Принятие управленческих решений в системе управления предприятием общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 13:43, контрольная работа

Описание

Цель данной работы – изучить теоретические вопросы по данной проблеме и показать на практическом примере механизм принятия управленческих решений в организации предприятий общественного питания.

Содержание

Введение 4
1.1 Содержание и виды управленческих решений 5
1.2. Процесс принятия решений 7
1.3. Методы принятия решений 9
1.4. Индивидуальные стили принятия решений 11
1.5. Условия эффективности управленческих решений 12
1.6. Организация и контроль за исполнением решений 15
2. Оценка эффективности организации управления пивного ресторана «Сибирская корона» 19
2.1 Функции управления в ресторане 19
2. 2 Управленческие решения в ресторане 22
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Работа состоит из  1 файл

орг-я управления общепита.doc

— 310.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

 

ОМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

Кафедра «Экономика и бухгалтерский учет»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

регистрационный номер_________________

 

на тему: Принятие управленческих решений в системе управления предприятием общественного питания

 

вариант №7 (задание 4)

 

по дисциплине: Организация управления предприятием общественного питания

 

студента (ки) Лукиной Екатерины  Александровны

(Ф.И.О.)

3 курса сокращенной заочной  формы обучения

 

по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии»

(шифр, название)

 

номер зачетной книжки СЭУ 10-17

 

 

Рецензент: Лунева Елена Александровна, ст.преподаватель

(Ф.И.О., ученая степень,  ученое звание, место работы, должность)

 

 

____________________________  «____»_________2013г.

(подпись)

 

Контрольная работа

 

(зачтена / не зачтена)

 

______________________

(подпись)

 

 

 

Омск – 2013

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. В решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Если коммуникации - своего рода «стержень», пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений – это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

 Существуют разнообразные  точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с работы и т.п. Оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в организации.

 Эта проблема очень  актуальна для предприятий общественного  питания, для стратегического  принятия решения, для развития  предприятия общественного питания. Руководитель любой ступени должен быть грамотным и должен уметь принимать решения.

Цель данной работы –  изучить теоретические вопросы  по данной проблеме и показать на практическом примере механизм принятия управленческих решений в организации предприятий  общественного питания.

 

 

 

 

1. Принятие управленческих решений в системе управления предприятием общественного питания

1.1 Содержание и виды управленческих решений

 

Управленческое решение представляется как социальный акт, направленный на разрешение проблемной ситуации. Принятие решений - один из основных и наиболее ответственных видов деятельности менеджера, поскольку от правильности и своевременности управленческих решений зависит эффективность управления, а следовательно, и эффективность работы предприятия общественного питания.

Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления и связана с  различными аспектами управленческого  труда. И хотя каждый из нас в течение  дня принимает десятки решений (где пообедать? что купить? и т.д.), принятие управленческих решений существенно отличается от решений, принимаемых в повседневной частной жизни.

Для менеджера принятие решений - постоянная и ответственная  работа. Необходимость принятия решений  сопровождает все, что делает руководитель гостиницы любого уровня. Поскольку принятые решения касаются не только менеджера, но и других людей и во многих случаях - всей гостиницы, понимание природы и сути этого процесса чрезвычайно важно для каждого, кто хочет добиться успеха в области управления.

Одним из показателей успешной деятельности менеджера является его способность принимать правильные решения. Так как менеджеры выполняют четыре функции управления, они реально имеют дело с постоянным потоком решений по каждой из них, то есть планированию, организации, мотивации и контролю. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей. Он включает в себя стадии:

  • выработку и постановку цели;
  • изучение проблемы;
  • выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемых решений;
  • рассмотрение вариантов решений;
  • выбор и окончательное формулирование решения;
  • принятие решения;
  • доведение решений до исполнителей;
  • контроль за выполнением решений.

В итоге управленческое решение представляется как результат  управленческой деятельности. Управленческое решение рассматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач. [1]

Решения можно классифицировать по разным признакам. Однако определяющим моментом являются условия, в которых принимается решение. Обычно решения принимаются или в обстановке определенности, или в обстановке риска (неопределенности).

В условиях определенности менеджер более или менее уверен в результатах каждого решения. В обстановке риска (неопределенности) максимум, что может сделать менеджер, - определить вероятность успеха для каждого варианта решения.

Существуют и другие критерии классификации управленческих решений:

  • по сроку действия последствий решения: долго-, средне- и краткосрочные решения;
  • по частоте принятия: одноразовые (случайные) и повторяющиеся;
  • по широте охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные;
  • по форме подготовки: единоличные, групповые и коллективные;
  • по сложности: простые и сложные;
  • по жесткости регламентации: контурные, структурированные и алгоритмические.

Контурные решения лишь приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий  простор для выбора приемов и методов реализации решений. Структурированные решения предполагают жесткое регламентирование действий подчиненных. Инициатива же с их стороны может проявляться лишь в решении второстепенных вопросов. Алгоритмические решения предельно жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают их инициативу.

Выделяют организационные, интуитивные и рациональные решения. Организационное решение - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель организационного решения - движение к поставленным перед организацией задачам. [6]

Организационные решения  можно разделить на две группы: запрограммированные и незапрограммированные. В запрограммированном решении  число альтернатив ограничено и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией. Незапрограммированные решения принимаются в новых ситуациях. Они внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. К числу незапрограммированных можно отнести решения по выбору цели организации, улучшения продукции, усовершенствования структуры и т.п. На практике немногие управленческие решения оказываются запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде.

По существу, процесс  принятия организационных решений очень тесно связан с процессом управления организацией в целом.

Интуитивные решения  принимаются менеджером по интуиции ("на глазок"). К ним склонны, как правило, менеджеры с большим  стажем управленческой работы.

Рациональное решение  отличается тем, что не зависит от опыта и стажа работы менеджера. В его основе лежит глубокий анализ и синтез всех явлений и процессов, происходящих в гостиничной индустрии.

Применительно к гостиничному комплексу можно выделить следующие  критерии классификации управленческих решений:

  • степень структурированности (незапрограммированные и запрограммированные);
  • содержание (юридические, экономические, технические и др.);
  • количество лиц, участвующих в принятии решения (групповые и индивидуальные);
  • уровень управления (высший, средний, низший);
  • количество целей (одноцелевые и многоцелевые).[4]

 1.2. Процесс принятия решений

 

 Содержание процесса  принятия решения зависит от  сложности возникшей проблемной  ситуации. К примеру, не вызовет  проблемы, если внезапно заболел  сотрудник, которому имеется равноценная замена, но сложной проблема окажется, если на рынке гостиничных услуг изменилась маркетинговая ситуация.

Вопросы о том, сколько  и какие стадии должен пройти процесс  принятия решений, каково конкретное содержание каждой из них, спорные, и решаются менеджерами по-разному. Это зависит от квалификации руководителя, ситуации, стиля руководства и культуры организации. Важно, чтобы каждый менеджер понимал сильные стороны и ограничения каждого подхода и процедуры принятия решения и с учетом ситуации, а также собственного стиля управления умел выбрать лучший вариант.

При принятии любого, даже самого простого, решения требуются  соответствующие затраты (материальные, социальные и др.). Поэтому менеджер должен прежде всего определиться: нужно ли принимать решение или можно обойтись советом, пожеланием и т.д.

Классический же подход к принятию управленческого решения  состоит в соблюдении определенной процедуры и выполнении обязательных действий:

  • определение проблемы;
  • выявление ограничений и определение альтернатив;
  • принятие решения;
  • реализация решения;
  • контроль за исполнением.

 Определение проблемы. У истоков любого решения находится проблемная ситуация, требующая своего разрешения. Задача менеджера на этом этапе состоит в анализе проблемной ситуации, то есть в определении симптома "болезни", изучении положения дел и целей, предварительной формулировке критериев решения. Таким образом, процесс определения проблемы состоит в ее обнаружении и оценке.

Обнаружение проблемы - осознание того, что возникло отклонение от первоначально установленных планов. Менеджер может узнать о существовании проблемы из личного обзора и анализа информации, общественного мнения, мнения других менеджеров и подчиненных.

Оценка проблемы - установление ее масштабов и природы. Определение масштаба проблемы не есть нахождение ее причины и источника. Речь идет лишь об оценке средств для ее решения и степени ее серьезности.

Выявление ограничений  и определение альтернатив. Причиной возникновения проблемы могут быть находящиеся вне организации силы (внешняя среда), которые менеджер не может изменить. Ограничения такого рода сужают возможности принятия оптимальных решений, поэтому необходимо определить их источник и суть и наметить возможные действия, устраняющие причины этой проблемы. Поиску альтернатив должен предшествовать этап определения критериев успешного решения, это исключит в будущем ошибки в принятых решениях.

Принятие решения. На этой стадии разрабатываются варианты решения, дается их оценка и отбирается альтернатива с наиболее благоприятными общими последствиями. Речь идет о сравнении достоинств и недостатков каждого варианта решения. Менеджер должен ответить на вопросы: Какова эффективность (экономическая и социальная) решения? Имеется ли внутреннее согласие подчиненного выполнить данное решение? Каковы последствия?

Реализация  решения. Процесс не заканчивается выбором варианта решения, потому как для достижения конечных целей принятое решение должно быть реализовано. На стадии реализации принимаются меры по конкретизации решения и доведению его до исполнителей. Необходимо разработать план реализации управленческого решения, в котором предусмотреть, кто, когда, где и какими средствами должен решить проблему.

Контроль за исполнением решения. Даже после того, как решение введено в действие, процесс его принятия не может считаться полностью завершенным, так как нужно получить информацию о том, по плану ли происходит реализация принятого управленческого решения. В процессе контроля выявляются отклонения и вносятся поправки, помогающие реализовать решение полностью. С помощью контроля устанавливается обратная связь между управляющей и управляемой системами. [5]

Информация о работе Принятие управленческих решений в системе управления предприятием общественного питания