Компоненты эффективной логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:32, контрольная работа

Описание

Логистика — часть экономической науки, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.
Более широкое определение логистики трактует ее как науку о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.

Содержание

Введение
Запасы в коммерческой логистике.
Складские сооружения.
Транспортировка.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

коммерческая логистика.doc

— 126.00 Кб (Скачать документ)

     Система контроля за состоянием запасов с  фиксированной периодичностью заказа. Контроль состояния запасов по этой системе осуществляется через равные промежутки времени посредством проведения инвентаризации остатков. По результатам проверки составляется заказ на поставку новой партии товара.

Размер заказываемой партии товара определяется разностью  предусмотренного нормой максимального товарного запаса и фактического запаса. Поскольку для исполнения заказа, требуется определенный период времени, то величина заказываемой партии увеличивается на размер ожидаемого расхода за этот период. 

     После того как сделан выбор системы пополнения запасов, необходимо количественно определить величину заказываемой партии, а также интервал времени, через который повторяется заказ.

     Оптимальный размер партии поставляемых товаров  и, соответственно, оптимальная частота  завоза зависят от следующих факторов:

     объем спроса (оборота);

     расходы по доставке товаров;

     расходы по хранению запаса.

     В качестве критерия оптимальности выбирают минимум совокупных расходов по доставке и хранению.

     И расходы по доставке, и расходы  по хранению зависят от размера заказа, однако, характер зависимости каждой из этих статей расходов от объема заказа, разный. Расходы по доставке товаров при увеличении размера заказа, очевидно, уменьшаются, так как перевозки осуществляются более крупными партиями и, следовательно, реже. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Складские сооружения.
 

     Склады - здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.

     Складская логистика - раздел логистики, посвященный управлению размещением на хранение, хранением, пополнением и выдачей материальных ресурсов потребителям.

     Задачи  складской логистики:

  • Анализ эффективности использования существующих складов.
  • Определение количества складов.
  • Выбор места расположения склада.
  • Разработка логистического процесса на складе.
  • Выбор способа хранения.

     Склад - это важное звено технологического процесса промышленных предприятий, а для оптовой и розничной торговли они служат фундаментом. Склады являются одним из элементов логистических систем. На всех стадиях движения материального потока существует необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов. Этим объясняется большое разнообразие видов складов.

     Основное  назначение склада: концентрация запасов, хранение запасов, обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей.

     Классификация складов:

  • По виду продукции: склады сырья, материалов, комплектующих изделий, готовой продукции, тары, остатков и отходов, инструментов.
  • По отношению к звеньям логистической цепи: склады производителей, торговых организаций, посреднических организаций, транспортных организаций, экспедиторских организаций, посредников.
  • По виду складских зданий и сооружений: открытые площадки, площадки под навесом, закрытые сооружения, многоэтажные, высотные и т.п.
  • По форме собственности: склады подсортировочные, распределительные, сезонного или длительного хранения, снабжения производства.
  • По степени технической оснащенности: частично механизированные склады, механизированные, автоматические, автоматизированные.
  • По функциональной области логистики: склады снабжения, производства, сбыта.

     На  складах готовых изделий осуществляется складирование, хранение, подсортировка  или дополнительная обработка продукции  перед ее отправкой, маркировка, подготовка к погрузке и погрузочные операции. Склады сырья и исходных материалов предприятий потребителей принимают продукцию, выгружают и сортируют. Склады оптово-посреднических фирм обеспечивают концентрацию товаров, подбирают продукцию, организуют доставку товаров, осуществляют хранение резервных партий. Выходные оптовые базы принимают товары от производственных предприятий, комплектуют и отправляют крупные партии товаров получателям. Торговые оптовые базы получая товары, формируют широкий ассортимент и снабжают ими розничные торговые предприятия.

     Логистические функции складов

     Склад обрабатывает три вида материального  потока: входной, выходной, внутренний. Наличие входного потока - разгрузка  транспорта, проверка груза. Выходной поток - необходимость погрузки. Внутренний - необходимость перемещения груза внутри склада.

