Преступность как социально-правовое явление и ее основные характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:22, курсовая работа

Описание

Цель написания данной курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа общетеоретических разработок изучить преступность как социально-правовое явление.
Задачи исследования. Данная цель определила постановку следующих задач исследования:
1. охарактеризовать преступность как социально-правовое явление;
2. выделить ее основные свойства;
3. изучить причины преступности;
4. проанализировать ее основные виды.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Преступность как социально-правовое явление и ее основные характеристики………………………………………………………………………...6
2. Причины преступности…………………………………………………….11
3. Отдельные виды преступности…………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………46
Список использованной литературы………………………………

Работа состоит из  1 файл

Преступность новый.docx

— 91.94 Кб (Скачать документ)

Другой идеологической причиной существования и распространения  политической преступности, особенно в ее насильственных формах, может  выступать наличие общественных (политических, религиозных, националистических) партий и движений, средств массовой информации, проповедующих и популяризирующих использование насилия для достижения политических целей. Здесь особое место могут занимать откровенно воинствующие общественные объединения экстремистского толка, в том числе и общественные организации бывших военнослужащих, сотрудников силовых министерств и ведомств (как правило, из числа высшего и старшего начальствующего состава), или иные общественные организации, в которых руководящее звено представлено этой категорией граждан. Основная причина, по которой они способны воспроизводить политическую преступность, особенно экстремистского характера, – это их предыдущая политической воинская деятельность, которая, даже если они этого не хотят, может проявить себя и в политике, особенно в условиях прихода к власти или в период ее осуществления. Примером тому может послужить тирания военных диктаторов.

Рассмотренные нами идеологические причины существования политической преступности в реальной жизни, дополняя друг друга и взаимодействуя между  собой, значительно увеличивают  «цену» ее негативных последствий. Поэтому  они требуют постоянного специального учета и анализа при выработке  эффективных мер предупреждения политической преступности.

Этническая преступность. Предтечей к выделению преступлений этнической направленности были так называемые преступления на почве ненависти. Преступление на почве ненависти – специальная юридическая квалификация особого рода преступлений против личности, совершаемых под влиянием ненависти к лицам иной расы или национальности, вероисповедания, этнического происхождения, политических убеждений, пола и сексуальной ориентации.15

Этническую преступность можно определить как массовое, исторически изменчивое, социально-правовое, антиобщественное явление, слагающееся из совокупности действий, запрещенных уголовным законом (преступлений), совершаемых на определенной территории в тот или иной период времени по линии этнической общности. При выяснении содержания понятия «этническая преступность» следует учитывать абсолютно правильный, на наш взгляд, подход М.П. Клейменова, который считает, что «этническая преступность» – условный (операциональный) термин, охватывающий криминологическую реальность, которая связана с этническим фактором и проявляется в механизме преступной деятельности, в формировании криминальных объединений, непосредственно в совершении преступлений. Иными словами, эта дефиниция ни в коем случае не утверждает наличия криминального этноса, генетически «запрограммированного» на совершение преступлений, но указывает на гипотетическое существование корреляций (положительных и отрицательных) между этническими признаками и преступным поведением. Ключевыми здесь являются особенности этнической криминальной психологии».16

Корни этнической преступности кроются в ксенофобии. Ксенофобия – ненависть, нетерпимость или неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного, воздвигнутое в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления.17 Ксенофобия также иногда может трактоваться буквально, как навязчивый страх перед другими людьми, т.е. фобия в клиническом смысле18.

Основными тенденциями  современной этнической преступности являются: этнодискриминационные проявления в современной России; участившиеся случаи совершения преступлений по этническим мотивам (этнической ненависти, вражды, неприязни, нетерпимости); использование международными террористическим организациями этнорелигиозного фактора19; повышение уровня организованности преступной деятельности, создание крупных этноформирований с развитой инфраструктурой20; усиление взаимосвязи организованной и транснациональной преступности; повышение уровня финансирования этнотеррористической деятельности и материально-технической оснащенности террористических организаций, в том числе с использованием этнонациональных платежных систем, не подконтрольных органам финансового контроля государства; попытки использования этнорелигиозного терроризма как инструмента вмешательства во внутренние дела государств.

