Криминалистическая фотография

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:41, курсовая работа

Описание

Объектом исследования является современная практика фотографического сопровождения процесса расследования уголовных дел и связанные с этим проблемы.
Предметом исследования явилась система фотографических средств и методов фиксации, исследования доказательств при производстве экспертиз и проведении следственных действий.
Основная цель курсовой работы – исследование фотографического сопровождения процесса расследования уголовных дел путем использования в экспертной и следственной практике фотосъемки, прикладных программных средств обработки изображений, технологии подготовки иллюстраций, способов хранения и передачи изображений.

Работа состоит из  1 файл

кримфото.doc

— 118.00 Кб (Скачать документ)

Для контрастирующей съемки используется высококонтрастный, обладающий достаточной разрешающей способностью негативный материал. Это репродукционно-штриховые, особо контрастные и сверхконтрастные фотопластинки, фототехниче­ские пленки (ФТ-22, ФТ-31, ФТ-32), а также фотопленки, коэффициент контрастности которых не менее трех (МЗ-3, «Микрат-900»).

При контрастирующей съемке важное значение имеет освещение. Для этого используются специальные осветители и различные приемы освещения (боковое или косонаправленное, вертикальное или прямое, рассеянное или диффузное, освещение в проходящем свете), которые выбираются с учетом особенностей объекта съемки.

Боковое освещение применяется для усиления контраста при съемке следов деталей оружия на стреляных пулях и гильзах, следов скольжения орудий взлома на металлических поверхностях, следов подчистки на документе и т.п.

Вертикальное освещение обеспечивает усиление контраста фото­графического изображения за счет неодинакового отражения светового потока деталями и фоном снимаемого объекта. Например, потожировые следы пальцев рук отражают вертикально падающий свет рассеянно, а полированная поверхность, на которой имеются такие следы, зеркально. В результате на фотоснимке следы получаются темными на светлом фоне.

Рассеянное освещение позволяет усиливать контраст объектов съемки с незначительными, относительно плавными углублениями или выступами. При этом световой поток направляют на объект съемки через рассеивающие экраны, например, на рефлектор импульсной лампы-вспышки накладывают несколько слоев марли или направляют ее свет на стену либо потолок.

Съемка в проходящем свете позволяет усилить контраст фотографического изображения следов и их деталей на прозрачных и полупрозрачных объектах. Контраст при этом достигается за счет неодинакового пропускания света, например, стеклом и потожировым веществом оставленного на нем следа пальца. Источник освещения располагается за объектом съемки таким образом, чтобы основной световой поток не попадал в объектив фотоаппарата.

Контраст фотографического изображения может быть усилен при проявлении негативных материалов в контрастно работающих проявителях, путем использования для изготовления снимков контрастной и особоконтрастной фотобумаги типа «Унибром», «Фотобром», «Новобром» и т.п.

Относительно несложным, но достаточно эффективным способом усиления контраста является контратипирование. Последовательно, контактным способом на контрастных фотоматериалах изготавливаются копии (контратипы) фотоизображения. С исходного негатива изготавливается позитивное изображение первого поколения, которое вновь фотографируется – получается негатив второго поколения и т.д. С последнего негатива снимок печатается на контрастной фотобумаге и проявляется в контрастно работающем проявителе.

Цветоразделительная фотосъемка позволяет усилить на фотографическом изображении яркость (оптическую плотность) цветовых различий деталей объекта съемки. Такая фотосъемка широко применяется для восстановления залитых красителями текстов, установления фактов дописки или исправления текстов документов, дифференциации красителей, обнаружения следов близкого выстрела. Она основана на физических законах воспроизведения всего спектра видимых цветов с помощью трех основных: синего, красного, желтого.

Предмет (его детали) воспринимается в определенном цвете только потому, что им отражаются соответствующие лучи, а все другие поглощаются. Соотношение цветов при фотосъемке может регулироваться с помощью светофильтров. Их цвет должен в наибольшей мере соответствовать цвету фона снимаемого объекта. При этом его детали другого цвета проявляются более контрастно.

Фотосъемка в невидимой зоне спектра имеет ряд разновидностей.