     Основные  функции склада:

  • Преобразование производственного ассортимента в потребительский.
  • Выравнивание разницы во времени между выпуском и потреблением продукции.
  • Расформирование одних грузовых партий и формирование других.
  • Для сокращения транспортных расходов склад может объединять небольшие партии грузов для нескольких клиентов до полной загрузки транспортного средства.
  • Оказание услуг - подготовка товаров для продажи, проверка приборов и оборудования, монтаж, транспортно-экспедиционные услуги.

     Складские операции: разгрузка транспорта, приемка товаров, размещение на хранение, комплектование товаров, погрузка, внутрискладское перемещение грузов. Отборка товаров из мест хранения может производиться двумя способами - отборка целого грузового пакета, отборка части пакета без снятия поддона. Эта операция может выполняться с разной степенью механизации. В высотных складах тарно-штучных грузов отборщик в специальном стеллажном подъемнике передвигается вдоль ячеек стеллажа, отбирая нужный товар. Такие склады называют статическими. Другой вариант отборки реализуется в высотных динамических складах - стеллажный подъемник автоматически подается к ячейке с грузом.

     Логистический процесс на складе требует полной согласованности функций: снабжение запасами, переработки груза, распределения заказов.

     Основная  задача снабжения  запасами: обеспечение склада товаром в соответствии с возможностями его переработки. Учет и контроль за поступлением запасов и их отправкой обеспечивает ритмичность переработки грузопотоков, максимальное использование объема склада, позволяет сократить сроки хранения запасов и увеличить соответственно оборот склада.

     Внутрискладская транспортировка предполагает перемещение груза между зонами склада. Операция выполняется с помощью подъемно-транспортных машин и механизмов (складские штабелеры, тележки...).

     Складирование и хранение. Основной принцип складирования - эффективное использование объема зоны хранения. Комплектация заказов и отгрузка. Получение заказа, отбор нужных товаров для конкретного клиента, подготовка товара к отправке, оформление транспортных накладных, отгрузка в транспортное средство. Транспортировка и экспедиция грузов могут осуществляться как складом, так и самим заказчиком. Информационное обслуживание склада - обработка входящих документов, прием и отправка, контроль наличия товара на складе...).

     Эффективное функционирование склада - залог его рентабельности. Необходимо добиваться - рациональной планировки склада, способствующей снижению затрат переработки груза, использование пространства при расстановке оборудования, использование универсального оборудования, выполняющего различные складские операции, что сокращает число машин. Выбор различных видов подъемно-транспортных машин и механизмов зависит от характеристик самих технических средств и общей направленности технической оснащенности склада.

     Система складирования предполагает оптимальное размещение груза на складе и рациональное управление им. Одна из основных целей разработки системы - максимальное использование площадей и объемов склада. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Транспортировка и связь.  

