Коэффициент раскрываемости преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:52, доклад

Описание

Коэффициент (процент, показатель) раскрываемости преступлений - отчётный показатель советской, а впоследствии российской милиции. Коэффициент раскрываемости равен отношению количества раскрытых данным отделом или управлением милиции преступлений к общему количеству преступлений, произошедших на территории данного отдела/управления. В числитель показателя раскрываемости шли дела, направленные в суд. Для территориальных отделов милиции были установлены нормы процента раскрываемости по каждой статье Уголовного кодекса, и отделы должны были обеспечить выполнение этих нормативов (уложиться в эти нормы).

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 101.50 Кб (Скачать документ)

      Коэффициент раскрываемости  преступлений

      Коэффициент (процент, показатель) раскрываемости  преступлений - отчётный показатель советской, а впоследствии российской милиции. Коэффициент раскрываемости равен отношению количества раскрытых данным отделом или управлением милиции преступлений к общему количеству преступлений, произошедших на территории данного отдела/управления. В числитель показателя раскрываемости шли дела, направленные в суд. Для территориальных отделов милиции были установлены нормы процента раскрываемости по каждой статье Уголовного кодекса, и отделы должны были обеспечить выполнение этих нормативов (уложиться в эти нормы).

      Должностные правонарушения сотрудников милиции

      Стремление  сотрудников милиции повысить свой процент раскрываемости (уложиться в нормы коэффициент раскрываемости) побуждало сотрудников милиции совершать должностные правонарушения и преступления. Эти должностные правонарушения можно разделить на две группы:

    • Способы увеличения числителя — то есть количества преступлений, которые в отчётности можно отнести к раскрытым;
    • Способы уменьшения знаменателя — то есть количества зарегистрированных жалоб на преступления.

      По  данным, которые приводит В. В. Лунеев, за последние 40 лет каждый министр  внутренних дел в год вступления в должность "пытался" объективировать регистрацию преступлений, но на следующий год, судя по статистике, его политика менялась и процент раскрываемости снова.

      Способы увеличения числителя

      К способам увеличения числителя относятся следующие:

    • Принуждение задержанных — пытками — написать явку с повинной или признательные показания (признание в преступлении). Жертвой этого должностного преступления сотрудников милиции могли стать и невиновные люди. Нередки также случаи, когда задержанного преступника пытками или шантажом принуждали, помимо преступления, совершённого этим преступником, взять на себя и какое-нибудь нерасследованное не его (одно или более).
    • Лжесвидетельство — нередко лжесвидетелем в уголовном деле выступал внештатный сотрудник (осведомитель) того оперуполномоченного, которому было поручено расследование этого уголовного дела (особенно незарегистрированный (неофициальный) внештатник — многих своих внештатников сотрудники правоохранительных органов не регистрируют).

      Способы уменьшения знаменателя

      Принимая  заявление от гражданина, территориальный  отдел милиции должен зарегистрировать это обращение в журнале регистрации  обращений граждан и вручить  гражданину расписку в принятии от него заявления. 
Стремление уменьшить знаменатель побуждало сотрудников милиции:

    • Не регистрировать поступившие жалобы о преступлениях. При этом, либо расследование проводилось неофициально, и заявление регистрировалось после поимки преступников; либо — что более вероятно — никакого расследования не проводилось, и заявление выбрасывалось (сразу или не сразу). Следует отметить, что, храня незарегистрированные заявления, сотрудники милиции рискуют тем, что эти заявления могут быть обнаружены при Прокурорской проверке, или при оперативно-следственных мероприятиях, проводимых Департаментом собственной безопасности МВД России (отделом внутренних расследований, занимающимся расследованием правонарушений, совершённых сотрудниками милиции).
    • Если гражданин пришёл без написанного заявления, то, выслушав его жалобу устно, вместо того, чтобы продиктовать ему текст заявления, устно пообещать провести расследование, и спровадить жалобщика.
    • Если всё же пришлось диктовать гражданину текст заявления, то вместо просьбы провести расследование, найти и покарать преступников, вернуть украденные или отобранные преступниками материальные ценности, защитить от преступных посягательств — вместо всего этого продиктовать какую-нибудь ни к чему не обязывающую просьбу — например: «прошу разъяснить мне мои права по поводу того что…».
    • Отказать под любым предлогом в возбуждении уголовного дела. О липовости (зачастую явной) таких отказов ходят легенды.

      Современная ситуация

      К настоящему времени (2011 год) процент раскрываемости у милиции (впоследствии полиции) отменён. Теперь полиция отчитывается не по проценту раскрываемости, а по выполнению прогноза: основываясь на статистике прошлых месяцев, территориальным отделам полиции назначаются нормы (количественные а не процентные) сколько каких действий надо сделать за отчётный период (возбудить столько-то уголовных дел, написать столько-то протоколов и т. д.).

      У других правоохранительных органов

      Работу следователей оценивают не по проценту раскрываемости, а по количеству обвинительных и оправдательных приговоров суда. 
Работу
прокуроров в суде тоже оценивают не по проценту раскрываемости, а по количеству обвинительных и оправдательных приговоров суда.

      Оправдательный  приговор неприятен и следователям и прокурорам — он чреват такими неприятностями, как лишение или  уменьшение премии, служебная проверка, недовольство начальства и т. п.