Возникновение и распространение  этнической преступности в Российской Федерации имеют определенные исторические предпосылки и связаны как  с внутренними экономическими, политическими, социальными, межнациональными, конфессиональными  противоречиями, так и с внешними, в том числе общими для всего  мирового сообщества, а также с  этнорелигиозными террористическими  угрозами21.

Остановить рост ксенофобии и воинствующего национализма, вести  действенную борьбу с этнической дискриминацией невозможно без скоординированных  усилий федеральных и региональных органов власти, институтов гражданского общества.

Власть должна четко  артикулировать цели и приоритеты этнонациональной политики. Важно ускорить разработку новой редакции Концепции национальной политики Российской Федерации, принятие концепции государственной миграционной политики Российской Федерации. Давно  назрел вопрос о создании компетентного  органа исполнительной власти Российской Федерации, в функции которого входили  бы разработка и реализация государственной  этнонациональной политики, координация  действий федеральных органов государственной  власти и органов власти субъектов  Федерации в данной сфере, решение  вопросов политики социальной адаптации  и интеграции иммигрантов, выработка  рекомендаций местным властям в  кризисных ситуациях.

Только общими усилиями государства и общества можно  создать действенный заслон распространению  ксенофобии и дискриминационных  практик, угрожающих стабильности России.

Экономическая преступность. Экономические преступления являются наиболее распространенными, они составляют 2/3 общего числа регистрируемых преступлений. По прогнозам специалистов, в ближайшем будущем общий количественный рост преступлений в сфере экономической деятельности будет сопровождаться повышением их общественной опасности за счет организованных форм совершения22.

Экономическая преступность представляет собой совокупность противоправных, общественно опасных, корыстных, причиняющих  существенный материальный ущерб посягательств  на используемую для хозяйственной  деятельности собственность, установленный  порядок управления экономическими процессами и экономические права  и интересы граждан, юридических лиц и государства со стороны лиц, выполняющих определенные функции в системе экономических отношений23.

Экономическую преступность в уголовно-правовом смысле образует совокупность нескольких десятков составов преступлений, предусмотренных уголовным законом. Так,  раздел VIII «Преступления в сфере экономики» УК РФ состоит из трех глав: глава 21 «Преступления против собственности», глава 22 «Преступления в сфере экономической деятельности», глава 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях».

Криминологическая характеристика экономической преступности в целом  и ее сравнительный анализ затруднены в силу ряда обстоятельств. Одни деяния, ранее относившиеся к экономическим  преступлениям (частное предпринимательство, коммерческое посредничество), перестали  быть преступлениями. Другие же ранее  не рассматривались как преступления в сфере экономики (хищение личной собственности). В УК РФ введено много  новых составов (лжепредпринимательство, фиктивное банкротство и т.д.), по которым нет еще достаточной  судебной практики. Кроме того, экономические  преступления, особенно в сфере экономической  деятельности, характеризуются повышенной латентностью. Степень проникновения  преступности в сферу экономических  отношений достигла к настоящему моменту уровня, который представляет реальную угрозу экономической безопасности России24.

Преступность несовершеннолетних. Преступность среди несовершеннолетних всегда вызывает повышенное внимание со стороны государства и общества. Это вполне обоснованно, поскольку молодое поколение является естественным резервом социального развития, а нарушения уголовного закона лицами юного возраста свидетельствуют о существующих недостатках воспитания, условий для включения молодежи в жизнедеятельность общества. Распространенность преступлений среди лиц молодежной возрастной группы, их качественные характеристики не без оснований могут расцениваться как прогностические для всей преступности.25

Преступность несовершеннолетних и беспризорность в России носят  характер национальной катастрофы. Государство  оказалось не готовым защитить молодое  поколение от криминализации и обеспечить ему возможность нормально жить и развиваться. Наиболее наглядно положение  дел в рассматриваемой области  выражается в неблагоприятных тенденциях развития преступности несовершеннолетних. Это свидетельствует, считает Е.В. Кашкина, как о слабости и продолжающемся кризисе экономики и социальной сферы государства, так и о  неэффективности существующей системы  профилактики преступности несовершеннолетних, о серьезных недостатках в  законодательстве.26

Результаты многолетнего изучения криминологической обстановки в России свидетельствуют, что в  последние годы произошли существенные отрицательные изменения в содержании и формах проявления подростковой и  молодежной преступности. Процессы и  явления экономического, политического, демографического, идеологического, культурно-воспитательного, социально-психологического характера, происходящие в обществе, детерминируют  поведение несовершеннолетних.