     Транспортировка относится к числу важнейших функций логистики. Целью реализации данной функции является физическое перемещение грузов в пространстве из одной точки в другую на определенных условиях, указанных сторонами-участниками транспортного процесса в договоре. Можно утверждать, что в транспортировке заключается сущность логистики, поскольку именно процесс транспортировки обеспечивает движение грузов по каналам товародвижения и превращает товарную или сырьевую массу в материальный поток. Разумеется, что такой взгляд следует признать ограниченным, поскольку управление материальным потоком включает в себя не только управление его движением, но также и преобразованием на различных стадиях логистического процесса, например, сортировку, упаковку, комплектацию, изменение физико-химических свойств грузов в ходе выполнения над ними основных производственных операций, контроль качества товаров и выявления брака.  Участниками транспортного процесса выступают три стороны: грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик. Свои отношения эти стороны оформляют в форме договора перевозки груза. Кроме того, к процессу могут подключаться и сторонние организации, которые в той или иной форме заинтересованы в конечном результате и вносят свой вклад в транспортировку грузов. В качестве таких организаций могут выступать страховые компании, охранные предприятия, таможенные брокеры и др. В каждом конкретном случае отношения сторон оформляют особым видом договора (например, договор подряда, договор страхования и пр.), и эти договора, наравне с договором перевозки, являются составляющими юридической оформления процесса транспортировки. 
  Современная практика рыночных отношений ставит перед участниками транспортного процесса сложные задачи, решение которых требует не только вложения определенных финансовых и материальных средств, значительного объема качественной и достоверной информации, но и привлечения специалистов с высоким уровнем знаний, внедрения новых технологий, применения специальных методов и методик организации процесса транспортировки. К числу основных проблем, которые решаются на этапе подготовки и организации транспортного процесса, следует отнести следующие: 
 1. выбор способа транспортировки; 
 2. выбор вида транспорта; 
 3. выбор перевозчика; 
 4. определение маршрута и условий перевозки; 
 5. выбор организаций, обеспечивающих нормальный ход процесса транспортировки. 
  Следует отметить, что порядок и последовательность решения указанных задач может различаться в зависимости от ситуации. Так, например, решение первая и вторая задачи могут решаться как вместе, так и по отдельности, а выбор страховой компании или охранного предприятия может предшествовать решению об оптимальном маршруте и условиях транспортировки и т.д. 
    ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ТРАНСПОРТА
  Рассмотрим теперь достоинства и недостатки отдельных видов транспорта с точки зрения потребителей транспортных услуг - грузоотправителей и грузополучателей. 
  Железнодорожный транспорт 
  Данный вид транспорта используется при перевозке широкой номенклатуры грузов на большие расстояния. Наиболее рентабельными перевозками в этой сфере являются повагонные отправки каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции. В последние годы железная дорога стала расширять спектр своих услуг с учетом требований своих клиентов, например, контейнерная перевозка грузов, перевозка автомобильных прицепов (рельсовых контейнеров), переадресование грузов прямо на маршруте, обработка товаров в ходе перевозки3 и т.д.  
  По величине грузооборота железнодорожный транспорт существенно опережает автомобильный транспорт и уступает только трубопроводному транспорту. При сухопутной отгрузки товаров большими партиями на дальние расстояния железнодорожный транспорт несомненно удерживает в России лидирующее положение. Несмотря на активное развитие рынка автомобильных перевозок за последние годы, автомобильный транспорт пока не может составить конкуренцию железной дороге в силу специфики российского пространства и целого ряда экономических, технологических и иных факторов. 
  Для сравнения отметим, что в странах с развитой экономикой железнодорожный транспорт за последние 30 лет уступил некоторую долю рынка грузовых перевозок другим видам транспорта (прежде всего, автомобильному транспорту). Так, например, в США - одной из великих железнодорожных держав мира (США, КНР, Россия) темпы роста грузооборота на железной дороге составлял всего 2% ежегодно, что существенно ниже, чем на автомобильном транспорте. В Западной Европе (в том числе в ведущих странах - во Франции и Германии) начиная с 1970 гг., грузооборот железной дороги постоянно сокращался, а в Японии упал в 2 раза. В то же время в последние годы положение относительно стабилизировалось - железная дорога заняла свою нишу на рынке международных перевозок. 
  Рассмотрим достоинства и недостатки железнодорожного транспорта с точки зрения потребителя. 
  -Железнодорожный транспорт обладает высокой провозной и пропускной способностью, практически не зависит от влияния климата, атмосферных осадков, времени года и суток. Обеспечивает высокую скорость доставки грузов при относительно низких тарифах, регулярность отправок. 
  -Среди недостатков следует выделить наличие определенной степени риска утраты, порчи или повреждения товара в пути, а также высокий уровень монополизированности, что сказывается на качестве обслуживания клиентов. Также для значительного числа компаний невозможна доставка "от двери до двери" (отсутствуют подъездные пути). 
  Автомобильный транспорт 
  Автомобильный транспорт традиционно специализируется на перевозках дорогостоящих грузов на небольшие расстояния. С развитием нового типа интермодальных перевозок, внедрением контейнерных и пакетных технологий и грузовых терминалов автомобильный транспорт стал активно использоваться и при перевозках грузов на дальние расстояния. При этом тарифы сравнительно высокие, но преимущества автомобильного транспорта окупают все затраты клиентов.  