Фотосъемка в инфракрасных лучах широко применяется в криминалистике для исследования следов близкого выстрела, документов и т.п. объектов. При этом используются фотоматериалы, сенсибилизированные к инфракрасной зоне спектра типа «Инфра-740», «Инфра-880». Различают два способа фотосъемки в инфракрасных лучах: в отраженных и инфракрасной люминесценции.

Фотосъемка в отраженных инфракрасных лучах выполняется на репродукцион­ных установках, внутренние части фотокамер, которых покрыты красителями, содержащими углеродистые соединения (не пропускающие инфракрасные излучения). Для выделения инфракрасных лучей из общего светового потока применяют светофильтры ИКС (инфракрасное стекло) и КС (красное стекло).

Фотосъемка инфракрасной люминесценции предполагает освещение объекта видимым светом с исключением из него инфракрасного излучения. Для этого используются светофильтры СЗС (сине-зеленое стекло). Видимый свет возбуждает инфракрасное свечение – невидимую люминесценцию, которая и фиксируется путем фотосъемки в специальных боксах, непроницаемых для видимого света.

Фотосъемка в ультрафиолетовых лучах проводится для выявления вытравленных, выцветших и угасших текстов, выполненных железно-галовыми или симпатическими чернилами, для дифференциации стекла, изделий из него, а также драгоценностей из прозрачных минералов, следов горюче-смазочных материалов, крови, слюны и других выделений человеческого организма. При этом съемка производится как в отраженных ультрафиолетовых лучах, так и возбуждаемой ими люминесценции.

Для фотосъемки в отраженных ультрафиолетовых лучах фотокамера оборудуется кварцевым объективом, используются ртутно-кварцевые или люминесцентные источники освещения и светофильтры УФС (фиолетовое стекло), позволяющие выделить определенный участок ультрафиолетовых лучей. При этом используются обычные несенсибилизированные контрастные фотоматериалы, имеющие большую разрешающую способность, например, диапозитивные пластинки, фототехнические пленки, пленки типа «Микрат». Объекты съемки не рекомендуется прижимать стеклом, а также использовать стекло для крепления фотоматериала в кассете фотокамеры.

Фотосъемка люминесценции, возбуждаемой ультрафиолетовыми лучами, выполняется любой фотокамерой с обычным объективом. Объект съемки освещается ультрафиолетовыми лучами – перед источником освещения устанавливается светофильтр типа УФС. Поток ультрафиолетовых лучей возбуждает на объекте съемки свечение люминесценции. На их пути (перед объективом или за ним) устанавливается заградительный светофильтр типа ВС, ЖС и т.п., который пропускает свет люминесценции и инфракрасные лучи, но задерживает ультрафиолетовые лучи. Фотосъемка проводится с использованием высокочувствительных, сенсибилизированных к цвету люминесценции фотоматериалах.

Фотосъемка в рентгеновских, гамма- и бета лучах осуществляется без фотоаппарата, с использованием специальных установок, которые генерируют названные, обладающие большой проникающей способностью лучи. Специальная кассета заряжается рентгеновской пленкой. На нее укладывается объект съемки (замок, пистолет и т.п.).

Излучатель соответствующих лучей устанавливается над кассетой с объектом съемки на расстоянии 20-70 см. При облучении объекта съемки происходит экспонирование рентгенопленки, на которой получается негативное, теневое изображение всех, в том числе и скрытых, внутренних частей снимаемого объекта. Экспонированная рентгенопленка обрабатывается в специальных растворах по методике, рекомендованной заводом-изготовителем.

Заключение

 

Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Судебная фотография. Понятие и виды» можно сделать ряд выводов:

У истоков становления судебной фотографии как прикладной области знаний, имеющей свой предмет изучения и сопровождающей процесс уголовного судопроизводства, стояли ученые Альфонс Бертильон и Евгений Федорович Буринский. Первому из них принадлежит становление и развитие запечатлевающего, а второму - исследовательского направления судебной фотографии.

