Понятие и значение криминологического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 18:00, контрольная работа

Описание

Таким образом, целью исследования выступает изучение криминологического планирования.
Исходя из цели исследования, можно выделить следующие задачи:
изучить необходимую литературу по теме исследования;
дать понятие планирования в криминологии;
изучить значение планирования в криминологии;
рассмотреть виды криминологического планирования;
изучить особенности регионального планирования.

Содержание

Введение………………………………………………………..…………………3
1.Понятие и значение криминологического планирования…………………5
2.Виды криминологического планирования…………………….……………8
3.Особенности регионального планирования………….……………………15
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы……………………………..……..

Работа состоит из  1 файл

криминология.docx

— 43.81 Кб (Скачать документ)

В этом документе  предусматриваются мероприятия  по разработке правовой базы сотрудничества, гармонизации национальных законодательств стран - участниц СНГ, организационно - практические мероприятия совместных действий по противодействию организованным формам преступности, меры материально - технического и финансового обеспечения Программы.

В частности  программой предусмотрено проведение согласованных межведомственных профилактических мероприятий по следующим направлениям:

• пресечению контрабанды и хищений сырьевых ресурсов и культурных ценностей;

• противодействию  незаконному обороту наркотических  средств и психотропных веществ;

• выявлению  и пресечению деятельности международных  бандитских группировок, действующих на водном, воздушном, железнодорожном транспорте и автомобильных дорогах;

• выявлению  и пресечению деятельности международных "гастролирующих" преступных групп:

• пресечению организованной преступности, формирований из числа иностранных граждан, находящихся  на территории государств - участников СНГ;

• предупреждению и пресечению правонарушений, связанных  с посягательствами на денежные и  материальные ресурсы, выделяемые на поддержку своих граждан, проживающих в других государствах - участниках СНГ.

5. По  содержанию, масштабам и целям различается комплексно-территориальное, комплексно-отраслевое, функционально-ведомственное криминологическое планирование. Первые два вида охватывают соответственно разработку комплексов задач и средств борьбы с преступностью на определенной территории, в определенной сфере социальной жизни, отрасли народного хозяйства. Третий вид включает разработку задач и средств участия в этой борьбе надлежащего ведомства, органа в соответствии с его функциональной характеристикой. Основными субъектами комплексного криминологического планирования являются органы исполнительской власти и правоохранительные органы. 
     Функционально-ведомственное криминологическое планирование осуществляют в пределах своих задач и компетенции органы внутренних дел, прокуратуры, суда, комиссии по делам несовершеннолетних и по борьбе с пьянством, другие органы, имеющие специализированные функции по борьбе с преступностью.

Все виды плановых документов должна пронизывать  идея координации усилий в борьбе с преступностью, согласования и  взаимного подкрепления планируемых  мероприятий, предупреждения их дублирования, параллелизма, распыленности.

Плановые документы по вопросам борьбы с преступностью имеют  определенную структуру, общую и  особенную части. В общей части  предусматриваются профилактические меры без специализации в зависимости  от видов преступлений. В ней планируется  воспитательная работа (в правовых университетах, правовое просвещение), проведение, профсоюзных, производственных активов, организационные мероприятия  по созданию тех или иных профилактических подразделений и т. п. Во введении общей части плана целесообразно  дать анализ выполнения мероприятий  предыдущего цикла планирования и их результативности. Особенная  часть строится по основным направлениям борьбы с преступностью, исходя из криминологической классификации преступлений и правонарушений с учетом специфики региона.

Необходимо  следить за тем, чтобы вспомогательные  мероприятия (совещания, исследования и т. п.) не заслоняли мероприятий, непосредственно направленных на устранение и нейтрализацию причин и условий  преступности [8, с. 220].

Нельзя  включать в план описание текущих  функций и обязанностей участников профилактики типа: «поставить на учет всех лиц, склонных к правонарушениям». В план включаются обобщенные мероприятия по созданию оптимальных условий для профилактической работы, обеспечению ее результативности и контроля. По каждому мероприятию указываются сроки, объем, исполнители, даются ожидаемые результаты, ресурсные расчеты. План должен предусматривать известные допуски (резервы) по этим параметрам с учетом возможности непрогнозируемых изменений обстановки. Объем планируемых мероприятий указывается не абстрактно, а в сопоставлении с общими характеристиками существующей потребности (например, провести вечерние рейды в 5 молодежных общежитиях из 12 имеющихся в районе; вовлечь в спортивно-трудовые лагеря всех подучетных подростков района, не уезжающих на лето, и т.д.).