  Рынок автомобильных грузовых перевозок активно развивается в последние годы и десятилетия, что характерно как для России, так и для зарубежья. Автомобильный транспорт играет весьма существенную роль в транспортном комплексе развитых стран. Например, в Западной Европе грузооборот автомобильного транспорта более чем в 4 раза превышает железнодорожный. А в целом же страны Европы и Северной Америки являются лидерами в развитии данного вида транспорта. Достаточно сказать, что парк грузовых автомобилей этих стран насчитывает около 100 млн. автомобилей, что составляет около 75% от мирового парка грузовых машин. Иная картина наблюдается в России и странах ближнего зарубежья. 
   Достоинства и недостатки автомобильного транспорта. 
  - Высокая мобильность и оперативность, высокий уровень конкуренции, что существенно сказывается на уровне обслуживания, гарантирует клиенту право выбора наиболее подходящего перевозчика. Высокая сохранность груза, возможность доставки грузов "от двери до двери" практически для всех предприятий и организаций. Высокая скорость доставки. 
  - Относительно высокие тарифы, зависимость от погодных и дорожных условий, высокий риск ДТП и разбойных нападений, недостаточная экологичность. 
  Водный транспорт 
  Морской и внутренний водный транспорт обладают целым рядом схожих черт, вследствие чего оба эти вида удобно рассмотреть совместно. 
  Внутренний водный (или речной) транспорт специализируется в основном на перевозках минерально-строительных грузов ( 3/4 всех грузов) и сезонных грузов - зерна, овощей и бахчевых. Перевозятся также лесные и нефтяные грузы. Более 2/3 всего грузооборота приходится на Волго-Камский бассейн. Важную роль речной транспорт играет в тех районах, где иные виды транспорта отсутствуют, например, на Крайнем Севере. Лена, Енисей, Обь выступают как основные транспортные магистрали для целого ряда районов Сибири и Дальнего Востока. 
  Морской торговый флот обслуживает в основном внешнюю торговлю. Для перевозок внутри страны (каботажное плавание) он используется незначительно. В Советском Союзе доля морских перевозок в общем объеме перевозок экспортно-импортных грузов в отдельные периода достигала 80%. К настоящему времени эта доля сократилось с 80% до 12%, а сам флот уменьшился практически наполовину. Значительную долю российских экспортно-импортных перевозок теперь выполняют иностранные морские суда, а также зарубежные автомобильные перевозчики. Впрочем, неблагоприятные времена переживает и международный морской флот в целом. Увеличение флота в последние годы явно превышает рост спроса на морские перевозки. В перспективе это грозит падением тарифов и кризисными явлениями в этой транспортной отрасли. 
  Преимущества и недостатки морского и внутреннего водного транспорта. 
  - Низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния при высокой провозной и пропускной способности. Для морского транспорта следует отметить также возможность межконтинентальных перевозок. 
  - Низкая скорость доставки грузов. Зависимость от времени года, климатических и навигационных условий. Для внутреннего водного транспорта имеет также значение глубина фарватера и направление движения по руслу реки. Невысокая сохранность груза. 
  Воздушный транспорт 
  Воздушный (или авиационный) транспорт специализируется на перевозках срочных (экспресс-почта) и скоропортящихся (свежая рыба, живые цветы) грузов, дорогих изделий (приборы, ювелирные изделия). В целом на рынке грузовых перевозок авиатранспорт играет незначительную роль, гораздо большее значение он имеет при перевозках пассажиров на дальние расстояния. 
   Достоинства и недостатки воздушного транспорта. 
  - Самая высокая скорость доставки грузов, возможность доставки грузов за короткий срок в удаленные районы. Высокая надежность поставок и сохранность груза. 
  - Высокие тарифы. Зависимость от навигационных условий. Ограниченное количество пунктов (аэропортов и аэродромов), в которые возможна доставка грузов. Последний недостаток отсутствует у вертолетов, которые по критерию мобильности превосходят даже автомобильный транспорт. 
  Трубопроводный транспорт 
  Трубопроводный транспорт используется для транспортировки узкой номенклатуры специфических грузов: сырой нефти и продуктов нефтепереработки, природного газа, размельченного каменного угля и руды при помощи воды, химических продуктов и пр. При этом транспортировка грузов по трубопроводу обходится существенно дешевле, чем по железной дороге, хотя и несколько дороже, чем на водном транспорте. При этом следует отметить специфическую особенность данного вида транспорта: отсутствие транспортных средств. Для транспортировки грузов требуются только пути сообщения и нефтяные (газовые, прочие) терминалы. 
  Крупнейшими владельцами нефтепроводов являются США (320 тыс. км. нефтепроводов) и России (60 тыс. км.). В мире общая протяженность нефтепроводов составляет около 440 тыс. км. Если в США трубопроводы используются в основном для перекачки нефти для внутреннего потребления, то в России - это преимущественно поставки сырой нефти в страны Центральной и Западной Европы транзитом через территорию Украины и Белоруссии, порты Балтийского и Черного морей. Протяженность российских газопроводов составляет около 140 тыс. км. 
  Преимущества и недостатки трубопроводного транспорта. 
  - Высокая пропускная способность при низкой себестоимости. Высокая сохранность груза, в частности, за счет уменьшения потерь при переливах нефти на нефтяных терминалах. 
  - Узкая номенклатура транспортируемых грузов. Следует также отметить, что лишь в редких случаях по одному и тому же трубопроводу можно перегонять грузы разных наименований. Так, например, нельзя после транспортировки мазута перегонять по трубопроводу высококачественный бензин. Это накладывает определенные ограничения по использованию трубопроводов. 
   
