Расследование ДТП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 20:27, статья

Описание

Данная статья предназначена для лиц, расследующих преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта с дорожно-транспортными происшествиями (ДТП), поможет адвокатам и защитникам верно выбрать и построить тактику защиты клиента, найти свидетелей, воссоздать обстоятельства происшествия и назначить необходимые экспертизы.

Работа состоит из  1 файл

РАССЛЕДОВАНИЕ ДТП.doc

— 164.00 Кб (Скачать документ)

При допросе  потерпевшего следует выяснить, как  он появился на проезжей части дороги, с какой точки начал движение, с какой скоростью, когда (па каком  расстоянии) заметил транспортное средство, какие действия начал, как двигалось транспортное средство, пытался водитель предотвратить наезд.

Допрос очевидцев  – свидетелей направлен на установление следующих обстоятельств: как двигался транспорт, как вел себя потерпевший, откуда появился, с какой скоростью двигались транспорт и пешеход, как развивалась ДТП, где находился свидетель, т.е. с какой точки наблюдал. Место отмечается на плане.

Судебно –  медицинской экспертиза назначается  для определения степени тяжести  телесных повреждений, механизма их образования, для определения причины смерти. На экспертизу направляют труп, пострадавшего после восстановления здоровья. Однако сразу после ДТП пострадавший подлежит медицинское освидетельствование.

При назначении экспертизы надо ставить вопрос, позволяющие  установить повреждения, типичные для ДТП, и повреждения, возникшие после повреждения транспортом, например, вследствие удара о бордюр, ограждения и т.д. [20] .

Розыск транспортных средств и водителя чаще всего осуществляется по материальным следам, обнаруженным на месте происшествия, – марке и типу автомашины, ее цвету и другим приметам, номеру автомашины или его частей, характера перевозимого груза, повреждениями на окружающих предметах или на теле потерпевшего, следам транспортного средства на дороге т.п., а также по информации от осведомленных лиц о внешности водителя. Для розыска нужно привлекать представителей общественности, использовать местную печать, радио и телевидения. Обычно сразу же после осмотра места происшествия и проведении других первоначальных следственных действий следователь выдвигает и проверяет версии о причинах ДТП. Типичными из них являются: 1) нарушение правил движения, нахождение водителя за рулем в нетрезвом состоянии, превышение допустимой скорости, неправильный обгон и др.; 2) неисправности дорожного покрытия, мостов, переездов, 3) техническая неисправность автомашины, в частности неисправность тормозов, рулевого управления и других узлов, 4) грубая неосторожность потерпевшего, 5) случайное стечение обстоятельств, 6) инсценировка ДТП с целью сокрытия другого преступления. Одновременно с версиями о причинах ДТП возникают и проверяются версии о личности виновного, времени ДТП, месте совершения наезда (бывает, что место обнаружения трупа и место наезда не совпадают), месте нахождения трупа потерпевшего, увезенного с места происшествия, и др. Осмотр места происшествия состоит из четырех частей: 1) обзор трассы, 2) осмотр трупа потерпевшего: 3) осмотр транспортного средства; 4) осмотр отдельных следов и предметов, обнаруженных на месте происшествия. Прежде всего необходимо освободить трассу для движения транспорта. Для этого надо точно зафиксировать очевидные объекты на трассе – отметить места, где находился труп, транспортное средство и другие предметы, которые могут иметь значение для дела, зафиксировать их взаиморасположение, позу трупа, сделать необходимые измерения. Помимо традиционного метода фиксации обстановки места происшествия – фотографирования, могут быть использованы стереофотографични методы съемки. Стоит зафиксировать: рисунок и профиль пути (прямая, перекресток, поворот влево или вправо, развилка, горизонтальная дорога, спуск, подъем); тип покрытия дороги (грунт, бетон, асфальт), состояние покрытия проезжей части (сухое, мокрое, заснеженное, гололед ; наличие обочин, тротуаров, газонов, дорожных знаков, пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и т.д.; расположение на месте происшествия транспортных средств, следов и других вещественных доказательств относительно проезжей части или элементам дороги (обочине, газону) и постоянным ориентирам (углу дома, дорожному знаку и др.). Границы участка дороги, оглядывается, следует максимально увеличить как в сторону движения транспортного средства, так и в противоположную сторону. Надо также точно установить ширину проезжей части, ширину обочин, тротуаров, описать обнаруженные следы преступления, длину и рисунок тормозного пути, заноса и волочения, их положение относительно какой-либо границы проезжей части (тротуара, обочине). В связи с тем, что нередко установление скорости движения транспортного средства имеет исключительно важное значение для расследования, следует очень внимательно отнестись к изучению длины и характера тормозного пути (сплошной или прерывистый). Если обстановка позволяет, труп потерпевшего следует осматривать на месте его обнаружения [21] . Однако нередко в силу интенсивности дорожного движения и необходимости освобождения дороги для проезда, труп приходится осматривать в морге. Особое внимание при осмотре трупа следует обратить на поиск следов, характеризующих механизм происшествия, в том числе следов транспортной травмы. Автомобиль осматривается на месте происшествия или в месте его обнаружения после происшествия. Фиксируются тип, марка и номерной знак автомашины, повреждения, возможно, возникших в результате ДТП, осуществляется поиск следов и других вещественных доказательств, появившихся в процессе ДТП (кровь, волосы, мозговое вещество, обрывки ткани, одежды потерпевшего). Конечно осмотр автомобиля начинают с перед ней части. Тщательному осмотру должны быть подвергнуты фары, подфарники, указатели поворота, переднее стекло, облицовка радиатора, капот, передние крылья, ручки дверей с тем, чтобы обнаружить на них возможные повреждения, части ткани одежды потерпевшего, следы крови, волосы и т.п. После этого необходимо в этих же целях осмотреть ходовую часть и низ кузова автомашины, зафиксировать состояние тормозной системы, рулевого управления и других агрегатов. В ходе осмотра кабины автомобиля надо обратить внимание на положение рычага переключения скоростей, ручного тормоза, указателей поворота и включения освещения. Осуществляется поиск следов рук на рычагах управления, документов и предметов с целью установления личности водителя, исчез.

