Криминология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 18:55, курс лекций

Описание

Криминология (от лат. «crimen» — преступление, «logos» — учение) — наука о преступлении, в широком смысле — о преступности. Считается, что впервые этот термин применили итальянские ученые Гарофапо и Топинар, в 1885 году под одноименным названием была издана монография.
Криминология — это самостоятельная социальная наука, изучающая преступность, ее причины, личность преступника и организацию профилактического воздействия на преступность.
Предмет криминологии:
- преступность;
- причины преступности;

Работа состоит из  1 файл

Криминология.doc

— 518.00 Кб (Скачать документ)

Иными причинами  высокого уровня латентности налоговой  преступности являются:

изобретательность налоговых преступников;

эффективное сокрытие совершаемых налоговых преступлений;

отсутствие  явных следов, указывающих на совершение налоговых преступлений;

наличие большого промежутка времени (от одного года и  более) между моментом совершения и  моментом выявления налогового преступления.

Основываясь на данных о зарегистрированных фактах налоговых преступлений, можно определить коэффициент налоговой преступности. Доля налоговой преступности в общей структуре преступлений экономической направленности, имевшей первоначально незначительные показатели, возрастает и становится сопоставимой с такими преступными проявлениями, как фальшивомонетничество (3,6%), незаконное предпринимательство (3,8%) и др.

Важным качественным показателем налоговой преступности является ее структура.

Так, 73,5% от общего числа налоговых преступлений составляют сокрытия доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения. При этом более 55% преступлений данного вида совершалось в особо крупных размерах. Преступления, заключающиеся в противодействии или неисполнении требований налоговой службы в целях сокрытия доходов (прибыли) или неуплаты налогов, составляют 21,8%, уклонение от подачи декларации о доходах — 3,7%, иные — менее 1%.

Статистика  свидетельствует о том, что преступные посягательства, направленные на уклонение  от уплаты налога на прибыль, составляют 43,6% от общего числа налоговых преступлений.

Основную налоговую  нагрузку в Российской Федерации  несут организации, поэтому наибольшее распространение получили преступления, связанные с исчислением и уплатой налогов с юридических лиц. Из общего числа юридических лиц лишь 16,6% вносят платежи регулярно, 49,8% имеют задолженность перед бюджетом и около 29,9% не представляют бухгалтерскую отчетность, не платят налоги или находятся в налоговом розыске.

На долю предприятий, осуществляющих торговлю продуктами питания, приходится 23,8% налоговых правонарушений; торгующих товарами народного потребления — 15,9%; занимающихся оказанием услуг — 12,1%; осуществляющих финансово-кредитные операции — 9,3%; торгующих недвижимостью — 7,9%; производящих продукцию металлообработки и машиностроения — 7,2%; осуществляющих нефтедобычу и нефтепереработку — 5,1%; предприятий металлургии — 1,8%; производителей химической и нефтехимической продукции — 1,5%; производителей электроэнергии — 0,7%.

Для большинства  налоговых преступников уклонение от уплаты налогов является само собой разумеющимся действием (порой частью бизнес-плана), совершаемым с заранее обдуманным умыслом, хотя и сопряженным с некоторой долей риска быть обнаруженным.

Характеристика  личности налоговых преступников:

- наличие определенного уровня достатка (как правило, выше среднего);

- достаточно  высокий интеллектуальный уровень,  знание основ налогового законодательства;

- способность  оплатить услуги консультантов,  адвокатов;

- относительно  высокий социальный статус;

- самоуверенность (иногда доходящая до прямого демонстрирования своего превосходства над коллегами, подчиненными, сотрудниками контролирующих и правоохранительных органов);

- прагматизм (элементы  практичности и рационализма);

- ориентация  на достижение успеха (прочная установка на достижение поставленной цели, называемой иногда рыночной ориентацией);

- разветвленные  социальные связи в различных  сферах (в том числе в правоохранительных  органах и иногда в преступном мире).

