Криминологическая характеристика и профилактика преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:43, контрольная работа

Описание

Преступность – явление настолько сложное и многогранное, что трудно отдельно проверить и оценить какую-либо одну теорию динамики ее развития. Как массовое явление и социальная проблема, вызывающая тревогу общества, преступность требует все большего к себе внимания. На состояние ее оказывает влияние множество факторов.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Криминологическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков ……………………………………... 6
2. Профилактика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков ………………………………………………………………. 15
Заключение …………………………………………………………………….. 23
Список использованной литературы ………………………………………… 24

Работа состоит из  1 файл

КР криминология.docx

— 53.11 Кб (Скачать документ)

Важное  значение в предупреждении незаконного  оборота наркотиков имеет противодействие  совершению наркоманами отдельных  видов преступлений, предметно и  мотивационно связанных со злоупотреблением наркотическими средствами.

Наркомания  тесно связана с преступностью  и является, образно говоря, питательной  почвой для совершения различных  преступных деяний, прежде всего корыстных  и корыстно-насильственных. Нелегальное  приобретение наркотиков требует значительных материальных затрат. Стоимость наркотических  средств на «черном рынке» превышает  аптечные цены на наиболее распространенные виды наркотиков в десятки и сотни  раз.

Наркомания  тесно связана с насильственной преступностью. Употребление наркотиков порождает немотивированную злобность, чувство тревоги, безотчетный страх, довольно часто вызывающие агрессию. Находясь в состоянии наркотического опьянения, наркоманы нередко совершают  преступления против личности: убийства, телесные повреждения, изнасилования, хулиганские действия и т.п. Одним  из мотивов совершения этих преступлений все чаще становится стремление завладеть  наркотиками или средствами для  их приобретения. Учащаются и «заказные» убийства в связи с конкуренцией на «черном рынке» наркодельцов. Эффективная  профилактика насильственных преступлений обусловливает снижение уровня преступлений, связанных с наркотиками.

Значительную  опасность представляет нелегальное  распространение наркотиков в местах лишения свободы. Как правило, наркотики  доставляются туда родственниками осужденных или иными лицами, имеющими выход  за территорию зоны. Многие наркоманы (до 15%) приобщились к этому пороку именно в местах лишения свободы.

Особого внимания заслуживает и проблема предупреждения организованной преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, наркобизнесом. Речь идет о контрабанде и подпольной торговле наркотиками, их изготовлении в нелегальных  лабораториях и иных формах организованной преступной деятельности в рассматриваемой  сфере.

Чем широкомасштабнее ведется наступление здоровых сил  общества на наркобизнес, чем успешнее действует система профилактики наркомании и наркопреступности  – тем изощреннее, как показывают мировой и российский опыт, оказывается  сопротивление со стороны наркобизнеса.

Тем не менее, последовательная реализация новой  антинаркотической политики в Российской Федерации, консолидация усилий всех правоохранительных органов позволили нанести существенный удар по наркопреступности. Достаточно сказать, что в 2005 году впервые за длительный период удалось добиться увеличения числа выявленных и, что  очень важно, раскрытых наркопреступлений. Всего преступлений этой категории  зарегистрировано в прошлом году свыше 175 тысяч, из незаконного оборота  изъято более 138 тонн наркотических  средств, психотропных и сильнодействующих  веществ.

Изменение государственной антинаркотической  политики, составными частями которой  стали создание ФСКН России – специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по борьбе с  незаконным распространением наркотиков и по контролю за их легальным оборотом, по координации антинаркотической  деятельности других органов исполнительной власти, а также сущностные изменения в законодательстве, обеспечившее дифференцированный подход к жертвам наркоагрессии – потребителям и к преступникам – поставщикам и сбытчикам наркотиков, существенно повлияло на изменение в положительную сторону наркоситуации и итогов правоохранительной деятельности в России.

Удалось добиться не только увеличения числа  выявляемых наркопреступлений, главное  – изменился их качественный состав.