В необходимых  случаях производится осмотр отдельных  следов и предметов, обнаруженных на месте происшествия. Допрос свидетелей. По делам о ДТП чащу всего допрашивают: а) свидетелей-очевидцев происшествия, б) лиц, которые могут дать характеристику участника ДТП: в) медицинских работников, оказавшим помощь потерпевшему; г) сотрудников милиции, непосредственно осведомленных о событиях: и др. При допросе очевидцев следует учитывать быстротечность события ДТП, неожиданность и кратковременность восприятия этого события, что вызывает неполное знание его деталей. Поэтому, с одной стороны, нужно тщательно анализировать показания, стремясь к их детализации, с другой, принимать меры к установлению и последующего допроса других очевидцев. Допрашивая знакомых участников ДТП, полезно выяснить состояние здоровья потерпевшего и водителя, так как возможно оно могло повлиять на событие. Медицинские работники и сотрудники милиции нередко могут объяснить подробности обстановки на месте происшествия после ДТП, например, как вели себя его участники, что делали, говорили и т.п. В ходе допроса водителя должны быть выяснены три группы вопросов – его действия до, во время и после события. Поскольку ДТП происходит, как правило, неумышленно, то обычно водители склонны к даче правдивых показаний, однако при этом стремятся преуменьшить свою вину, ссылаясь на непредвиденные обстоятельства, например, грубую неосторожность потерпевшего, неблагоприятные условия дорожного покрытия, плохую видимость, непредвиденную неисправность механизма автомашины, свое неожиданное недомогание и др. Допрос потерпевшего чаще всего осуществляется после его доставки в медицинское учреждение и получения разрешения врача. У потерпевшего-пешехода выясняется: не страдает ли он каким-либо физическим недугом (например, близорукостью, частичной потерей слуха), который мог помешать ему быстро сориентироваться в сложившейся аварийной обстановке: где он находился в момент происшествия; были рядом другие лица ; как он сам действовал, видел приближается транспортное средство, его отличительные черты (об этом особенно подробно, если оно исчезло) и другие обусловленные характером события обстоятельства. При допросе потерпевших из числа пассажиров, кроме указанных обстоятельств, надо выяснить, какова была скорость автомашины, как вел водитель – не отвлекался, не жаловался на усталость, недомогание, не рассказывал о неисправности транспортного средства, как вел после ДТП. Как и водитель, потерпевший является лицом, заинтересованным в исходе дела, поэтому его показания могут быть не объективными. Кроме того, состояние страха, физические страдания могут повлиять на его оценку события и поэтому быть ошибочными, нечеткими. Необходима критическая оценка его показаний. Судебно-медицинская экспертиза назначается во всех случаях, когда в результате ДТП гибнут люди или им причиняются телесные повреждения. Это экспертиза, помимо общих вопросов о причине смерти, времени, характере, локализации и степени тяжести телесных повреждений, состоянии здоровья потерпевшего перед нанесением ему повреждений, имеет своей задачей исследование вопросов о наличии или отсутствии на теле и одежде потерпевшего следов транспортной (автомобиль ной ) травмы – следов удара частей тела о части автомашины или о дорожное покрытие, сотрясения мозга в результате удара, сдавливания тела, следов волочения по дорожному покрытию. Судебно-медицинского освидетельствование водителя и потерпевшего помогает установить факт употребления спиртного или наркотиков, их количество, степень опьянения, давность употребления, наличие или отсутствие остаточных явлений, свидетельствующих о прежнем опьянения. При этом может быть сделано биохимическое исследование с получением проб крови и мочи испытуемого [22] . При необходимости проводится судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств, исследует различные объекты биологического происхождения, главным образом кровь, волосы, частицы мозгового вещества, кости и различные ткани и органы человеческого тела, обнаруженные в ходе осмотра ДТП, на теле и одежде потерпевшего. В связи с этим перед экспертом ставятся вопросы: не является обнаруженная кровь (вещество) кровью человека; совпадает она по группе и типу с группой и типом крови потерпевшего: принадлежат ли обнаруженные при осмотре транспортного средства волосы человеку; если да , то ли подобные они с волосами потерпевшего [23] . Дорожно-транспортная (автотехническая) экспертиза назначается для определения состояния транспортного средства и исправности отдельных его частей, механизмов и узлов, установка механизма ДПТ, исследования технической возможности предотвращения происшествия. Зачастую перед экспертом – автотехникой относятся следующие вопросы: а) какие повреждения являются на транспортном средстве; б) когда они образовались – до события или после: в) с какой скоростью двигалось транспортное средство перед происшествием; г) возможно при данной скорости движения, состоянии проезжей части дороги и определенном расстоянии до препятствия остановить транспортное средство с помощью торможения: д) какое значение в данных условиях могла иметь неисправность тормозов и рулевого управления; е) какие обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства и дорожной обстановкой, способствовали события. По данной категории дел могут быть также назначены судебно-химическая, криминалистическая (чаще всего трассологическая), комплексная (криминалистическая, дорожно-транспортной и судебно-психологическая) экспертизы. Следственный эксперимент позволяет получить информацию: а) о возможности видеть препятствие, появившаяся (человека, автомашину и др.) в конкретной дорожной ситуации: б) о возможности слышать звуки транспортного средства, шум двигателя и т.п., в) скорости движения автомашины; г) о состоянии тормозов и других агрегатов транспортного средства, влияющие на безопасность движения; Д) о наличии или отсутствии у водителя определенных профессиональных навыков и т.п. Путем воссоздания обстановки ДТП с учетом следов на транспортном средствах, дорожным покрытии и других объектах следственный эксперимент помогает установить механизм столкновения или наезда. В ряде случаев результаты эксперимента могут быть использованы в качестве исходных данных при производстве дорожно-транспортной (автотехнической) экспертизы.

