Судебно - медицинская экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:18, реферат

Описание

Судебная деятельность как процесс реализации правосудия по уголовным и гражданским делам наполнена глубоким психологическим содержанием. Это обусловлено тем, что с одной стороны, действуют основополагающие принципы судопроизводства (гласность, коллегиальность, непосредственность и непрерывность судебного разбирательства, неизменность состава и суда и состязательный характер процесса познания по делу, независимость судей с подчинением их только закону, принятое групповое решения жюри присяжных), а с другой стороны – влияет обстановка в зале судебного заседания, сама процедура исследования доказательств и вынесения приговора (тактика допроса свидетелей, изучение вещественных доказательств, материалов дополнительной или повторной экспертизы, судебного прения и пр.).

Содержание

Введение
1. Психологические основы судебного процесса по уголовным и гражданским делам
2. Судебно-психологичекая экспертиза
Заключение
Использованная литература

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 87.00 Кб (Скачать документ)

     - анализ действий субъекта во  время возникновения негативного  эмоционального состояния и после  него;

     - анализ отношения самого действовавшего  лица к своим действиям.

     Решение этих задач позволяет эксперту –  психологу сделать выводы и о  том, повлияло ли (и если да, то каким  образом) эмоциональное состояние  на способность лица в конкретной ситуации осознавать фактическое содержание своих действий и на его возможности  в полной мере осознанно руководить ими. В случае установления состояния физиологического аффекта подэкспертный признается судом вменяемым и соответственно несущим юридическую ответственность. В случае обнаружения патологического аффекта требуется дополнительная судебная экспертиза, чтобы выявить лежащие в его основе психопатологические изменения личности (например, маниакально – депрессивный синдром, различные навязчивые идеи, осознаваемые субъективно как реальные, и пр.). При обнаружении аномального аффекта, вызванного патологически измененными закономерностями развития из-за определенных внешний воздействий (алкоголь, наркотики, интоксикация), уже требуется проводить комплексную психолого – психиатрическую экспертизу.

     При установлении в СПЭ других эмоциональных состояний (например, дистресса, кризиса, флустрации и пр) эксперт может воспользоваться правом экспертной инициативы (ст.77 ГПК), чтобы профессионально квалифицировать и их возможные негативные последствия в плане влияний на способность лица в определенной мере отдавать отчет в своих действиях и сознательно руководить ими.

     При назначении судом второго из указанных  выше видов экспертизы – в отношении  установления способности испытуемого (например, как взрослого, так и  несовершеннолетнего) в полной мере осознавать значение своих действий и/или в полной мере руководить ими – на разрешение эксперту обычно ставятся следующие вопросы:

     - не характеризуется ли испытуемый  отставанием в психическом развитии, не связанном с патологией  психики;

     - имеются ли у него иные (и какие именно) особенности в развитии эмоционально – волевой и других сфер личности (например, повышенная внушаемость, склонность к фантазированию и пр).

     В практике СГТЭ часто возникают случаи необходимости исследовать способности  потерпевших правильно воспринимать характер и значение совершенных с ними действий и оказывать сопротивление. Жертв изнасилования можно при СПЭ относить к следующим трем специфическим группам:

     1) группе случайных жертв (здесь  всегда есть определенная оборонная  позиция по отношению к агрессору);

     2) группе неосознанно провоцирующих  сексуальное поведение преступника  (это женщины, легко устанавливающие  случайные знакомства, демонстрирующие  при общении личную сексуальную  опытность, но застигнутые врасплох  развитием событий);

     3) группе жертв, сознательно провоцирующих сексуальное поведение преступника с предполагаемой целью в последний момент выйти из сложившейся ситуации (но это им, однако, часто сделать не удается).

     Психологически  обоснованное (после результатов  специального обследования) отнесение взрослых потерпевших по делам об изнасиловании к одной из указанных групп предоставляют суду возможность более адекватно вскрывать истину.

     Более сложный характер носит экспертиза несовершеннолетних потерпевших, т.к. здесь требуется глубоко изучить как возрастные особенности психики жертвы, так и осуществить тщательный анализ особенностей воспитания, уровня осведомленности в области половых отношений и понимания их социально – биологического значения. Однако даже самое полное понимание несовершеннолетней потерпевшей характера и значения совершаемых с ней действий не говорит о столь же полной способности оказывать сопротивление. В этом отношении первостепенное значение имеют исследования эмоционально – волевой сферы потерпевшей, ее способности противостоять ситуации угрозы, психологического давления и т.д.

