Роль доказательственного права в деятельности дознавателя ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 00:06, практическая работа

Описание

Предлагаемые пути решения некоторых вопросов имеют спорный характер. Таким образом, в настоящее время проблемы института дознания нельзя признать разрешенными.
Поэтому в рамках настоящей работы мы попытались акцентировать внимание на наиболее значимых проблемных вопросах реформирования и совершенствования современного дознания в Российской Федерации, в том числе, структуры органов дознания, процессуального статуса дознавателя, порядка производства дознания.

Содержание

Введение 5
Основная часть 6
1 Роль доказательственного права в деятельности дознавателя ОВД 6
Заключение 22
Список использованных источников 24

Работа состоит из  1 файл

Отдел дознания отчет по НИРМ.doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

В соответствии со ст.40 УПК  к органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) милиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной  службы судебных приставов;

3) командиры воинских  частей, соединений, начальники военных  учреждений или гарнизонов;

4) органы государственного  пожарного надзора федеральной  противопожарной службы.

 Уголовно-процессуальный  закон в одних случаях относит  к органам дознания государственные  органы, в других - должностных лиц.  Такое деление полностью согласуется  с понятием органа дознания, данным  в п.24 ст.5 УПК РФ (см. Приложение 4). Специфическим признаком органов дознания первой группы является их неопределенность как участников уголовного судопроизводства, так как из наименования самого органа нельзя четко узнать, какие именно его должностные лица осуществляют процессуальные полномочия органа дознания. Что касается органов дознания второй группы, то они персонифицированы в виде конкретного должностного лица, который и наделен соответствующим процессуальным статусом.

Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Следует отметить, что  многие авторы и ранее, и сейчас в  своих научных работах в части, касающейся рассматриваемой проблематики, избегали и продолжают избегать теоретических формулировок понятия «орган дознания», ограничиваясь их перечислением с использованием положений ст. 40 УПК РФ.

На сегодняшний день в юридической литературе представлены разнообразные точки зрения по данному  дискуссионному вопросу, анализ которых представляет теоретический интерес.

Как полагает А.П. Рыжаков, органы дознания представляют собой  учреждение либо должностное лицо, на которое законом возложена  обязанность (предоставлено право) производить направленную на обеспечение  расследования уголовно-процессуальную и иную деятельность в связи с наличием у него информации о возможном совершении преступления .

М.Ю. Болотов считает, что орган дознания - это специально уполномоченный на производство дознания федеральный орган исполнительной власти или руководитель структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, имеющий своей непосредственной задачей организацию производства дознания  .

Не отрицая теоретической  ценности вышеприведенных определений, авторы  используют ту же самую словарную конструкцию, что и законодатель в п. 24 ст. 5 УПК РФ.

Анализируя научные  подходы, аргументирующие разделение органов дознания на учреждения и  должностные лица в зависимости  от их компетенции, можно сделать  вывод, что когда органом дознания называется государственный орган, то процессуальные полномочия органа дознания составляют содержание деятельности значительной части его сотрудников. Если же органом дознания признается конкретное должностное лицо, то процессуальные полномочия органа дознания составляют компетенцию только этого лица.

Поэтому в такой структуре  не может быть других должностных  лиц органа дознания, так как производство процессуальных полномочий является исключительной компетенцией только органа дознания - конкретного должностного лица. Никто иной, кроме него, не может составить и вынести от его или от своего имени любое процессуальное решение, будь то основные процессуальные документы или же протоколы следственных действий.

Существенными признаками системы являются множественность ее элементов (не менее двух) и наличие связей между ними. Поэтому о системе можно говорить лишь применительно к органу дознания в лице государственного органа, представленного в виде руководителя (начальник органа дознания) и подчиненных ему должностных лиц (начальник подразделения дознания, дознаватель и сотрудник органа дознания).

Осуществление дознания предоставляется законом органу дознания в лице государственных  органов и должностных лиц, перечисленных  в ст.40 УПК РФ, но реализуется это  полномочие в системе органа дознания его должностным лицом – дознавателем. Таким образом, полномочие на производство дознания предоставляется законом органу дознания в лице государственного органа, а в его системе оно воплощается в жизнь лишь дознавателем, который должен быть правомочен на осуществление дознания либо уполномочен на то начальником органа дознания. Отсюда почти любое должностное лицо органа дознания, а не только дознаватель по штату, если оно уполномочено начальником органа, может осуществлять предварительное расследование в форме дознания.

