Оперативно-розыскные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:23, реферат

Описание

Одной из внутренних функций государства является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от различных посягательств. Государственные органы, обеспечивающие выполнение этой функции, осуществляют деятельность, которая называется правоохранительной.

Работа состоит из  1 файл

Правоохранительные органы.docx

— 34.43 Кб (Скачать документ)

 

  1. Оперативно-розыскные органы, их полномочия и принципы деятельности.

Одной из внутренних функций государства  является защита прав и законных интересов  граждан, общества и государства  от различных посягательств. Государственные  органы, обеспечивающие выполнение этой функции, осуществляют деятельность, которая  называется правоохранительной.

Оперативно-розыскную деятельность могут осуществлять только те органы, которые наделены такими полномочиями в соответствии с действующим  законодательством. Перечень этих органов  может быть изменен или дополнен только федеральным законом [2].

Органы, осуществляющие ОРД, решают свои задачи исключительно в пределах полномочий, установленными соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Оперативно-розыскная деятельность для них не является единственной[1].

Статья 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной  деятельности" определяет перечень субъектов оперативно-розыскной  деятельности и в общей форме  закрепляет их полномочия в сфере  ОРД. Из содержания статьи следует, что  перечень таких подразделений определяется только применительно к территории Российской Федерации. Соответственно, перечень подразделений, которым предоставлено  право осуществления ОРД за пределами  территории России, не соответствует  указанному в комментируемом Законе.

Правом на осуществление оперативно-розыскной  деятельности, как видно из статьи, наделены только оперативные подразделения  перечисленных в ней органов. Перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную  деятельность, их полномочия, структуру  и организацию работы определяют руководители органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, федеральных  органов государственной охраны, таможенных органов, службы внешней  разведки, федеральной службы исполнения наказаний, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ [4].

Должностные лица, входящие в штат оперативных подразделений, реализуют  ОРД. Следовательно, должностные лица других подразделений, входящих в структуру  перечисленных государственных  органов, не вправе самостоятельно проводить  оперативно-розыскные мероприятия, а могут лишь привлекаться для  их проведения должностными лицами оперативных  подразделений указанных органов.

Под оперативными подразделениями  понимаются структурные подразделения  государственных органов, указанных  в комментируемой статье, которые  непосредственно выполняют оперативно-розыскные  мероприятия в соответствии с  ведомственным распределением функций  и в пределах установленных полномочий.

В частности, в МВД России правом проведения ОРМ наделены оперативные  подразделения криминальной милиции, в которую входят подразделения: уголовного розыска; по борьбе с экономическими преступлениями; по налоговым преступлениям; по борьбе с организованной преступностью; оперативно-поисковые; специальных  технических мероприятий; собственной  безопасности; оперативно-розыскной  информации. В криминальную милицию  также входят Национальное центральное  бюро Интерпола и его территориальные  подразделения.

В структуре Федеральной службы исполнения наказаний правом проведения ОРМ наделены: оперативное управление и подчиненные ему подразделения  территориальных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, управление следственных изоляторов и тюрем  и оперативные подразделения  СИЗО и тюрем, оперативно-техническое  и поисковое управление и подчиненные  им подразделения территориальных  органов.

В ФСКН России осуществлять ОРД уполномочены подразделения Оперативно-розыскного департамента, собственной безопасности, Оперативно-технического управления, Оперативно-поискового управления Департамента оперативного обеспечения и подчиненные им подразделения территориальных органов [3].

Законодатель определил, что только оперативные подразделения перечисленных  в ч.1 статьи 13 наделены правом на осуществление  ОРД. Перечень таких органов может  быть изменен или дополнен только федеральным законом, а именно самим  Законом об ОРД либо федеральным  законом, который вносит в него изменения  и дополнения.

Руководители, уполномоченные на принятие юридически значимых решений в сфере  ОРД, но не входящие в штат оперативных  подразделений, не вправе осуществлять ОРД, а лишь наделены полномочиями по контролю за ее осуществлением. Должностные  лица органов, контролирующих оперативно-розыскную  деятельность и надзирающие за ней (прокуратуры), осуществляющие финансовый контроль, судьи и лица, привлекаемые к проведению ОРД, не относятся к  органам, осуществляющим ОРД (оперативным  подразделениям). И хотя они могут  быть участниками оперативно-розыскных  отношений, тем не менее, не наделены правом осуществления ОРД даже в ограниченном объеме. В частности, уполномоченные прокуроры осуществляют надзор за ОРД, судьи санкционируют проведение отдельных ОРМ, но сами не вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия[4].

Под полномочиями органов, осуществляющих ОРД, понимается совокупность их прав и обязанностей, вытекающих из задач  и функций этих органов, которые  определены соответствующими отраслевыми  законами и подзаконными нормативными правовыми актами. В частности, для  определения и разграничения  полномочий органов - субъектов ОРД  следует руководствоваться: Законом  Российской Федерации "О милиции"; Федеральным законом "О Федеральной  службе безопасности"; Федеральным  законом "О государственной охране"; Федеральным законом "О службе в таможенных органах Российской Федерации"; Федеральным законом "О внешней разведке"; Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"; Федеральным законом "О борьбе с терроризмом"; Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах"; Таможенным кодексом Российской Федерации; Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; Налоговым кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами.

Под принципами данной деятельности понимаются руководящие идеи, основополагающие начала выработанные оперативно-розыскной  практикой, которые закреплены в  нормах законодательных и иных нормативных  актах, регулирующих общественные отношения  в области оперативно-розыскной  деятельности, и которые отражают политические, экономические и социальные закономерности развития современного российского общества, а равно  нравственные и правовые представления  россиян относительно сущности, цели, задач и процедур осуществления  оперативно-розыскной деятельности.