Социально-демографическая  характеристика налогового преступника:

- 74% случаев  налоговыми преступниками являлись  мужчины (это обусловлено тем,  что среди руководителей предприятий мужчины составляют большинство;

- средний возраст  злостных неплательщиков налогов  — 38 лет (наибольшее количество  совершаемых налоговых преступлений приходится на лиц, находившихся в возрасте от 31 года до 40 лет, — 36% и от 41 года до 50 лет — 36%);

- среди мужчин  число состоявших в браке составляло 78%, у женщин этот показатель ниже — 54%;

- такие преступники  преимущественно городские жители (в сельской местности проживает около 8% преступников);

- ранее судимы  — 7%.

Из общего количества привлекавшихся к уголовной ответственности  за уклонение от уплаты налогов руководителей 78% занимали должности руководителей негосударственных коммерческих предприятий, 14% — общественных некоммерческих организаций, 6% — организаций, в которых доля государства составляла более 50%, и 2% — государственных бюджетных организаций.

На предварительном  следствии и в ходе судебного  разбирательства полностью признали свою вину и раскаялись в содеянном 46% подсудимых, частично признали вину — 27% и не признали вину 29% привлекаемых к уголовной ответственности лиц.

Налоговые преступники  отличаются высоким образовательным  уровнем. Высшее образование имеют 64% от общего количества привлеченных к уголовной ответственности по налоговым составам преступления.

Разграничение данных лиц по социальному и должностному положениям свидетельствует, что из них частными предпринимателями являются 47,2% от общего количества привлеченных к уголовной ответственности по налоговым составам преступления, служащими — 36,2%, безработными (лицами без постоянного источника доходов) — 2,7%, пенсионерами — 0,8%, государственными служащими — 0,33%, служителями культа — 0,015%, лицами иного социального положения — 12,75%.

Подавляющее большинство  налоговых преступников составляют руководители организаций — 82,95%.

Одной из причин налоговой преступности является нравственно-психологическое состояние налогоплательщиков, характеризующееся негативным отношением к существующей системе налогообложения. Такое отношение в немалой степени объясняется низким уровнем их налоговой культуры. Принимая это во внимание, главным направлением деятельности по предупреждению налоговой преступности следует признать повышение уровня налоговой культуры населения. Это прежде всего предполагает широкое информирование населения о налоговом законодательстве и его применении.

ТЕМА 25: КОРРУПЦИОННАЯ  ПРЕСТУПНОСТЬ

Коррупция — социальное явление, характеризующееся подкупом должностного лица и корыстным использованием официальных служебных полномочий, а также связанных с ними авторитета, возможностей, связей.

Законодательное определение коррупции и коррупционных преступлений в настоящее время отсутствует. Неоднократно ставился вопрос о принятии специального закона «О борьбе с коррупцией», в котором были бы предусмотрены основные понятия, направления и способы антикоррупционной деятельности. Однако до настоящего времени такой правовой акт отсутствует.

В уголовно-правовом смысле под этим видом преступности понимают, как правило, так называемые должностные преступления, ответственность за которые предусмотрена в главе 30 УК «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», а также в главе 23 УК «Преступления против службы в коммерческих и иных организациях».

Способы совершения коррупционных преступлений:

«коррупционная сделка» — лицо, находящееся на государственной (муниципальной) или коммерческой службе незаконно, вопреки интересам службы, или без служебной необходимости использует свои служебные полномочия в интересах определенного гражданина или указанных им других лиц, за материальное или нематериальное вознаграждение;

«коррупционное  вымогательство» — должностное  лицо вымогает дополнительное вознаграждение за выполняемые им служебные обязанности;

«коррупционный  подкуп» — гражданин призывает  должностное лицо принять определенное вознаграждение за реализацию им официальных полномочий или иных возможностей в интересах гражданина или третьих лиц.

В дальнейшем в  связи с полученным незаконным вознаграждением  служащий выполняет указанные взяткодателем  действия. При этом взятка, во-первых, берется либо до, либо после совершения необходимых деяний, а во-вторых, совершаемые должностным лицом деяния либо предписаны ему по должности, либо выходят за рамки его должностных полномочий.

Коррупция не сводится лишь к получению денежных средств. Личная выгода может быть получена в форме оказываемых услуг, приобретения определенного статуса, политического влияния или престижа.

Объем коррупционных  преступлений не совпадает с должностными преступлениями (например, он не предусматривает  такой вид преступности, как халатность), а также не в полной мере соотносится с преступностью по службе.

