Организованная преступность в России: состояние, тенденции, предупреждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:26, курсовая работа

Описание

Организованная преступность является одной из проблем глобальной современности, решать которую нужно с помощью усилий всего человечества, с координированных в действиях отдельных государств. Происходящие во всем мире процессы глобализации, усовершенствования очень эффективно используются преступными группировками. Для преступных целей, как правило, используется мировая финансовая система и каналы всемирного обмена информацией. Все это сводит к единому не только интеграцию государственных взаимодействий, но и интеграцию самих криминальных групп во всех странах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
1 Криминологическая характеристика организованной преступности……………..6
1.1 Понятие организованной преступности…………………………………………...6
1.2 Причины и условия организованной преступности……………………………..12
2 Предупреждение и профилактика организованной преступности……………….16
2.1 Предупреждение и профилактика организованной преступности в Российской Федерации………………………………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………………...21
Глоссарий……………………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………………26
Приложения…………………………………………………………………………….28
Введение

Работа состоит из  1 файл

Криминология.doc

— 209.00 Кб (Скачать документ)

Четвертый признак - это наличие преступных сообществ (объединений), объединившихся для систематического совершения преступлений. В таких преступных сообществах наблюдается достаточно выраженная иерархия, иными словами, соподчиненность ее участников, жесткая дисциплина, основанная на специально устанавливаемых нормах поведения и дополнения уголовными традициями, характерными для преступного мира. Власть в группе концентрируется в руках одного или нескольких лидеров, а количество участников колеблется от нескольких десятков до двух - трех тысяч участников преступного сообщества.

В Концепции национальной безопасности России 2000 г. отмечается, что наиболее серьезной угрозой  является угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально - политического  устройства и экономической деятельности.

Крупные просчеты, допущенные при проведении реформ, особенно на их начальном этапе, ослабление системы  государственного регулирования и  контроля, а также несовершенство правовой базы явились факторами, стимулирующими рост экономической преступности, ее организованных форм, и коррупции, связанной с проникновением криминальных структур в исполнительную и законодательную ветви власти, управление кредитно -финансовой системой, стратегически важным производственным циклом, внешнеэкономическими связями и внутренней торговой сетью.

Организованная преступность, будучи качественно новым феноменом  в России, а не простой совокупностью  экономической, профессиональной и  должностной преступности, характеризуется  такими специфическими признаками, как  проникновением в структуры государства, вмонтированностью их в легитимные органы власти, четкой системой коррумпированных связей, легальным и полулегальным характером преступной деятельности, целенаправленностью в использовании получаемых материальных ценностей для контроля политической власти.

Организованная преступность - это наивысший уровень организации  преступной деятельности, представляющий собой закономерный результат качественного  изменения в мире преступности, наиболее устойчивое, четко структурированное, самоуправляемое и самовоспроизводящееся антисоциальное явление, позволяющее активно внедряться в государственно - властные структуры, используя их в качестве инструмента для достижения конкретных экономических и политических целей определенных социальных групп. Возникновение организованной преступности - это закономерный "технологический" переворот в мире преступности, повышающий ее эффективность, своего рода переход от ремесленничества к индустрии.

Организованная преступность не столько уголовно - правовое понятие, сколько сложное социальное явление, и отдельные самые правильные правовые акты или самые грамотные силовые действия в этом случае не могут служить универсальным, эффективным средством борьбы с преступностью;

Зарождение организованной преступности в СНГ происходило в прежней государственно - политической системе с ее командно - административным управлением, экономикой, бюрократическим аппаратом, утверждением принципа "патронажа и клиентизма", как условия небывалого размаха коррупции. Последние экономические нововведения в России стали для организованной преступности исключительно питательной средой. Ни в одной из экономических программ не проработана защита предполагаемых результатов от действий преступного мира. Современное состояние организованной преступности в СНГ - результат всеобъемлющего кризиса общества, непоследовательности и непродуманного характера общественного реформирования в условиях отсутствия реального опыта государственного строительства, слабости, непрофессионализма, значительной коррумпированности старого государственного аппарата, неспособного работать по-новому в новых реалиях общественного бытия. Будучи своего рода до конца не осознанной реальностью, организованная преступность "питается" экономической преступностью, коррупцией, криминализацией, клептократией.

