Психология преступной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 12:18, реферат

Описание

Криминальная субкультура и ее становление. Важнейшей психологической характеристикой криминальной среды является субкультура. В переводе с латинского термин «субкультура» (sub — под; под чем-то) означает часть основной культуры. Криминальная субкультура — это духовная жизнь относительно ограниченной части общества, а именно граждан криминальной направленности. Когда говорят о субкультуре, то имеют в виду криминальные традиции и обычаи, жаргон и татуировки, неформальные нормы поведения и особенности проведения досуга.

Работа состоит из  1 файл

Психология криминальной среды.docx

— 23.01 Кб (Скачать документ)

3.4. Психология криминальной  среды  

   

Криминальная субкультура  и ее становление. Важнейшей психологической  характеристикой криминальной среды  является субкультура. В переводе с  латинского термин «субкультура» (sub — под; под чем-то) означает часть основной культуры. Криминальная субкультура — это духовная жизнь относительно ограниченной части общества, а именно граждан криминальной направленности. Когда говорят о субкультуре, то имеют в виду криминальные традиции и обычаи, жаргон и татуировки, неформальные нормы поведения и особенности проведения досуга.  

Криминальная субкультура  и ее атрибуты проявляются не только среди членов преступной группировки, в местах лишения свободы (здесь  она имеет наиболее ярко выраженный характер), но и в других социальных общностях. Например, в профессионально-технических  училищах и даже в общеобразовательной  школе, где есть авторитеты и «изгои»; в армии и военном училище, где распространена «дедовщина»; на предприятии и стройке, где работает много бывших осужденных; на дискотеке  и в казино, где завсегдатаями  или по крайней мере частыми гостями  являются преступные элементы.  

Криминальная субкультура  сплачивает правонарушителей, выступает  в качестве регулятора их поведения. Но главная ее опасность в том, что она искажает общественное сознание, трансформирует преступный опыт, расшатывает  добропорядочность населения, блокирует  процесс социализации молодежи, формирует  общественное мнение о целесообразности нарушения определенных правовых норм (например, уклонение от налога), создает  положительный имидж некоторым  категориям преступников и, наоборот, осуждает граждан, способствующих правоприменительным  органам в их задержании. Другими  словами, криминальная субкультура  является основным механизмом кршшнализацш общностей и прежде всего молодежной среды1.  

Говоря об истоках  криминальной субкультуры, важно отметить не только социально-экономические, но и психологические факторы, в  частности, механизмы самоутверждения, интеграции, психологической защиты. Криминальная субкультура — это  все же культура меньшинства. Она  вступает в противоречие с общечеловеческой культурой. Общество отторгает преступников, изолирует их в специальных учреждениях  и тюрьмах. Для того чтобы чувствовать  себя комфортно, восстановить ценность своей личности, не чувствовать отторгнутым, изгоем, люди криминальной направленности объединяются в общности подобных себе людей, вырабатывают свою идеологию, противопоставляют  себя законопослушному обществу («мы» — «они»).  

Разработка мер  по профилактике правонарушений, борьбе с преступностью предполагает понимание  психологических механизмов функционирования криминальной субкультуры.  

Основные элементы криминальной субкультуры. Центральным  элементом субкультуры является криминальная психология, т.е. система  неписаных социальных ценностей  и представлений в сознании людей, которая оправдывает и поощряет преступный образ жизни и совершение правонарушений. Среди социальных ценностей  следует обратить внимание на такие, как: человеческая жизнь, семья, чувство  гражданского долга, порядочность, честность, ответственность за данное слово  и другие нравственные ценности.  

Собственность как  социальная ценность — это краеугольный камень межличностных отношений  в современной криминальной среде. Проблема в том, что между старыми (советского периода) ворами и молодой  «российской братвой» возникают  существенные разногласия в вопросе  использования криминально добытых  денег, распределения так называемого  «общака» и т.п. Не случайно после заказного убийства очередного российского «вора в законе» в феврале 1999 г. в одной из московских газет сообщалось: «Криминальные войны в Москве и в ближайших к ней областях разгораются с новой силой. Правоохранительные органы зафиксировали странное явление - массовый отстрел в столичном регионе «воров в законе» и преступных авторитетов. С начала года число «именитых» жертв приблизилось уже к десятке».  