     Центральными  вопросами третьего из вышеуказанных  видов экспертизы – установления способности лица (стороны, свидетеля) правильно воспринимать имеющие  значение для дела обстоятельства и  давать о них правильные объяснения, показания - выступают следующие:

     - какими индивидуальными сенсорными (т.е. органов чувств), а также  иными психофизиологическими и  личностными особенностями характеризуется  испытуемый;

     - мог ли он с учетом выявленных  особенностей в данной ситуации восприятия адекватно воспринимать и оценивать имеющие значение для дела конкретные обстоятельства;

     - обладает ли субъект требуемой  чувствительностью определенных  органов чувств (например, зрения, слуха  и т.д.), чтобы воспринимать определенные раздражители;

     - если испытуемый страдает каким  – либо сенсорным нарушением, компенсирует ли его другие  полноценные органы чувств, и  если, компенсируют, то позволяют  ли они правильно воспринимать  интересующее суд обстоятельство;

     - имеются ли у лица другие психофизиологические особенности, влияющие на правильность восприятия, запоминания и воспроизведения информации, и если имеются, то каково это влияние на каждый из названных механизмов обработки информации (восприятие, запоминание, воспроизведение);

     - мог ли испытуемый, с учетом  выявленных психофизиологических, сенсорных и личностных особенностей, давать правильные объяснения (показания)  по обстоятельствам, интересующим  суд.

     Ответы  на приведенные вопросы, полученные в ходе судебно – психологической экспертизы, являются, с одной стороны, своеобразным выводом о доказательной силе полученных при судебном разбирательстве объяснений или показаний, а с другой – заключением о способности испытуемого правильно воспринимать внутреннее содержание события, действия (понимать его значение). В отношении последнего суд (особенно гражданский) при рассмотрении механизма восприятия происходившего свидетелем должен принимать во внимание возможное проявление феномена «атрибуции (т.е. приписывания) ответственности». В его основе лежат факторы личностного или ситуационного сходства наблюдателя (свидетеля) с причинителем ущерба. Так, если свидетель не исключает личностного сходства с последним (причем неважно по каким критериям – возрасту, полу, манере поведения, взглядам и пр.), то свидетель склонен причинение вреда случайности, а не винить в это м действовавшего субъекта, т.е. он к нему становится как бы снисходительным. Совершенно обратным будет оценочный результат при наличии ситуационного сходства (т.е. свидетель осознает нечуждость и для ситуации, в которой был причинен ущерб и в которой он сам мог тоже отказаться), а поэтому свидетель приписывает действовавшему субъекту большую ответственность.

     Раскрытый выше механизм проявления симпатии (сочувствия) или приписывания большей ответственности свидетелем к деятелю, совершившему правонарушение, ослабевает по мере роста серьезности причиняемых последствий.

     Четвертый из указанных видов экспертизы –  исследование личностных особенностей – направлен на воссоздание общего психологического портрета личности сторон. Эксперт на основе диагностического и библиографического обследования испытуемых характеризует их личностные особенности (ценностно – мотивационные, познавательные, эмоционально – волевые, коммуникативные и прочие), которые могут влиять как на способы принятия решений (в том числе и конфликтных, экстремальных и других ситуациях), так и в целом на поведение. Такого рода экспертиза может давать полезный доказательный материал, прежде всего, по таким делам, которые требуют учета личности сторон. Например, в гражданском судопроизводстве последнее актуально при квалификации спорного правоотношения при оценке прав по делам, затрагивающим брачно-семейные конфликтные взаимоотношения, о разрешении споров о праве на воспитание детей и т.д.

     Пятый вид экспертизы, связанный с выполнением  профессиональных функций в области  управления современной техникой, решает следующие основные вопросы:

     - о наличие испытуемого в момент  выполнения указанных функций  специфического психического состояния (операционального стресса, эмоциональной психической напряженности и пр.);

     - о психологических особенностях  воздействовавшей на испытуемого  профессиональной ситуации;

     - об особенностях функционирования  познавательной сферы испытуемого  в конкретной ситуации (имелись ли индивидуальные возможности для реагирования, выработки решения и т.д.);

     - о специфике проявления волевых  процессов в конкретной профессиональной  ситуации действия (способность  реализовать принятое решение  собственными волевыми усилиями, способности к осознанному и последовательному выполнению намеченного и т.д.)

