Билеты по криминалистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 14:00, шпаргалка

Описание

Ответы на билеты по дисциплине "Криминалистика"

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 80.71 Кб (Скачать документ)

Если  допрашиваемый не может вспомнить  отдельные факты и детали произошедшего, следователь задает вопросы, направленные на оживление ассоциативных связей, чтобы восстановить в памяти нужные сведения.

Когда имеются основания полагать, что  допрашиваемый сообщил неточные сведения, следователь ставит вопросы, направленные на выяснение условий  восприятия интересующих обстоятельств, установление иных способов проверки сомнительных данных.

Тактические приемы выбираются с учетом процессуального  положения допрашиваемого, особенностей его личности, желания или нежелания  давать правдивые показания и  других факторов.

Должна  быть исключена постановка вопросов, в которых в неявной форме  содержится желательный ответ (наводящие  вопросы). Недопустимы тактические  приемы, связанные с обманом, угрозами или шантажом, физическим или психическим  насилием, унижением чести и достоинства  допрашиваемого, понуждением к даче ложных показаний, оговору или самооговору, а также сориентированные на низменные  побуждения (корысть, месть и др.), невежество и предрассудки.

52.Формирование  показаний у допрашиваемого  лица.

1. Восприятие как  первая стадия  формирования показаний.

Эффективному  применению тактических приемов  производства допроса, верной оценке показаний  способствует правильное понимание  следователем таких психических  процессов, происходящих в сознании допрашиваемых, как восприятие, запоминание, воспроизведение.

В основе начального этапа формирования показании  лежит субъективное восприятие, то есть возникновение целостного образа предмета, в результате воздействия  объективного мира на различные органы чувств допрашиваемого. При этом к  чувственным ощущениям, отражающим внешние стороны предмета, присоединяется мыслительная деятельность, способствующая осознанию и отражению данного  предмета или явления, как единого целого в словесной форме.

Отражение действительности в сознании человека обусловлено различными моделирующими  механизмами личности: ее социальным статусом, социальной ролью, профессиональными, национально-культурными и возрастными  факторами, жизненным опытом и общекультурным уровнем.[3]

Полнота и достоверность показаний зависят  от определенных факторов, влияющих на особенности их формирования.Среди них несколько групп: свойства, восприятия и памяти свидетеля; психологические дефекты, присущие психике и нервной системе свидетеля; состояние свидетеля в момент восприятия события; обстановка в которой свидетель воспринял данное явление; продолжительность времени с момента восприятия факта до дачи показания; обстановка допроса на следствии и в суде; фантазирование в показаниях свидетеля.[5]

Так, нарушение  функций какого-либо из органов чувств влечёт за собой искажение восприятия (недостаточность слуха не позволяет  отчётливо расслышать, плохое зрение или дальтонизм влекут за собой искажённое восприятие цвета). У некоторых лиц  может быть обострён слух или зрение, и они могут видеть или слышать  то, чего не видят и не слышат другие (различные пороги ощущений).[7]

К субъективным факторам относится также направленность восприятия допрашиваемого и его  эмоциональность. Направленность восприятия обуславливается его преднамеренностью  или непреднамеренностью. Непреднамеренное, или непроизвольное, восприятие формируется  в том случае, если человек заранее  не готовится к восприятию. Преднамеренное восприятие характеризуется целенаправленностью, и поэтому его результатом  являются более правильные показания.

Преднамеренное  восприятие тесно связано с так  называемым профессиональным вниманием  при восприятии. Восприятие лицом  предметов или явлений, связанных  с его профессией, обычно является наиболее точным. Особенности профессионального  восприятия, объясняются так называемой апперцепцией, т.е. обусловленностью содержания и направленности восприятия предшествующим опытом, приобретенными знаниями, сложившимися интересами, отношением человека к  окружающей действительности.

Определенное  значение для избрания следователем тактики допроса, оценки его результатов  имеет учет фактора эмоциональности  в восприятии. Эмоции, испытываемые свидетелем в момент восприятия события, либо в связи с вызовом к  следователю на допрос, иногда настолько  отрицательно влияют на память, что  мешают сосредоточиться и вспомнить  обстоятельства.Эту особенность важно знать следователю для того, чтобы иметь возможность правильно оценить в показаниях то, что может быть гиперболизировано или приуменьшено под влиянием эмоционального отношения к воспринимаемому.

В оценке правильности показаний немалое  значение имеет учет склонности лица к фантазированию, которая рассматривается  как произвольное заполнение пробелов восприятия. В практике расследования  преступлений «чистая фантазия»  в показаниях почти исключена. Обычно производимую картину допрашиваемый  дополняет фантастическими наслоениями, касающимися отдельных деталей  события, дат, чисел. Выявление таких  фантастических наслоений возможно только в результате тщательного  анализа показаний, сопоставления  их с имеющимися в деле материалами.

К объективным  факторам, влияющим на полноту и  правильность восприятия, относятся  такие факторы, как освещенность воспринимаемого объекта; расстояние, на котором воспринимается объект или событие; погодные условия.

Освещенность  воспринимаемого объекта, если она  достаточна, помогает не только воспринимать его форму, но и различить детали.

При расследовании  разбойного нападения на С. важно  было установить, угрожал ли преступник ножом потерпевшему. Условия восприятия (ярко освещенная улица) позволили очевидцу происшествия рассмотреть нож и  сообщить его признаки следователю. Обнаруженный у преступника нож  был предъявлен в числе других ножей и опознан свидетелем по всем ранее названным признакам.

