Личность преступника и индивидуальное предупреждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 10:18, реферат

Описание

Личность преступника является составным элементом предмета криминологии. Значимость исследования личности преступника состоит прежде всего в том, что преступление как акт человеческого поступка и волеизъявления конкретного лица в значительной степени производно от его сущностной характеристики и особенностей.
Под личностью преступника понимается лицо, совершившее преступление, в котором проявилась его антиобщественная направленность, выражающая совокупность негативных социально значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями и обстоятельствами на характер преступного поведения.
В приведенном определении отражена взаимосвязь между общесоциологическим и уголовно-правовым содержанием понятия личности преступника. Включение в данное понятие слова «личность» несет общесоциологическую нагрузку в том смысле, что оно показывает производность рассматриваемого понятия от более общего определения личности и отражает таким образом меру социальности в преступнике.
Всякая личность представляет собой индивидуальное выражение социально значимых свойств, индивидуальную форму отражения бытия и духовных условий общества. Все это концентрируется в ее сознании, которое само становится активным цементирующим элементом формирования личности, опосредуя в соответствии с собственным содержанием действие на человека всех проявлений социальной действительности, определяя в конкретном случае выбор им той или иной социальной позиции и направленности поведения.

Работа состоит из  1 файл

Личность преступника и индивидуальное предупреждение.docx

— 49.34 Кб (Скачать документ)

  Криминологическая типология позволяет выделить из всего многообразия преступных проявлений и лиц, совершающих преступления, наиболее характерные типы и образы их действий. Поскольку речь идет о  социальном типе, то оценивается не только конкретное лицо во всем многообразии его характеристик, но вся совокупность существенных относительно стойких  свойств, качеств личности.

  Криминологическая типология должна давать представление  о степени развития криминогенных  свойств личности, их стойкости или  возможности изменения в положительную  сторону.

  В основу построения одной из моделей  типологии личности преступника  положен характер ее антисоциальной направленности, отражающей особенности мотивационной сферы. Мотив является главным в механизме не только преступного, но и любого другого поведения или поступка человека. Здесь следует учитывать, что одни из мотивов являются ведущими, главными, другие выступают в роли дополнительных. Большинство мотивов, определяющих поведение человека, зависит от его нравственных черт. В мотиве как бы конкретизируются потребности, которые дополняются и обогащаются другими психологическими свойствами и чертами личности (интересами, стремлениями, влечениями, жизненными ориентациями).

  Главными  типологическими признаками антисоциальной направленности личности являются:

  негативно-пренебрежительное  отношение к личности человека и  ее важнейшим благам;

  корыстные побуждения;

  индивидуалистическое, антисоциальное отношение к различным общепринятым ценностям и социальным установкам;

  легкомысленно-безответственное отношение к своим обязанностям и охраняемым законом социальным ценностям.

  Наиболее  характерной нравственно-психологической  чертой личности преступника первого  из указанных типов (совершающих  агрессивно-насильственные действия) служит крайний эгоцентризм, при  котором все его поведение  подчиняется примитивным желаниям и влечениям, в том числе и  импульсивным. В системе ценностных представлений «Я» стоит у  него на первом месте.

  Личность  с корыстной направленностью  характеризуется такими чертами, как  стремление к стяжательству, склонность к разгульному образу жизни, эгоизм. Подобного рода ориентации способствуют совершению краж, мошенничеств, взяточничества и других корыстных преступлений.

  Для лиц, относящихся к третьей типологической группе, характерно уклонение от выполнения своих гражданских, семейных, общественных и должностных обязанностей.

  Лицам четвертой типологической группы присуще  совершение различных неосторожных преступлений.

  По  глубине, стойкости и интенсивности  проявления антисоциальной направленности в криминологии принято выделять следующие типы преступников: случайный, ситуационный, неустойчивый, злостный и особо злостный.

  К случайным относятся лица, впервые совершившие преступления небольшой тяжести, противоречащие общей социально-положительной направленности их прежнего поведения.

  Лиц, впервые совершивших тяжкие преступления под воздействием неблагоприятного стечения обстоятельств и характеризуемых  помимо этого деяния в основных сферах жизнедеятельности положительно, принято  относить к ситуационному типу преступников.

  Неустойчивый  тип преступников составляют лица, совершившие преступления впервые, но допускавшие и ранее правонарушения и аморальные поступки.