Построение демократического, социально ориентированного правового  государства по принципу - "Правление  законов, а не людей", разработка общегосударственной программы  экономического развития государства, принятие нового уголовно - процессуального, налогового кодексов, формирование интеллектуальной национально - демократической элиты - основной путь сдерживания организованной преступности. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.

 

1.2 Причины и условия организованной преступности

 

Причины и условия  организованной преступности не своеобразная надстройка над общественными отношениями, которую можно изолировать и  отсечь в кратчайшие сроки, а определенный аспект самой этой системы либо побочные, но достаточно устойчивые последствия ее функционирования.

В последнее десятилетие  круг и характер детерминант организованной преступности качественно изменился. Специфические детерминанты организованной преступности связаны с:

а) резким имущественным  расслоением в среде населения  страны, выделением 5 - 10% лиц с очень  высокими доходами и возможностям и  приобретения особо ценного и  престижного имущества.

б) установлением взаимовыгодных криминальных связей -- для охраны от конкурентов или их устранения, для использования одних криминальных структур для защиты от других, для совместной деятельности по извлечению максимальной прибыли из легальных и нелегальных экономических операций, для отмывания и вложения средств, полученных преступным путем, и т. д.

в) расширение нелегального рынка для удовлетворения социально  негативных потребностей (бизнес на азартных играх, проституции, порнографии, наркотизме, тотализаторе и т. д.).

Общественное мнение дезориентировано публикациями о всесилии организованных преступных структур и поэтому, выражая в вербальной и обезличенной форме недовольство положением дел, вместе с тем не побуждает граждан к реальному противостоянию вымогательству или иным посягательствам, возможно, исходящим от организованных преступников.

Еще одна социально неверная тенденция в публикациях относительно преступности вообще и организованной преступности в частности состоит  в нарушении оптимального соотношения  между резкой и во многих случаях  справедливой критикой конкретных недостатков правоохранительной деятельности и показом ее положительных сторон. До достаточно низкой отметки упал и общий показатель доверия населения органам милиции, прокуратуры, судам. Криминогенное влияние этих факторов на создание ситуаций, благоприятных для действий организованных преступников, очевидно. В частности, организованные преступные структуры целенаправленно создают условия для своего воспроизводства путем распространения в среде населения азартных игр, наркотиков, проституции и т. д. (прямое вовлечение, пропаганда через средства массовой информации, притоносодержательство), что увеличивает численность фонового контингента, поддерживающего организованную преступность и готового оказывать ей услуги. Создаются молодежные территориальные группировки и банды, служащие начальным этапом приобщения к организованной преступности. Выборочное изучение молодежных группировок негативной направленности показало, что от 1/3 до 1/2 взрослых, входящих в руководящее ядро этих группировок, как правило, в возрасте 18 -- 24 лет, одновременно входили во «взрослые» организованные преступные структуры и выполняли их задания, используя силу и средства своих группировок.

Процессы и явления, приводящие к усилению организованной преступности:

-сращивание главарей  и активных участников организованных  преступных формирований с представителями  законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, бизнеса, коммерции, средств массовой информации и культуры;

-неспособность государства  защитить ряд основных конституционных  прав и интересов граждан и  общества;

-культивирование идей  рынка и частной собственности без надлежащего правового обеспечения, неоправданная затяжка принятия основополагающих, законов, обеспечивающих нормальный переход к рынку, в первую очередь по борьбе с организованной преступностью и коррупцией;

- обнищание и правовой  нигилизм большинства населения страны;

- лоббирование интересов  отдельных групп ответственными  должностными лицами в узкокорыстных  целях.

