ресурсным показателям, например:

  1. логистические издержки в отношении объема продаж;
  2. отдельные составляющие логистических затрат в отношении общих издержек;
  3. логистические издержки фирмы в отношении стандартов или среднего уровня в данной отрасли;
  4. логистические издержки в отношении соответствующих статей бюджета фирмы;
  5. логистические ресурсы бюджета на текущий момент в отношении прогнозируемых затрат.

 

Перечисленные показатели зачастую включаются в отчетные формы о логистической  производительности (продуктивности), акцентируя внимание на эффективности  использования финансовых ресурсов компании.

 

 

 

 

 

4. Факторы и тенденции развития логистики:

 ФАКТОРЫ:

I. Развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя

Тенденции: - До начала 60-х годов XX века в странах с развитой рыночной экономикой имел место рынок продавца. В этих условиях производители стремились увеличить свою конкурентоспособность в первую очередь за счет выпуска новых товаров, расширения и совершенствования производства. Но к началу 60-х годов начал формироваться рынок покупателя, характеризующийся избыточным предложением, при котором продавцы испытывают трудности со сбытом своей продукции по предполагавшимся ценам. В этих условиях высокая конкурентоспособность зависела не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логистический процесс.

 

II. Усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качеству процессов распределения продукции

Повышение требований к качеству процессов  реализации ГП (качество товаров, сроки  выполнения заказов, графики поставок, ассортимент, себестоимость и др.), вызванное жесткой конкуренцией, обусловило такие же требования со стороны производителей к поставщикам сырья, материалов, комплектующих, полуфабрикатов. В итоге образовалась сложная система связей между различными субъектами рынка, которая потребовала усовершенствования существующих моделей организации снабжения и сбыта. Благодаря этому начали активно разрабатываться методы и модели оптимального размещения складов, определения оптимальных партий поставок, оптимальных схем маршрутов перевозок и т.д.

 

III. Энергетический кризис 70-х годов XX века

Повышение стоимости энергоносителей  вынудило предпринимателей искать новые  методы повышения экономичности  перевозок. Традиционный подход заключался в рациональной организации транспорта, но этого было недостаточно в условиях энергетического кризиса. Большей эффективности решения этой задачи можно было достичь за счет согласования действий всех участников логистического процесса, что явилось новым шагом в практике управления материальными потоками на предприятиях.

 

IV. Научно-технический прогресс в создании гибких автоматизированных производств

Замена традиционных конвейеров автоматизированными  производственными линиями привела  к созданию гибких производственных структур, сделавших рентабельным производство продукции мелкими партиями. Работа по принципу «малых партий» повлекла соответствующие изменения в системе обеспечения производства МР и сбыта ГП. В связи с этим отпала необходимость иметь большие складские емкости на предприятиях, возникла потребность в поставке грузов небольшими партиями, но в более жесткие сроки. Все это привлекло внимание к методам решения проблемы эффективной организации логистического процесса.

 

V. Научно-технический прогресс в области средств связи и информатики

К важнейшим достижениям НТП  в области средств связи и  информатики, позволившим реализовать идеи логистического управления на практике, относятся компьютеризация управления логистическими процессами и развитие средств передачи данных. Это дало возможность отслеживать все этапы движения сырья, деталей, ГП, что позволило четко выявить огромные потери в существующих схемах управления МП. Поэтому появилась необходимость разработки новых, эффективных способов организации и управления всеми видами потоков на предприятиях. Использование информационных технологий позволило поднять эффективность управления материальными потоками на принципиально новый уровень. Для этого на предприятиях стали создаваться информационные системы (как на уровне отдельных предприятий, так и охватывающих большие территории) и информационные службы, оперирующие всеми информационными потоками (ИП) и отвечающие за деятельность информационных систем предприятия.

 

VI. Разработка теории систем и теории компромиссов

Теория систем позволила с научной  точки зрения рассматривать проблему товародвижения как комплексную, а различные предприятия, участвующие в товародвижении, представлять в виде единой системы. Это привело к пониманию необходимости учета и согласования особенностей, интересов, внутренних и внешних взаимосвязей всех участников ЛЦ.

Теория компромиссов позволила выбирать решения, сокращающие общие затраты или повышающие суммарную прибыль, несмотря на ущерб деятельности отдельных подразделений фирмы или отдельных предприятий-участников общего логистического процесса.

 

VII. Унификация правил и норм внешнеэкономической деятельности, стандартизация параметров технических средств в различных странах

До 1980-х г. международное товародвижение усложнялось следующими факторами: различия в национальных стандартах на продукцию, чрезмерно разросшийся  объем документации по международным операциям с товарами и финансовым расчетам, наличие импортных квот и экспортных ограничений, жесткие требования к упаковке и этикетированию грузов, разнообразие в технических параметрах транспортных средств и путей сообщения и т.д. Поэтому были приняты меры по унификации правил внешнеэкономической деятельности, по упрощению прохождения таможенных барьеров, контроля и технологических процедур на пограничных переходах.

 

Современные тенденции логистики:

 

1. Расширение  ассортимента предлагаемых логистических услуг:

– отсрочка, заключающаяся в том, что в распределительную систему передается почти готовая продукция, при этом ее модификация или учет последних требований потребителей откладываются до самого последнего возможного момента, что существенно снижает уровень запасов;

– перевалка, использование прямой отгрузки, которые сводят к нулю запасы и соответствующие расходы в распределительных центрах;

– массовый выпуск продукции на заказ, объединяющий выгоды массового производства с гибкостью продукции на заказ (B2С);

– прямая доставка через электронные сети передачи данных, через курьерские службы, службы экспресс-доставки посылок;

– услуга управления запасами продавцом, которая заключается в том, что поставщики управляют как собственными запасами, так и запасами, хранящимися в нижних звеньях цепи поставок, что снижает общие затраты;

– синхронизированное перемещение материалов, при котором информация о движении МП доводится до всех участников цепи поставок одновременно, что позволяет оперативно координировать перемещение МР;

– многое другое.

2. Аутсорсин  – передача функций контроля над распределением ГП от производителей к специализированным фирмам. Это позволяет им, во-первых, использовать больший опыт специализированных логистических фирм в распределении продукции, во-вторых, в большей степени сосредоточиться на своей основной деятельности – производстве, развитии и продвижении на рынок своей продукции, и, в-третьих, сократить свои накладные расходы.

Информация о работе Лекции по "Логистике"