     В практике судебно – психологических  экспертиз прежде всего наследуются  случаи возможности возникновения  различных психических волнений, препятствующих нормальному осуществлению  профессиональных функций в атомной энергетике, авиации, на автомобильном, водном и железнодорожном транспорте, в работе операторов АСУ и т.д. Здесь важным является выяснение сведений о степени профессиональной подготовленности, эмоциональной устойчивости, самообладании, смелости, решительности и т.д.

     В рамках данного вида экспертиз часто  приходится решать вопрос об обоснованности риска. Поэтому при экспертном исследовании всегда должны, во – первых, устанавливаться  цель рискованного поведения и ее соответствие общественным ценностям, а во- вторых, оцениваться способность субъекта с учетом интеллектуальных и характерологических особенностей к достаточно полному осмыслению ситуации, возможностей ее развития и ожидаемых последствий.

     Шестой  из указанных видов экспертизы – по определению содержания и иерархии основных мотивационных линий личности – предполагает ответы на следующие вопросы:

     - какова психологическая структура  основных побуждений личности (ценности, идеалы, смыслы, потребности, мотивы, установки и т.п.);

     - какова была направленность мотивационной  сферы личности по действию  в интересующей суд той или  иной ситуации.

     Результаты  данного исследования могут иметь  определенное доказательственное значение при выявлении судом форм вины и их отграничения друг от друга (простая неосторожность, грубая неосторожность, умысел). Однако предлагаемый экспертом- психологом вывод по мотивации испытуемого - это лишь раскрытие психологической стороны мотивации, а поэтому в суде юристы должны его перекодировать в терминологию мотива как социально – оценочной категории, с помощью которой поведение (уже совершенные действия) оценивается в ретроспективе как позитивное или негативное с юридической точки зрения. Последнее – процесс достаточно гносеологически сложный, т.к. при целостном функционировании мотивационной сферы из раскрытой в заключении эксперта структуры мотивации трудно выбрать единственный мотивационный фактор, ведущий к противоправному деянию.

     Седьмой вид экспертизы, связанный с самоубийством, обычно назначается в том случае, когда требуется проанализировать поведение лиц, состояния психики которых до смерти не вызывали сомнения в их психологической полноценности и не сопровождались каким – либо образом демонстрируемым желанием покончить с жизнью. Достаточно наглядный пример сложности подобного типа экспертиз приводится: «Мать 12-летнего мальчика, вернувшись с работы, обнаружила труп сына, висящий на брючном ремне на ручке кухонной двери. Отношения в семье были неконфликтными, психических отклонений у мальчика не наблюдалось. Изучение материалов дела, а также личностное – биографическое исследование позволило эксперту установить, что мальчик в последнее время был охвачен желанием развить в себе сильную волю, но, по-детски воспринимая возможность самовоспитания, совершил опасные для жизни действия. Следствием одного из таких опытов по воспитанию сильной воли и стала случайная смерть».

     Крайне  важна роль данной СПЭ при разбирательстве  в суде (а часто уже на предварительном  следствии) случаев тщательной инсценировки убийства под самоубийство. Здесь вопрос о психическом состоянии лица перед смертью нередко является ключевым для расширения зоны поиска и обоснованности различных судебных версий. 

 

      Заключение 

     Рассмотренные виды СПЭ, естественно, не исчерпывают  весь их реальный реестр. Так, в последние годы в мировой практике судом все чаще стали назначаться экспертизы для решения таких вопросов, как эмоциональное и интеллектуальное воздействие на зрительную аудиторию (особенное на детей и подростков) фильмов ужасов, боевиков или порно фильмов. Это актуально в тех случаях, когда к уголовной ответственности привлекаются лица, которые создают, демонстрируют подобные фильмы или занимаются их распространением. В отечественной практике в последнее время возрастает востребованность на проведение и таких видов СПЭ, как экспертиза социально – психологических особенностей членов преступной группы, психолингвинистическая экспертиза и др. Представляется, что с расширением правовой практики и дальнейшим развитием психологической науки будут углубляться и перспективы применения как в целом судебно – психологической экспертизы, так и использования в ней более разнообразных методов психологического исследования.

Информация о работе Судебно - медицинская экспертиза