Предупреждение насильственной преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:14, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в выявлении основных особенностей насильственной преступности и основных направлений ее предупреждения.
Задачи:
1. определить понятие и сущность насильственной преступности;
2. показать криминологическую характеристику личности насильственного преступника;
3. рассмотреть опыт США эффективного предупреждения насильственной преступности;
4. проанализировать криминологическую характеристику отдельных видов насильственной преступности;
5. провести сравнительный анализ отдельных видов насильственных преступлений в странах СНГ;
6. показать причины и условия насильственных преступлений;
7. рассмотреть основные направления предупреждения насильственных преступлений;
Объект дипломной работы - насильственная преступность.

Содержание

Введение 3
1. Статистико-криминологический анализ насильственной преступности 7
1.1. Анализ и криминологическая характеристика отдельных видов насильственной преступности 7
1.2. Сравнительный анализ насильственных преступлений в странах Содружества Независимых Государств. 19
2. Детерминанты насильственной преступности 26
2.1.Причины и условия насильственных преступлений 26
2.2. Типология насильственных преступников 36
3. Предупреждение насильственной преступности 55
3.1. Основные направления предупреждения насильственных преступлений 55
3.2. Международный опыт эффективного предупреждения насильственной преступности 72
Заключение 76
Список использованной литературы 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 84

Работа состоит из  1 файл

prestuplenie_kursovaa.doc

— 643.00 Кб (Скачать документ)

-  лиц, чей психологический профиль характеризуется пиком по 7-й шкале ММИЛ. Они отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, нерешительностью, чрезмерным контролем своих действий, повышенным чувством вины, болезненными переживаниями собственных ошибок и неудач. Из-за невысокого общего тонуса они постоянно находятся в состоянии внутреннего напряжения и неудовлетворенности.

2. Психопатизированный. Его могут составить лица, страдающие психопатиями, обнаруживающие резко выраженные психопатические черты характера и другие нервно-психические расстройства, на фоне которых развился стойкий психопатоподобный синдром (психопатизация личности). Поведение этих лиц является психопатическим или сходным с ним внешне. Криминогенность представителей данного типа носит универсальный характер.

Среди них особого внимания заслуживают следующие подгруппы:

-  психопаты возбудимого типа, склонные к накоплению аффекта и его реализации в виде бурных, чаще кратковременных аффективно-эмоциональных разрядов, во время которых происходит интенсивная концентрация таких аномальных характерологических особенностей, как возбудимость, взрывчатость, раздражительность, злобность;

-  психопаты тормозимого типа, к основным чертам которых относятся повышенная эмотивность, чувствительность, ранимость в межличностных отношениях, неуверенность в себе, замкнутость, легкая истощаем ость;

- психопаты истерического типа, которых отличают повышенная эффективность, неуравновешенность, демонстративность, склонность к самовзвинчиванию, стремление произвести впечатление, преобладание элементарных, грубых эмоций и в то же время сосредоточенность на личных переживаниях;

-  психопаты параноидального типа, для которых характерны образование сверхценных идей, завышенная самооценка, эгоцентризм, педантичность, застревание на неприятных переживаниях, а также подозрительность, настороженность, зависть, ревность.

3. Интеллектуально ограниченный (умственно отсталый). Личностные особенности его представителей определяются умственным снижением, элементами слабоумия. В первую очередь это олигофрены и лица, у которых интеллектуальное снижение наступило вследствие различных органических поражений центральной нервной системы, а также преступники психически незрелые, инфантильные, у которых последствия органических поражений центральной нервной системы выражены незначительно и для которых большое значение в поведенческих девиациях приобретает социально-педагогическая запущенность. На их поведении сказываются отрицательный характер их социальных связей, высокая подверженность влияния групп с антиобщественной ориентацией.

На наш взгляд, среди интеллектуально ограниченных насильственных преступников можно выделить подгруппы, если опираться на характер мотивации их преступного поведения. Соответствующую типологию предложил В.В.Горинов:

- лица, у которых возникновение и реализация мотивов связаны с недостаточным осмыслением или игнорированием действующих социальных норм. Таких людей в выборе оказалось 3%;

-  лица, у которых мотивы обусловлены повышенной внушаемостью и пассивной подчиняемостью. Эти суггестивные мотивы проявлялись во внугригрупповом взаимодействии. Подобных преступников в выборке оказалось около 40%;

- лица, у которых выявлялись ситуационно-импульсивные мотивы противоправного поведения. Условием возникновения таких мотивов было нарушение опосредования удовлетворения потребностей. Среда в этих случаях являлась ведущим фактором, который побуждал поведение (около 15%);

- лица с аффективными мотивами преступных действий в ответ на острую психотравмирующую ситуацию на фоне эмоционального напряжения. В отличие от психически здоровых у лиц с дебильностью аффективные мотивы возникали не только в реальной психогенно-травмирующей ситуации, но и в обстановке, требовавшей правильного выбора решения. Аффективная разрядка была связана с нарушениями интеллектуального и волевого контроля (13%)[35].