В настоящее время, фотография в работе органов внутренних дел занимает видное место и широко применяется как средство фиксации доказательственной информации при производстве следственных действий. Фотографические снимки позволяют воспринимать запечатленные объекты в предметно-пространственной форме и в большем объеме, чем это позволяет их словесное описание в протоколе следственного действия.

Методы в криминалистической фотографии подразделяются на запечатлевающие и исследовательские. Первые служат для фиксации объектов, видимых глазом без применения специальных устройств. Вторые - в основном для выявления и фиксации деталей, цветовых и яркостных различий, невидимых глазом при обычных условиях.

С помощью запечатлевающих методов возможна фиксация хода и результатов следственных действий, общего вида объектов криминалистических экспертиз, репродуцирование, получение стереоскопических изображений, в том числе исходных изображений для последующей фотограмметрии.

К исследовательским методам, используемым преимущественно при производстве криминалистических экспертиз, относятся цветоделительная и контрастирующая фотография, фотографирование в невидимых областях спектра, регистрация излучения люминесценции, микрофотосъёмка.

При работе с цифровыми изображениями появляются новые возможности обработки изображений, и фотографические исследования могут быть проведены за короткое время, при этом отпадает необходимость в подборе специальных фотоматериалов и методов их обработки.

С появлением цифровой фотографии связывается качественно новый этап развития средств запечатления изобразительной информации. Не является исключением и криминалистика, призванная широко использовать современные достижения науки и техники в целях раскрытия и расследования преступлений.

Появление цифровых фотокамер с электронной световоспринимающей поверхностью открывает широкие возможности по преобразованию изображений запечатлеваемых объектов в вид, удобный для компьютерной обработки, и получению их копий (отпечатков) на широком круге носителей: жестком диске, компакт-диске, термобумаге, писчей бумаге.

Современные средства печати позволяют получать изображения с хорошей передачей полутонов и с высоким разрешением, сопоставимым с разрешением фотографических материалов. Изображения, записанные в электронном виде, можно хранить длительное время, а при наличии автоматизированных систем поиска их нахождение займёт немного времени в большом многодисковом архиве. Так можно хранить изображения натурных коллекций, фотографических картотек, других учетов криминалистического назначения. Одновременно становятся доступными способы компьютерного улучшения исходного качества и преобразования изображений.

Практическое значение криминалистической фотографии исключительно велико. Она служит основным средством запечатления внешнего вида самых различных объектов, имеющих доказательственное значение по уголовным делам, их признаков, а в ряде случаев и свойств. Фотоснимки могут служить не только иллюстративным материалом, но и источником доказательств, средством для розыска и идентификации различных объектов. Применение фотографических методов исследования существенно расширяют возможности криминалистической и других видов судебных экспертиз.

Библиографический список литературы

 

1.              Градобоев В.М. Судебная фотография для следователей: Часть 1.Учебное пособие. - Л.,1987.

2.              Душеин С.В., Егоров А.Г., Зайцев В.В. и др. Судебная фотография. СПб: Питер, 2005.

3.              Егоров А.Г. Судебная фотография. СПб: Питер, 2005,

4.              Криминалистика.  / Под ред. Белкина С.Р.—  М.: Бек 2000.

5.              Криминалистика. Под ред. В.А. Образцова. М.: 1999. С. 626.

6.              Криминалистика. Под. ред. Пантелеева И. Ф., Селиванова Н. А. Учебник. М.; 1993. С.27.

7.              Кузнецов В.В. Криминалистическая фотография, видеозапись в раскрытии и расследовании преступлений. – М.:ЮИ МВД РФ, 1999.

8.              Полевой Н.С., Устинов А.И. Судебная фотография и ее применение в криминалистической экспертизе.- М.: ВШ МВД РСФСР, 1990. - С. 14.

9.              Селиванов Н. А., Эйсман А. А. Судебная фотография.- М., 1965. С.47.

10.              Силкин П.Ф. Судебно-исследовательская фотография. - Волгоград: ВСШ МВД, 1999.

11.              Фотофиксация значительных по размерам мест происшествий: Учебное пособие. - М.: ВНКЦМВД СССР, 1991;

 



Информация о работе Криминалистическая фотография