  Злостный  тип преступника включает лиц, неоднократно совершавших преступления, в том  числе и ранее судимых.

  Особо злостными преступниками принято  считать лиц, совершивших опасный  или особо опасный рецидив  преступлений.

  Предложенные  типологии не могут расцениваться  как единственные и исчерпывающие. Возможны и другие подходы к изучению личности преступника. 

  4.Основные  факторы, способствующие  формированию личности  преступника

  Процесс формирования личности всегда является достаточно противоречивым. В то же время, если этот процесс совершается  в позитивном направлении, его результат  будет благоприятен: рассогласованность и противоречия между личностью  и средой, неизбежные в силу относительной  самостоятельности человеческого  существа, постепенно уменьшаются, сходят на нет, принимают такую форму, которая не препятствует активной деятельности человека.

  Но  при неблагоприятном нравственном формировании личности происходит обратное: возникает несоответствие между  свойствами личности и требованиями окружающей действительности. Это относится прежде всего к таким категориям и свойствам личности, как потребности и интересы, нормы нравственности и представления о праве, привычные формы (стереотипы) поведения и их самооценка самим субъектом. В результате — субъект в полной мере не адаптируется к той окружающей социальной среде, в которой он должен жить и работать, общаться с другими людьми.

  Если  выделить основные источники нравственного  формирования личности, то ими будут:

  сама  личность со всеми присущими ей свойствами;

  малые социальные группы — семья, школа, производственный коллектив, в которых эта личность непосредственно формируется;

  общество  в целом, осуществляющее политическое, духовное, культурно-воспитательное и  иное воздействие через средства массовой информации и другие каналы. Говоря о влиянии общества, следует  подчеркнуть, что политические, экономические  и социальные условия жизни членов данного социума, жизненный опыт, формы поведения и представления  воспринимаются или отбираются самой  личностью. Всякие внутриполитические и внешнеполитические события также  влияют на представления и взгляды  человека.

  Объективные данные, полученные из достоверных  источников о личности преступника, о его социальном окружении, имеют  особое значение для проведения индивидуальной профилактической работы с ним. Воспитательно-профилактическое воздействие на правонарушителя  осуществляется в зависимости от особенностей его личности, характера  и направленности совершенных им в прошлом преступлений, его семейного  положения, связей, привычек, наклонностей, особенностей его работы и других обстоятельств. Способы получения  указанной информации известны (беседы, анкетирование, непосредственное наблюдение и др.). Более подробно они описаны  в разделе, посвященном методике проведения индивидуальной профилактики. Изучение личности направлено на выявление  типичных для различных категорий  преступников антиобщественных взглядов, привычек, шаблонов поведения, условий  нравственного формирования и характера  их взаимодействия с окружающей социальной средой. При этом важно проводить  комплексное изучение, включающее социологические, психологические и юридические  средства и способы получения  информации о личности преступника.

  Основными источниками криминологической  информации являются сами обследуемые, их родители, дети и другие члены  семьи, знакомые и соседи, близкие друзья и приятели, сослуживцы и товарищи по работе, представители администрации и общественных организаций, материалы уголовных дел, исправительно-трудовых учреждений. При изучении нравственно-психологических свойств личности преступника, его ценностных ориентаций и правосознания хорошие результаты дает применение специальных тестов.

  В правоохранительных органах эта  работа проводится в двух направлениях: изучение и анализ конкретной личности в связи с решением вопросов о  привлечении к уголовной ответственности  либо применении индивидуально-профилактического  воздействия; изучение и анализ личности преступника для получения обобщенной, типичной характеристики различных  категорий лиц, совершивших преступления. 
 

  Предупреждение  преступности

  Предупреждение  преступности буквально означает предохранение людей, общества, государства от преступлений. Исторические корни данного вида социальной практики уходят далеко в глубь веков: с появлением первых уголовно-правовых запретов и преступлений, как деяний, совершаемых вопреки им, стали действовать меры не только карательного, но и предупредительного противодействия.