К началу следующего этапа расследования у следователя  обычно достаточно информации о начале планирования и версиювання, определение направления расследования. На этом этапе проводят главным образом: допрос, проверку показаний на месте, следственный эксперимент, судебные экспертизы. Основным направлением расследования остается установление факта, кто из участников дорожного движения создал аварийную ситуацию, приведшую к аварии.

При анализе  механизма ДТП как сложного взаимодействия «люди – вещи» можно найти  две дорожные ситуации – обстановки:

1) опасную;

2) аварийную.

Опасная обстановка – это такое взаимное расположение участников движения и транспортных средств, при котором участники имеют возможность предотвратить наступление аварии. Например, водитель применит торможение, осуществит объезд препятствия, а пешеход остановится и пропустит транспорт.

Аварийная обстановка – это такое взаимное расположение участников движения и их транспортных средств, которого нельзя предотвратить от перерастания в аварийное и наступления аварии, катастрофы.

Отсюда возникают  два направления расследования  – две версии:

1) аварийную  обстановку создал водитель при наезде на пешехода;

2) аварийную  обстановку создал пешеход. При  столкновении – водитель, создавший  аварийную обстановку.

Проверка  показаний на месте проводится в  тех случаях, когда необходимо проверить  ранее данные в деле показания, уточнить уже получены, определить наличие следов, предметов на месте события, по каким причинам не зафиксированы в материалах дела. Обвиняемый Ж. заявил, что при первичном осмотре ДТП, произошедшего три года назад, следы и расположение транспорта органы дознания зафиксировали неправильно, а некоторые следов вообще нет на схеме происшествия. Бывшая обстановка места происшествия была установлена проверкой показаний на месте всех участников первичного осмотра (всего около 20). С каждым свидетелем-очевидцем (участником обзора) выходили на место происшествия, проверяя, где они показывали взаимное расположение транспорта и следов, фиксировалось каждый раз на новой схеме ДТП. Сравнив показания всех, которые проверялись, и проанализировав составлены схемы, следователь составил план места происшествия с расположением транспорта, мест расположения следов осыпания фарного стекла, ощепив кузова, масляных пятен, образовавшихся в месте столкновения. Составлен таким образом, так сказать, усредненный план места происшествия отражал реальную картину, что позволило экспертам – автотехника рассчитать скорость движения двух автомашин и таким образом определить виновного в создании аварийной обстановки [24] .