Коррупционная преступность включает в себя разные уголовно-правовые виды деяний. К основным из них можно отнести следующие  преступления против государственной власти, государственной и иной службы:

- взяточничество;

- злоупотребление  должностными полномочиями;

- превышение  должностных полномочий;

- преступления  против службы в коммерческих  организациях;

- незаконное  участие в предпринимательской  деятельности;

- привлечение  заведомо невиновного к уголовной  ответственности;

- незаконное  освобождение от уголовной ответственности  и др.

Коррупционная преступность имеет ряд криминологических особенностей. В первую очередь это вид преступности отличается достаточно высоким общественным положением субъектов коррупции. Так, статистические данные свидетельствуют, что среди привлеченных к ответственности коррумпированных должностных лиц 41,1% были сотрудники министерств, комитетов и их структурных подразделений, 26,5% — сотрудники правоохранительных органов, 11,7% — работники кредитно-финансовой системы, 8,9% — работники контролирующих органов, 3,2% — работники таможенной службы, 0,8% — депутаты, 7,8% — прочие.

Характерной чертой коррупционной преступности является ее высокая латентность. Согласно экспертным оценкам количество выявленных случаев взяточничества составляет от 0,1 до 2% от реального числа таких преступлений. 96% опрошенных прямо или косвенно сталкивались с вымогательством со стороны должностных лиц.

Высочайшая степень латентности может быть объяснена объективными и субъективными причинами.

К объективным  причинам относится тот факт, что  в большинстве случаев коррупционных  преступлений практически невозможно выявить отрицательные последствия противоправных деяний. Как правило, все участники получают выгоду и не заинтересованы в сообщении об этом преступлении и его раскрытии, поскольку подлежат уголовной ответственности. Кроме того, в большинстве случаев отсутствуют видимые признаки преступления, поскольку за взятку совершаются правомерные действия.

Субъективными факторами латентности коррупционных  преступлений являются отсутствие строго направленной (адресной) государственной  политики в противодействии и борьбе с этим социальным явлением, а также недостаточно высокий профессиональный уровень сотрудников, привлекаемых к этой деятельности. Также одной из причин возникновения коррупции является несоответствие этических норм, установленных в обществе, с принципами отдельных должностных лиц. Поэтому определенную значимость представляют вопросы, касающиеся ценностных ориентиров лиц, поступающих на службу, и влияние этих ориентиров в процессе их переоценки в служебной деятельности.

Кроме того, отсутствие служебного роста и низкая зарплата у государственных служащих способствуют возникновению коррупции, поскольку стремления каждого направлены на создание материально обеспеченных условий жизни для себя и своих близких. Стимул успешного продвижения по службе, повышение уровня оплаты труда, моральный комфорт укрепляют желание этих лиц действовать в соответствии с нормами профессиональной этики.

Основные  направления профилактики коррупции:

- признание  существования коррупции и разработка  мер по ее искоренению В  борьбе с коррупцией наиболее  серьезным препятствием является  нежелание признавать ее существование. Это связано с объективными трудностями в раскрытии коррупционных преступлений;

- оценка эффективности  стратегии и методики по искоренению  коррупции. Эффективным средством предупреждения коррупции является система предварительного анализа и прогнозирования таких правонарушений. Она позволяет выявить имеющиеся проблемы при осуществлении должностных полномочий, недостатки служащих, предпосылки злоупотреблений служебным положением;

- этическая  подготовка. Наиболее важным компонентом концепции, направленной на создание, развитие и внедрение этических стандартов, является изменение нравственных ориентиров служащих. На их моральный облик большое влияние оказывает положительный климат в коллективе;

- набор на  службу и отбор квалифицированных кадров. Осуществление этической подготовки должно сочетаться с тщательным отбором кадров для государственной службы. Прежде всего необходимо определить квалификацию и личностные характеристики потенциальных сотрудников;

- обеспечение  дисциплинарного порядка. Правила и порядок влияют на подверженность служащего воздействию факторов коррупции. Нечеткая и несовершенная организация работы может открыть путь к участию в преступной деятельности. Напротив, контроль, подотчетность и должная дисциплина повышают защищенность от коррупции и предотвращают случаи злоупотребления служебным положением. Также проведение жесткой дисциплинарной политики необходимо для увеличения шансов обнаружения и задержания коррумпированных сотрудников;

Информация о работе Криминология