3. Предупреждение насильственной преступности

3.1. Основные направления предупреждения насильственных преступлений

 

Научной базой исследования проблем предупреждения преступности и профилактики преступлений являются труды многих ученых. На протяжении всего периода существования государства наука всегда принимала участие в разработке стратегических, концептуальных основ правового, методического обеспечения предупреждения правонарушений. Не стоит в стороне она и сегодня. С 1990 г. только по данной теме было защищено по неполным данным свыше 60 диссертаций на соискание ученой степени докторов и кандидатов наук, большинство - по юриспруденции. Разработка мер предупреждения преступности и отдельных преступлений - конечный результат и показатель эффективности всех криминологических исследований.

Анализ литературы показывает, что уже разработано множество «теоретических схем» предупреждения преступности, а также различных видов, категорий и групп преступлений; создана соответствующая научная база; наука и практика располагают богатым арсеналом средств и методов профилактики преступлений.

В то же время нельзя не согласиться с мнением С.Я. Лебедева, который отмечает: «Никогда прежде в истории нашего государства не возникало такого критического момента, когда приходилось в корне переоценивать результаты научных изысканий, особенно в гуманитарной сфере»[36].

Вполне закономерно возникают вопросы: 1) почему люди, которые составляют большинство в общей численности населения, не совершают насильственных преступлений; 2) можно ли это объяснить осуществлением профилактики или тому есть и другие объяснения?

Наиболее простым объяснением того, почему одни не совершают преступлений, по мнению ученых, является следующее[37].

Во-первых, у определенной категории лиц существует отвращение к преступлениям. Они всегда и в любом случае в силу своей воспитанности, нравственности, здорового образа жизни вообще далеки от нарушений норм морали и права, запретов уголовного права. Такие люди, собственно, и не нуждаются в том, чтобы что-то сдерживало их от преступлений.

Во-вторых, есть люди, которые взвешивают для себя благоприятные и неблагоприятные последствия своих действий, при этом убеждаются, что уголовное наказание за совершенное преступление - весьма тяжкое последствие. Потому они приходят к выводу, что совершение преступления - дело для них невозможное, ибо нецелесообразное. Они не совершают преступлений, потому что боятся наказания. На таком понимании мотивов человеческого поведения строится и известная уголовно-правовая концепция общего предупреждения. Она сводится к тому, что наказание одного преступника способствует созданию в сознании других граждан своего рода психологического барьера, препятствующего реализации возможного преступного намерения. Суть этой конструкции в том, что «сдерживающий момент» относится к будущему времени: «если я совершу преступление, то буду наказан». Здесь проявляется эффект «самопрофилактики».

В-третьих, люди не совершают преступлений, так как правоохранительными органами проводится работа по предупреждению криминальных проявлений, устраняются причины и условия преступлений, усиливается административный надзор, работают патрульно-постовая служба, участковые оперуполномоченные милиции и т.д. Таким образом, люди не совершают преступлений, потому что им не дают этого делать. Они не боятся наказания, у них просто нет возможности совершить преступление, поскольку им не предоставляют такой возможности правоохранительные органы[38].

В перечисленных случаях проявляется совокупное действие ряда превентивных мер: общего предупреждения преступлений, специальной профилактики, профилактического надзора, индивидуальной профилактики и т. д. Хотя вопросы борьбы с преступностью возникали и решались в течение многих столетий, единого общего понятия в отношении совокупности этих мер до сих пор, по крайней мере - в российской науке и практике, не выработано. Применяются такие выражения, как «война с преступностью», «реагирование на преступность», «борьба с преступностью» и др. Реакция государства и общества на преступления и преступность обозначаются и такими терминами, как «социальный контроль», «контроль преступности», «управление преступностью». К настоящему времени среди криминологов нет единого мнения в понимании содержания понятия «предупреждение преступности». Наряду с ним используются такие понятия, как «профилактика преступлений» и «борьба с преступностью». Часть криминологов за родовое, более общее понятие принимают «предупреждение преступности»[39], иные считают «профилактику», «предупреждение» и «предотвращение» преступлений синонимичными категориями и не разделяют их по сути. Высказывается в литературе и такое мнение, что следует различать профилактику (выявление и устранение причин и условий преступлений), предупреждение (установление лиц, которые стараются совершить преступление, и принятие к ним определенных мер с целью недопущения реализации их замыслов) и пресечение преступлений (выявление лиц, которые готовятся совершать преступления, и принятие к ним мер с целью недопущения перерастания приготовительных действий в покушение и оконченное преступление)[40]. Не вступая в полемику по соотношению понятий и исходя с позиций сугубо семантических в их равнозначности, заметим, что в науке и практике широко используется термин предупреждение преступности. Считаем, что он охватывает все сферы, виды и уровни профилактики преступлений и является составной частью борьбы с преступностью наряду с:

1) общей организацией борьбы с преступностью;

2) правоохранительной деятельностью.