  В настоящее  время предупреждение преступности представляет собой сложный комплекс разнообразных мер упреждающего воздействия. 
В юридической литературе часто говорится о системе предупреждения преступности . Однако реальное состояние предупредительного "хозяйства" в современной России таково, что понятие системы в данном случае применимо лишь с натяжкой. Прежняя система (существовавшая- в советское время) практически разрушена, а новой (соответствующей реалиям переходного периода) еще не создано. И в лучшем случае можно говорить о том, что предупреждение преступности в настоящее время представляет собой не более чем систему со слабыми, даже очень слабыми взаимодействиями. Полноценная система (как целостное образование, обладающее новыми качественными характеристиками, не содержащимися в образующих его компонентах) в данном контексте – в значительной мере дело будущего.

  Вместе  с тем нельзя отрицать, что предупреждение преступности – это сложный, многоаспектный процесс, обладающий определенными признаками целостности, являющийся неким единством в различиях. Отсюда велико значение его комплексного рассмотрения, выделения составляющих элементов, их классификации по различным основаниям, интегративной оценки, т. е. многого из того, что присуще системному анализу.

  По признаку целеполагания (или уровню) принято выделять общесоциальное (или общее) и специальное предупреждение преступности.

  В случае общего предупреждения речь идет о  том, что позитивное развитие общества, совершенствование его экономических, политических, социальных и иных институтов, устранение из жизни кризисных явлений  и диспропорций, питающих преступность, объективно способствуют ее предупреждению (путем ограничения сферы действия, снижения уровня, уменьшения вредных  последствий и т. д.).

  При этом цель предупреждения преступности, скажем, перед экономическими преобразованиями специально не ставится. Но эти преобразования, осуществляемые ради других (может быть, более высоких) целей, способствуют, например, вытеснению из жизни общества или уменьшению масштабов таких явлений, как нищета, безработица, детская беспризорность, бытовая неустроенность. Точно так же не ради борьбы с преступностью осуществляется развитие духовной культуры, но повышение ее уровня, несомненно, влияет на нравы, взгляды, интересы, мотивы действий людей и многое другое, от чего зависит их выбор между добром и злом, законопослушным и противоправным поведением.

  В отличие  от общих, специальные предупредительные  меры осуществляются целенаправленно в интересах предупреждения преступности, т. е. они призваны решать задачи: устранения, нейтрализации, минимизации криминогенных факторов; оздоровления социальной микросреды, коррекции поведения лиц, чье поведение чревато угрозой совершения преступления, и т. д. Таковыми являются, например, профилактические операции, проводимые органами внутренних дел, или административный надзор за определенными категориями лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и т. д.

  В зависимости  от масштаба применения различают меры предупреждения: 1) общегосударственные, относящиеся к большим социальным группам; 2) меры предупреждения, относящиеся  к отдельным объектам или микрогруппам; 3) индивидуальные. Общегосударственные – это, например, меры предупреждения преступности, предусмотренные федеральными законами, действующими на всей территории России. Предупредительные мероприятия, относящиеся к большим социальным группам, осуществляются в рамках отрасли хозяйства, региона (области, республики в составе Российской Федерации), применительно к определенному контингенту лиц (например, беженцам и вынужденным мигрантам). Предупреждение преступлений на отдельном объекте, в микрогруппе – это выявление и устранение обстоятельств, способствующих правонарушениям, на конкретном предприятии, в зоне отдыха, данном учебном коллективе или, например, переориентация молодежной группировки с антиобщественной направленностью поведения. Индивидуальные меры предназначены для оказания предупредительного воздействия на конкретных лиц, их ближайшее окружение.

  По содержанию меры предупреждения преступности могут  быть экономическими, политическими, социальными, организационно-управленческими, культурно-воспитательными, правовыми и иными. 
Насыщение рынка товарами массового спроса, повышение уровня доходов населения, целевые ассигнования на улучшение работы по устранению обстоятельств, способствующих определенной разновидности преступлений, это экономические меры предупреждения преступности (разного вида, уровня и масштаба).

  Примером  политических мер предупреждения преступности служит решение органов власти о  разграничении полномочий федерального центра и субъектов Федерации  в области общественной безопасности, охраны правопорядка.

 
  Понятие индивидуального предупреждения преступлений
  Индивидуальное  предупреждение – это прежде всего воздействие на тех лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, и их социальную среду. Данный вид деятельности представляет собой целенаправленную работу с конкретным человеком и его ближайшим окружением. 
Объектами такого предупреждения являются индивиды, поведение и образ жизни которых свидетельствуют о реальной возможности совершения ими преступлений. Взгляды, мотивы, система ценностных ориентации личности могут стать Основанием для оказания на нее предупредительного воздействия лишь в том случае, когда эти взгляды, мотивы, ориентации проявились в антиобщественном поведении.