А. И. Долгова называет следующие основные причины и  условия, создавшие возможность  для действия механизмов криминализации общества и эскалации организованной преступности в современной России:

- Рыночные преобразования, которые проводились в экстренном  и форсированном порядке, были  основаны на принятом некритично  положении о самодостаточности  рынка как регулятора общественных  отношений.

В результате этого становление  механизмов свободной конкуренции  не сопровождалось введением системы  экономических и социальных сдержек  и противовесов (в том числе  в сфере образования, здравоохранения, обеспечения безопасности, социальной защиты граждан), обеспечивающих нормальное функционирование рыночной экономики в современных развитых странах.

- Игнорирование социальной  составляющей преобразований в  обществе, приведшее к распаду  традиционных нравственных ценностей  и отсутствию насаждаемых легалистским обществом новых ценностных установок, в результате чего значительное влияние на процессы формирования подрастающего поколения стала оказывать преступная среда.

- Отношение власти  к народу как к объекту, а  не субъекту воздействия, в  результате чего не были предсказаны и вовремя скорректированы тенденции преступного реагирования на изменения привычного образа жизни.

Недооценка способностей преступности воздействовать на общественные отношения, изменять структуру общества, обусловившая непродуманность и  недостаточную эффективности мер борьбы с ней.

- Сознательное непринятие  мер к недопущению формирования  преступных капиталов, обеспечение  им финансовой неприкосновенности, что дало возможность преступным  формированиям выйти на политическую  и международную арены.

На становление организованной преступности оказала влияние слабость правоохранительной системы государства, вызванная недостатками законодательной  основы деятельности правоохранительных органов, слабостью их материальной базы и недостаточной подготовленностью для борьбы со сложными экономическими преступлениями.

 

2 Предупреждение и профилактика организованной преступности

 

2.1   Предупреждение и профилактика организованной преступности в Российской Федерации

 

 

В 2008 году в России были нейтрализованы более 430 крупных организованных преступных формирований, значительно влияющих на социально - экономическую ситуацию и криминогенную обстановку в регионах. Было выявлено 250 фактов бандитизма, 317 организаций преступных сообществ. Из - под криминального контроля выведено 300 объектов экономики. Пресечена деятельность около 200 объектов криминального бизнеса. Выявлено 126268 наркопреступлений, изъято из незаконного оборота более 10,2 тонн наркотических веществ.

Коррупция в органах  государственной власти России достигла таких размеров, что вышла на уровень общенациональной угрозы, борьба с которой требует консолидированных усилий всех правоохранительных органов.

Суммарный объем взяток в России вдвое превышает годовой  бюджет страны. Большинство россиян (55 млн.) признают, что давали «деньги в конвертах» за решение собственных проблем и расходуют на эти цели более 36 млрд. долл. Еще 33 млрд. долл. отдают в качестве взяток российские бизнесмены.

Мелкие и средние  предприниматели ежегодно тратят на взятки до 6 млрд. долл. Чтобы начать самый простой бизнес, требуется дать взятки не менее 50 чиновникам.

Российскому обществу и  правоохранительным органам нужна  как ясная и жизнеспособная политическая доктрина противодействия коррупции  и теневой экономике так и  целостная концепция правового обеспечения, организации и методики расследования коррупционных преступлений.

По данным Генеральной  прокуратуры РФ, рынок коррупционных  услуг в России ежегодно составляет 240 млрд. долл. США, а по другим данным - 316 млрд. долл., что составляет 24--31,6% от общемировой коррупции соответственно.

В последнее время  противодействие коррупции в  системе государственного управления и государственной службы России приобрело особую актуальность.

Для успешной реализации комплекса антикоррупционных мер  необходимо провести основные, первоочередные мероприятия, а именно:

- совершенствовать действующее  законодательство РФ;

- исключить конфликт  интересов должностных лиц;

- обеспечить соблюдение  правил, ограничений и запретов, связанных с исполнением должностных обязанностей;

- обеспечить и совершенствовать  ответственность лиц, совершивших  должностные (коррупционные) преступления;

Информация о работе Организованная преступность в России: состояние, тенденции, предупреждение