Концепция логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:55, контрольная работа

Описание

Изучение логистики должно базироваться на понимании основной идеи логистического подхода. Деятельность по управлению материальными потоками так же, как производственная, торговая и другие виды хозяйственной деятельности, осуществлялась человеком, начиная с самых ранних периодов его экономического развития. Новизна логистического подхода к управлению материальными потоками заключается, прежде всего, в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению материальными поток

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 35.95 Кб (Скачать документ)

 

Концепция логистики

 

Метки: Логистика

 

 

 

   Концепция логистики  представляет собой систему взглядов  на рационализацию хозяйственной  деятельности путем оптимизации  материальных потоков. Основные  положения названной системы  взглядов -  предмет первого вопроса  данной темы. При этом концепция  логистики представлена следующими  положениями:

реализация принципа системного подхода;

учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепочки;

гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда;

развитие услуг сервиса  на современном уровне;

способность логистических  систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды.

Понимание материала следующего вопроса этой темы позволяет выделять из всех субъектов экономики структуры, имеющие самое непосредственное отношение к продвижению материального  потока:

— транспортные предприятия  общего пользования, различные экспедиционные фирмы;

— предприятия оптовой  торговли;

— коммерческо - посреднические организации;

— предприятия-изготовители, чьи склады готовой продукции  выполняют разнообразные логистические  операции.

   Деятельность перечисленных  участников наиболее существенно  влияет на характеристики сквозных  материальных потоков, поэтому  именно она изучается в настоящем  курсе. Это следует ясно понимать, так как к процессу управления  сквозными материальными потоками  имеют отношение и другие субъекты  экономики, например, банки, страховые  компании и т. п. Однако временные  рамки курса не позволяют развернуто  изучить финансовое, страховое и  другие виды обеспечения логистических  процессов.

   Во втором вопросе  темы очерчен круг логистических  функций,*   выполняемых основными  участниками в процессе управления  материальными потоками, то есть  показано, кто и что делает  для того, чтобы материальный  поток попал от первичного  источника сырья к конечному  потребителю. При этом под логистической  функцией понимается укрупненная  группа логистических операций, направленных на реализацию целей  логистической системы.

 

Раздел 2. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ  ЛОГИСТИКИ

 

В качестве концепции можно  принять систему взглядов на повышение  эффективности функционирования предприятий  на основе оптимизации функциональных и информационных процессов и  применения принципа системного подхода.

 

Логистическая концепция  призвана сформулировать четкие цели, задачи и действия, направленные на их реализацию, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Она мало, чем отличается от стратегии  предприятия, которая также представляет собой систему ориентиров долгосрочного  развития организации. Таким образом, можно говорить о том, что логистическая  концепция является системой стратегических целей, формирующих стратегическую модель развития предприятия на основе системного подхода.

 

К основным логистическим  концепциям, которые успешно применяются  на практике, можно отнести:

 

1. Концепция Total Quality Management (всеобщего менеджмента качества).

 

2. Логистическая концепция  «JUST-IN-TIME» (точно в срок).

 

3. Логистическая концепция  «REQUIREMENTS / RESOURCE PLANNING» (планирование  потребностей/ресурсов).

 

4. Концепция ERP – «ENTERPRISE RESOURCE PLANNING» (планирование ресурсов  предприятия).

 

5. Концепция CSRP «CUSTOMER SYNCHRONIZED RESOURCE PLANNING» (синхронное с клиентом  планирование ресурсов).

 

6. Концепция «LEAN PRODUCTION»  (тощее производство).

 

7. Концепция «RULES BASED REORDER»  (ROP) (управление перезаказом).

 

8. Концепция «QUICK RESPONSE»  (QR) (быстрый ответ).

 

9. Концепция «CONTINUOUS REPLENISHMENT»  (CR) (непрерывное пополнение).

 

10.  Концепция «AUTOMATIC REPLENISHMENT»  (AR) (автоматическое пополнение).

 

Любая из рассмотренных ниже концепций подчиняется принципам  тянущих и толкающих логистических  систем

 

Толкающая система – это  такая организация движения МП, при  которой МР подаются с предыдущей операции на последующую в соответствии с заранее сформированным жестким графиком. МР «выталкиваются» с одного звена ЛС на другое (рис. 2.1).

