Семья как объект и субъект профилактики преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 13:03, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение и анализ семьи как объекта и субъекта профилактики преступлений. Учитывая цель работы, выделим следующие задачи:
- дать общую характеристику предупреждения преступлений: раскрыть понятие, задачи и виды предупреждения преступлений;
- определить систему предупреждения преступлений;
- определить роль семьи в профилактике преступлений: раскрыть понятие семьи в криминологии как субъект и объект профилактики преступлений.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика предупреждения преступлений 6
1.1. Понятие, задачи и виды предупреждения преступлений 6
1.2. Система предупреждения преступлений 13
2. Роль семьи в профилактике преступлений 18
2.1. Семья как субъект профилактики преступлений 18
2.2. Семья как объект профилактики преступлений 22
Заключение 32
Список используемой литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Семья как объект и субъект профилактики преступлений.rtf

— 368.62 Кб (Скачать документ)

Семья - первичная ячейка общества, в которой человек формируется как личность. Семья, особенно на ранних этапах развития личности (несовершеннолетние, молодежь), играет решающую роль в предупреждении преступлений. Семья - это своеобразное микрогосударство, где действует своя система воспитания, убеждения и наказания, предупреждения антиобщественных проступков. Общество должно быть заинтересовано в позитивном воздействии семьи на свое развитие, а не только вести борьбу с “неблагополучными семьями”. Чем больше будет создаваться материальных, культурных и других возможностей для нормального функционирования семьи, тем выше будет уровень предупреждения преступлений. Исторический опыт показывает, что в тех общественных системах, где есть культ семьи, родителей, детей, там, как правило, ниже уровень преступности. Из развитых стран наиболее убедительным примером является Япония. Конечно, семья как субъект предупреждения преступлений успешно действует при хорошо налаженном взаимодействии с учебно-воспитательными детскими учреждениями, службой опеки и попечительства, профилактическими структурами местных органов власти и правоохранительных органов.

Семья может эффективно предупреждать, а неблагополучная семья порождать преступность, хотя такое прямое сопоставление может содержать и исключения.

Напомним, что почти половину пострадавших от насильственных преступлений составляют жертвы так называемой бытовой преступности.

Семья в известной мере является моделью взаимоотношений индивида с обществом, она выполняет функцию социализации, т. е. приспособления человека к жизни в обществе. Можно сказать, что всякое умышленное преступление свидетельствует о том, что семья данного преступника если не способствовала случившемуся, то по крайней мере не оказала этому должного сопротивления. Общество, в принципе, ожидает со стороны семей облагораживающего воздействия на входящих в их состав людей. Невыполнение семьей своего назначения по приспособлению ее членов к общественной жизни, обусловливающее их криминализацию, а также способствование ею появлению у ее членов намерения совершить преступление именуется семейной десоциализацией.

Пассивное отношение к развитию преступных наклонностей, замыслов, согласно данным криминологических исследований, отмечается приблизительно в половине семей преступников, как в родительских, так и в собственных семьях. Причем пассивность семьи объясняется в одних случаях обстоятельствами объективными (болезнь или чрезмерная занятость близких к преступнику людей), в других -- субъективными (неумение либо нежелание оказывать воспитательное воздействие).

Семьи, способствующие тому, что их члены становятся преступниками, делятся на оказывающие общее отрицательное воздействие и на непосредственно вовлекающие в преступную деятельность. Первые распространены, конечно, значительно больше. Соотношение между первыми и вторыми -- 9:114.

Общее отрицательное влияние семьи проявляется в стереотипах жестокости, корысти, в наличии в семье лиц, привлекавшихся к административной и уголовной ответственности. Имеются некоторые отличия семей корыстных и насильственных преступников. У корыстных преступников грубость в домашнем общении наблюдается в несколько раз реже, причем семейные конфликты чаще связаны с материальными притязаниями друг к другу.

Семьи, целенаправленно вовлекающие своих членов в преступление, в равной мере встречаются и среди родительских семей несовершеннолетних преступников, и среди собственных семей взрослых преступников. Их доля в обоих случаях колеблется в пределах 5 % от массивов соответственно родительских и собственных семей. В качестве примера родительской семьи, целенаправленно толкающей на преступление, можно привести типичную ситуацию, когда родители подговаривают детей совершать кражи вещей и потом сами эти вещи продают. Классическим примером собственной семьи, вовлекающей своих членов в преступление, а точнее семьи, подчинившей свою жизнь осуществлению преступного замысла, служит американская пара Бонни Паркер и Клайд Берроу, получившая всемирную известность благодаря снятому о них кинофильму. Как известно, эта молодая пара занималась грабежами и убийствами в 30-е годы в Техасе. В Санкт-Петербурге несколько лет назад была осуждена подобная чета, не столь известная, но осуществлявшая такую же кровавую и рискованную деятельность15.

