Возможности криминалистического исследования нефтепродуктов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 23:11, курсовая работа

Описание

Нефтепродукты (НП) и горюче-смазочные материалы (ГСМ) выступают в качестве вещественных доказательств при расследовании уголовных дел о пожарах, поджогах, сожжениях трупов (или живых людей), применении огнестрельного оружия, дорожно-транспортных происшествиях. На месте происшествия они могут встречаться как в виде следов на различных элементах вещной обстановки (пятна па изделиях из волокнистых материалов, наслоения на деталях транспортных средств, оружии), так и в конкретных объемах (бутылях, канистрах и т. д.).

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2

Глава I. Общая характеристика нефтепродуктов………………………3

Химический состав нефтепродуктов…………………………………..3
1.2. Классификация товарных нефтепродуктов…………………………….5

Глава II. Возможности криминалистического исследования нефтепродуктов………………………………………………………………………….13

2.1. Собирание следов нефтепродуктов на местах происшествий (обнаружение, фиксация и изъятие)……………………………………………………...13

2.2. Предварительное исследование нефтепродуктов……………………...17

2.3. Схема экспертного исследования нефтепродуктов…………………….22


Заключение…………………………………………………………………….26


Список литературы…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Исследование нефтепродуктов (Автосохраненный).docx

— 65.79 Кб (Скачать документ)

     Основные  эксплуатационные требования к топливу: обеспечение надежного запуска и надежной работы двигателей, необходимой скорости и дальности полета, полноты сгорания топливовоздушной смеси. Наиболее существенное влияние на свойства топлива оказывают плотность, теплота сгорания, фракционный состав, вязкость, температура начала кристаллизации, содержание ароматических углеводородов, серы, активных сернистых соединений, смол.

Смазочные масла

     Смазочные масла, применяемые практически  во всех областях техники, в зависимости  от назначения выполняют следующие  основные функции: уменьшают коэффициент  трения между трущимися поверхностями, снижают интенсивность изнашивания, защищают металлы от коррозии, охлаждают трущиеся детали, уплотняют зазоры между сопряженными деталями, удаляют с трущихся поверхностей загрязнения и продукты изнашивания.

     Современные смазочные масла представляют собой  сложные смеси различных компонентов, каждый из которых выполняет свои функции. По происхождению смазочные  масла подразделяют на нефтяные (минеральные), синтетические и смешанные (содержат в различных соотношениях синтетические и нефтяные компоненты). Минеральные смазочные материалы изготовляют из мазута, представляющего собой остаток после атмосферной перегонки нефти, и гудрона — остатка после вакуумной перегонки мазута. В качестве синтетических масел используют синтетические углеводороды, эфиры, галогениды углерода. Синтетические углеводороды получают полимеризацией олефинов (этилена, пропилена и т. д.). Синтетические масла имеют более низкую по сравнению с минеральными маслами испаряемость, повышенную термическую и химическую стабильность.

     Нефтяные  масла по назначению можно разделить  па четыре больших группы:

  • моторные масла;
  • трансмиссионные масла;
  • энергетические масла;
  • индустриальные масла.

     Моторные  масла предназначены для смазывания деталей двигателей внутреннего сгорания. Они подразделяются на масла для дизелей, карбюраторных и авиационных двигателей.

        Трансмиссионные масла — предназначены для смазывания зубчатых передач, редукторов и других деталей трансмиссии машин и механизмов.

Условия работы масла в трансмиссиях транспортных средств имеют свои особенности: во-первых, условия трения в зубчатых передачах более напряженные, чем в двигателях внутреннего сгорания и других механизмах; во-вторых, более продолжительная бессменная эксплуатация масла, залитого в агрегат трансмиссии, по сравнению с моторным; в-третьих, широкий интервал температур (от -50 до + 150 °С и выше), при котором масло должно сохранять свои функции. [4]

     Энергетические  масла предназначены в основном для использования в энергетике, электротехнической промышленности и подразделяются на турбинные, электроизоляционные и компрессорные.

     Индустриальные  масла подразделяются на две большие группы: масла общего и специального назначения.

  1. Масла общего назначения служат для смазывания наиболее распространенных узлов и механизмов оборудования в различных областях промышленности.
  2. Специальные масла минеральные и синтетические масла с присадками; предназначены для использования в узких областях техники при специфических условиях.