Очередной цикл комплексного криминологического планирования на год и более длительные периоды должен начинаться на уровне области примерно за 3—4 месяца до истечения  срока действия имеющихся плановых документов; в городе, районе — за 2 месяца и в трудовом коллективе, микрорайоне — за 1—1,5 месяца с  тем, чтобы обеспечить подведение итогов по предыдущему циклу, утверждение  и доведение до исполнителей нового плана до истечения срока действия предыдущего. Для подготовки нового плана создается группа лиц, осуществляющих планирование ее подгруппы по уровням  и по направлениям борьбы с преступностью. Разрабатывается и реализуется  программа сбора и анализа  информации, анализируются предложения, обстановка и ее изменения, формулируются задачи, составляется и обсуждается проект плана. После его корректировки он утверждается и передается исполнителям.

Каждый  цикл криминологического планирования имеет этапы: подготовительный, информационно-аналитический, непосредственно-разработочный и  заключительный. В ходе планирования намечаются и мероприятия по контролю и оценке исполнения плана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности регионального планирования

Региональное  планирование (программирование) — разработка и осуществление мероприятий социально-экономического развития отдельных районов, часто в рамках общенационального плана (программы).

Региональное планирование — одна из форм государственного вмешательства  в экономику в целях смягчения  наиболее острых региональных диспропорций и социальных противоречий (депрессия, стагнация отдельных районов, чрезмерная концентрация производства и населения в других районах, региональная безработица и т. д.).

Цель регионального планирования – обеспечение комплексного и наиболее эффективного социально-экономического развития региона. Его назначение заключается в обосновании направлений и перспектив развития региона, предоставлении информационного материала для выработки экономической и социальной политики и принятия соответствующих управленческих решений. Усиливается его вероятностный характер в связи с большой степенью неопределенности в рыночной экономике.

Планирование любого типа немыслимы без определенной системы задач и целей. При этом следует учитывать, что все цели взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому при составлении и реализации прогнозов следует стремиться к определенной совместимости целей, и, кроме того, требуется обстоятельный учет всех видов ресурсов, необходимых для достижения той или иной цели. Для современных экономических систем важно соблюдение следующих основных условий. Во-первых, обязательное достижение соответствия между спросом и предложением на все виды ресурсов, товаров и услуг и создание условий и предпосылок для достижения подобного равновесия. Внешним проявлением достижения подобной сбалансированности в рыночной экономике выступает отсутствие излишков и в меньшей степени дефицитов. Во – вторых, составление системы целей прогнозов и затем их конкретная реализация на основе достижений научно – технического прогресса и научно – технической революции. В – третьих, соблюдения соответствия между факторами производства на всех уровнях, от спецификации каждого зависит и оптимальная их комбинация [6, с. 68].

В важную задачу планирования входит выявление и исследование потребностей всех экономических объектов и субъектов с последующим адекватным их отражением в системах прогнозов различного уровня и детализацией. При этом следует учитывать, что уровень структура частных, коллективных и общественных потребностей находится в непрерывном развитии и должны соответствовать реальным условиям воспроизводственных процессов и требованиям экономических законов рыночных отношений. Научно разработанные и обоснованные прогнозы, объективно необходимые в рыночной экономике, позволяют оптимально достичь цели общественного развития в каждый конкретный промежуток времени, служат основной для создания эффективной сбалансированности экономических систем.

Общие прогнозы социально-экономического развития России и ее регионов основываются на частных прогнозах: природно-ресурсных, демографических, научно-технических и др. Особо выделяется прогноз государственного сектора экономики, включающий характеристики его функционирования, получения и использование доходов от распоряжения государственным имуществом, содержащий оценку эффективности использования федеральной и региональной собственности и т.д.