Так, если в 2002 году, до создания ФСКН России и  реформирования антинаркотического законодательства, из выявленных наркопреступлений только 46% относились к категории тяжких и особо тяжких, то в 2005 году доля таких преступлений уже превысила 77%. Если в 2002 году лишь 36% выявленных наркопреступлений  были связаны со сбытом наркотиков, то в 2005 году эти преступления составили 63%. Только ФСКН России ликвидировано 2778 наркопритонов, тогда как ранее  всеми правоохранительными органами пресекалась в среднем в год  деятельность около 400 наркопритонов.

Сохранились указанные позитивные тенденции  и в 2006 году.  
За первый квартал этого года выявлено на 28% больше наркопреступлений чем за АППГ, изъято значительно больше наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ из незаконного оборота. Только ФСКН России ликвидировано свыше 1100 наркопритонов.

В результате удалось существенно ограничить доступность наркотиков для потребителей, в первую очередь – подростков и молодежи. В большинстве регионов России отмечается рост цен практически  на все виды наркотиков, в частности, на героин и марихуану в 1,5-2,5 раза.

Системное проведение мероприятий по борьбе с  наркопреступностью сопровождается совершенствованием методов лечения наркотической  зависимости, организацией действительно  эффективной реабилитационной работы и формированием системы профилактики наркомании с активным участием общественных структур, в том числе в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы», координатором которой является ФСКН России.

Программа направлена на моральное и физическое оздоровление общества, в том числе  ориентирована на проведение целенаправленной работы по профилактике распространения  наркомании и связанных с ней  правонарушений; внедрение новых методов и средств лечения, а также медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией; снижение доступности наркотиков для незаконного потребления; концентрацию усилий правоохранительных органов на борьбе с наиболее опасными формами незаконного оборота наркотиков; осуществление постоянного контроля масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков в Российской Федерации.

Главная цель – сокращение к 2010 году масштабов  незаконного потребления наркотических  средств и психотропных веществ  в Российской Федерации на 16 – 20 процентов по сравнению с 2004 годом  и на этой основе уменьшение антиобщественных последствий от негативных явлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и наркоманией.

Происходит  консолидация антинаркотических усилий и на региональном уровне. В большинстве  субъектов Российской Федерации  созданы и активно работают координационные  советы по профилактике наркомании, разработаны  и реализуются региональные антинаркотические  программы.

В стране созданы и действуют тысячи различных  фондов, общественных организаций, работа которых связана с профилактикой  наркомании, социальной и медицинской  реабилитацией наркозависимых граждан, антинаркотической пропагандой.

Подготовленные  и проведенные в 2005 году правоохранительными  и иными органами государственной  власти, общественными организациями  форумы, конференции, семинары, олимпиады, информационно-профилактические акции способствовали совершенствованию государственной антинаркотической политики, формированию негативного отношения к проблеме немедицинского потребления наркотиков, в первую очередь среди подростков и молодежи. Они продемонстрировали, что при системном подходе и вовлечении различных специалистов в профилактические мероприятия, при поддержке государственных и негосударственных организаций, можно эффективно влиять на формирование антинаркотического мировоззрения и способствовать разрушению наркотической субкультуры.

Особое  внимание уделяется совершенствованию  антинаркотического законодательства6.

Сведения о фактах изъятия ФСКН России значительного количества наркотических  средств и психотропных веществ (по классификации УНП ООН) в 2011/12 г.г.

Наименование вещества

кол-во фактов

кол-во фактов

кол-во вещества (гр)

кол-во вещества (гр)

2011г.

2012г.

2011г.

2012г.

Наркотические средства опийной  группы

2 336

2191

3 440 597,565

3 221 098,158

в т.ч.

героин

1 741

1701

971

483,08

1 450 571,11

дезоморфин

204

137

29

553,11

19 609,93

Наркотические средства каннабисной  группы

4 876

4 980

17 172 795,818

17 209 685,831

в т.ч.