На правильность и остроту восприятия влияет и  такой объективный фактор, как  расстояние, на котором происходит восприятие. Здесь определенную роль играют законы перспективы и светотени. Так, большие предметы воспринимаются как близко расположенные, маленькие  – как удаленные. Тени от предметов, близко расположенных, обычно видны  отчетливо; тени от предметов, расположенных  далеко, практически не воспринимаются. В связи с этим необходимо учитывать  возможные искажения. Расстояние следует  учитывать не только в отношении  зрительного восприятия, но и слухового.

Правильность  и полнота восприятия зависит  от быстротечности события, иными словами, от времени наблюдения события. Большая  часть преступлений (убийства, разбой и др.) – события быстротечные и наблюдаются человеком на протяжении секунд или даже долей секунды. Они  воспринимаются менее полно и  всесторонне, чем те, которые наблюдаются  в течение более длительного  времени. Объясняется это тем, что  анализаторы человека за короткий промежуток времени успевают запечатлеть лишь часть события.[9]

Погодные  условия в значительной мере влияют на восприятие, нередко искажая представление  о воспринимаемом. Так, туман и  дождь влияют на восприятие формы, цвета, удаленности объектов. Снегопад может  искажать форму и величину воспринимаемого.

§ 2. Запоминание

Чрезвычайно важным фактором, влияющим на объективность  показаний, является память. Память предполагает обычно отражение, запечатление или  воспроизведение прошлого. Память –  это способность образовывать условные связи, сохранять и оживлять следы  этих условных связей.[10] Все воспринятое  человеком сохраняется в коре головного мозга, образуя временные  связи.

Память  человека, как и его восприятие, носит избирательный характер: человек  запоминает то из воспринятого, что  вызывает глубокие переживания или имеет существенное значение.

Все следы  памяти (энграммы) имеют тенденцию  к угасанию, затормаживанию. Поэтому  общим правилом допроса является необходимость его производства при минимальном истечении времени  после расследуемого события.

В связи с расстройством  функции мышления встречается патология  памяти. Расстройства памяти включают ее:

–       частичное усиление (гипермнезия),

–       ослабление (гипомнезия),

–       отсутствие (амнезия),

–       искажение (парамнезия).[11]

Это важно  знать следователю для правильной оценки показаний.

В зависимости  от индивидуальных особенностей личности, от преобладающего участия в работе памяти того или иного анализатора, память подразделяется на несколько видов.

Восприятию  действий, движений соответствует моторная (двигательная) память; восприятию зрительному  соответствует зрительная память; слуховому  – слуховая; осязательному совместно  со зрительным и слуховым – наглядно-образная память; запоминанию логических связей – словесно-логическая; переживаниям, чувствам – эмоциональная память. Все перечисленные виды памяти редко  встречаются у человека в их чистом виде. Однако, способность к запоминанию, сила памяти у людей различна. У  одних лучше развита зрительная память, причем до такой степени  детально, что человек может, например, автоматически назвать страницу и строчку книги, где изложено то или иное положение; у других –  слуховая, у третьих – словесно-логическая и так далее. Например, математик  запоминает лучше цифры, художник –  цвета, а музыкант – ноты, звуки. Такая память называется профессиональной.

Всякое  запоминание предполагает установление соответствующих нервных связей или ассоциаций.[12] В психологии различают  несколько видов ассоциаций или  ассоциативных связей: ассоциации по смежности, сходству, контрасту, однозначные и многозначные.

Ассоциации  по смежности предполагают запоминание  последовательно идущих событий  или действий, между которыми существует связь. Благодаря этому нервные  процессы, связанные с одним из них, вызывают действие нервных процессов, связанных с другим.

Ассоциации  по сходству имеют место тогда, когда  восприятие какого-либо объекта вызывает в памяти воспоминание сходного с  ним объекта, даже если он никогда  не воспринимался с ним совместно  или в какой-либо временной связи. Ассоциации по контрасту по своей  природе близки к ассоциации по сходству, однако, их сущность состоит в том, что восприятие какого-либо объекта  вызывает в памяти воспоминание о  другом объекте, отличающемся прямо противоположными признаками.

Определенную  роль в процессе запоминания выполняют  и другие виды ассоциативных связей, а именно: однозначные и многозначные. Однозначная ассоциативная связь  при запечатлении связывает определенное обстоятельство с одним каким-либо фактом или действием, многозначная – предполагает связь с несколькими  фактами.[13]

Запоминание различается как преднамеренное и непроизвольное. Преднамеренное запоминание  является целенаправленным и осуществляется с сознательным волевым усилием. Произвольное запоминание связано  с выделением «вех» запоминания, опорных пунктов, с выделением в  объекте структурных элементов, смысловых образований, их группировкой, систематизацией.[14] Непроизвольное запоминание  происходит без какого-либо желания  запомнить, и носит случайный  характер, а поэтому может быть не всегда точным и полным.

В практике расследования наиболее часты показания, не являющиеся результатом преднамеренного  запоминания наблюдаемого. Этим обстоятельством  и объясняется отрывочность, неполнота  сообщаемых сведений, забывание одних  деталей и яркое воспроизведение  других и тому подобное.

Однако  при производстве допроса свидетелей следует помнить о том, что  непроизвольно запоминается значительно  больше того, то воспроизводится впоследствии. Экспериментальные исследования психологов в области определения границ непроизвольного запоминания также приводят к данному выводу.[15]

Большое значение для использования в  допросе закономерностей непроизвольного  запоминания имеет выяснение  объективных и субъективных условий  непроизвольного внимания. Выяснение  обстановки непроизвольного запоминания  во многих случаях может способствовать более детальному воспроизведению  воспринятого, поскольку способствует оживлению ассоциативных связей, образовавшихся у личности при восприятии.

§ 3. Воспроизведение.

Информация о работе Билеты по криминалистике