  Исходя  из описанного ранее механизма преступного  поведения индивидуальное предупреждение должно быть направлено на личность и ее отрицательные черты, на среду, формирующую эту личность, а также на условия, обстоятельства, ситуации, способствующие или облегчающие совершение уголовно наказуемых деяний. При этом следует иметь в виду, что речь идет о непосредственной деятельности соответствующих субъектов, т. е. тех, от кого исходит такое воздействие.

  Суммируя  сказанное, можно сформулировать следующее  определение: итак, индивидуальное предупреждение преступного поведения – это  деятельность государственных и  негосударственных органов, организаций  и их представителей по выявлению  лиц, от которых можно ожидать  совершения преступлений, и оказанию на них и окружающую их социальную микросреду позитивного корректирующего воздействия 

  Объекты и содержание индивидуального предупреждения преступлений

  В детализированном виде объектами индивидуального предупреждения преступного поведения являются: антиобщественное поведение и образ жизни лица, совершение преступлений которым достаточно вероятно; 
криминологически значимые личностные характеристики человека, определяющие деформацию его поведения; криминологически значимые психофизиологические особенности (в меру их подверженности исправлению, изменению, лечению); непосредственные условия неблагоприятного формирования и жизнедеятельности личности (прежде всего в семье), ином бытовом окружении, в сферах труда, учебы, досуга, в иных микросоциальных группах, в первую очередь антиобщественной направленности, а также неблагополучные условия индивидуального бытия; 
элементы неблагоприятной жизненной ситуации, которые объективно имеют криминогенный характер и существуют достаточно продолжительное время. 
Личность – важное звено в причинной цепочке преступного поведения. Она взаимодействует с криминогенной микросредой, через нее преломляется влияние последней. На личность поэтому в первую очередь и направляется предупредительное воздействие.

  Целью индивидуального  предупреждения является позитивная коррекция  личности, влекущая изменение ее поведения  от антиобщественного к законопослушному.Достижение этой цели требует решения ряда конкретных задач. К ним относятся: выявление лиц, чье поведение свидетельствует о реальной возможности совершения преступлений; изучение этих лиц и источников отрицательного воздействия на них; прогнозирование индивидуального поведения; планирование мер индивидуальной профилактики; позитивное корректирующее воздействие. 
Для государственных правоохранительных органов существуют еще две важные задачи, реализация которых регламентирована правовыми актами и выполняются которые в отношении строго определенных категорий лиц, поскольку связаны с вторжением в сферу личных интересов и даже свобод граждан. Речь идет, во-первых, о постановке лица на учет и, во-вторых, о контроле за его поведением и образом жизни.

  Одной из наиболее жестких форм такого учета  и контроля является установление административного  надзора органов внутренних дел  за некоторыми категориями лиц, освобожденных  из мест лишения свободы. Это особо  опасные рецидивисты, а также  отбывшие наказание за соответствующей  тяжести умышленные преступления и  не ставшие на путь исправления.

  В отношении  этих лиц могут применяться такие  ограничения, как возложение обязанности  находиться дома в ночное время, являться для отметки в органы милиции, запрещение появляться в определенных местах, самовольно менять место жительства. В занимаемые ими жилые помещения  вправе входить для контроля должностные  лица, осуществляющие надзор. 
На учет в органы внутренних дел, с соответствующим контролем за поведением, могут также ставиться лица, осужденные к мерам наказания без лишения свободы, не взятые под стражу на период следствия. 
В целях обеспечения эффективности индивидуального предупреждения преступного поведения важно соблюдать следующие основные требования: 
1. Своевременность. Несвоевременное выявление и принятие мер воздействия к правонарушителям и их окружению влечет формирование привычки к антиобщественному поведению, значительно увеличивает вероятность совершения лицом преступления. (Исследования показывают, что 2/3 семей, которые были явно неблагополучными и из которых вышли несовершеннолетние правонарушители, до момента совершения преступления оставались вне поля зрения правоохранительных органов.)