Иногда имеет место большой разрыв во времени между криминогенными семейными обстоятельствами и преступлением. Скажем, недостаточная теплота со стороны матери к малолетнему сыну, давшая толчок к развитию у него жестокости, проявляется спустя несколько десятилетий в акте агрессии. Впрочем, разноплановое влияние семьи на формирование преступной личности нередко осознается последней, что, в частности, находит выражение в татуировках, символизирующих криминогенное влияние родителей, жены и т. д., а также в нательных надписях и аббревиатурах, наподобие следующей: УТРО (Ушла тропою родного отца).

Внутрисемейные преступления, подавляющее большинство среди которых составляют те, которые связаны с применением насилия одним из членов семьи по отношению к другому члену семьи, в том числе детоубийства и другие преступления против детей, обычно имеют в своей основе конфликт либо внутри семьи между ее членами, либо между членами семьи и ее окружением. За рубежом данное направление криминологии семейных отношений чаще всего именуется «domestic viole№ce» (домашнее насилие).

 

 

2.2. Семья как объект профилактики преступлений

Под предупреждением преступлений посредством воздействия на семью, или криминологической коррекцией семейных отношений, понимают систему мер использования возможностей семьи против причин преступного поведения, а также нейтрализации семейных криминогенных факторов, -- как в общесоциальных масштабах института семьи, так и в конкретных семьях.

Государству следует иметь в виду сферу семейных отношений в качестве важного звена противодействия преступности. При этом нельзя забывать об ограниченности возможностей государства в данной области. Криминологическая коррекция семейных отношений должна стать одной из составляющих частей общей политики реагирования на преступность. Но пока этого нет, как нет соответствующего раздела в Государственной федеральной программе борьбы с преступностью, а также в соответствующих региональных программах.

Криминологическая коррекция семейных отношений в идеале могла бы складываться из следующих компонентов:

1) нейтрализация противоречий института семьи в целом;

2) создание условий для преодоления негативного влияния семей на их членов;

3) разрешение конкретных конфликтных ситуаций;

4) использование положительного потенциала в сфере семейных отношений, который заложен в сфере семейных отношений16.

Структура криминологического воздействия на семью должна соответствовать структуре механизма криминогенных факторов семейной сферы, отражая иерархию его блоков и уровней. Воздействие на эти факторы следовало бы осуществлять, во-первых, через определенные меры общей социальной политики; во-вторых, путем применения мер, проводимых в рамках специальных воспитательных и образовательных программ, а также программ противодействия преступности, и, в-третьих, в русле так называемой индивидуальной профилактики (имеется в виду предупредительная работа с конкретными семьями и их членами).

Социальную политику нужно осуществлять с учетом таких общесоциальных причин массового воспроизводства преступности, как противоречия между богатыми и малообеспечнными семьями, между профессиональной и семейной ролями женщины, а также играющие в России особую криминогенную роль коллизии в жилищной сфере. Отсюда вытекает, что в качестве важных составляющих политики предупреждения преступлений должны выступать социальная помощь малообеспеченным семьям и социальная поддержка материнства и детства. Для тех же, кто не хочет и не может дольше жить вместе, необходимо создание условий своевременного размежевания в пространстве. В этой связи высказывалась идея, пока не реализованная, об использовании для так называемого принудительного обмена, осуществляемого в ситуации криминогенного семейного конфликта, помещений из специально создаваемого с этой целью резервного жилищного фонда. Предлагалось образовать такой фонд за счет освобождающихся в коммунальных квартирах комнат, а использовать его на основании представления органов внутренних дел.

Законодательная база криминологической коррекции семейных отношений развивается как составляющая часть общего криминологического законодательства, которое в настоящее время разбросано по разным отраслям права жилищного, семейного и т. д. Как отмечено выше, ощущается потребность в разработке особой криминологической законодательной отрасли, и в России уже существует теоретическая модель Основ законодательства о предупреждении преступлений. Весьма желательно, чтобы этот законодательный акт включил бы в себя идеи семейной криминологии.