Пластичные  смазки

       Пластичные смазки — распространенный вид смазочных материалов, предназначенных для разнообразных и  многочисленных узлов трения, в которых не удерживаются жидкие мосла или к ним невозможно (трудно либо невыгодно) непрерывно подавать масло. Смазки занимают промежуточное положение между жидкими и твердыми смазочными материалами. Пластичные смазки готовят путем загущения нефтяных или синтетических масел различного рода загустителями, под действием которых жидкое масло становится малоподвижным.

     По  консистенции различают полужидкие, пластичные и твердые смазки. В состав смазок входит жидкая масляная основа (дисперсионная среда) — 75-90%, твердый загуститель (дисперсная фаза) — 5-25%, присадки и наполнители — до 5%.[1]

     По  типу загустителя смазки подразделяются на:

      углеводородные (загуститель - твердые углеводороды);

     мыльные (загуститель - мыло или комплекс мыл  высших жирных кислот);

     неорганические (загуститель - различные неорганические продукты: силикагель, сажа, бентонитовые глины и др.);

     органические (загуститель - краситель, казеин и др.).

     Важным  эксплуатационным свойством является стабильность смазок, т.е. постоянство  состава и свойств при хранении и воздействии эксплуатационных факторов. Различают коллоидную и химическую стабильность. Коллоидная стабильность характеризуется способностью смазки не отделять масло. Химическая стабильность - это устойчивость масла к окислению кислородом воздуха при хранении и в рабочих условиях.

     Для многих смазок нормируется содержание воды и нежелательно даже минимальное содержание механических примесей.

Прочие  нефтепродукты

Парафины  представляют собой смесь углеводородов метанового ряда нормального строения с 18—35 атомами углерода в молекуле. Это воскоподобные вещества белого цвета кристаллического строения с температурой плавления 45—65 °С. Применяют их в качестве сырья в нефтехимической промышленности при производстве моющих средств и поверхностно-активных веществ, для пропитки бумаги и бумажной тары, в производстве свечей и спичек, в электротехнике, при выработке вазелинов, пластичных смазок, полировальных и защитных материалов. В зависимости от области применения парафины подразделяются на технические, высокоочищенные и для пищевой промышленности.

Вазелины - это смеси церезина, петролатума и минерального масла, получаемые расплавлением церезина или петролатума в масле. Выпускаются следующие марки вазелинов: медицинский, ветеринарный, конденсаторный.

Вазелин медицинский  — смесь петролатума с минеральным  маслом, очищенная серной кислотой и глиной, или смесь парфюмерного масла с белым парафином и церезином. Применяют его для предохранения от коррозии хирургических инструментов, как составную часть кремов, паст, мазей для кожи, гримов, помад.

Вазелин ветеринарный—  глубокоочищенная смесь церезина, парафина, петролатума и минеральных масел.

Вазелин конденсаторный служит для пропитки и заливки  конденсаторов.

     Церезины — смесь парафиновых углеводородов изомерного строения с 36—55 атомами углерода в молекуле. Это вещество мелкокристаллической структуры с температурой плавления 6585 °С. Применяют их при производстве смазок, вазелинов, кремов, мастик, свечей, копировальной бумаги, как изоляционные материалы в электро- и радиотехнике.

     Коксы в основном используют для производства углеродных конструкционных материалов, для изготовления электродов, в алюминиевой промышленности.

     Битумы  — это водорастворимые смеси углеводородов и асфальтено-смолистых веществ. Содержат соединения серы, кислорода и азота, а также их кислородных, сернистых и азотистых производных.

     В зависимости от области применения их подразделяются на: дорожные, строительные, специальные, высокоплавкие.[5] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Возможности криминалистического  исследования нефтепродуктов

2.1. СОБИРАНИЕ СЛЕДОВ  НП И ГСМ НА  МЕСТАХ ПРОИСШЕСТВИЙ 

   Поиск следов НП и ГСМ на месте происшествия необходимо проводить с учетом обстоятельств уголовного дела, а также их природы. Так, при дорожно-транспортных происшествиях следы ГСМ (бензин, дизельное топливо, масло, тормозная жидкость) могут находиться на различных частях транспортного средства, дорожном покрытии, почве, на обочине дороги, одежде потерпевшего, различных преградах.

  При осмотре места совершения поджога  следы ГСМ могут быть на одежде, руках подозреваемого, в емкости, на полу (с обратной стороны половых досок), па различных предметах, находящихся на месте происшествия, особенно в месте контакта предметов между собой, где затруднен доступ воздуха.