  Прогнозирование индивидуального  преступного поведения  и планирование предупредительной работы
  В процессе изучения личности осуществляется прогнозирование индивидуального  преступного поведения, или индивидуальное прогнозирование. Это задача большой  сложности и решается она на основании  оценки всей совокупности внутренних и внешних факторов. Индивидуальный прогноз может быть только вероятным  – это прогнозирование лишь возможного преступного поведения. Чем точнее и полнее прогностическая информация о лице, тем эффективнее меры предупреждения преступления. Возможность предсказать  поведение человека зависит от того, насколько мы знаем определяющие его факторы, а также программу, по которой оно реализуется вовне. 
Информация о прошлом и настоящем личности, ее действиях, социальных связях и ближайшем окружении является основой для прогноза будущего поведения. Причем необходимо учитывать динамику этих характеристик. Факторы, могущие положительно повлиять на человека в будущем, должны быть поддержаны, а возможно, и активизированы. А факторы, способные оказать отрицательное влияние на человека, должны непременно стать объектом предупредительного воздействия, т. е. задача индивидуального предупреждения состоит в том, чтобы прогноз, указывающий на возможное совершение преступления данным лицом, не реализовался. 
Прогнозирование преступного поведения и индивидуальное предупреждение – во многом единый процесс. Предупреждение само по себе предполагает постоянное, всестороннее и глубокое изучение личности, ее поведения, связей и намерений. Полученные в результате этого сведения и осуществляемый по ним прогноз влияют на коррекцию плана индивидуальной работы.

  Для работников правоохранительных органов одной  из важнейших задач является решение  вопроса о постановке лица на профилактический учет. Это решение должно основываться на строгом соответствии нормативным  предписаниям . При этом важно всесторонне оценить всю имеющуюся информацию и убедиться в достаточности фактических оснований для постановки того или иного лица на учет, поскольку это может оказать сильное влияние на судьбу человека и иметь серьезные последствия для дальнейшей его жизни.

  Постановка  на учет вызывает необходимость применения интенсивных мер воздействия. Неоценимую помощь здесь могут оказать планы индивидуальной работы.

  Планирование  призвано упорядочить сложный и  многогранный процесс предупредительного воздействия, сделать его целеустремленным, определить наиболее рациональные пути работы с данным лицом, выбрать такие  тактические методы и приемы, которые  обеспечили бы эффективное достижение целей предупреждения преступного  поведения в сложившейся конкретной ситуации.

  Конкретность  планирования индивидуальной работы, его обусловленность свойствами каждой данной ситуации не исключают  возможности программирования по некоторым  параметрам соответствующих действий субъектов предупредительной деятельности. Конечно, трудно рассчитывать на возможность  разработки типового плана, пригодного для всех без исключения случаев, различных категорий лиц и  отвечающего всем требованиям, предъявляемым  к такого рода планам. Вместе с тем нельзя отрицать определенного практического значения примерных планов индивидуального предупреждения, разработанных с учетом некоторых типичных ситуаций, складывающихся в этой сложной деятельности.

  Общий подход к выработке названных планов состоит в том, что планирование мероприятия должно соответствовать  следующим основным направлениям:

  1. Знакомство  с личностью и окружающей средой: 
изучение личности, т. е. получение информации о всех описанных ранее признаках, характеризующих лицо; 
изучение окружающей среды во всех сферах жизнедеятельности (место жительства, место учебы, работы, проведение свободного времени); 
проведение ознакомительных бесед с лицом и его родственниками; 
посещение лица по месту жительства и знакомство с социально-бытовыми условиями жизни; 
посещение лица по месту работы, учебы, знакомство со сложившимися там условиями, при необходимости проведение беседы с ближайшим окружением, администрацией.

  2. Реализация  текущих мер индивидуального  предупреждения: 
регулярные встречи с подучетным и проведение воспитательных бесед (встречи могут проводиться в разных местах – по месту жительства, по месту учебы, работы, по месту проведения досуга, в помещениях милиции и т. д.); 
осуществление контроля за поведением лица по месту жительства путем опроса родственников, соседей, работников ДЭЗов и т. п.; 
осуществление контроля за поведением лица по месту учебы, работы с помощью администрации, ближайшего окружения, официальной информации о его поведении; оказание помощи при необходимости в трудостройстве, улучшении условий жизни, учебы, в проведении свободного времени; привлечение к индивидуальной работе других лиц, могущих оказать позитивное воздействие; иные меры убеждения и помощи.