Если же орган дознания представлен конкретным должностным  лицом, то полномочия органа дознания составляют исключительную компетенцию  только этого лица. Поэтому в такой  структуре не может быть иных должностных  лиц органа дознания, а дознание должно осуществляться лишь этим должностным лицом, аккумулирующим в себе и орган дознания, и дознавателя.

Однако правоприменительная  деятельность для таких ситуаций придумала институт «делегирования»  полномочий органа дознания - должностного лица, подчиненным ему сотрудникам, которые структурным элементом системы органа дознания не являются.

Каждому органу дознания присуща своя компетенция. Причем о  ней можно говорить, только тогда, когда характеризуется юридическая  сторона деятельности государственного органа или должностного лица. Иную деятельность, не связанную с реализацией полномочий в сфере уголовного судопроизводства, нельзя включать в содержание понятия «компетенция». Указанный термин невозможно использовать в отношении любых участников уголовного судопроизводства, например, таких как потерпевший, свидетель, обвиняемый, подозреваемый, подсудимый и пр. Недопустимо также отождествление компетенции и деятельности, поскольку стирается грань между фактической деятельностью и той, которая определена законом. Компетенция представляет собой правовую характеристику деятельности должностного лица или государственного органа – его задач, содержания и пределов.

С учетом этого, компетенция  органа дознания определяется как совокупность установленных уголовно-процессуальным законом полномочий при исполнении своих функций в определенных конкретно для каждого органа дознания пределах.

Компетенцию органов  дознания составляют не только процессуальные, но и иные полномочия. Иные полномочия реализуются органом дознания в рамках оперативно-розыскной функции. Так, полномочия по исполнению письменных поручений следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК), а также полномочия по принятию оперативно-розыскных мер для установления лица, совершившего преступление, хотя и предоставляются органу дознания в процессуальном порядке, но выполняются им в рамках оперативно-розыскной деятельности.

   Однако, на наш  взгляд, это и некоторые другие  законодательные положения схожего содержания не могут быть истолкованы в том смысле, что орган дознания осуществляет оперативно-розыскную деятельность.

Ежегодно дознаватели  расследуют более 30 % зарегистрированных преступлений. Обусловлено это тем, что непосредственные задачи органов  внутренних дел выполняют широкий круг обязанностей по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. В этой связи, по сравнению с другими органами дознания, органы внутренних дел — наиболее приближенный к населению орган дознания, уголовно-процессуальная юрисдикция которого распространяется на территорию всей России.

Особую актуальность деятельность органов дознания приобрела  в начале 90-х годов XX века в связи  с социально-экономическими и политическими  преобразованиями, произошедшими в российском обществе.

Рост преступности в  стране вызвал необходимость поиска эффективных способов борьбы с ней. В числе решаемых вопросов особо  остро встала задача создания правовой основы функционирования органов милиции  по реализации уголовно-процессуальных полномочий.

Общепризнанным универсальным  органом, который выполняет основной объем работы по производству дознания, является милиция, которая входит в  систему Министерства внутренних дел  РФ (ст. 1 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» ). Кроме того, в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927,  Министерство внутренних дел РФ в целом возглавляет систему органов внутренних дел (которые УПК РФ отнесены к органам дознания). Подпункт 9 пункта 8 Положения устанавливает, что МВД России организует производство дознания и предварительного следствия.

Организация процессуальной деятельности органов дознания системы  МВД России имеет некоторые особенности, обусловленные спецификой  ведомства, в котором они функционируют. Эта специфика особым образом влияет на процесс правового регулирования пределов их процессуальной компетенции, что находит свое отражение в нормативно-правовых актах ведомственного уровня, регламентирующих процессуальную деятельность органов дознания по расследованию преступлений.

Для успешной реализации уголовно-процессуальных функций в  системе органов внутренних дел  в августе 1982 года в милиции были введены штатные должности дознавателя, а с 1992 г. в структуре милиции общественной безопасности созданы специализированные подразделения дознания , получившие название «аппарат милицейского расследования», проводившие расследование преступлений в форме дознания.