Предупреждение преступности - это многогранная деятельность, представляющая собой совокупность наиболее существенных конкретных требований, соблюдение которых в различном сочетании может обеспечить комплексный подход к предупреждению преступлений и иных правонарушений. При этом соблюдается сочетание общесоциального и специального предупреждения, мер общей и индивидуальной профилактики; охват всех основных сфер жизнедеятельности и социальных институтов; использование взаимосвязанных и взаимодополняющих мер экономического, идеологического, культурного, правового, организационно-управленческого характера; взаимодействие и координация деятельности всех субъектов профилактики; охват всей совокупности объектов, требующих профилактического воздействия; воздействие на совокупность причин и условий, способствующих преступному и иному антиобщественному поведению.

Например, по мнению М.М. Бабаева[41], в зависимости от природы и характера факторов, порождающих преступность, и возможностей воздействия на них профилактические мероприятия можно разделить на четыре группы: нейтрализующие, компенсирующие, предупреждающие и ликвидирующие.

Когда дело касается объективных обстоятельств, явлений или процессов, существование которых неизбежно или в силу определенных исторических условий не может быть устранено в относительно короткий срок, профилактические меры должны быть либо нейтрализующими (например, повышение уровня воспитательной работы в районах, где скапливается большое количество беженцев и люди сталкиваются с рядом объективных трудностей и сложных жизненных ситуаций), либо компенсирующими (например, забота государственных учреждений о детях, по тем или иным причинам лишенных нормальных условий семейного воспитания).

Если же речь идет о факторах, действие которых может быть непосредственно скорректировано с помощью конкретных мероприятий, то задача профилактической работы состоит в устранении неблагоприятных последствий таких факторов. Соответственно разрабатываются и осуществляются меры, которые предупреждают возникновение обстоятельств, играющих роль причин и условий совершения преступлений, или ликвидируют такие обстоятельства, если они возникли.

Всю эту совокупность профилактических мероприятий по их направленности и характеру принято подразделять на две большие группы: общесоциальные и специальные. При этом меры как первого, так и второго вида могут осуществляться на нескольких уровнях профилактики преступлений.

В то же время общесоциальные и специальные меры профилактики взаимосвязаны и взаимообусловлены. Воздействие общесоциальных мер предупреждения преступности эффективно, если они дополняются специальными мерами. Общесоциальные меры создают соответствующие базовые предпосылки для реализации мер специальной профилактики.

В структуре специальной профилактики преступлений мы согласны различать специально-криминологическую профилактику, предотвращение и пресечение преступлений. Наличие двух последних элементов специальной профилактики преступлений обусловлено, прежде всего тем, что перед непосредственным совершением преступления имеет место довольно продолжительный процесс формирования личности преступника, его антисоциальных взглядов, интересов, которые в дальнейшем выступают причиной преступного поведения. Во многих случаях совершению преступления предшествует этап формирования преступного умысла, в процессе которого лицо ставит перед собой конфетную преступную цель, определяет пути ее достижения, уточняет детали противоправного действия, а иногда даже составляет развернутый план совершения преступления с разными вариантами развития событий. Преступное намерение уточняется, конкретизируется во время разнообразных подготовительных действий. Большое количество преступлений не доводится до конца по независящим от воли субъекта факторам или в связи с его добровольным отказом; некоторые преступления могут совершаться в течение длительного периода времени.

Любая из этих стадий отличается своей спецификой, на любой из них действует комплекс разнообразных факторов, что нельзя игнорировать во время организации и проведения предупредительной работы. На этих стадиях изменяются характер и содержание предупредительной работы и предупредительных мероприятий.

В зависимости от особенностей применения мер профилактического воздействия на разных этапах профилактики выделяют и так называемую раннюю профилактику[42]. Безусловно, именно ранняя профилактика играет ключевую роль в предупреждении преступности, когда еще антисоциальная направленность лица не носит устойчивый характер. От ее эффективности зависит объем мероприятий, которые осуществляются на стадиях предотвращения и пресечения преступлений.

Г.А. Аванесов в структуре ранней профилактики различает также непосредственную профилактику[43]. По его мнению, она отличается от ранней, во-первых, промежутком времени, которое отделяет лицо от момента возможного совершения преступления, и, во-вторых, степенью социальной вредности лица. Суть непосредственной профилактики, по Г.А. Аванесову, составляет организация и осуществление превентивной деятельности, направленной конкретно на выявление и устранение причин преступлений, условий и обстоятельств, которые оказывают содействие их совершению, на установление лиц, которые могут совершить преступление, и проведение с ними работы по недопущению преступной деятельности.

Поскольку классификация специальной профилактики преступлений на специально-криминологическую профилактику, предотвращение и пресечение преступлений имеет довольно условный характер, а также потому, что предотвращение и пресечение имеют отношение к индивидуальному уровню предупредительного воздействия, то вся эта работа по отношению к преступности в целом, отдельных ее видов и групп преступлений является не чем иным, как профилактикой преступлений. Профилактика преступлений в настоящее время рассматривается как приоритетное направление в деятельности государственных структур и общественных институтов по борьбе с преступностью. Криминологические исследования показывают, что 7 из 10 преступлений могут быть предотвращены при действенной их профилактике.

Информация о работе Предупреждение насильственной преступности