      При этом у следователей и прокуроров есть выбор: если видно, что по данному  уголовному делу суд должен будет  вынести оправдательный приговор, то следователь имеет полномочия отказать в возбуждении уголовного дела, или  прекратить это уголовное дело. Прокурор в таких случаях имеет право не подписывать обвинительное заключение в данном уголовном деле.

      Но, если следователь не прекратил уголовное  дело, то он заинтересован в том, чтобы собрать все необходимые доказательства виновности обвиняемых. А если прокурор подписал обвинительное заключение, то он заинтересован в том, чтобы добиться вынесения судом обвинительного приговора. 

      Преступность  ХХ века: мировые, региональные и российские тенденции / В. В. Лунеев. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 290-292.

 

Получение, обобщение и анализ получаемой информации осуществляется начальником при  выполнении следственной деятельности. Привлечение следователем к уголовной ответственности лиц по расследуемым уголовным делам всегда в центре внимания начальника следственного отдела. Поэтому противоположное решение следователя - об освобождении лица от уголовной ответственности также особо привлекает его внимание и должно быть предметом тщательного изучения для вывода о законности и обоснованности этого решения следователя.

Формы и методы рассматриваемой профилактической работы начальника следственного отдела предусмотрены ведомственными инструкциями.

153 Полагаем, что  для предупреждения незаконного  освобождения от уголовной

ответственности важно знать типичные способы  совершения этого

преступления, личностные и профессиональные качества следователя,

мотивация его  действий. На усвоение указанной информации и должна быть

направлена повседневная служебная деятельность начальника следственного

отдела.

Очевидно, в указанной  профилактической деятельности начальника следственного отдела существуют определенные формы и методы, способствующие достижению оптимальных результатов. Успех указанной работы зависит от многих факторов. На наш взгляд, можно выделить: а) условия деятельности следователя; б) профессионально-психологические и моральные качества следователя; в) профессиональный уровень осуществления следователем расследования; г) уровень осуществления начальником процессуального и организационного контроля за расследованием.

Условия деятельности следователя включают следующие  основные элементы: а) оптимальную рабочую  нагрузку; б) организационное, научно-техническое и материально-техническое обеспечение расследования; в) обстановку в следственном подразделении.

Рабочая нагрузка следователя состоит из деятельности по расследованию преступлений (собственно расследования), а также организационно-обеспечивающей (организационно-технической) работы и выполнения обязанностей, связанных с охраной общественного порядка и др. Собственно расследование - это основное в работе следователя (дознавателя). Регулирование рабочей нагрузки следователя - одна из основных организационных функций начальника следственного отдела. Оптимальная рабочая нагрузка состоит в том, что суммарное время, затрачиваемое следователем на расследование всех уголовных дел, находящихся в его

154 производстве  и на проверку материалов о  преступлениях равно его рабочему времени за два месяца1.

По данным нашего исследования у 33% следователей органов  внутренних дел Краснодарского края рабочая нагрузка оптимальна, либо близка к ней.

При превышении оптимальной нагрузки снижается  качество работы. Это увеличивает риск ошибки, в том числе и ошибочных решений следователя об освобождении лиц от уголовной ответственности.

У начальника следственного  подразделения также должна быть оптимальная рабочая нагрузка. По результатам отдельных криминалистических исследований начальник может оптимально руководить семью, максимум десятью следователями2. По данным нашего исследования, более половины начальников следственных подразделений имеют оптимальные условия для качественного руководства расследованием и для рассматриваемой профилактической работы.

Последнее является важнейшим элементом организационного обеспечения расследования. Постоянный контроль за работой следователя (без  личностной оценки, с соблюдением  его процессуальной самостоятельности) является важной профилактической формой предупреждения должностных проступков и преступлений.

Научно-техническое  и материально-техническое обеспечение  расследования влияет на его качество. Оно в совокупности с рассмотренными и другими факторами влияет на профилактику незаконного освобождения от уголовной ответственности.

См.: Зеленский  В. Д. Организация расследования  преступлений. Криминалистические аспекты. Ростов/Дон, 1989. С.52; Влезько Д. А. Организационные  функции начальника следственного  отдела (отделения). Краснодар, 2004. С.26-27.

2 См.: Зеленский  В. Д. Криминалистические проблемы  организации расследования преступлений. Докторская диссертация. М., 1991. С. 165.155 С названным тесно связано  и обстановка в следственном  подразделении.

На характер обстановки влияют рабочая нагрузка следователей и начальника

отдела, стаж работы последнего. Особое значение имеет  требовательность,

принципиальность  начальника.

Условия работы следователя и руководителя следственного  подразделения связаны с качеством  их работы, в частности с законностью и обоснованностью отказов в возбуждении уголовных дел. По данным нашего обобщения, в следственных подразделениях, где условия расследования близки к оптимальным, меньше отмен постановлений следователей об отказе в возбуждении уголовных дел.

Профессионально-психологические качества следователя прямо влияют на расследование. Начальник следственного отдела должен постоянно изучать личностные и деловые качества каждого следователя. Негативные проявления служат основанием для более тщательного контроля за законностью и обоснованностью принимаемых следователем решений. В таких случаях важны профилактические мероприятия: беседы, проверки и др.

С указанным  фактором тесно связан профессиональный уровень расследования. Высокопрофессиональное расследование, как правило, исключает  ошибки. По данным нашего обобщения около 26% следователей, допустивших необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела, не отличались высоким профессионализмом, т.к. не имели для этого оснований (нет высшего юридического образования, отсутствие достаточного опыта работы и др.).

Информация о работе Коэффициент раскрываемости преступности