Следственный эксперимент – распространенная следственное действие при расследовании ДТП для определения психофизиологических возможностей участников движения, например, возможность видеть, совершать определенные действия – объехать препятствие, затормозить транспорт на определенном расстоянии и, наконец, определить скорость движения транспорта на месте происшествия. Для определения скорости выезжают на место происшествия и предлагают водителю проехать 100-150м с той скоростью, которая была перед осуществлением события. Спидометр автомобиля предварительно закрывают, а скорость движения фиксируют прибором «Фара» или «Барьер».

При определении  скорости движения людей потерпевшему предлагают преодолеть определенное расстояние, например, путь от тротуара до места  наезда. Время точно фиксируют скоростемер.

Следственный  эксперимент не следует путать с  определением состояния рулевой  системы и тормозов, осуществляют работники ГАИ при техническом  осмотре транспорта.

Судебные  экспертизы. При расследовании ДТП, кроме судебно-медицинской, проводятся судебно – автотехнические, трассологическая экспертизы. Вопросы судебно – автотехнической экспертизы касаются двух задач. Первая направлена на установление механизма ДТП, технического состояния транспорта, скорости движения транспорта, пешехода и т.д. Вторая связана с оценкой действий водителя по обеспечению правил безопасного движения (как должен был действовать водитель в дорожной ситуации, создавшейся каким правилам дорожного движения должен был руководствоваться водитель, т.е. решается основной вопрос виновности – кто из участников движения создал аварийную обстановку и из каких причин.

Трасологическая экспертиза проводится для идентификации  целого по частям деталей, отделившихся на месте происшествия, частей от транспортных средств, отождествление транспорта по следам шин, выступающих деталей и т. [25] .

Допрос, главным  образом обвиняемого, проводится после  получения заключения экспертизы, допросов свидетелей, следственного эксперимента и других следственных действий. Допрос сводится к повторению первого допроса при предъявлении обвинения. Здесь необходимо показать обвиняемому всю цепь собранных доказательств, что свидетельствует о совершении им данного преступления. Установить причинную связь между его действиями и преступными последствиями, которые наступили. После такого допроса нередко обвиняемый раскаивается и дает развернутые показания о механизме ДТП.

Итак, проанализировать особенности методики расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, необходимо сказать следующее, что наиболее общими типичными криминальными ситуациями, влияющими на организацию расследования нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, являются: 1) ситуация, когда эти нарушения повлекли тяжкие последствия (человеческие жертвы, повреждения или разрушения транспорта и др.) 2) ситуация когда допущенные нарушения могли повлечь такие последствия, но они не наступили. Комплексы следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий в этих случаях будут значительно различаться. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта объединяет то, что они происходят транспортными работниками в процессе выполнения своих служебных (профессиональных) обязанностей.

С целью установления объективных и субъективных признаков  данного вида преступлений в ходе расследования необходимо выяснить следующие вопросы:

- Какие правила  безопасности движения и эксплуатации транспорта нарушены;

- В чем  конкретно выразилось нарушение  правил безопасности движения  и эксплуатации транспорта, какие  обстоятельства этому способствовали:

- Кем персонально  допущены нарушения правил безопасности  движения и эксплуатации транспорта или проведен недоброкачественный ремонт транспортных средств, его должностное положение, служебные обязанности и другие обстоятельства, характеризующие личность;

- Когда и  где совершено преступление (на  каком конкретно транспортном предприятии, на стоянке или во время рейса, на какой дистанции пути, при выполнении которого маневра и т.д.):

- Умышленное  или по неосторожности нарушены  правила безопасности движения  и эксплуатации транспорта, какие  мотивы этих нарушений, не находился обвиняемый в момент нарушения правил в болезненном состоянии или состоянии опьянения (похмелья), имел предрейсового отдых, не было других обстоятельств, обусловили его переутомление, угнетенное состояние или сон за пультом управления;

- Каковы реальные  и возможные последствия допущенных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, недоброкачественного ремонта транспортных средств. Выяснение характера и масштабов общественно опасных последствий этих преступлений предполагает точное установление числа пострадавших (погибших и травмы, получившая), количества и вида разрушенных и поврежденных транспортных средств, размера материального ущерба, конкретных последствий нарушения графика движения, стоимости восстановительных и ремонтных работ и т.д. Железнодорожные катастрофы, аварии морских и речных судов, авиакатастрофы и другие транспортные происшествия с тяжелыми последствиями требуют немедленного реагирования правоохранительных органов. В этих случаях, как правило, создается специальная (правительственная или ведомственная) комиссия для проведения служебного расследования. При наличии признаков преступления возбуждается уголовное дело. Служебное расследование (оно носит не уголовно-процессуальный, а административно-правовой характер) проводится в соответствии с Положениями (инструкциями) о порядке служебного расследования, действующими на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Информация о работе Расследование ДТП