   
   
 
   
ВЫБОР ПЕРЕВОЗЧИКА. 
  Одним из наиболее важных решений в транспортной логистике является выбор оптимального перевозчика. Основные параметры, на которые следует ориентироваться, — надежность перевозки и покупательная способность.

     Надежность  перевозки характеризуется такими параметрами, как время перевозки, сохранность партии и потребительских свойств товаров при перевозке, стабильность предоставления услуг, квалификация персонала.

     Время перевозки может являться решающим факторов при принятии решения по выбору перевозчика. Иногда стоимоть перевозки  стоит на втором месте, и из двух перевозчиков предпочтение отдается тому, который сможет доставить товар в минимальные сроки. Кроме того, немаловажным является и провозная способность того или иного перевозчика. Например, при перевозке товаров небольшими партиями наиболее рационально выбирать автомобили с относительно небольшой грузоподъемностью, ставки на которые ниже, чем на крупнотоннажные транстортные средства.

     Стабильность  предоставления услуг также немаловажна  при принятии конкретного решения. Как правило, для фирмы с постоянным товародвижением немаловажно наличие постоянных договоров с одним или несколькими перевозчиками, способными удовлетворить их потребности в перевозке независимо от товаропотока на данный период.

     Крупные компании стараются заключать договоры на перевозки с транспортными фирмами, имеющими свое собственное имя и статус на рынке транспортных услуг. По покупательной способности выбирают тарифы и наличие скидок с тарифа выбираемых перевозчиков.

     Выбор перевозчика включает несколько  этапов:

     1)   задание относительных весов параметров (ранжирование). Необходимо определить параметры, по которым будет проводиться оценка услуг перевозчиков, решить вопрос о степени важности выделенных параметров для покупки услуг перевозчиков, т.е. определить вес параметра. Для задания весов параметров используются методы взвешивания, методпопарных сравнений;

     2)   предварительный выбор возможных перевозчиков. Проводится сбор информации о предоставляемых транспортных услугах, сравниваются провозные возможности, надежность, репутация транспортных компаний, принимается предварительное решение о выборе возможных перевозчиков;

     3)   оценивание перевозчиков по выбранным параметрам. Математически это сводится к заданию оценок перевозчиков по отношению к каждому параметру. Параметры конкретизируются до тех пор, пока не становится возможным количественное или качественное определение их значений. Этапы 1 и 2 методики повторяются для всех новых параметров;

     4)   вычисление предпочтений перевозчиков относительно целевой функции. На данном этапе проводится ранжирование перевозчиков по всей совокупности параметров и вы-яление предпочтений;

Информация о работе Компоненты эффективной логистики