Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:10, курсовая работа

Описание

В последние годы участились факты исключения судами доказательств, полученных в результате уголовно-процессуального исследования материалов оперативно-розыскной деятельности (ОРД).
Особенно часто это происходит по делам о преступлениях коррупционной направленности, мошенничестве, незаконном обороте наркотических средств и др., возбуждение которых предваряется оперативной проверкой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие и сущность результатов оперативно-розыскной деятельности………………………………………………………………4
2. Оформление результатов оперативно-розыскной деятельности………6
3. Особенности использования оперативно-розыскной деятельности…...8
Заключение………………………………………………………………………13
Список использованной литературы…………………………………………..15
Нормативные акты………………………………………………………………15
Судебная практика ……………………………………………………………...16

Работа состоит из  1 файл

основы суд.мед.и псих..doc

— 116.42 Кб (Скачать документ)

К сожалению, нередки случаи использования результатов ОРМ в доказывании напрямую, без их процессуального исследования.

Оренбургский областной суд признал Г. и Е., осужденных в числе других лиц, виновными в эпизоде легализации имущества, добытого преступным путем. До возбуждения уголовного дела они были подвергнуты административному аресту, во время отбывания которого оперативные работники проводили с ними беседы (опросы), сопровождавшиеся видео- и аудиозаписью. Эти записи впоследствии использовались на предварительном следствии и в суде как доказательства их виновности без проведения допросов названных лиц в соответствующем процессуальном качестве. Верховный Суд РФ исключил ссылку Оренбургского областного суда на эти записи в связи с невозможностью считать их допустимыми доказательствами[8].

В досудебном производстве по уголовному делу в отношении сотрудников таможни одного из аэропортов - начальника таможенного поста В., начальника отдела таможенного контроля П., других должностных лиц, иных установленных граждан, обвинявшихся в контрабанде, в качестве доказательств использовались фонограммы телефонных переговоров отдельных обвиняемых между собой и с другими лицами. Однако суду были представлены аудиокассеты с копиями фрагментов записей этих переговоров. Первоначальные цифровые носители информации оказались утраченными. В результате эксперты не смогли идентифицировать голоса, зафиксированные на спорных фонограммах и на образцах, представленных для сравнения. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что фрагментарные или "отредактированные копии указанных записей" не могут быть признаны доказательствами.

В подобных случаях следует всегда помнить положение, содержащееся в ст. 8 Закона об ОРД, в соответствии с которым при возбуждении дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого подвергались контролю, фонограмма (но не ее копия) и бумажный носитель записи передаются следователю. Дальнейший порядок их использования определяется уголовно-процессуальным законодательством.

Безусловно оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться для установления лиц или мест, у которых или где могут находиться объекты, пригодные для использования в качестве образцов для сравнительного исследования. Однако их переход к следователю должен быть осуществлен только прямым процессуальным путем - посредством производства выемки, обыска, проверки показаний на месте.

Следователи и прокуроры обязаны иметь в виду, что полученные оперативными работниками тайно от подозреваемых, обвиняемых объекты (в том числе аудиозаписи), предназначенные к использованию в качестве образцов для сравнительного исследования, также представляют собой результаты ОРД, требующие процессуальной проверки на предмет их относимости к делу, прежде чем может быть положительно решен вопрос об их использовании в доказывании.

Прокурорский надзор играет важную роль в обеспечении допустимости доказательств, полученных в результате процессуального исследования результатов ОРД.

Практика свидетельствует, что последствия нарушений закона, допущенные при ее производстве, крайне сложно нейтрализовать или компенсировать. Следовательно, тщательное изучение и принципиальная оценка прокурором материалов оперативно-розыскного производства, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, для производства отдельных следственных действий, могут предотвратить появление в уголовном деле недопустимых доказательств, принятие на их основе незаконных и необоснованных процессуальных решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Согласно ст. 1 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об

оперативно-розыскной деятельности" оперативно-розыскная деятельность – это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

              Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

- добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

- установление имущества, подлежащего конфискации.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

1. Опрос.

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

6. Наблюдение.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.      Настольная книга помощника судьи: Организация работы и административное судопроизводство / Д.Н. Бадмаева, Б.М. Будаев, В.А. Бухтиярова и др.; под общ. ред. Ю.П. Гармаева, А.О. Хориноева. Иркутск: САПЭУ, 2010. Вып. 3. 136 с.

2.      Феоктистова Е.Е. Международное сотрудничество органов предварительного расследования по уголовным делам: процессуально-правовые и криминалистические аспекты: монография. М.: Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, 2010. 100 с.

3.      Шумилов А.Ю. Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в России: Монография. М.: Издатель Шумилова И.И., 2007.

 

 

Нормативные акты

4.      Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Официальный текст (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. № 7.

5.      Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // "Ведомости Федерального Собрания РФ", 01.01.2002, N 1, ст. 1.

6.      Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" // "Российская газета", N 160, 18.08.1995.

7.      Приказ МВД РФ N 368, ФСБ РФ N 185, ФСО РФ N 164, ФТС РФ N 481, СВР РФ N 32, ФСИН РФ N 184, ФСКН РФ N 97, Минобороны РФ N 147 от 17.04.2007 "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд" // "Российская газета", N 101, 16.05.2007.

 

Судебная практика

8.      Определение Пермского краевого суда от 28.04.2011 по делу N 22-2916 // Документ опубликован не был.

9.      Постановление Президиума Московского областного суда от 13.07.2011 N 293 по делу N 44у-194/11 // Документ опубликован не был.

 

 

 

 

 

2

 

 



[1] "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ // "Ведомости Федерального Собрания РФ", 01.01.2002, N 1, ст. 1.

[2] Приказ МВД РФ N 368, ФСБ РФ N 185, ФСО РФ N 164, ФТС РФ N 481, СВР РФ N 32, ФСИН РФ N 184, ФСКН РФ N 97, Минобороны РФ N 147 от 17.04.2007 "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд" // "Российская газета", N 101, 16.05.2007.

 

 

[3] "Российская газета", N 160, 18.08.1995.

[4] Шумилов А.Ю. Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в России: Монография. М.: Издатель Шумилова И.И., 2007.

[5] Определение Пермского краевого суда от 28.04.2011 по делу N 22-2916 // Документ опубликован не был.

 

 

[6] Настольная книга помощника судьи: Организация работы и административное судопроизводство / Д.Н. Бадмаева, Б.М. Будаев, В.А. Бухтиярова и др.; под общ. ред. Ю.П. Гармаева, А.О. Хориноева. Иркутск: САПЭУ, 2010. Вып. 3. 136 с.

 

[7] Постановление Президиума Московского областного суда от 13.07.2011 N 293 по делу N 44у-194/11 // Документ опубликован не был.

 

 

[8] Феоктистова Е.Е. Международное сотрудничество органов предварительного расследования по уголовным делам: процессуально-правовые и криминалистические аспекты: монография. М.: Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, 2010. 100 с.

 


Информация о работе Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания