История масленицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 16:43, курсовая работа

Описание

В данной работе рассматривался такой праздник как Масленица. Передо мной стояла цель работы- рассмотрение традиций русской Масленицы, изучение Масленичных песен, их анализ.
В соответствии с поставленными задачами была изучена специальная литература, учебники, монографии и тексты песен, в которых рассматривается этот праздник.
В своей основе Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства.
В своей работе я рассмотрела понятие «Масленица», христианские обычаи, традиции главного праздника прихода весны. Огромное значение в этом празднике играет устное народное творчество: обрядовые песни, пословицы, поговорки. Кульминацией Масленицы остается сжигание чучела Зимы -- символ ухода зимы и наступления весны.

Содержание

Введение
История масленицы
Масленичная неделя
История происхождения блинов
Меню масленицы
Масленичные обряды и обычаи
Игры и конкурсы на масленицу
Масленица в Польше
Чем современная Масленица отличается от той, что праздновали в XVIII-XIX веках?
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 98.01 Кб (Скачать документ)

"Дорогая-та  наша Масленица да дорогие  и гостечки"

"Широкая  наша Масляна, дотянися до Петрова дня"

Чистый понедельник 
 
С чистым понедельником связано представление о том, что необходимо как можно дольше спать и позже встать утром, чтобы вырос хороший лен.

 

 

Проводы масленицы 
 
Кульминационным моментом всего празднества были проводы Масленицы. Они совершались в последний день - "прощеное" воскресенье.  
Сожжение (похороны) Масленицы происходило за околицей деревни, в поле. В костер бросали не только чучело Зимы, но и разные старые вещи, остатки праздничной еды, что символизировало похороны зимы, всего отжившего, старого, вместе с тем - обновление природы, зарождение весны, новых сил плодородия.  
Об обряде встречи весны у русских напоминали "жаворонки", испеченные из теста в виде птички, с которыми 9 марта (день сорока мучеников по христианскому календарю) дети бегали по улице и выкрикивали стишки о весне:  
Кулики, жаворонки,  
Прилетите к нам,  
Принесите нам Весну-красну.  
Нам зима надоела,  
Весь хлебушек поела,  
И кормок подобрала,  
И скотину согнала.  
23 апреля - в Егорьев день (день Св. Георгия, Юрия, покровителя скота) при первом выгоне скота проводились некоторые обрядовые действия - обереги, например, окуривание стада с целью предохранения его от порчи и болезней. Это был праздник пастухов, наиболее уважаемых людей в деревне, и самой скотины. Но в целом после масленицы общественная жизнь замирала и вновь оживлялась с Пасх

 

КАРНАВАЛ 

В качестве жертвоприношения (когда-то это именно так и осмысливалось) изготавливали огромную смешную  и страшную куклу древний священный  образ божества. Сначала ее (т.е. куклу) с почестями водили по деревне, а затем, под хохот и народное веселье "убивали" разрывали на части, жгли на костре, топили в воде. Дикость? Ни в коем случае. И вообще никогда и ничто не стремитесь сразу огульно оговаривать и охаивать. Этот обряд праздника плодородия связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; плодоносящих сил природы, обновления ее жизненной силы. Оказывается, в этот первобытный праздник народом был заложен глубокий смысл: рождение жизни через борьбу, смерть и воскресение. 
Христианская церковь пыталась искоренить этот праздник как языческий, но смогла лишь немного перенести его по срокам и сократить дни празднования с четырнадцати до восьми. 
Кстати, вот вам еще один деревенский обряд сжигания чучела масленицы, который происходил в воскресенье - в последний день праздника (к сожалению этот ритуал праздника почти утрачен). 
"Сударыню-Масленицу" взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых людей, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный "поезд": целая вереница саней, сопровождавших Масленицу. За околицей устраивался большой костер. Давали чучелу Масленицы блин, после чего "Сударыня-Масленица" сжигалась на костре со словами: "Гори, блины, гори, Масленица!" Блинами как бы хоронили Масленицу (блины исстари были, кроме всего прочего, символом поминовения усопших), принося их в жертву (блины бросали в костер) как символ будущего плодородия. Как мы уже говорили, ритуальное сжигание чучела Масленицы тоже имело древний смысл: уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках. По представлению древних славян, взошедшие зерна - как бы воскресший покойник; гибель зерна в почве необходима для возрождения его новой жизни в колосе.

 

 

С чем  связан обычай печь на масленицу блины

 

Ее происхождение  затерялось в глубокой древности, но отмечалась она у всех славянских народов. Люди призывали в свой дом  хороший урожай и богатый приплод.  
Праздник масленицы был связан с культом нарождающегося солнца. Отсюда и традиционные блины. Круглые, горячие, золотистые, они представляют собой как бы миниатюрные изображения нашего светила. К тому же настоящие русские блины имеют красный цвет. "Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей", писал А. Куприн. Со временем масленица утратила мистический смысл и превратилась в массовое народное гулянье, посвященное проводам зимы. С карнавалами ряженых и ездой на тройках с бубенцами, сжиганием чучела зимы и катаньем на санках с гор, взятием снежных городков и другими шумными и веселыми играми и затеями.

 

Поминальные обряды

К поминальным обрядам  относится сжигание чучела, выпекание  блинов и приготовление другой поминальной  пищи. Такой, например, как рыба, которая  в силу своей немоты осмысливалась  в народной культуре как одна из ипостасей душ умерших. Да и снег тоже считался воплощением душ умерших, поэтому он использовался для  гаданий, а блины на масленицу  замешивались на талой снежной воде.

С поминальным комплексом обрядов связаны и запреты  на выполнение в этот период определенных хозяйственных видов работ, причем исключительно женских, таких как  прядение и ткачество.

Эти запреты объяснялись  боязнью навредить незримо присутствующим рядом душам умерших людей. Особенно эти запреты касались вечернего  времени, из-за чего все вечера на масленицу  назывались святыми.

Нарушение запрета  грозило бедами и неприятностями не только для людей, но и для скота.

Масленичные костры - это тоже поминальный обряд, так как они служили своего рода приглашением умерших предков к обильному ужину накануне поста.

То есть, русская  масленица по сути своей является аналогом Хэллоуина, ведь целью обоих  праздников является «задабривание» духов  на целый год вперед.

Брачные обряды

Другой важнейший  масленичный комплекс обрядов связан с брачно-семейной тематикой, т.к. считалось, что брачные отношения должны были способствовать пробуждению земли  и росту растений, обеспечивать будущий  урожай.

Молодоженам устраивали «смотрины», ставили их к столбам  у ворот и заставляли целоваться у всех на виду, а женщинам, состоящим  в браке первый год, устраивали испытания  посложнее: например, запрягали их вместо лошадей в сани и заставляли с песнями и прибаутками катать подруг по селу.

На масленицу  теща приглашала молодых в гости  «на блины» и должна была помазать голову зятя маслом, «чтоб был ласковым и к жене так же примаслился».

Еще один масленичный  обряд - наказание не вступивших в  брак в виде подвешивания колодки: на шею холостому парню или незамужней девушке подвешивалось полено, которое  символизировало недостающую «половинку». С этой «парой» наказанные должны были ходить целый день до вечера и  терпеть бесконечные насмешки.

Земледельческие обряды

Все эти обряды связаны  не с хлебными злаками, а с волокнистыми - льном и коноплей.

К таким ритуалам относится катание с гор: считалось, что кто больше раз скатится с  горы или кто дальше проедет, у  того и лен будет больше, поэтому  в народе говорили, что идут кататься «на долгий лен».

Лен и конопля - растения так или иначе связанные с  женским трудом, поэтому в большинстве  случаев масленица воспринималась как женский праздник, и в большинстве  обрядов женщинам отводилась главная  роль (золовкины посиделки, тещины блины и т.д.).

 

 

 

 

Игры  и конкурсы на масленицу

 

 

Игры

 

Почта

Игра начинается с переклички водящего с игроками: 
- Динь, динь, динь! 
- Кто там? 
- Почта! 
- Откуда? 
- Из города … 
- А что в городе делают? 
Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети считают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.

"Горелки"

Ход игры. Играющие выстраиваются парами друг за другом - в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя "ворота". Последняя пара проходит "под воротами" и становится впереди, за ней идет следующая пара. "Горящий" становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают: 
Гори, гори ясно, 
Чтобы не погасло! 
Глянь на небо, 
Птички летят, 
Колокольчики звенят: 
- Дин-дон, дин-дон, 
Выбегай скорее вон! 
По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат: 
Раз, два, не воронь, 
А беги, как огонь! 
"Горящий" старается догнать бегущих. Если игрокамудается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает "горящий",то они встают впереди колонны, а "горящий" опять ловит, т. е. "горит". А если"горящий" поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

 

"Звонарь"

Ход игры. Дети встают в круг. Считалкой выбирается водящий. Он идетпо кругу и приговаривает: 
Дили-дон, дили-дон, 
Отгадай, откуда звон. 
Остальные игроки приплясывают на месте. На слово"звон" водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. 
Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая: 
Дили-дон, дили-дон, 
Отгадай, откуда звон. 
На слово "звон" водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех пор, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек. 
После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные ими грающие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило - тот становится водящим.

Игра  с Солнцем

Ход игры. В центре круга - "солнце" (на голову ребенку  надевают шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят: 
Гори, солнце, ярче - 
Летом будет жарче, 
А зима теплее, 
А весна милее. 
Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближек "солнцу", сужая круг, поклон, на 4-ю - отходят ,расширяя круг. На слово "Горю!" - "солнце" догоняет детей. "Слава Солнцу" Сла-ва на не-бе солн-цу вы-со-ко-му, сла-ва! Сла-а-ва!

Заря

Дети встают в  круг, руки держат за спиной, а одному из играющих - "заря" ходит сзади  с лентой и говорит: 
Заря - зарница, 
Красная девица, 
По полю ходила, 
Ключи обронила, 
Ключи золотые, 
Ленты голубые, 
Кольца обвитые - 
За водой пошла! 
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится "зарей". Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

Подари  платочек симпатии

На площадке устанавливаются  воротца с наклонной перекладиной, на которой на тонких нитках подвешены  цветные носовые платочки, на разной высоте. Участникам соревнований необходимо разбежаться, подпрыгнуть и сорвать  один из платочков, а затем назвать  имя девочки и подарить ей свой сорванный.

Снежный тир

В зимнем городке  можно установить постоянные мишени для метания снежков. Лучше всего  если это будут деревянные щиты размером 1*1 м с начерченными на них концентрическими окружностями диаметром 30,60 и 90 см. Щиты можно установить на врытых в землю  столбах, повесить на глухую стену или  на забор. Наверное, стоит сделать  и особую стенку тира, на которую  можно ставить мишени, их ребята будут сбивать снежками.

Перетягивание каната

Все знают это  традиционную русскую забаву. Пусть  на Масленицу она будет не совсем традиционной. Подготовка - как в  обычном перетягивании каната, но команды берутся за него, стоя спиной друг к другу.

 
Конкурсы

 

Три ноги

Играющие разбиваются  на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой  другого). Пара на " трёх ногах" добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.

Тачка

 

Командная эстафета, где требуется разбивка на пары. Одному из пары придётся стать тачкой - грузовым транспортом с одним  колёсиком и двумя ручками. Роль колёсика будут играть руки, а ручек - ноги. По команде игрок - "тачка" ложится на землю, делая упор на руках, а "водитель" берет своего партнера за ноги, чтобы корпус "тачки" был  параллелен земле. "Тачка", двигаясь на руках, должна доехать до поворотного  флажка и вернуться назад, где  уже готова к движению другая "тачка".

Масленица в Польше

Буйным весельем, гуляньями, играми, охотой отмечена была масленица, называвшаяся в Польше карнавалом. Устраивались балы, маскарады, свадьбы, пиры, а также «кулиги» — катания на санях. Нередко этот праздник сопровождался пьянством и чревоугодием без меры, что вызывало возмущение католических священников, называвших масленицу «дьявольским изобретением». Особенно шляхта обожала кулиги. Несколько шляхтичей из соседних усадеб, собравшись, ехали на санях в гости в какую-либо отдаленную усадьбу. Застигнутый в расплох хозяин вынужден был кормить нежданных гостей всем, что у него было в закромах. Наевшись и напившись, гости вместе с хозяином отправлялись к следующей «жертве». Вообще следует сказать, что зрелище «кулиги» было впечатляющим. Мужчины ехали верхом, женщины, закутанные в шубы — в санях; в санях же ехали свои либо подобранные где-либо музыканты, — ибо какое же веселье без музыки и танцев? Мужчины палили в воздух из ружей от избытка радости и выпитого. Специальных масленичных блюд не было. Естественно, на пирах и балах подавались очень изысканные и дорогие кушанья, включая и польские. Пожалуй, только среди сладостей присутствовали масленичные «фавории», т. е. хворост и пончики. Эти пончики, легкие и ароматные, нежные и необычно вкусные, пользовались необычной популярностью. До сих пор существует так называемый «жирный четверг» — последний четверг масленицы, в течение которого жители Варшавы съедают более двух миллионов пончиков в общественных кондитерских, помимо домашних.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чем современная  Масленица отличается от той, что  праздновали в XVIII-XIX веках?

Информация о работе История масленицы