Ряд норм криминологической коррекции семейных отношений уже сейчас имеется в действующем законодательстве; эти нормы разбросаны по различным правовым отраслям и пока недостаточно согласованы между собой. К их числу можно отнести положения Семейного кодекса РФ о праве ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также об обязанности должностных лиц организаций и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, сообщать органам опеки и попечительства. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка (ст. 56 СК РФ17). УИК РФ18, по существу, устанавливает основания для предоставления возможности общения, а также его продолжительность при телефонных разговорах, свиданиях, краткосрочных выездах за пределы исправительного учреждения между отбывающим наказание в виде лишения свободы и его семьей, которое может играть важную роль в восстановлении приемлемых отношений его с обществом. Обмен письмами и телеграммами с родственниками не ограничен. Предусмотрена возможность организации при исправительных учреждениях домов ребенка. Осужденные женщины могут помещать туда своих детей в возрасте до трех лет, общаться с ними в свободное от работы время. Им может быть разрешено совместное проживание с детьми (ст. 100 УИК РФ). Родственники осужденного информируются о месте отбывания им наказания и о времени освобождения (ст. 3, 17, 75 УИК РФ).

Примерная программа законопроектной работы Государственной Думы предусматривает подготовку Закона РФ «О жестоком обращении в семье»19. С учетом отечественных исследований, зарубежного и международно-правового опыта в законодательном порядке нужно разрешить прежде всего вопросы:

1) создание семейных судов (семейные суды с функциями, несколько отличными от тех, которые предлагаются здесь для России, имеются в Австрии, Польше, США, Японии), рассматривающих уголовные дела о внутрисемейных преступлениях, о всех преступлениях несовершеннолетних, а также все семейные и связанные с семейными отношениями гражданские дела;

2) введение особых видов освобождения от уголовной ответственности и условного осуждения под условием прохождения оплачиваемого за счет осужденного курса психотерапии;

3) предусмотрение по примеру применяемого австрийскими семейными судами посредничества для разрешения конфликтов между членами семьи, употребляемого в качестве альтернативы уголовной ответственности;

4) установление за совершение внутри семьи побоев и причинение легкого вреда здоровью административного взыскания в виде штрафа и применяемого в случае повторности семейного насилия ареста;

5) возможное освобождение от уголовной ответственности лиц, уже подвергнутых за насилие в семье административному взысканию;

6) усовершенствование государственной системы статистики преступлений путем включения в нее показателя о наличии между лицом, совершившим преступление, и потерпевшим семейной связи;

7) осуществление постоянного статистического учета криминогенных собственных и родительских семей, а также внутрисемейных преступлений20.

Следует законодательно установить перечень государственных органов и общественных организаций, осуществляющих предупреждение преступлений посредством воздействия на семьи (субъектов профилактики), вменить в обязанность соответствующую деятельность государственным органам и определить характер и размеры поддержки в данном отношении общественных организаций, а также частной инициативы. Закон должен регламентировать содержание деятельности каждого из субъектов профилактического воздействия на семью и порядок финансирования этой деятельности. Предполагается законодательно решить вопрос об обязанности некоторых категорий лиц -- врачей, работников детских воспитательных учреждений и др. -- по предоставлению правоохранительным органам сведений о ставших им по работе известными случаях совершения насилия в семье. Условием предоставления такой информации о взрослых потерпевших должно быть, очевидно, согласие потерпевшего.

В законодательстве и юридической практике некоторых зарубежных стран разрешаются связанные с изъятием из права на неприкосновенность жилища и свободу передвижения вопросы о выдворении полицией из жилища лиц, допускающих там насилие против членов семьи, а также с выдачей судами временных распоряжений, которые, в частности, могут содержать запрет на нахождение в жилище, в котором живут подвергающиеся насилию члены семьи, в том числе дети, и даже, что имеет место в Нидерландах, на появление вблизи этого жилища (так называемый «уличный запрет»). Для России выдача таких охранных распоряжений, подобно тому, как это делается сегодня в Австралии, Австрии, Великобритании, Нидерландах и других странах, была бы не целесообразна в связи с нерешенностью жилищной проблемы, поскольку оказавшиеся на улице, без дома лица, склонные к агрессивному поведению, создали бы для общества дополнительную угрозу насильственного посягательства. Вместе с тем зарубежный опыт учреждения в рамках правоохранительных органов специальных служб противодействия семейному насилию и профессиональной подготовки соответствующих специалистов заслуживает того, чтобы быть перенятым нашей страной.

Информация о работе Семья как объект и субъект профилактики преступлений