 Следы НП и ГСМ на предмете-носителе, а  также их воздействие па предмет-носитель можно установить при визуальном осмотре объектов, в том числе с помощью луп. Различие в отражательной способности в местах наслоения (воздействия) НП и ГСМ может быть выявлено при освещении объектов под различными углами. Большую помощь при поиске может оказать специфический запах НП и ГСМ.

  Особое  значение при поиске следов ГСМ имеет  их способность люминесцировать под воздействием УФ-излучения. Наиболее интенсивная люминесценция проявляется для ГСМ, имеющих температуру кипения выше 200 ЕС. К последним относят большинство товарных ГСМ. Поэтому поиск следов НП и ГСМ ведут, как правило, с использованием УФ-осветителей. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства:

 а) цвет люминесценции зависит в первую очередь от чистоты, 
компонентного состава исследуемого ГСМ. Для предельных углево- 
дородов (метана, этана, пропана, бутана и пр.) цвет люминесценции 
изменяется от зеленого до голубого. Для циклических углеводородов 
(бензола, толуола, ксилола и пр.) — от желтого до салатного, реже 
фиолетового цветов. На цвет и интенсивность люминесценции в зна- 
чительной степени влияет толщина слоя ГСМ. Например, для сма- 
зочных материалов наиболее стабильные результаты, характеризу- 
ющие их эксплуатационные свойства, могут быть получены при тол 
щине слоя 10 мм и более;

 б) интенсивность люминесценции зависит от материала-носите 
ля, в частности его способности впитывать ГСМ либо растворяться под его воздействием. Чем сильнее впитывающая способность материала-носителя, тем меньше интенсивность люминесценции. Сильное проникновение ГСМ в древесину позволяет обнаружить их незначительное количество лишь на спиле, сделанном в месте проникновения поперек волокон. На тканях наблюдение люминесценции затруднено вследствие возможности собственной люминесценции волокон ткани, либо присутствия люминесцентных компонентов в красителях, которыми окрашена ткань;

 в) определенные тин и количество примесей в ГСМ, попавших при взаимодействии с предметом-носителем, могут привести к гашению люминесценции. Гашение люминесценции наблюдается при попадании ГСМ на некоторые виды тканей и резины. Пятна ГСМ при этом выглядят абсолютно черными на более светлом фоне.

 При поиске следов ГСМ необходимо учитывать, что иод воздействием высоких температур, солнечного света, открытого огня, па-хождения в открытой емкости, они в значительной степени меняют свой состав и свойства, расслаиваются, переходят в другое агрегатное состояние, теряют легколетучие компоненты. По этой причине следы легколетучих ГСМ (бензинов, керосинов), спустя определенное время после попадания па предмет-носитель становятся невидимыми не только в обычном свете, по и при воздействии УФ-лучей. По этой же причине с трудом обнаруживают ГСМ на обугленных поверхностях.[6]

 Фиксация  следов ГСМ производится их подробным описанием в протоколе с указанием цвета, запаха, количества ГСМ, локализации и конфигурации пятен на предмете-носителе. Последние две характеристики могут быть зарисованы на схеме или сфотографированы. Обязательно фиксируют факт взаимодействия ГСМ с материалом предмета-носителя.

 Изъятие следов НП и ГСМ по возможности необходимо производить с предметом-носителем. При этом пятна ГСМ предварительно изолируют с помощью не впитывающих их материалов, например полиэтилена. След на одежде также накрывают полиэтиленовой пленкой и обшивают по краям. При длительном хранении полиэтилен сверху накрывают бумагой, не пропускающей свет.

 Следы-наслоения  смазочных масел и твердых  НП (битумов, парафинов) с преимущественно не впитывающих поверхностей изымают механическим путем: с помощью препаровальных игл; протиранием участка с наслоениями поролоновой губкой с последующим срезанием поверхностной части поролона и отделением от него под микроскопом частиц НП, либо соскабливанием наслоений НП скальпелем с поверхности предмета-носителя.

 Капли жидкости изымают с помощью капилляров, пипеток, шприцев, помещаемых затем в стеклянную тару с притертыми стеклянными или ПВХ пробками. Когда предмет-носитель пропитан ГСМ, а каплю жидкости собрать невозможно, производят извлечение ГСМ с помощью экстракции органическими растворителями: петролейным или диэтиловым эфиром, бензолом, хлороформом. Растворитель выбирают исходя из хорошей растворимости в нем углеводородов, из которых состоят ГСМ, и инертности по отношению к материалу предмета-носителя, а также его высокой летучести.

Информация о работе Возможности криминалистического исследования нефтепродуктов