Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2011 в 17:52, доклад
Логистика, хотя и имеет глубокие исторические корни, тем не менее, сравнительно молодая наука. Особенно бурное развитие она получила в период второй мировой войны, когда была применена для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, тыловых и снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением, горюче-смазочными материалами и продовольствием
важнейшие сферы 
производства – энергетику, сырьевые 
отрасли, включая и сельское хозяйство, 
а также валютную систему) потребовала 
от правительств стран Западной Европы 
и США разработки срочных мер по стабилизации 
экономики. Ученые и специалисты вынуждены 
были искать ту спасительную «соломинку», 
которая поможет не утонуть в «океане 
кризисов». Такой «соломинкой» оказалась 
логистика. Как наука она начинает все 
шире проникать в различные отрасли экономики. 
Логистический подход используется при 
управлении материальными потоками в 
сфере обращения. 
Четвертый этап ограничивается 50-ми и началом 80-х гг. ХХ в. Начало второй половины ХХ в. ознаменовано созданием в США Национального совета по менеджменту физического распределения, который немногим позже был преобразован в Совет логистического менеджмента. Особенно активно процесс логистизации в экономической сфере начался в 90-х гг. ХХ в. Начинают ежегодно проводиться международные симпозиумы, конференции и конгрессы, на которых обсуждаются научные и практические проблемы логистики. Так, известны: представительный форум по логистике, состоявшийся в октябре 1989 года в Париже; семинар по логистике, проведенный в Москве в это же время. Примечательно, что в ходе семинара советские ученые вышли с инициативой организовать в СССР Ассоциацию специалистов-логистов.
 Ученые и 
специалисты США, Европы и 
 В Швейцарии 
был создан Европейский центр 
по логистике. В ряде городов 
Западной Европы организованы 
научные и учебные центры по 
подготовке 
специалистов, владеющих 
правилами и принципами логистики. 
Транснациональные компании, крупные 
фирмы создают специальные службы 
и отделы логистики. В США подавляющее 
большинство фирм и компаний в своей производственной 
и коммерческой деятельности используют 
принципы логистики. 
Восточная Европа 
сегодня также может быть отнесена 
к континентам, где логистизация 
экономических процессов становится важнейшим 
аспектом создания устойчивого положения 
на рынке. Здесь проблемы логистики решаются 
на государственном уровне. К примеру, 
в бывшей ГДР в конце 80-х гг. ХХ в. была разработана 
и внедрена логистическая система единого 
комплексного управления транспортом 
страны (ЛСЕКУТ), в основе которой лежала 
комплексная оптимизация грузовых перевозок. 
Она включала: внедрение достижений научно-технического 
прогресса, интенсификацию производства 
и транспорта в единой цепи от производства 
до потребления, оптимизацию взаимосвязей 
между производством и транспортом с уменьшением 
транспортных потребностей предприятий 
и соответствующим снижением расходов 
на перевозку продукции, а также оптимизацию 
самих транспортных процессов на основе 
совершенствования методов планирования 
и управления транспортом. Весьма поучительно, 
что для обеспечения высокой эффективности 
функционирования ЛСЕКУТ студенты управленческих 
специальностей Высшей школы транспорта 
(г. Дрезден) в обязательном порядке изучали 
в течение трех лет курс логистики.  
В Венгрии (Технический университет, г. 
Будапешт) многие годы проводились исследования 
по формированию логистических систем, 
в большей степени связанных с производством. 
Так, в Научно-исследовательском институте 
общественного транспорта под руководством 
Георгия Тремко в 80-е гг. ХХ в. была разработана 
логистическая система производства запасных 
частей к машинам различных наименований 
и предназначения. 
Полезно вспомнить и современные логистические системы и технологии, разработанные в США и Японии, получившие широкое распространение в Западной и Восточной Европе, а именно:
система планирования потребности в материалах, деталях и узлах (Materials Requirements Planning);
система планирования распределения ресурсов (Distribution Requirements Planning);
оптимизированные производственные технологии (Optimized Production Technologies);
точно вóвремя (Just-in-time);
 канбан (Kanban). 
Нельзя не отметить 
и тот факт, что в бывшем СССР 
также развивалась и 
В эпоху развитого 
социализма в СССР разрабатывались 
и внедрялись логистические системы, 
правда, лишь на микроуровнях. Так, известны 
созданные транспортные производственные 
логистические системы, основными элементами 
которых являлись производители, потребители, 
транспорт. В Научно-исследовательском 
институте автомобильного транспорта 
(г. Москва) выполнялись исследования по 
оперативному планированию перевозок 
на автомобильном транспорте. При этом 
уделялось особое внимание доставке грузов 
в срок и сокращение запасов у клиентов. 
Во Всесоюзном научно-исследовательском 
институте железнодорожного транспорта 
(ВНИИЖТ, г. Москва) была разработана межотраслевая 
система «Ритм». Она была успешно внедрена 
на железных дорогах – Южной и Юго-Восточной. 
Ее основное предназначение – всяческое 
уменьшение у потребителей больших запасов 
сырья и топлива. 
Известна система 
оперативного планирования производства, 
применяемая на некоторых машиностроительных 
и авторемонтных предприятиях бывшего 
СССР. Можно было бы продолжить перечень 
аналогичных примеров. Однако в этом нет 
необходимости – в специализированной 
литературе они уже описаны. Вышеописанное 
свидетельствует о том, что во второй половине 
ХХ в. логистика уже превратилась в одну 
из эффективных форм интеграции снабжения, 
производства, транспорта, распределения 
рынка с широким привлечением современной 
вычислительной техники, затем – и в науку. 
Указанный период можно охарактеризовать 
двумя определениями. 
Первое – 
«оптимальная координация движения 
и создания запаса сырья, деятельность 
по переработке, упаковке конечной продукции, 
ее складирование и доставка клиентам». 
Второе – 
логистика трансформируется в деятельность, 
которая включает в себя транспортировку, 
складирование, обработку материалов, 
защитную упаковку, контроль запасов, 
выбор места нахождения производства 
и складов, прогнозирование спроса, маркетинг 
и обслуживание. 
Пятый этап – современный 
период развития логистики – начался 
с середины 1980-х годов и продолжается по 
настоящее время. Именно в это время достаточно 
интенсивное развитие получили методы 
управления материальными потоками. Кроме 
того, массированное развитие и использование 
информационных технологий практически 
всеми участниками рынка, создание современных 
коммуникационных технологий усилили 
понимание того, что высокой эффективности 
в управлении материальными потоками 
в цепи «закупка – производство – дистрибуция 
– продажи» можно достичь за счет управления 
информационными потоками. 
Пятый этап развития 
логистики можно назвать