гашиш

392

389

1 150

773,41

666 218,33

марихуана

3 510

3 602

15 714 276,67

16 151 971,50

Кокаин

28

44

27

354,557

22 965,037

Синтетические наркотические  средства (за исключением дезоморфина, метилдезорфина и 6-дезоксикодеина)

2 635

1 858

364

335,177

802 155,108

Иные наркотические средства

1

5

161

15,774

Психотропные вещества

823

697

2 956 361,463

2 045 504,072

Итого наркотических средств  и психотропных веществ

10 699

9 775

23 961 605,58

23 301 423,980


 

Заключение

Взаимосвязь наркомании с преступностью наиболее отчетливо проявляется при анализе  структурного состава контингента  лиц, совершивших преступление в  состоянии наркотического опьянения.

Стремительное распространение наркотиков в современном  мире – это глобальное общечеловеческое бедствие.

По данным ООН сегодня уже более 200 миллионов  человек имеют опыт потребления  наркотических средств, из них в  России – почти 6 млн., что составляет более 4% населения.

Уже нет  ни одной страны, которую в той  или иной мере не затронули бы проблемы, связанные с незаконным распространением наркотиков.

В этих условиях борьба с организованной наркопреступностью, подрыв экономических основ наркобизнеса, противодействие злоупотреблению наркотиками, создание условий для лечения и реабилитации наркозависимых, профилактика наркомании и распространения наркотиков становятся одними из самых важных, приоритетных направлений государственной политики.

Для осуществления  мер по предупреждению транснациональной  организованной наркопреступности  и борьбе с ней, абсолютно необходимо международное сотрудничество государств на универсальном уровне и строгое  соблюдение принципов международного права, в частности принципа выполнения принятых на себя обязательств по осуществлению  мер по предупреждению и борьбе с  транснациональной организованной преступностью.

 

 

 

Список используемой литературы

Основная:

  1. Андреева Ю. Наркоконтроль // Федеральная Служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. М., 2005.
  2. Гилинский Я. И. Криминология. Курс лекций. М., 2002.
  3. Криминология: Учебник / Под ред. В.Д.Малкова. М., 2005.
  4. Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков // Невское время, 1998, № 146.
  5. Преступность и правонарушения: Статистический сборник. М., 1998.
  6. СМ.: http://www.fskn.gov.ru
  7. Фёдоров А. В. Выступления в СМИ // Федеральная Служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. М., 2006.

Дополнительная:

  1. Всеобщая декларация прав человека.
  2. Конституция (Основной закон) Российской Федерации.
  3. Аванесов Г.А. Криминология. - М.: Академия МВД СССР, 1984.
  4. Шеслер, А. В. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств: моногр. / А. В. Шеслер. - Тюмень : ООО "РГ "Проспект", 2006. - 143 с.

Нормативно-правовые акты:

  1. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г., г.Вена. Принята Конференцией ООН на ее 6-м пленарном заседании 19 декабря 1988 г.
  2. Единая Конвенция о наркотических средствах от 30 марта 1961 г., г. Нью-Йорк (с изм. и доп. от 25 марта 1972 г.).
  3. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1 (с изменениями от 29 декабря 2010 г.).
  5. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ <<О наркотических средствах и психотропных веществах>> // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 2. Ст. 219 (с изменениями от 28 декабря 2010 г.).

 

1 Криминология: Учебник / Под ред. В.Д.Малкова. М., 2005.

2 СМ.: http://www.fskn.gov.ru

3 СМ.: http://www.fskn.gov.ru

4 СМ.: http://www.fskn.gov.ru

5 Криминология: Учебник / Под ред. В.Д.Малкова. М., 2005.

6 Фёдоров А. В. Выступления в СМИ // Федеральная Служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. М., 2006.


Информация о работе Криминологическая характеристика и профилактика преступлений