По своей сути принципы ОРД носят  императивный, властно - повелительный  характер и содержат обязательные предписания, исполнение которых обеспечивается всем арсеналом оперативно - розыскных  средств.

Каждый принцип отражает определенные закономерности общественной жизни, сочетает в себе комплекс однородных свойств  и признаков, совокупность которых, отличаясь однородным характером, приобретает  очертания того или иного исходного  положения ОРД. В свою очередь, каждый принцип ОРД неизбежно должен влиять на систему её руководящих  начал, а система в своей целостности  в общем виде выражать сущность, социальную и юридическую природу. Под системой, понимается объединение  некоторого разнообразия в единое и  одновременно четко расчлененное целое. В системе должно быть в наличии  такое количество принципов, которое  в полной мере способствует исполнению функций и решению задач, стоящих перед субъектами ОРД. Каждый принцип системы по содержанию должен быть относительно независим.

Принципы создают предпосылки  к формированию концепции каждого  положения либо всей системы в  целом, обеспечивая тем самым  совершенствование различных направлений  оперативно-розыскной работы.

В зависимости от характера и  содержания выделяются правовые, организационные  и морально-этические принципы.

Правовые принципы классифицируются на две группы:

- конституционные (общеправовые), находящие применение в ОРД;

- отраслевые, относящиеся только  к ОРД;

Общеправовые принципы - это руководящие  начала для всей правоохранительной системы, такие как законность, равенство  граждан перед законом, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении  оперативно-розыскной деятельности.

Среди специальных (отраслевых) принципов  назову такие как конспирация, сочетание  гласных и негласных методов  и средств сотрудничества с населением и опора на его помощь.

Для оперативно-розыскного процесса важно и то, что при использовании  в установленном законом порядке  результатов оперативно-розыскной  деятельности должностные лица оперативных  подразделений обязаны руководствоваться  принципами, предусмотренными или выводимыми из норм Уголовного, Уголовно-процессуального, Таможенного, Уголовно-исполнительного  кодексов, а также Кодекса об административных правонарушениях. Принципы, закрепленные в законах и подзаконных нормативных  актах, принято обозначать как нормы-принципы.

Вместе с тем ОРД как вид  практической деятельности оперативных  подразделений представляет собой  специфическую систему со своим  специальным аппаратом и организацией работы, которые соответствуют общепринятым в государстве правилам. В связи  с этим выделяются организационные  принципы.

Организационные принципы - это основополагающие идеи, требования и правила, выработанные оперативно-розыскной практикой. Среди  организационных выделяют следующие  принципы: оперативности, привлечения  конфидентов, научности, плановости, связи  с общественностью, внепартийности, подконтрольности, единоначалия и др.

В социальной области, к которой  относится борьба с преступностью, особое значение имеет организация  упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп.

Морально - этические принципы являются основой, на которой базируется правовое регулирование ОРД, для её успешного  осуществления в границах нравственности. Применительно к ОРД основными  морально - этическими принципами являются: гуманизм, коллективизм, справедливость, сознательность, добросовестное отношение  к труду. Морально - этические принципы легли в основу принятого в 2008 году Кодекса профессиональной этики  сотрудников ОВД РФ[1].

Подводя итог сказанному можно сказать, что принципы ОРД должны в своей  совокупности:

- отражать социальный и правовой  характер ОРД;

- способствовать познанию ее  сущности;

- способствовать совершенствованию  ее правового регулирования;

- находить закрепление и отражение  в действующих нормативных актах;

- подчеркивать самостоятельный  и специфический характер ОРД;

- отражать ее место и соотношение  с другими видами правоохранительной  деятельности;

- гарантировать соблюдение прав  и свобод личности при проведении  ОРД;

- служить базой при выявлении  основных направлений совершенствования  ОРД;

Кроме того, при отсутствии нормативного регулирования порядка решения  конкретных оперативно - тактических  задач принципы могут быть регулятором  выбора путей и пределов их правильного  выполнения, принятия законных и обоснованных решений.

 

  1. Обязанности судебных приставов.

Cлужба судебных приставов является Федеральный органом исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов. ФССП России подведомственна Минюсту России. 

ССП России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и  Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России, а  также "Положением о Федеральной  службе судебных приставов".

ССП России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и  организациями.

Приоритетное направление  деятельности ССП России – исполнение судебных актов и актов иных органов. От результатов работы службы напрямую зависит эффективность правосудия, осуществляемого российскими судами, поскольку своевременное и надлежащее исполнение судебных актов является важной составляющей права на справедливое судебное разбирательство, закрепленного  в Европейской Конвенции о  защите прав человека и основных свобод. Принудительное исполнение судебных актов  обеспечивает неотвратимость имущественной  и иной юридической ответственности, которая способствует повышению  эффективности экономики и предотвращению неправовых способов взыскания долгов. Служебная роль судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (далее - судебный пристав), состоит в том, чтобы принимать меры, создающие необходимые процедурные и организационные условия для успешного отправления правосудия [6].    

  Установленный порядок деятельности, который должен обеспечивать судебный пристав, четко определен действующим законодательством, в частности федеральными законами "О Конституционном Суде РФ", "О Верховном Суде РФ", "О Высшем Арбитражном Суде РФ", "О военных судах", Уголовно-процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами, Кодексом об административных правонарушениях, рядом других законов и подзаконных актов. Он включает в себя как урегулированные законом процедуры подготовки судебного процесса, ход слушания дела, так и организационные аспекты повседневной деятельности суда, всех его структурных подразделений [2].     

Информация о работе Оперативно-розыскные органы