История развития логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 08:44, реферат

Описание

Понятие логистики имеет свою давнюю историю. Слово "Логистика" является греческим по происхождению. В Древних Афинах была специальная должность — "логист", на которую ежегодно назначались путем жеребьевки и в их обязанности входила проверка отчетов др. чиновников. В Древнем Риме логистами назывались чиновники, выполняющие административные и религиозные функции.

Работа состоит из  1 файл

СРС1 логистика.docx

— 36.64 Кб (Скачать документ)

                                     Введение

 

Понятие логистики имеет  свою давнюю историю. Слово "Логистика" является греческим по происхождению. В Древних Афинах была специальная  должность — "логист", на которую  ежегодно назначались путем жеребьевки и в их обязанности входила проверка отчетов др. чиновников. В Древнем Риме логистами назывались чиновники, выполняющие административные и религиозные функции. Во времена византийского императора Льва VI (866-912 гг.) логистика определялась как искусство снабжения армии и управления ее перемещениями. Немецкий исследователь, профессор Г. Павеллек отмечал, что назначением логистики в Византийской империи было «платить жалованье армии, должным образом вооружать и распределять ее, своевременно и в полной мере заботиться о ее потребностях, т.е., руководить движением и распределением собственных вооруженных сил».

Слово "Логистика" существует во всех основных европейских языках, но имеет различные значения. Термином " Логистика " пользовались в своих  работах известные ученые, философы, военачальники. Так выдающийся немецкий математик Г.В. Лейбниц (1646—1716) использовал  этот термин в значении «математической  логики». В XIX в. этот термин использовал  в своих работах Антуан-Анри Жомини - военный теоретик и историк, швейцарец по происхождению (1779—1869), он с 1813 г. paботал в России, состоял в штабе Александра I. Был военным советником Николая I и явился одним из основателей военной академии в Санкт-Петербурге (1828). Жомини определил логистику, как практическое искусство управления войсками, включающее широкий круг вопросов, связанных с планированием, управлением и снабжением, определением мест дислокации войск, транспортным обслуживанием армии и т.п.

В 1884 г. американский институт военно-морского флота ввел понятие «логистика» для нужд навигации.

В 1904 г. на философском конгрессе  в Женеве было утверждено определение  логистики как математическая логика.

Широкое развитие принципы логистики получили в годы второй мировой войны в области материально-технического обеспечения американской армии. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих  баз, транспорта позволило своевременно и в необходимых количествах  обеспечивать армию оружием, горюче-смазочных  материалов и продовольствия, также  в снабженческо-сбытовой деятельности гражданских предприятий.

Поэтому, во многих западных странах логистика постепенно стала  переходить из военной области в  сферу хозяйственной практики. Первоначально  она оформилась как новое направление  об управлении материальными потоками сначала в сфере обращения, а  затем и в производстве. Таким  образом, возникшие в странах  с рыночной экономикой - накануне и  в период экономического кризиса 1930-х  годов в США, идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем, в которых бы увязывались функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения и распределения трансформировались в самостоятельные научные направления.

Большое развитие логистика  получила в 60-70-ые годы в Японии, где  ее методы использовались при разработке и реализации сложных производственных систем, а к 1980г. стали оптимизироваться методы физического распределения материальных потоков.

В конце 20-го века логистическая наука выступает как экономическое направление, включающее в себя закупочную, производственную, сбытовую, транспортную, информационную логистику и т.д. Каждая из этих областей деятельности человека достаточно изучена, однако новизна логистического подхода заключается в интеграции перечисленных сфер деятельности для достижения желаемого результата с минимальными затратами времени, материальных ресурсов и финансовых средств путем формирования наиболее оптимального сквозного управления всеми видами потоков. Таким образом, логистика призвана максимально удовлетворять запросы потребителей.

В 1992 г. на Международном  симпозиуме Европейской ассоциации логистики в Стокгольме, было отмечено, что общепринятого определения  термина логистики пока нет.

Поскольку, логистика объединяет такие сферы экономической деятельности как: логистика снабжения, производства, сбыта, транспорта и т.д., в связи  с этим, под логистикой мы будем рассматривать: науку о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутрипроизводственной переработки сырья, материалов и полуфабрикатов и доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передача, хранение и обработка соответствующей информации. (Родников А.Н. Терминологический словарь. 2000г.).

                         Этапы равития логистики

    Выделяют 3 основных этапа развития логистики:

 

Первый этап (60-е  годы XX ст.) – характеризуется использованием логистического подхода при управлении материальными потоками в сфере обращения. В этот период формируются два ключевых положения:

 

1) существующие, как бы  отдельно, потоки материалов в  производстве, хранении и транспортировке  могут быть взаимосвязаны единой  системой управления;

2) интеграция отдельных  функций физического распределения  материалов может дать существенный  экономический эффект.

Второй этап (80-е  годы) характеризуется расширением интеграционной основы логистики. Логистика начала охватывать производственный процесс. В этот период происходит:

 

– быстрый рост стоимости  физического распределения;

 

– рост профессионализма менеджеров, которые осуществляют управление логистическими процессами;

 

– долгосрочное планирование в сфере логистики;

 

– широкое использование  компьютеров для сбора информации и контроля за логистическими процессами;

 

– централизация физического  распределения;

 

– четкое определение действительных расходов распределения;

 

– определение и осуществление  мероприятий по уменьшению стоимости  продвижения материального потока до конечного потребителя.