  3. Принятие  мер по предотвращению и пресечению  правонарушений не преступного  характера и малозначительных  преступлений: 
меры принудительного характера, дающие возможность своевременно пресечь правонарушения непреступного характера с тем, чтобы предупредить совершение преступлений (привлечение к административной ответственности, ограничение дееспособности, принудительное лечение, помещение в специальные учебно-воспитательные учреждения и другие меры принуждения); меры по защите объектов возможного преступного посягательства подучетного (нейтрализация ситуаций, способствующих совершению конкретного преступления).

  4. Принятие  мер по предотвращению замышляемых  и подготавливаемых преступлений: 
склонение лица к отказу от совершения преступлений путем воздействия на само лицо, на окружающую его отрицательную микросреду (развенчание, изоляция лидеров криминальных групп, разобщение криминальных групп и т. п.); привлечение лица к ответственности за незначительные преступления с тем, чтобы предотвратить тяжкие преступления; 
защита субъектов возможного преступного посягательства (консультирование, оказание помощи в установке охранной сигнализации, в необходимых случаях организация охраны возможной жертвы); 
устранение или нейтрализация обстоятельств, способствующих совершению преступления.

  5. Меры  по контролю и проверке эффективности  мер индивидуального предупредительного воздействия: направление запросов о поведении лица по месту работы, учебы, жительства; опрос окружающих его лиц, соседей, родственников, знакомых, администрации о поведении и образе жизни; опрос экспертов и другие методы прогнозирования индивидуального поведения подучетного; иные меры информационного характера.

  6. Подготовка  материалов для изменения статуса  подучетного (снятие с учета, направление в суд, в специальные учебно-воспитательные учреждения, лечебные учреждения, для установления или снятия административного надзора и т. п.).

  Все названные  выше методы изучения личности являются стадией, предшествующей непосредственному  осуществлению профилактического  воздействия

 
  
 
  
 
  Методы, индивидуального  предупреждения преступлений
     
 
  
  
  Применение  методов индивидуального предупреждения преступного поведения предполагает достаточно длительное и систематическое воздействие. Но при этом должен комплексно применяться весь арсенал методов, все силы и средства воздействия на личность, соответствующие демократическим принципам отношения к личности. 
Можно выделить следующие методы индивидуального воздействия: убеждение, оказание помощи, принуждение. 
Метод убеждения – это комплекс воспитательных, разъяснительных мероприятий, осуществляемых в целях изменения антиобщественной направленности личности и закрепления ее положительной социальной ориентации. Убеждение применяется для преодоления или нейтрализации основных антиобщественных ориентации, могущих привести к совершению преступлений.

  Основными формами реализации метода убеждения  являются: индивидуальные и коллективные беседы, обсуждение поведения лица, установление над ним индивидуального  и коллективного шефства, стимулирование участия в общественно полезной деятельности и т. п. 
В процессе реализации методов убеждения применяются разнообразные психологические и педагогические приемы воздействия на разум, чувства и волю правонарушителя. На практике положительно себя зарекомендовали беседы. В индивидуальном предупреждении преступного поведения используются беседы трех видов: ознакомительная, предупредительная и воспитательная (классификация А. И. Алексеева).

  Ознакомительная беседа – ответственное мероприятие, от содержания и результатов которого во многом зависит ход дальнейшей воспитательной работы. Психологическая  атмосфера такой беседы, ее тон  должны отражать общую линию индивидуальной работы – сочетание доброжелательности, заинтересованности в судьбе человека с требовательностью к нему, его  поведению. Чтобы эта беседа была эффективной и предметной, необходимо собрать как можно больше информации о самом лице, его поведении, окружении, связях и т. п.

  Предупредительная беседа проводится либо при наличии  фактов антиобщественного поведения  лица, взятого на профилактический учет, либо без каких-либо внешних  поводов, в порядке повседневной работы. Предупредительная беседа наряду с главной ее задачей – оказанием  непосредственного воспитательного  воздействия, преследует цель контроля за поведением подучетного, а также используется для информационного обеспечения индивидуального предупреждения преступлений. 
Воспитательная беседа близка по цели, основному содержанию, способам воздействия предупредительной беседе. Пути воздействия на сознание, чувства и волю, используемые в ходе предупредительных и воспитательных бесед, во многом сходны. Однако воспитательные беседы проводятся, как правило, в неофициальной обстановке, чаще представителями общественности, по месту жительства, учебы "или работы лица, в отношении которого реализуется данная мера.