Региональные власти руководят деятельностью по плановому регулированию развития своих территорий. Вопросы регулирования касаются, прежде всего, социально-экономических аспектов развития. Для этого области, края и республики страны разрабатывают прогнозы, планы и программы развития, которые могут включать следующие основные направления:

·   создание благоприятных условий для эффективной работы предприятий, находящихся в регионе;

·    внедрение мер по стимулированию инвестиций в реальный сектор экономики;

·    оздоровление финансового состояния действующих на территории фирм;

·   обеспечение стабильного поступления налоговых сборов в бюджет;

·   меры по приоритетному развитию местных товаропроизводителей;

·   проведение социально-ориентированной тарифной и ценовой политики;

·  обеспечение защиты социально-экономических интересов региона на федеральном уровне и др. [7, с. 96].

Нормативно-правовая база регионального планирования находится пока в стадии формирования. Лишь в третьей части регионов страны уже определены правовые основы плановой работы. В половине регионов страны имеются законы или нормативно-правовые акты, регламентирующие разработку региональных целевых программ. Однако во многих регионах по-прежнему отсутствуют правила разработок прогнозов и планов, не сформулированы требования к перечню, структуре и содержанию плановых документов, которые определяются регионами, самостоятельно исходя из своих нужд и интересов.

В каждом регионе в рамках исполнительных органов власти выделяются структурные подразделения, занимающиеся плановой и прогнозной работой. Они разрабатывают концепции, прогнозы, программы и планы. Составлением бюджетных планов занимаются специалисты самих региональных властей. Для обоснования проектов стратегических планов, целевых программ, индикативных планов иногда привлекаются участники из других учреждений и организаций, в том числе находящиеся вовне территории. Созданные в регионе прогнозы в дальнейшем могут использоваться при принятии решений по вопросам развития территории.

Региональное планирование включает следующую примерную последовательность разработки планов:

1-й этап – составление концепции развития. Этап включает анализ среды деятельности, оценку преимуществ и недостатков, выявление имеющихся ресурсов, а также внешних и внутренних факторов воздействия, обоснование целей и задач развития, в ходе чего определяются стратегическое приоритеты и основные направления развития;

2-й этап – разработка программ развития и бизнес-планов, выявление оценки их эффективности. Большинство региональных программ социально-экономического развития, принятых за последние годы, можно условно разбить на группы: а) традиционных, б) логично увязанных с концепциями развития; в) содержащие конкретные механизмы реализации;

3-й этап – мониторинг реализации и использование механизмов обратной связи. В ходе этого этапа вносятся коррективы в действующие планы региона.

Планы региональных и местных бюджетов являются составной частью бюджетной системы страны. Для регионального уровня в бюджетном планирование характерно использование принципов:

а) единства, т.е. связи с бюджетной системой страны;

б) самостоятельности, что означает возможность использования полученных доходов в соответствии с приоритетами территории.

Для нормального функционирования бюджетной системы региона важна правильная реализация указанных принципов и основополагающего принципа бюджетного федерализма: формирование собственной доходной базы территориальных бюджетов. А это предполагает разделение функций уровней государственной власти и наличие механизма распределения доходной базы средств между разными уровнями бюджетов страны.

Доходная часть бюджетного плана региона может состоять из собственных, заемных средств и средств бюджетного регулирования. Собственные средства территории образуются за счет региональных налогов, отчислений от регулирующих налогов и некоторых дополнительных источников, например, надбавок к федеральным и региональным налогам. Заемные средства регионального бюджета состоят из бюджетных ссуд, краткосрочных кредитов коммерческих банков и доходов от выпуска субфедеральных и муниципальных займов на инвестиционные цели. Средства бюджетного плана включают дотации, субсидии, субвенции, трансферты из фонда финансовой поддержки регионов, средства по взаимным расчетам и ряда других фондов. Основными расходами регионального бюджета вступают территориальные затраты на образование, социально – культурные мероприятия, здравоохранения и управления. В отличие от региональных местных бюджетные планы ставят целью обоснование суммы своих доходов и их использования для целей роста благосостояния отдельного муниципалитета (города, района и др.).

Информация о работе Понятие и значение криминологического планирования