Рост числа убийств  в России, даже воров, указывает на то, что такая социальная ценность, как «человеческая жизнь», существенно  девальвирована. Если в дореформенный  период большинство криминальных элементов  придерживалось правил: «Не носить холодного оружия», «Не совершать  убийств» и т.п., то в настоящее  время для многих преступников (и  не только их) главная жизненная  ценность — материальные блага, собственность, для приумножения которых хороши все средства, в том числе лишение  жизни других людей. Средства массовой информации переполнены подобными  сообщениями, что еще отрицательнее  сказывается на правосознании граждан.  

Для криминальной субкультуры  такие социальные ценности, как чувство  гражданского долга, любовь к Родине — не типичны. Однако опыт Великой  Отечественной войны показал, что  когда Родина оказалась в опасности, многие преступники проигнорировали  воровские требования — «не служить  в армии, не брать в руки оружие», порвали с криминальной средой и  пошли на защиту Отечества.  

Претерпело изменение  в криминальной субкультуре и  отношение к семье как социальной ценности. Прежние авторитетные преступники  не имели права «связывать» себя семейными узами, а современные  воры считают "своим долгом не просто создать семью, но и обеспечить ей должное существование.  

Специфический смысловой  оттенок в криминальной среде  приобретают нравственные ценности: «порядочность», «честность», «свобода», «ответственность за данное слово» и  т.п. Например, все осужденные, за небольшим  исключением, ценят свободу (не случайно существует даже клятва «Век свободы  не видать»). Однако «порядочный» осужденный не имеет права освобождаться  досрочно, сотрудничать с администрацией. Достаточно высока ответственность  преступных элементов друг перед  другом за данное слово, за высказанную  оценку в адрес другого. Причина  этого не в их высокой нравственности (по отношению к законопослушным  гражданам эти ценности абсолютно  не соблюдаются), а в том, что за нарушение криминальной идеологии  следует нести ответственность  и более сурово, чем по законам  правового государства.  

Для реализации социальных ценностей, их поддержки и наказания  виновных в преступной среде вырабатываются криминальные нормы (правила) поведения. Их основная функция — регулировать взаимоотношения и поведение  представителей криминального сообщества. Криминальные нормы — это важнейший  элемент субкультуры. Они регулируют все сферы жизнедеятельности  криминального сообщества: социальный статус его членов и их права; отношение  к правоохранительным органам и  администрации исправительных учреждений; поведение в местах лишения свободы  и в быту; отношение к труду; порядок разрешения межличностных  конфликтов; ритуалы приема новых  членов в преступное сообщество («прописку»); порядок проведения «сходок» и коронации  «воров в законе» и т.д.  

В качестве механизма  поддержания криминальных норм существует система санкций по отношению  к лицам, допускающим их нарушение. Это и простое порицание за незначительные и неосознанные отступления  от предписаний и понижение в  статусе (например, могут «опустить» за неоправданную жестокость «к своим»), физическое воздействие и даже лишение  жизни. Поэтому мотивом соблюдения криминальных норм выступают не только внутренние убеждения, но и страх  наказания.  

Специфическим элементом  криминальной субкультуры выступает  стратификация, т.е. деление людей  на условные иерархические группы в  зависимости от их авторитета относительно реальной власти в криминальной среде. Стратификацию криминального сообщества можно сравнить с разделением  общества на социальные группы. Наиболее отчетливо стратификация криминальной среды представлена в пенитенциарных учреждениях, но она сохраняется  и после освобождения из мест лишения  свободы (рис. 3.1).  

   
 
 

Рис. 3.1. Стратификация  осужденных в пенитенциарных учреждениях  

   

1. Лидеры криминальной  среды и их последователи (злостные  нарушители режима, наиболее агрессивные  личности).  

2. Середняки («мужики») — считаются с криминальной  идеологией, поддерживают лидеров  материально, но активно субкультуру  не отстаивают, в основном соблюдают  установленный режим, работают  на производстве, стремятся к  условно-досрочному освобождению.  

3. Актив — представители  данной группы нарушают одну  из главных криминальных заповедей  — не сотрудничать с администрацией. Поэтому в социальной среде  осужденных они не пользуются  авторитетом, испытывают на себе  постоянное давление злостных  нарушителей режима. Но их активно  поддерживает и защищает администрация  учреждения, поэтому с ними вынуждены  считаться.  

4. Отверженные —  осужденные с наиболее низким  социальным статусом. Их образ  жизни не только вступает в  противоречие с криминальной  идеологией, но не одобряется  и администрацией учреждения. Эта  группа не однородна: в нее  входят осужденные, допустившие  нарушение обязательных криминальных  норм (например, те, что воровали  продукты питания у своих —  «крысятники»); не прошедшие «прописки» при поступлении в следственный изолятор или колонию; неряшливые («чушки»); заподозренные в доносительстве («стукачи»); склонные к мужеложеству, изгнанные из более высокой страты и т.п.  

Среди молодежи, несовершеннолетних иерархия страт носит еще более  дифференцированный характер.  

Один из специалистов по изучению криминальной субкультуры  молодежи В.Ф. Пирожков отмечает, что  стратификация налагает существенный отпечаток на психологию личности и  обладает рядом свойств2: жестким  делением на «своих» (соблюдающих криминальные нормы) и «чужих» (нарушающих криминальные нормы); ролевыми предписаниями и  экспектацией (ожиданиями) в зависимости от принадлежности к той или иной страте; наличием клеймения (ярлыков, кличек), отражающего социальный статус представителей преступного сообщества («Пахан», «босяк», «чушка» и т.п.); автономностью функционирования каждой страты, невозможностью, запретом дружеских контактов между представителями нижних страт; относительной устойчивостью криминального статуса; ограниченным продвижением вверх (самых достойных) и легкостью «скатывания» вниз («изгой» никогда не может продвинуться вверх); субординацией межличностных отношений между представителями различных страт; наличием у высшей «касты» определенных привилегий («мелких исключений»).  

Специфическим элементом  криминальной субкультуры выступает  криминальное общение и, в частности, такие средства, как жаргон, клички, татуировки. Жаргон — это условный язык. Главная его функция —  скрыть для окружающих смысл передаваемой информации. В Российском государстве  зарождение криминального жаргонизма связывают в одних случаях  с появлением волжских разбойников, в других — с особенностями  общения офеней (торговцев — разносчиков  мелкого товара). Последние с целью  мошенничества использовали в общении  между собой тайный язык, чтобы  вводить в заблуждение обычных  граждан. Отсюда до настоящего времени  в криминальной субкультуре сохраняется  выражение: говорить «по фене», т.е. на жаргоне. На Руси криминальный язык известен и под названием «блатная музыка». По словам В.И. Даля, эта «музыка» была разработана столичными мошенниками, карманниками и ворами разного промысла, конокрадами и барышниками.  

Современный криминальный жаргон характеризуется большой  распространенностью, его элементы используются не только в среде явных  преступников, но и даже среди сотрудников  правоохранительных органов и депутатов  Госдумы; неоднозначностью (одно и то же слово может иметь различные  жаргонные значения, например, слово  «доносчик» имеет 125 жаргонных выражений, а «проститутка» — 180); динамичностью (жаргон меняется в зависимости от социально-экономических изменений, научно-технического прогресса и  других факторов).  
 

Клички — это  персонифицированная форма жаргонного обращения к представителям криминального  сообщества. Кличка не только заменяет фамилию, имя человека, но и закрепляет его статус в преступной среде, выполняет  одновременно оценочную функцию («хороший», «плохой», «злой», «добрый» человек). Авторитетный преступник никогда не может иметь  оскорбительных кличек.  

Истоки кличек могут  отражать различные свойства личности криминальных элементов: имя или  сокращенную фамилию («Леха» — Алексей; «Боб» — Бобков; «Савоська» — Савоскин и тд.); физические особенности («Горбун», «Хромой», «Костыль», «Очкарик» и т.п.); статус личности («Пахан», «Король», «Бриллиант» — высокий статус; «Леди», «Петух», «Помойка», «Жаба» — низкий статус); специфику преступной деятельности («Робинзон» — вор-одиночка, «Пляжник» — пляжный вор, «Фунт» — валютчик, «Баклан» — хулиган, «Джек Потрошитель» — сексуальный убийца) и др.  

Зная кличку, можно  более оперативно найти нужного  человека и составить его предполагаемый психологический портрет.  

Информация о работе Психология преступной среды