  Наряду  с беседой к числу основных организационно-тактических форм непосредственного  воспитательного воздействия относятся  вовлечение лиц в социально полезные занятия трудового, общественного, спортивного, самодеятельного и иного характера.

  Метод оказания помощи, как правило, является одним  из самых эффективных в деятельности субъектов предупреждения преступлений. Он касается трудового устройства, улучшения бытовых условий, поступления  на учебу, организации досуга, установления социально полезных контактов, планирования денелсных расходов, выбора жизненных целей и т. д. 
Наибольшую значимость представляют первые два вида оказания помощи, особенно для лиц, освобожденных после отбытия наказания. Регламентация этой работы осуществляется в специальных нормативных актах. Когда применение указанных мер крайне затруднено, для их реализации необходимо использовать возможности церкви, спонсоров, различных фондов, службы социальной защиты населения, центров социальной реабилитации, домов ночного пребывания и других подобных структур. 
Меры помощи реализуются также путем оказания воздействия на социальную микросреду, лица, с которым ведется работа. Отрицательные источники могут быть во всех сферах микросреды: в семье, в школе, трудовом коллективе.

  Для исключения отрицательного влияния с носителями такого влияния проводится индивидуально-профилактическая работа (беседы, предупреждение, принуждение); лицо, с которым ведется работа, переводится в другой класс, школу, трудовой коллектив; отрицательное  влияние нейтрализуется более сильным  воздействием, развенчанием носителя вредного, разлагающего влияния и т. д.

  Метод принуждения  является одним из основных в деятельности правоохранительных органов и прежде всего – милиции. Основанный исключительно  на законе, этот метод дает возможность  своевременно предотвратить противоправную преступную деятельность лиц, находящихся  под контролем, защитить граждан  от их противоправных посягательств. Ранее  этому методу уделялось недостаточно внимания, поскольку декларировалась  обязанность правоохранительных органов  в основном использовать методы убеждения  и помощи. Однако превентивная функция  в данном случае выходила за пределы  обязанностей сотрудников этих органов, подменяя и дублируя предупредительную  работу Других субъектов предупреждения преступлений. Кроме того, правоохранительные органы не обладали, да и не обладают необходимыми возможностями для  реализации в полной мере убеждения, а особенно помощи.

  Метод принуждения  реализуется путем применения различных  по своей юридической природе, содержанию и направленности мер воздействия. Однако они должны регламентироваться соответствующими правовыми нормами различных отраслей права – гражданского, семейного, административного и т. д. К основным мерам, имеющим предупредительное значение и наиболее часто применяемым правоохранительными органами, относятся следующие: административный арест и административное задержание для предотвращения антиобщественного поведения лица и защиты граждан, членов семьи от противоправных посягательств; штраф, реализующий материальную ответственность лица за свои антиобщественные проступки и призванный предупредить более серьезные правонарушения; принудительное лечение пьяниц и наркоманов, которое наряду с медицинскими целями преследует цель уберечь лицо от дальнейшей деградации, от совершения преступления на почве этих пагубных пристрастий и защитить семью и окружающих от его пагубного влияния и хулиганских посягательств; административный надзор, преследующий цель жесткого контроля за лицами, освободившимися из мест лишения свободы и не ставшими на путь исправления.

  Наложение и ужесточение ограничений в  отношении судимых, взятых под надзор, позволяет установить барьеры на пути их противоправной деятельности, способствует социализации личности. Возложение на лицо обязанности прибывать  периодически в орган внутренних дел для регистрации лишает его  возможности вести антиобщественный образ жизни. 
К уголовно-правовым мерам индивидуального предупреждения преступного поведения можно отнести такие, как: привлечение к ответственности лиц по статьям Уголовного кодекса с так называемой двойной превенцией (угроза убийством, нанесением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества; изготовление, хранение или сбыт оружия; вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность и т. п.).