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.1. Принципиальная схема  толкающей системы:

 – МП;  – ИП

 

 

 

Толкающая система является традиционно используемой в производственных процессах. Каждой операции общим расписанием  устанавливается время, к которому она должна быть завершена. Полученный продукт «проталкивается» дальше и  становится запасом незавершенного производства на входе следующей  операции. То есть такой способ организации  движения МП игнорирует то, что в  настоящее время делает следующая  операция: занята выполнением совсем другой задачи или ожидает поступления  продукта для обработки. В результате появляются задержки в работе и рост запасов незавершенного производства.

 

Тянущая система – это  такая организация движения МП, при  которой МР подаются («вытягиваются») на следующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости, а поэтому жесткий график движения МП отсутствует. Размещение заказов  на пополнение запасов МР или ГП происходит, когда их количество достигает  критического уровня (рис. 2.2).

 

 

 

 

 

Рис. 2.2. Принципиальная схема  тянущей системы:

 

 – МП;  – ИП

 

 

 

Тянущая система основана на «вытягивании» продукта последующей  операцией с предыдущей операции в тот момент времени, когда последующая  операция готова к данной работе. Т. е. когда в ходе одной операции заканчивается обработка единицы  продукции, посылается сигнал-требование на предыдущую операцию. И предыдущая операция отправляет обрабатываемую единицу  дальше только тогда, когда получает на это запрос.

 

 

2.1. Концепция TQM (Total Quality Management)

 

Основополагающей концепцией в логистике, безусловно, является концепция TQM (Total Quality Management), в разных отечественных источниках названная концепцией «всеобщего менеджмента качества», «комплексного управления качеством», «тотального управления качеством».

 

В.И. Сергеев [55, с. 31] называет принцип TQM (всеобщего управления качеством) одним из основным в логистике и под ним подразумевает «обеспечение надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента логистической системы для обеспечения общего качества товаров и сервиса, поставляемых конечным потребителям». Автор также приводит основные этапы эволюции концепции качества [105, с. 310], которые показаны в табл. 2.1.

 

Бурное развитие теории управления качеством пришлось на конец 40-х -50-е годы. В это время А. Фидженбаум ввел понятие «всеобщего контроля качества» (Total Quality Control), состоящего из этапов разработки качества, поддержки качества и улучшение качества, а также понятие «стоимости качества». В настоящее время TQM находит свое применение в бизнесе, государственных органах, оборонных отраслях, образовании и некоммерческих организациях.

 

Таблица 2.1

 

Основные этапы эволюции концепции качества

 

 

Этап 

Характеристика

 

Quality Control (QC) – контроль качества 

Сервис основан на выявлении  дефектов. Контроль качества продвигался  менеджментом фирмы-производителя  товара

 

Quality Assurance (QA) – утверждение

 

качества  

100% удовлетворение потребителей  в качестве товара и сервиса.  Контроль качества продвигался  потребителями

 

Total Quality Management (TQM) -всеобщий контроль качества 

Достижение существенных конкурентных преимуществ. Персонал менеджмента, рабочий персонал, потребители и  поставщики работают на одну общую  цель в улучшении качества

 

Customer Value –

 

выгода потребителя 

Делается упор на производство сравнительно наилучшей чистой выгоды (дохода) для потребителя от предлагаемого  товара и сервиса

 

 

 

 

Главная идея TQM сводится к  тому, что помимо управления качеством  продукции, необходимо работать и над  качеством организации в целом, включая работу персонала. Постоянное одновременное усовершенствование трех составляющих – продукции, организации, персонала – позволяет достичь  более быстрого и эффективного развития бизнеса. Качество определяется достижением  удовлетворенности клиентов, улучшением финансовых результатов и ростом удовлетворенности служащих своей  работой в компании. TQM призвана развивать успех предприятия по следующим направлениям:

 

-     всесторонний  учет потребительских требований;

 

-     снижение количества  нареканий со стороны потребителей;

 

-     сохранение  постоянной клиентуры;

 

-     привлечение  новых потребителей;

 

-     повышение  эффективности организационных  процессов;

 

-     снижение затрат  за счет уменьшения потерь;

 

-     повышение  прибыльности;

 

-     захват большей  рыночной доли;

 

-     поддержание  конкурентного преимущества;

 

-     ориентация  на персонал.