Третий этап относится  к современности и может быть охарактеризован следующим образом:

 

– появляются фундаментальные  изменения в организации и  управлении рыночными процессами в  мировой экономике;

 

– современные коммуникационные технологии, которые обеспечивают быстрое  прохождение материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз перемещения продукта от первичного источника к конечному  потребителю;

 

– развиваются отрасли, которые  предоставляют услуги в сфере  логистики;

 

– концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость  интеграции, начинает признаваться большинством участников цепочки поставок, производства и распределения;

 

– совокупность материалопроводящих субъектов приобретает целостных характер.

 

 Основные понятия логистики

Логистика - часть экономической  науки, предмет которой заключается  в организации рационального  процесса продвижения товаров и  услуг от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения  продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.

Объектом логистики является материальный поток на всем пути его  движения - от первичного источника  до конечного потребителя. Потоком  называется количество вещества, информации, денежных средств, товаров, перемещаемых в единицу времени. Материальный поток образуется в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами  и готовыми изделиями, начиная от первичного сырья вплоть до конечного  потребителя.

Предметом логистики является оптимизация затрат по всей цепи товародвижения. Выделение и анализ всех логических операций на пути материального потока позволяет увидеть общий процесс  продвижения изменяющегося продукта к конечному потребителю и  позволяет проектировать этот процесс  с учетом потребностей рынка и  получения необходимого экономического результата.

Более широкое определение  логистики трактует ее как науку  о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных  системах.

С позиции менеджмента  организации логистику можно  рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки, продажи, и хранения материалов, деталей  и готового инвентаря (техники и  проч.). Понятие включает в себя также  управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми  потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.

 

                                  Принципы логистики

 

Принцип - основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

В логистике действуют  следующие принципы:

Принцип логистики — это  обобщенные опытные данные, закон  явлений, найденный из наблюдений экспертов  по логистике.

 

Знание некоторых принципов  экспертами по логистике позволяет  легко возмещать неопределенность некоторых факторов внешней среды. При формировании логистических систем могут быть допущены ошибки лишь потому, что не были вскрыты преимущества и недостатки отдельных принципов логистики.

 

 

1. Принцип рациональности. Характерной чертой развития логистической системы предприятия является выбор наиболее подходящего варианта логистической системы. Выбираются такие управленческие решения, которые являются лучшими (оптимальными) по комплексу показателей для заданных условий. Задача заключается не в том, чтобы найти решение лучше существующего, а в том, чтобы найти самое лучшее решение из всех возможных. С точки зрения рациональности можно оценивать не только уровень качества принимаемых решений (оптимальное решение задачи, оптимальный план, оптимальное управление), но и состояние логистической системы или ее поведение (оптимальная траектория, оптимальное распределение ресурсов, оптимальное функционирование складской системы).

Всеобщий принцип оптимизации: решение принимается всегда таким  образом, чтобы благодаря выбранному варианту, т. е. благодаря выбранному соотношению затрат и достигнутого результата, осуществлялось рациональное достижение поставленных целей логистической системы предприятия.

2. Принцип эмерджентности. Чем крупнее логистическая система предприятия и чем больше различие в размерах между частью и целым, тем выше вероятность того, что свойства целого могут сильно отличаться от свойств частей. Возможно несовпадение локальных оптимумов целей отдельных частей с глобальным оптимумом цели логистической системы предприятия. Любая логистическая система должна рассматриваться сначала на макроуровне, т. е. во взаимодействии с окружающей средой, а затем уже на микроуровне.

Сумма оптимальных решений, принимаемых сотрудниками отдельных  структурных функциональных подразделений  предприятия, не гарантирует оптимизации  логистической системы предприятия в целом. Таким образом, эмерджентность (целостность) — это свойство логистической системы выполнять заданную целевую функцию, реализуемую только системой в целом, а не отдельными ее элементами.

3. Принцип системности. «Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны и все связи. Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостерегает нас от ошибок...» Принцип системности предполагает подход к логистической системе как к объекту, представленному совокупностью взаимосвязанных частных элементов (функций), реализация которых обеспечивает достижение нужного эффекта в требуемые сроки, при необходимых трудовых, финансовых и материальных затратах, с минимальным ущербом для окружающей среды. Принцип системности предполагает исследование логистического объекта, с одной стороны, как единого целого, а с другой стороны, как части более крупной системы, в которой анализируемый объект находится в определенных отношениях с остальными системами. Таким образом, принцип системности охватывает все стороны объекта и предмета в пространстве и во времени.

4. Принцип иерархии. Иерархия — это порядок подчинения нижестоящих элементов вышестоящим по строго определенным ступеням (иерархическая лестница) и переход от низшего уровня к высшему уровню. Иерархия есть тип структурных отношений в сложных многоуровневых логистических системах, характеризуемых упорядоченностью и организованностью взаимодействий между отдельными уровнями по вертикали. Иерархические отношения имеют место во многих логистических системах, для которых характерна как структурная, так и функциональная дифференциация, т. е. способность к реализации определенного круга логистических функций. Причем на более высоких уровнях осуществляются функции интеграции и согласования (координации).

Иерархическое построение логистических систем обусловливается тем, что управление в них связано с использованием и обработкой значительных массивов данных. На нижележащих уровнях используется более детальная и конкретная информация, охватывающая лишь отдельные аспекты функционирования логистической системы. На более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия функционирования всей логистической системы; на этих уровнях принимаются решения относительно логистической системы в целом. Иерархическая структура логистических систем не бывает абсолютно жесткой. Это связано с тем, что иерархия сочетается с большей или меньшей автономией нижележащих уровней по отношению к вышележащим уровням. В управлении логистическими системами используются присущие каждому уровню возможности самоорганизации.

Информация о работе История развития логистики