В связи с изданием приказа МВД РФ №695 «О внесении изменений и дополнений в нормативные акты МВД России» в 1996 году подразделения дознания были переименованы в отделения по раскрытию и расследованию преступлений, по которым предварительное следствие не обязательно.

Приоритетной задачей этих подразделений становится организация раскрытия преступлений, предварительное следствие по которым не обязательно, а также розыск преступников, скрывшихся от органов дознания и суда. В связи с указанными изменениями в организационно-штатную структуру аппарата дознания региональных ОВД  были включены инспектора по розыску.

С января 1997 года служба дознания начала работать в условиях действия нового Уголовного кодекса  РФ. В это же время были внесены  изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, в соответствии с которыми к подследственности органов дознания было отнесено уже 82 состава преступления.

Актуальным в этот период оставался вопрос об эффективности  процессуального контроля над деятельностью  лиц, производящих дознание. Эта функция  была возложена на начальников милиции общественной безопасности, которые, помимо того, что в большинстве своём в прошлом не были связаны с расследованием уголовных дел, не имели необходимых временных возможностей для выполнения указанных обязанностей, так как одновременно являлись кураторами всех подразделений милиции общественной безопасности.

 

 

 

 

 

Заключение

Не считая ликвидацию дознания разумным решением, мы присоединяемся к мнению большинства современных исследователей о необходимости его реформирования. При этом было бы неправильным безгранично расширять дознание, заменяя им предварительное следствие, но также неверно сужать его лишь до первоначального этапа, предшествующего предварительному следствию.

Мы считаем, что лишь четкое и  единообразное применение законодательных положений в сфере уголовного судопроизводства способно обеспечить неукоснительное соблюдение прав и свобод личности в рамках уголовного процесса и, в конечном счете, законность.

4. Учитывая положительный опыт  отечественной правоприменительной  практики, и исходя из современной регламентации предварительного расследования, предлагается трехуровневая система дознания: дознание в полном объеме, усеченное производство и дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно.

Под дознанием в форме полного расследования подразумевается вид дознания, осуществляемого дознавателем, процессуальные действия которого направлены на установление обстоятельств совершенного преступления небольшой или средней тяжести по возбужденному уголовному делу в порядке, установленном законом.

Под усеченным производством предлагается понимать вид дознания, осуществляемого  дознавателем, процессуальные действия которого направлены на установление обстоятельств преступления совершенного в условиях очевидности, относящегося к категории небольшой тяжести. Разработана его правовая регламентация.

Под дознанием по делам, по которым  предварительное следствие обязательно  понимается производство неотложных следственных действий.

Список использованных источников

1

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2007. - 39 с. - ISBN 5-94463-026-0.

2

Бакаев А.А., Лелеков  В.А., Остапенко Н.И. О мерах по совершенствованию правового обеспечения  профилактики правонарушений несовершеннолетних // Российский следователь, 2009. - № 5. - С. 7-13.

3

Бакаев А.А., Остапенко  Н.И. Классификация субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних и  механизм управления ими // Российский следователь, 2008. - № 11. - С. 31-38.

4

Кобзарь И.А. Духовность как средство социализации личности несовершеннолетних // Российский следователь, 2010. - № 1. - С. 30-33.

5

Козырин М. Основы системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Российская юстиция, 2010. - № 7. - С. 49-50

6

Колчегонова О.П. Психолого-педагогические особенности профилактического  воздействия на несовершеннолетних правонарушителей // Вестник образования, 2008. - № 1. С. 7-14.

7

Криминология. Общая часть: Учеб. пособие / Н.Ф. Ахраменка. - Мн.: Веды, 2008.-124 с

8

Криминология: Учеб. для  вузов / Под ред. Кудрявцева, Эминова. - 2-е изд.-М.: Юрист, 2009.-511 с.

9

Криминология: Учебник / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева. - 2-е изд. - М.: Волтерс Клувер, 2009. - 640 с.

10

Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. д. ю. н., проф. А.И. Долговой. - 2-е изд. - М.: НОРМА, 2009. - 848 с.

11

Криминология: Учебник  для вузов / Под общ. ред. д. ю. н., проф. А.И. Кущина. - 2-е изд. - М.: НОРМА, 2010. - 348 с.

Информация о работе Роль доказательственного права в деятельности дознавателя ОВД