  Следует помнить, что индивидуальное предупреждение преступного поведения представляет собой сложнейший вид деятельности, поскольку оно всегда связано  с конкретным человеком, его особенностями. Наиболее остро это проявляется  в работе с несовершеннолетними. 
Основные функции по реализации предупреждения индивидуального преступного поведения подростков возложены на специализированные подразделения органов внутренних дел, входящие в структуру милиции, общественной безопасности.

  Согласно  нормативным актам эти подразделения  реализуют меры воздействия в  отношении следующих категорий  несовершеннолетних: освобожденных  из мест лишения свободы; осужденных к лишению свободы условно  либо с отсрочкой исполнения приговора; совершивших преступления, но освобожденных  от уголовной ответственности в  связи с применением мер общественного  воздействия либо административного  взыскания или вследствие акта об амнистии; совершивших общественно  опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная  ответственность; обвиняемых в совершении преступлений и не заключенных под  стражу в период предварительного следствия; вернувшихся из специальных учебно-, лечебно-воспитательных учреждений; систематически совершающих правонарушения, влекущие наложение административных взысканий.

  В этих целях  данные подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних принимают следующие меры: взаимодействуют с органами социальной защиты, занятости населения, образования, здравоохранения, трудовыми коллективами, общественными объединениями, благотворительными и иными фондами в целях активизации предупреждения правонарушений несовершеннолетних; вызывают несовершеннолетних, родителей, лиц, их заменяющих, а также приглашают иных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции, для выяснения обстоятельств, связанных с правонарушениями подростков, получают от них необходимые объяснения, сведения, справки, документы; посещают несовершеннолетних правонарушителей по месту их жительства, учебы, работы; проводят профилактические беседы с ними, родителями и иными лицами, отвечающими за воспитание и поведение подростков; задерживают и доставляют несовершеннолетних в приемники-распределители для несовершеннолетних по основаниям, предусмотренным действующим законодательством и нормативными актами МВД России; 
проводят предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством действия по материалам в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста привлечения их к уголовной ответственности; в соответствии с действующим законодательством осуществляют меры по контролю за несовершеннолетними, осужденными к лишению свободы условно или с отсрочкой исполнения приговора; в неотложных случаях направляют детей и подростков, оставшихся без родительского попечения, в учреждения органов социальной защиты населения, здравоохранения, для оказания медицинской помощи несовершеннолетним правонарушителям, употребляющим спиртные напитки, наркотические и другие средства, вызывающие одурманивание; 
направляют в государственные органы, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения информацию об обстоятельствах, способствующих правонарушениям подростков, и предложения по устранению этих обстоятельств.

  Существенной  спецификой обладает индивидуальное предупреждение преступного поведения в тех  случаях, когда отсутствует информация о лицах, которые уже совершили  преступления, но эти преступления не раскрыты, а лица могут продолжать преступную деятельность. Источниками  такой информации служат прежде всего: книги и журналы учета происшествий, задержанных и доставленных в дежурные части органов внутренних дел; уголовные дела, материалы об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении; материалы об административных или других правонарушениях; приговоры судов; сообщения, извещения, иные материалы милиции, исправительно-трудовых учреждений, специальных учебно-воспитательных заведений, подразделений органов внутренних дел, суда, прокуратуры; заявления и письма граждан; сообщения государственных, негосударственных органов и организаций; 
сообщения в печати, по радио, телевидению и т. д.

  Выявление лиц, которые могли совершить  преступление и продолжать преступную деятельность, основано на осведомленности  о лицах, вероятность криминального поведения которых прогнозируется как высокая, знании закономерностей детерминации и развития преступной деятельности.

   
 

  Литература

  Антонян Ю.М. Криминология: Избранные лекции — М., 2004.

  Антонян Ю.М. Курс лекций по криминологии — М., 2003.

  Алексеев  А.И. Криминология: Курс лекций. — М., 2004.

  Долгова А.И. Криминология: Краткий учебный  курс — М., 2002.

  Иншаков С.М. Криминология: Учебник. — М., 2000.

  Криминология / Под ред. Дж. Ф. Шелли — СПб., 2003.

  Криминология: Курс лекций. — Воронеж, 2004.

  Криминология: Учебник / Под ред. Малкова В.Д. — М., 2004.

  Антонян Ю.М. Изучение личности преступника. — М., 1982.

  Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии.— М., 1998.

Информация о работе Личность преступника и индивидуальное предупреждение