Согласно статистическим данным МВД России, ежегодно в стране выявляется около 350 тыс. общественно  опасных деяний несовершеннолетних, причем 100 тыс. из них совершаются  детьми, не достигшими возраста уголовной  ответственности. В среднем каждый третий несовершеннолетний правонарушитель не учится и не работает. Подростки бродяжничают и попрошайничают.

В последнее десятилетие  в России наблюдался устойчивый рост преступности среди несовершеннолетних, несмотря на уменьшение количества представителей данной возрастной группы. Только в 2009 - 2010 гг. появилась тенденция к  некоторому снижению этого показателя. Из числа зарегистрированных преступлений около 73% составляют тяжкие и особо тяжкие. Следует отметить «омоложение» контингента насильственных преступников: именно несовершеннолетние чаще причиняют вред здоровью, совершают изнасилования. Сегодня лицами этой категории совершается каждое шестое тяжкое преступление в стране.27

Анализ влияния на преступность несовершеннолетних социальных, экономических  и политических причин и условий  позволяет выделить несколько основных детерминант, определяющих ее состояние  и иные показатели. Во-первых, это  неудовлетворительные материальные условия  жизни большинства населения; во-вторых, несовершенство и нестабильность общественного  устройства; в-третьих, ослабление традиционных институтов социализации личности; в-четвертых, рост детской безнадзорности и беспризорности; в-пятых, культ насилия, быстрого обогащения и «красивой» жизни, господствующий в работе средств массовой информации; в-шестых, недостатки действующего законодательства.

Исходя из вышеперечисленного неполного перечня причин и условий, влияющих на преступность несовершеннолетних, можно сделать обобщающий вывод, что она является следствием «социального аутсайдерства», когда молодежь и дети оказываются вне существующего общества, а такие институты социализации, как семья, школа, детские и молодежные организации, теряют свое значение, приобретая все более негативный характер.28

Выделение специального раздела  «Уголовная ответственность несовершеннолетних», а в нем главы 14 «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» в российском государстве было впервые осуществлено в УК РФ 1996 г. Также впервые в материальном праве законодательно определено само понятие «несовершеннолетний» – лицо, которому исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет (ч. 1 ст. 87 УК РФ).

Как отмечает Г.И. Забрянский, целесообразность такого выделения  обусловлена тем значением, которое  общество придает этой проблеме; спецификой преступности несовершеннолетних; социально-психологическими особенностями лиц в возрасте от 14 до 18 лет; спецификой уголовно-правовых мер, применяемых в отношении  несовершеннолетних; необходимостью точно  установить правовую регламентацию  отступлений от общих правил уголовной ответственности.29

Это соответствует общепризнанным нормам международного права и международным  договорам: в частности, положениям Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 1985 г. (Пекинские правила)30; Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г.31; Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г.32; Руководящих принципов Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних 1990 г. (Эр-Риядские руководящие принципы)33, Правил Организации Объединенных Наций, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 г.34.

Указанные международные  документы нашли свое отражение  и развитие в Федеральных законах «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»35 и «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»36. Данные нормативные акты совместно с УК РФ, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации составляют основу российской ювенальной уголовной политики.

Ювенальная юстиция должна объединить разнообразные социальные правоохранительные службы, специализированные суды по делам семьи и несовершеннолетних, социальные правоприменительные и  нормотворческие службы органов  юстиции, уже функционирующие учреждения, предназначенные для социальной реабилитации малолетних правонарушителей, их трудоустройства, организации отдыха и многие другие. Конечно, это исправит ситуацию, но не молниеносно37.

Информация о работе Преступность как социально-правовое явление и ее основные характеристики