 

В России управление качеством  в настоящее время приобретает  все большую известность благодаря  стандартам серии ISO 9000, определяющих стандарты на качество проектирования, разработки, изготовления и послепродажного обслуживания.

 

Серия ISO 9000 включает в себя следующие стандарты:

 

– ISO 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при  проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;

 

– ISO 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при  производстве, монтаже и обслуживании»;

 

– ISO 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при  окончательном контроле и испытаниях»;

 

– ISO 9004 «Общее руководство  качеством и элементы системы  качества».

 

2.2. Логистическая концепция  «JUST-IN-TIME» (точно в срок)

 

На базе концепции TQM создана  и в настоящее время используется модель, популярная за рубежом, особенно в Японии, а именно модель «Just-in-Time» или «точно вовремя».

 

Появлению этой модели способствовало внедрение на многих производственных предприятиях Японии, а в дальнейшем и США микрологистической системы KANBAN, представлявшей собой систему организации непрерывного производственного потока, способного к быстрой перестройке и практически не требующей страховых запасов.

 

Модель (концепция) «JUST-IN-TIME»  – «точно вовремя» – участвует  в разработке стратегии управления запасами предприятия. Ее суть состоит  в том, что в любом звене  логистической системы не должно скапливаться материальных запасов  больше, чем может этот звено переработать в настоящее время. Таким образом, запасы в логистическом звене  не появляются до тех пор, пока в  них не возникнет необходимости. Все ресурсы по принципу «точно вовремя» должны поступать в нужное место, в требуемом количестве и точно  вовремя. В данном случае отсутствует  такой затратный показатель, как  страховой запас какого-либо ресурса, который принуждает организацию  к дополнительным затратам на его  приобретение и хранение. Также не следует забывать и про упущенную выгоду предприятия, которое могло бы не изымать из денежного оборота средства на формирование запаса, а обратить их на дополнительное привлечение прибыли.

 

Модель «точно вовремя» характеризуется:

 

1) минимальными запасами  ресурсов (в идеальном варианте  – нулевыми);

 

2) небольшим объемом производимой  продукции;

 

3) коротким производственным  циклом;

 

4) высоким качеством производимой  продукции;

 

5) небольшим числом поставщиков,  которые должны быть достаточно  надежными в обеспечении необходимыми  ресурсами в необходимый срок;

 

6) ведением графиков прибытия  грузов и отгрузки продукции;

 

7) хорошо развитым информационным  обеспечением.

 

В рассмотренных выше характеристиках  модели «точно вовремя» под материальными  ресурсами понимается сырье, материалы, товары, полуфабрикаты, незавершенное  производство, готовая продукция  – все то, что может представлять собой запас материальных оборотных  средств организации.

 

Реализация модели «JUST-IN-TIME»  позволяет сократить затраты  на всех стадиях процесса управления запасами, к которым, как известно, относят:

 

– прогнозирование возможного использования запасов продукции;

 

– мониторинг фактического использования запасов продукции;

 

– мониторинг фактических  затрат на пополнение запасов продукции;

 

– мониторинг времени, необходимого для создания запаса путем поставки или производства.

 

Определение потребности  в материальных ресурсах при стратегии  управления запасами «точно вовремя» в организации может осуществляться на основе двух методов: с помощью  определения потребностей на основе заказов и путем определения  потребностей на основе расходов. Оба  метода предполагают элемент прогнозирования: в первом случае прогнозирование  осуществляется исходя из имеющихся  заказов, во втором – на основе анализа  расхода материальных ресурсов в  прошлые периоды времени.

 

Рассмотрим основные характеристики «JUST-IN-TIME».

 

Поставщики:

 

– несколько поставщиков;

 

– поставщики размещаются  недалеко от предприятия;

 

– возобновление деловых  отношений с уже проверенными поставщиками;

 

– развивая своих поставщиков  до желаемого уровня цен, покупатели активно используют для этого  методы анализа;

 

– необходимость концентрации отдельных поставщиков;

 

– конкурентные цены ограничиваются новым небольшим числом;

 

– план закупок потребителя  препятствует вертикальной интеграции, которая ведет к прекращению  бизнеса поставщика;

 

– поставщики поддерживают развитие системы JIT закупок для  «своих» поставщиков и так  далее по цепочке поставок.

 

Данная характеристика по поставщикам предполагает решение  задачи выбора поставщика, которая  основывается на следующих щагах:

Информация о работе Концепция логистики